ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2680/20 от 17.11.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Номер дела по первой инстанции № 2-2680/2020

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело №33-6360/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2020 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Флюг Т.В.

судей Мещеряковой А.П., Порохового С.П.

при секретаре Шитовой И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности о финансировании и устранении,

по апелляционным жалобам представителя ответчика Федерального казенного учреждения ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя ответчика Федерального казенного учреждения ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю Шевченко В.В., представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю Морозовой М.А., прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Исполняющий обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю (ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (УФСИН России по Хабаровскому краю) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности о финансировании и устранении.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проверкой соблюдения уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности установлено, что администрацией ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю допускаются нарушения требований об обеспечении личной безопасности, в частности противопожарной, осужденных и персонала учреждения, предусмотренные ч.1 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.34, 37 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст.1, 4, 6, 82, 83 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Свода правил. 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 175, пп.21, 36 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390. По результатам указанной проверки прокуратурой вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако данные нарушения до настоящего времени не устранены. Администрация ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю самостоятельно, за счет собственных средств, устранить в полном объеме указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности не может, в силу значительности финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование ФКУ ИК-11 осуществляет УФСИН России по Хабаровскому краю, являющееся главным распорядителем бюджетных средств. В связи с изложенным просил суд возложить на ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: создать на объекте годовой план-график, с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ; обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); обеспечить аварийное освещение в местах размещения первичных средств пожаротушения и плана эвакуации, а также в помещении пожарного поста или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где расположен приемо-контрольный пожарный прибор; обеспечить проведение периодических (ежеквартальных) осмотров и проверок огнетушителей, с занесением записи в журнал учета первичных средств пожаротушения; обеспечить в световом исполнении в здании штаба (Литер А) табло «Выход» при выходе из коридора 1 этажа в лестничную клетку; обеспечить нахождение документации, которая должна быть на объекте, эксплуатирующем установку пожарной автоматики, предусмотренной п. 1.5.1 РД 009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания»; обеспечить разделение коридора 2 этажа штаба (Литер А) противопожарными перегородками 2 типа на отсеки протяженностью не более 60 метров. Возложить обязанность на УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечить финансирование указанных выше мероприятий по пожарной безопасности в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2020 года исковые требования и.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора удовлетворены.

Судом постановлено возложить на Федеральное казенное учреждение ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: создать годовой план-график, с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ; обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); обеспечить аварийное освещение в местах размещения первичных средств пожаротушения и плана эвакуации, а также в помещении пожарного поста или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где расположен приемо-контрольный пожарный прибор; обеспечить проведение периодических (ежеквартальных) осмотров и проверок огнетушителей, с занесением записи в журнал учета первичных средств пожаротушения; обеспечить в световом исполнении в здании штаба (Литер А) табло «Выход» при выходе из коридора 1 этажа в лестничную клетку; обеспечить нахождение документации, которая должна быть на объекте, эксплуатирующем установку пожарной автоматики, предусмотренной п. 1.5.1 РД 009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания»; обеспечить разделение коридора 2 этажа штаба (Литер А) противопожарными перегородками 2 типа на отсеки протяженностью не более 60 метров. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю обеспечить финансирование указанных выше мероприятий по пожарной безопасности в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю не согласился с решением суда, ссылаясь на его незаконность и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что для устранения нарушений требуются денежные средства, которые должны быть специально выделены из федерального бюджета, при отсутствии бюджетного финансирования ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю не вправе производить закупки, заключать государственные контракты.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю не согласился с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает на то, что возложение обязанности на УФСИН России по Хабаровскому краю по финансированию Учреждения приведет к ограничению прав главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к его компетенции.

Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не представлено.

В заседание судебной коллегии представители ответчиков ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю Шевченко В.В., УФСИН России по Хабаровскому краю Морозова М.А. поддержав доводы апелляционных жалоб, просят решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Прокурор Лазарева Н.А. просит решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю допускаются нарушения требований законодательства в части обеспечения противопожарной безопасности осужденных и персонала учреждения, а именно: в ИК-11 отсутствует годовой план-график, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ; не проведены регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) п. 63 Правил противопожарного режима). В зданиях ИК-11 в местах размещения первичных средств пожаротушения и плана эвакуации, а также в помещении пожарного поста или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где расположен приемо-контрольный пожарный прибор, отсутствует аварийное освещение; не обеспечено проведение периодических (ежеквартальных) осмотров и проверок огнетушителей, с занесением записи в журнал учета первичных средств пожаротушения; не обеспечено в световом исполнении в здании штаба (Литер А) табло «Выход» при выходе из коридора 1 этажа в лестничную клетку; не обеспечено нахождение документации, которая должна быть на объекте, эксплуатирующем установку пожарной автоматики, предусмотренной п. 1.5.1 РД 009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания»; обеспечить разделение коридора 2 этажа штаба (Литер А) противопожарными перегородками 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м.

В связи с чем, 07.02.2020 года начальнику ФКУ ИК-11 прокурором было внесено представление об устранении выявленных нарушений, их причин и условий им способствующих.

Согласно письменному ответу врио начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю от 11.03.2020 года, в бюджет учреждения не поступали денежные средства на техническое обслуживание и регламентно - профилактический учет систем пожарной безопасности, при этом, частично требования выполнены.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст.2 Конституции РФ, ст.ст.10, 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.2, 34, 37 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст.5 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 года № 390, Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 (НПБ 110-03), в силу которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в числе прочего создавать условия для обеспечения личной безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, обеспечивать исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

При этом суд исходил из того, что факт нарушения требований пожарной безопасности в зданиях (помещениях) ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю установлен и ответчиками не оспаривается, в связи с чем, требования прокурора о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Возлагая указанную обязанность на обоих ответчиков, суд указал, что в соответствии с Уставом ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю: учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем (ФСИН России) на праве оперативного управления; управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю и руководство учреждения; УФСИН России по Хабаровскому краю в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств; при недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в порядке, установленном действующим законодательством. УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с Положением, утвержденным Приказом ФСИН России от 11.06.2015 года № 518, осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, одной из задач территориального управления ФСИН России является обеспечение в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы. Судом установлено, что ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю принимались меры по устранению выявленных нарушений в пределах выделенного финансирования, велась переписка (подавались заявки) с УФСИН России по Хабаровскому краю по вопросу предоставления дополнительных лимитов бюджетных средств.

Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю о бюджетном финансировании не являются основанием для освобождения Учреждения от ответственности, учитывая, что Учреждение является юридическим лицом и самостоятельным участником бюджетного процесса, исполняющими свои обязательства в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, и на основании утвержденной бюджетной сметы при осуществлении бюджетных полномочий в соответствии с настоящим Кодексом осуществляет взаимодействие с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Из материалов дела не следует, что Учреждением были приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, предпринимались меры для получения денежных средств с целью устранения допущенных нарушений.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, отклоняя доводы апелляционных жалоб, которые повторяют возражения против иска, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.

Установив факт недостаточности выделяемых ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю средств для устранения выявленных недостатков и невозможность устранения допущенных нарушений лишь силами учреждения, суд первой инстанции обосновано удовлетворил иск к обоим ответчикам. При этом, возложенная судом обязанность не является солидарной, исполнение решения суда предполагает совершение ответчиками совместных согласованных действий, направленных на устранение существующей угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в пределах соответствующих компетенции и полномочий каждого из ответчиков.

В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Как верно указал суд первой инстанции, согласно Уставу ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, они же несут ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у него денежных средств.

Согласно пп.1, 5 Положения о Федеральной служба исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний и участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пп.1, 4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 года № 518).

К числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых Конституцией РФ прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь, как основу человеческого существования, источник всех других основных прав, свобод и высшую социальную ценность, и право на охрану здоровья, являющегося высшим для человека благом, без которого могут утратить значение другие блага.

В силу требований ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарной безопасностью объекта является состояние защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Специальный порядок финансирования и процедуры организации требуемых работ не могут служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенной судом обязанности. Обстоятельства, объективно препятствующие УФСИН России по Хабаровскому краю, обладающему в отношении подведомственного учреждения административно-властными полномочиями, принять меры, направленные на устранение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, не установлены.

Доводы апелляционных жалоб, выражая несогласие с решением суда, по существу выводов суда не опровергают и основанием для отмены судебного постановления являться не могут. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежаще оценив представленные доказательства, разрешил спор в соответствии с законом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Федерального казенного учреждения ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи