ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-265/19 от 18.03.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Копылова Н.В. Дело № 2-265/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2020 года № 33-1251/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Белозеровой Л.В.,

судей Вахониной А.М., Медведчикова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Устюженского муниципального района Вологодской области на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 09 декабря 2019 года, которым признано незаконным решение финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от 09 августа 2019 года № 237 об отказе ФИО1 в назначении пенсии за выслугу лет.

На администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области возложена обязанность установить ФИО1 пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Устюженского муниципального района, утвержденным решением Земского Собрания Устюженского муниципального района от 19 июля 2018 года № 48, со дня подачи заявления, то есть с 15 июля 2019 года.

Взыскано солидарно с администрации Устюженского муниципального района Вологодской области и финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 в возмещение судебных расходов 3 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований о возмещении судебных расходов ФИО1 отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истца ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 14 сентября 1982 года была принята на должность инспектора (позднее – специалиста 2 категории) отдела социального обеспечения Устюженского райисполкома Вологодской области (позднее - отдел по социальным вопросам администрации Устюженского муниципального района Вологодской области).

Постановлением главы Устюженского муниципального района от 31 октября 2001 года № 457 во исполнение постановления губернатора Вологодской области от 17 августа 2001 года № 802 «О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда Российской Федерации» и в связи с фактической передачей указанных полномочий были сокращены должности ведущего специалиста и четыре должности специалистов 2 категории отдела по социальным вопросам администрации района.

31 октября 2001 года ФИО1 с её согласия была уволена с муниципальной службы специалиста 2 категории отдела по социальным вопросам администрации района и в порядке перевода (пункта 5 статьи 29 КзоТ РФ) принята на должность ведущего специалиста отдела назначения и перерасчета пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области.

29 ноября 2012 года была уволена с указанной должности по собственному желанию.

С 05 марта 2008 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности, что подтверждено соответствующей справкой Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное).

15 июля 2019 года ФИО1 обратилась в финансовое управление администрации Устюженского муниципального района Вологодской области с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Устюженского муниципального района, утвержденным решением Земского Собрания Устюженского муниципального района от 19 июля 2018 года № 48 (далее – Положение № 48), указав в анкете, что 31 октября 2001 года была уволена с должности муниципальной службы в связи с сокращением штатов.

Решением финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от 09 августа 2019 года № 237 ФИО1 отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие соответствующих оснований, а именно, ввиду того, что основание увольнения (перевод в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе - пункт 5 статьи 29 КзоТ РФ), отсутствует в перечне оснований для назначения пенсии, в том числе, установленных Положением № 48.

Не согласившись с таким решением, ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, в котором с учётом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным решение финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от 09 августа 2019 года № 237 об отказе ФИО1 в назначении пенсии за выслугу лет и возложить на администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области обязанность установить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением № 48, со дня подачи заявления, то есть с 15 июля 2019 года, а также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 7 000 рублей.

Определением суда от 02 октября 2019 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчика привлечено финансовое управление администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное).

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом. Её представитель по устному ходатайству ФИО2 уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области по доверенности ФИО3 относительно удовлетворения уточненных требований истца не возражала.

Представитель ответчика администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное) о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Устюженского муниципального района просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку увольнение истца 31 октября 2001 года имело место по основанию «перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность» (пункт 5 статьи 29 КЗоТ РФ), то в таком случае назначение пенсии за выслугу лет предусмотрено только для лиц, замещающих в органах местного самоуправления района высшие должности муниципальной службы (пункт 2.7 Положения № 48). Вывод суда о том, что увольнение ФИО1 произведено по основанию «в порядке перевода в связи с реорганизацией либо сокращением численности или штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления района» (пункт 2.5 Положения № 48), по мнению автора жалобы, является ошибочным. При подаче заявления о назначении пенсии истцом не представлена справка о месячном денежном содержании с указанием размера должностного оклада и начислений к нему, отсутствует ходатайство финансового управления на имя руководителя администрации о назначении пенсии. Выражает несогласие с решением суда в части взыскания в солидарном порядке с администрации Устюженского муниципального района Вологодской области и финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 в возмещение судебных расходов 3 300 рублей, поскольку администрацией Устюженского муниципального района Вологодской области нарушения прав и законных интересов истца не допускалось, отказ в назначении пенсии принят финансовым управлением администрации Устюженского муниципального района Вологодской области.

В возражениях на апелляционную жалобу финансовое управление администрации Устюженского муниципального района Вологодской области поддерживает доводы, изложенные в ней.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на нее, полагает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статей 23, 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также учитывая Положение № 48, пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от 09 августа 2019 года № 237 об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности на администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области установить пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением № 48, со дня подачи заявления, то есть с 15 июля 2019 года.

С таким выводом суда соглашается и судебная коллегия по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 Положения № 48 (в редакции, действовавшей до 31 октября 2019 года) лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы, в том числе и по такому основанию, как в порядке перевода в связи с реорганизацией либо сокращением численности или штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления район (подпункт 2.5 Положения № 48).

Лица, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2.2 - 2.5 и 2.7. - 2.1. настоящего пункта, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия за выслугу лет устанавливается после назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством при достижении возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», либо вне зависимости от возраста после назначения пенсии по инвалидности или пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, устанавливается распоряжением администрации Устюженского муниципального района и выплачивается ежемесячно из средств местного бюджета района путем перечисления на банковский счет (вклад) получателя в кредитной организации (пункт 9 Положения).

Финансовое управление, определив право лица на пенсию за выслугу лет, ходатайствует о назначении пенсии за выслугу лет перед руководителем администрации района (пункт 11 Положения).

Пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня увольнения с должности муниципальной службы и назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством и достижения возраста, установленного пунктом 2 Положения (пункт 13 Положения).

Принимая во внимание, что занимаемая ФИО1 должность специалиста 2 категории в органах местного самоуправления района была сокращена, истец уволена с муниципальной службы и в порядке перевода принята на работу в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области, при этом на дату обращения с заявлением о назначении пенсии стаж муниципальной службы истца непосредственно перед увольнением составлял более 19 лет, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент обращения с заявлением (15 июля 2019 года) ФИО1 в соответствии с указанным выше Положением, имела право на пенсию по выслуге лет.

Доводы подателя жалобы о том, что увольнение истца имело место по основанию «перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность» (пункт 5 статьи 29 КЗоТ РФ), в связи с чем в таком случае назначение пенсии за выслугу лет предусмотрено только для лиц, замещающих в органах местного самоуправления района высшие должности муниципальной службы, по пункту 2.7 Положения № 48, к которым ФИО1 не относится, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.

Из материалов дела следует, что на момент увольнения ФИО1 её должность подлежала сокращению, в связи с чем с её согласия она была уволена принята на работу в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области в порядке перевода, что соответствует основанию увольнения, поименованному в подпункте 2.5 пункта 2 Положения № 48.

Ссылка на то, что из числа оснований для назначения пенсии впоследствии было исключено основание, установленное пунктом 2.5 Положения № 48, на правильность выводов суда не влияет.

То обстоятельство, что при подаче заявления о назначении пенсии истцом не представлена справка о месячном денежном содержании с указанием размера должностного оклада и начислений к нему, также не опровергает выводов суда, поскольку такая справка может быть запрошена ответчиком в ходе исполнения судебного решения.

Отсутствие ходатайства финансового управления на имя руководителя администрации о назначении пенсии ФИО1 в данном случае относится к внутриорганизационным мероприятиям, не влияющим на существо разрешения спора.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с администрации Устюженского муниципального района в пользу ФИО1 судебных расходов признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку в силу пункта 9 Положения № 48 пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы устанавливается распоряжением администрации, а финансовое управление администрации выходит с ходатайством о назначении пенсии (пункт 11 Положения № 48).

Кроме того судебная коллегия учитывает, что в процессе рассмотрения дела администрация Устюженского муниципального района Вологодской области возражала относительно требований истца о назначении пенсии.

Как указано в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них

Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что ответчики не являются солидарными должниками, суд неправомерно взыскал с ответчиков в пользу ФИО1 судебные расходы в солидарном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит изменению, в связи с чем абзац 3 резолютивной части решения суда подлежит изложению в следующей редакции:

«Взыскать с администрации Устюженского муниципального района Вологодской области и финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 в долевом порядке расходы по оплате государственной пошлины по 150 рублей и расходы за оказанные услуги представителя по 1 500 рублей с каждого».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Устюженского районного суда Вологодской области от 09 декабря 2019 года изменить, абзац 3 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:

«Взыскать с администрации Устюженского муниципального района Вологодской области и финансового управления администрации Устюженского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 в долевом порядке расходы по оплате государственной пошлины по 150 рублей и расходы за оказанные услуги представителя по 1 500 рублей с каждого».

В остальном решение Устюженского районного суда Вологодской области от 09 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Устюженского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи