ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-273/2021 от 14.04.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сат А.К. Дело № 2-273/2021 (№33-161/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 14 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.,

судей Кочергиной Е.Ю., Ойдуп У.М.,

при секретаре Ооржак Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению Сурунгур Д.К. к администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» о признании незаконными распоряжений администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва», срочного трудового договора, записей в трудовой книжке, к администрации сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва об установлении факта трудовых отношений, об обязании внести запись в трудовую книжку, заключить трудовой договор, организовать сход граждан поселения, по апелляционной жалобе представителя истца Сурунгур Д.К. - Яндай-оола Т.В. на решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 14 сентября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Сурунгур Д.К. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва», администрации сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва с указанными выше требованиями, указав в обоснование о том, что 22 мая 2020 года инициативной группой из числа работников администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» был организован сход граждан сумона Эми путем дворового обхода на основании Указа Главы Республики Тыва от 6 апреля 2020 года № 76а «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCov на территории Республики Тыва». В ходе обхода проведен опрос граждан, и с согласия жителей одновременно давали бюллетени для избрания **. В тот же день после подведения итогов и подсчета голосов, при участии членов инициативной группы из числа работников администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва в присутствии кандидатов Б. и Сурунгур Д.К., ее избрали **. 25 мая 2020 года председателем администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва издано распоряжение о назначении ее **, с ней был заключен срочный трудовой договор от 25 мая 2020 года, срок действия - до назначения выборов **. 11 декабря 2020 года в ходе схода граждан ** была избрана она. Однако указанное решение схода граждан от 11 декабря 2020 года было обжаловано и отменено Тере-Хольским районным судом Республики Тыва 15 февраля 2021 года в связи с нарушением процедуры проведения схода граждан сумона, решение суда вступило в законную силу. После выборов она продолжила исполнять обязанности ** до 22 июня 2021 года. 22 июня 2021 года председателем администрации Тере-Хольского района Республики Тыва издано распоряжение л/с об отмене распоряжения от 25 мая 2020 года «О принятии работников на работу». Считает, что председатель администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва не имел права заключать трудовой договор с ней, а специалисты администрации Тере-Хольского кожууна не имели право вносить какие-либо записи в ее трудовую книжку, так как это выходит за рамки пределов их полномочий. Поскольку в структуру администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва ** не входит (ст. 3 Устава муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва»). Согласно ч. 1 ст. 2 Устава сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 27 мая 2015 года в структуру органов местного самоуправления сумона Эми входят: сход граждан, глава-председатель администрации сумона, администрация сумона, контрольно-счетный орган. ** избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы администрации сумона. В конце декабря другой кандидат **Б. подала заявление в суд, по которому судом были отменены все решения, принятые на Сходе граждан, в том числе решение Схода граждан об избрании Сурунгур Д.К. от 11 декабря 2020 года. Решение вступило в законную силу, не обжаловано. Просила признать незаконными распоряжение администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 25 мая 2020 года л/с о назначении Сурунгур Д.К. **, распоряжение администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 22 июня 2021 года л/с «Об отмене распоряжения л/с от 25 мая 2020 года», внесенные в ее трудовую книжку записи за , срочный трудовой договор от 25 мая 2020 года, установить факт трудовых отношений между Сурунгур Д.К. и Сельским поселением Сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва в должности ** с 25 мая 2020 года до избрания ** Республики Тыва. Обязать администрацию сельского поселения Сумона Эми Тере-Холского кожууна Республики Тыва внести запись в трудовую книжку Сурунгур Д.К. о приеме на работу с 25 мая 2020 года в должности **, заключить с ней трудовой договор с 25 мая 2020 года в должности ** до избрания **, организовать сход граждан поселения для избрания **.

Решением Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 14 сентября 2021 года исковые требования Сурунгур Д.К. к администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» удовлетворены частично.

Признано незаконным распоряжение администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» от 25 мая 2020 года л/с «О назначении Сурунгур Д.К. **

В признании незаконным распоряжения администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» от 22 июня 2021 года л/с «Об отмене распоряжения от 25 мая 2020 года» отказано.

Записи, внесенные в трудовую книжку Сурунгур Д.К., признаны недействительными:

запись от 25 мая 2020 года о назначении ** л/с от 25 мая 2020 года,

запись от декабря 2020 года об увольнении в связи с окончанием срока выполняемых работ в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации,

запись от 11 декабря 2020 года об избрании **, решение от 11 декабря 2020 года,

запись от 11 декабря 2020 , которым запись считать недействительной, запись от 26 февраля 2021 года считать недействительной, запись считать недействительной,

запись от 22 июня 2021 года «распоряжение от 5 мая 2020 года «О принятии на работу работников», распоряжение от 22 июня 2021 года.

Исковые требования Сурунгур Д.К. к администрации сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва удовлетворены частично.

Признан факт трудовых отношений между администрацией сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и Сурунгур Д.К., исполнявшей обязанности ** с 25 мая 2020 года по 22 июня 2021 года.

На администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна возложена обязанность внести в трудовую книжку Сурунгур Д.К. сведения о приеме её на работу на основании распоряжения л/с об исполнении ею обязанностей ** с 25 мая 2020 года, и о прекращении трудовых отношений с 22 июня 2021 года на основании распоряжения л/с.

В удовлетворении требования Сурунгур Д.К. об обязании администрации сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва заключить с Сурунгур Д.К. трудовой договор как с исполняющей обязанности ** до вновь избрания **, отказано.

В удовлетворении требования об обязании администрации сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва организовать сход граждан поселения Эми для избрания **, отказано.

Дополнительным решением Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 9 ноября 2021 года срочный трудовой договор от 25 мая 2020 года, заключенный между администрацией муниципального района «Тере-Хольский кожуун» Республики Тыва в лице председателя Ч. и Сурунгур Д.К. признан незаконным.

Не согласившись с решением суда в части, представитель истца Сурунгур Д.К. - Яндай-оол Т.В. подал апелляционную жалобу, в которой оспаривает распоряжение председателя администрации муниципального района Тере-Хольский кожуун Ч. от 22 июня 2021 года л/с, которым отменено распоряжение л/с от 25 мая 2020 года, как незаконное, не имеющее юридической силы, изданное в нарушение ст. 77 и 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих общие основания и общий порядок оформления прекращения трудового договора. В мотивировочной части распоряжения основанием указано устное требование заместителя прокурора Кызылского кожууна Республики Тыва, дислоцированного в Тере-Хольском кожууне Республики Тыва М. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в надзорных полномочиях, предусмотренных статьей 22 не предусмотрены устные требования прокурора об отмене актов. В соответствии с ч. 5 ст. 35 Устава муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» от 11 июня 2019 года предусмотрено, что председатель администрации издает распоряжения в пределах своих полномочий по вопросам организации работы администрации. Также судом не дана оценка ранее заключенному срочному трудовому договору от 25 мая 2020 года, заключенному между Сурунгур Д.К. и председателем администрации Тере-Хольского района Республики Тыва, где пунктом 2.3 договора предусмотрен срок договора с 25 мая 2020 года до объявления конкурса. В связи с чем, считает, что издание председателем администрации Тере-Хольского кожууна распоряжения л/с от 22 июня 2021 года вышло за пределы его полномочий, предусмотренных Уставом муниципального района, уставом сельского поселения, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации. В самом решении судом признан факт трудовых отношений до 22 июня 2021 года, при том, что трудовой договор с Сурунгур Д.К. был заключен до объявления конкурса на замещение **. До настоящего времени сход граждан не проведен, ** не избран. Считает, что фактический допуск к трудовым обязанностям Сурунгур Д.К. в качестве ** возникли 25 мая 2020года и до объявления конкурса **. Просил отменить решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 14 сентября 2021 года в части, а именно: признать незаконным распоряжение администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 22 июня 2021 года л/с; установить факт трудовых отношений между сельским поселением сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и Сурунгур Д.К. в должности ** с 25 мая 2020 года и до избрания **; обязать администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва внести запись в трудовую книжку Сурунгур Д.К. о приеме на работу с 25 мая 2020 года в должности **; обязать администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва заключить трудовой договор с Сурунгур Д.К. с 25 мая 2020 года в должности ** до вновь избрания **

В уточнении к апелляционной жалобе 22 марта 2022 года представитель истца просил изменить решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва в части. Признать незаконным распоряжения администрации Тере-Хольского кожууна от 22 июня 2021 года л/с; также установить факт трудовых отношений между сельским поселением сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и Сурунгур Д.К. в должности ** с 25 мая 2020 года до избрания **. От апелляционной жалобы: в части возложения обязанности на администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва внести запись в трудовую книжку Сурунгур Д.К. о приеме на работу с 25 мая 2020 года в должности ** и заключении трудового договора с Сурунгур Д.К. с 25 мая 2020 года в должности ** до вновь **, отказался.

В возражении на апелляционную жалобу заместитель межрайонного прокурора с дислокацией в с. Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва М. просил оставить решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 14 сентября 2021 года без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Сурунгур Д.К. - Яндай-оол Т.В. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить решение суда в части. От апелляционной жалобы в части возложения обязанности на администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва внести запись в трудовую книжку Сурунгур Д.К. о приеме на работу с 25 мая 2020 года в должности ** и заключении трудового договора с Сурунгур Д.К. с 25 мая 2020 года в должности ** до вновь избрания **, отказался.

Истец Сурунгур Д.К., представители ответчиков администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва», администрации сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, председатель Схода граждан в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 года 3 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно частям 2, 3, 4, 5, 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Согласно статье 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение Схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников Схода граждан. Решение схода граждан принимается открытым или тайным голосованием, оформляется протоколом. В протоколе указывается; дата и место проведения схода; общее число граждан, проживающих на соответствующей территории; число граждан, обладающих избирательным правом; число присутствующих; повестка дня; краткое содержание выступлений; принятые решения. Протокол подписывает глава муниципального образования.

В соответствии с частями 4 - 9 статьи 25 Закона о местном самоуправлении участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения и официальному опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Согласно статье 25.1 Закона о местном самоуправлении в случаях, предусмотренных указанным Законом, сход граждан может проводиться:

- в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);

- в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

- в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

- в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

- в населенном пункте, входящем в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенном на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории данного населенного пункта;

- в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам выдвижения, подготовки, отбора и реализации инициативных проектов;

- в соответствии с законом субъекта РФ на части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта;

- в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения о создании вновь образованного поселения, а также во вновь образованном поселении, если численность его жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 300 человек, по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного поселения;

- в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения;

- в сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта.

Согласно части 1.1 статьи 25.1 Закона о местном самоуправлении в сельском населенном пункте сход граждан также может проводиться в целях выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных законодательством РФ о муниципальной службе.

На основании части 2 статьи 25.1 Закона о местном самоуправлении сход граждан, предусмотренный указанной статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта (либо части его территории) или поселения. В случае если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан в соответствии с уставом муниципального образования, в состав которого входит указанный населенный пункт, проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно части 2.1 статьи 36 Закона № 131-ФЗ, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Из Конституции Республики Тыва видно, что местное самоуправление является одной из самостоятельных форм осуществления власти народом.

Республика Тыва наделена полномочиями по законодательному обеспечению организации и деятельности местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом. В целом правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законами Республики Тыва могут регулироваться отдельные вопросы в силу прямого указания в федеральных законах, либо при отсутствии правового регулирования на федеральном уровне.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 25 мая 2020 года председатель администрации Тере-Хольского кожууна своим распоряжением назначил Сурунгур Д.К. **, заключил срочный трудовой договор от 25 мая 2020 года с 25 мая 2020 года на определенный срок п. 5 ст. 12 Указа Главы Республики Тыва от 6 апреля 2020 года а «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение завоза и распространение новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-n-Cov, на территории Республики Тыва» до объявления конкурса на должность. Трудовой договор является договором по основной работе, испытательный срок не устанавливался.

Из распоряжения о приеме на работу /лс от 25 мая 2020 года следует, что на работу принята Сурунгур Д.К. ** с 25 мая 2020 года до назначения выборов **

11 декабря 2020 года состоялся Сход граждан, на котором ** была избрана Сурунгур Д.К.

Решение Схода граждан от 11 декабря 2020 года было обжаловано и отменено Тере-Хольским районным судом Республики Тыва 15 февраля 2021 года, в связи с нарушением процедуры проведения Схода граждан с. Эми. Решение суда сторонами не обжаловано и вступило в законную силу.

Сурунгур Д.К. после выборов продолжила ** до 22 июня 2021 года.

Председатель администрации района 22 июня 2021 года издал распоряжение л/с об отмене распоряжения от 25 мая 2020 года «О принятии работников на работу».

Исходя из статьи 10 Устава сельского поселения Эми Тере-Хольского района Республики Тыва от 27 мая 2015 года предусмотрено, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном решением Схода граждан сумона. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается решением Схода граждан сумона и не может превышать 3 процентов от числа жителей сумона, обладающих избирательным правом.

В соответствии со статьей 19 Устава с. Эми ** избирается Сходом граждан сроком на 4 года.

Согласно статье 18 Устава с. Эми порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения Схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей в сходе граждан. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение Схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Согласно статье 3 Устава муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: Хурал Представителей Тере-Хольского кожууна, Глава кожууна Республики Тыва - председатель Хурала представителей кожууна, администрация Тере-Хольского кожууна, контрольно-счётный орган.

Согласно статье 17 Устава с. Эми, структуру органов местного самоуправления составляют: Сход граждан сумона, Глава сумона, администрация сумона, контрольно-счетный орган сумона.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии с частью 5 статьи 35 Устава муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» председатель администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Тыва, настоящим уставом, нормативно-правовыми актами Хурала представителей, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных, государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.

Согласно статье 3 Устава муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: Хурал Представителей Тере-Хольского кожууна, Глава кожууна Республики Тыва - председатель Хурала представителей кожууна, администрация Тере-Хольского кожууна, контрольно-счётный орган.

Согласно статье 17 Устава с. Эми, структуру органов местного самоуправления составляют Сход граждан сумона, Глава сумона, администрация сумона, контрольно-счетный орган сумона.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

В случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в срок, предусмотренный частью 1 настоящей статьи (70 дней), а также, если такой орган отсутствует, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 5 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный частью 6 настоящей статьи срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого представительный орган муниципального образования, а в случае его отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Избирательную комиссию Республики Тыва обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 Федерального закона, а при отсутствии представительного органа муниципального образований - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.

Из срочного трудового договора от 5 мая 2020 года следует, что заключен он между администрацией муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» в лице председателя Ч. и Сурунгур Д.К., согласно которому Сурунгур Д.К. как работник обязуется выполнять трудовые обязанности по должности ** до объявления конкурса на эту должность. Содержание трудового договора предусматривает соблюдение работником правил внутреннего распорядка организации, исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, режим работы и время отдыха, условия труда, оплату труда, виды и условия социального страхования.

Из распоряжения л/с от 25 мая 2020 года следует о принятии Сурунгур Д.К. **.

Из трудовой книжки Сурунгур Д.К. следует, что имеются записи с по : запись под от 25 мая 2020 года «Назначена **»; запись под от (без даты) декабря 2020 года «Уволена в связи с окончанием срока выполняемых работа в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ; запись под от 11 декабря 2020 года «Избрана **» Решение от 11 декабря 2020 года; запись от 11 декабря 2020 года «Запись считать недействительной»; запись от 26 февраля 2021 года запись за считать недействительной. Решение Тере-Хольского районного суда РТ», запись под от 22 июня 2021 года «Распоряжение от 25 мая 2020 года «О принятии на работу работников» отменено. Распоряжение от 22 июня 2021 года.

Из табелей учета рабочего времени работников администрации сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва следует, что Сурунгур Д.К. в должности ** проработала с мая 2020 года по июль 2021 года 241 день, то есть 1 928 рабочих часов.

Представлены сведения о страховании в Пенсионный фонд России Сурунгур Д.К. за период с августа 2020 года по июль 2021 года.

Распоряжением председателя администрации муниципального района «Тере- Хольский кожуун Республики Тыва» Ч. от 22 июня 2021 года л/с отменено распоряжения от 25 мая 2020 года «О принятии работников на работу» (о назначении ** Сурунгур Д.К.).

Из ответа администрации с.Эми на запрос суда следует, что 23 мая 2020 года по поручению председателя администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» Ч. работниками администрации был организован Сход граждан с. Эми путем обхода граждан проживающих в **. Конкурсная комиссии не избиралась. Протокол и бюллетени избрания администрация муниципального района «Тере-Холский кожуун Республики Тыва в администрацию с. Эми не передавала, документы переданы в избирательную комиссию Тере-Хольского кожууна Республики Тыва. Сведений об избрании председателя схода граждан с. Эми не имеется.

Из ответа Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского кожууна Республики Тыва следует, что конкурсная комиссия администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва в ТИК Тере-Хольского кожууна Республики Тыва какие-либо документы, касающиеся избрания ** 23 мая 2020 года не передавали.

Из ответа администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» следует, что протокол, итоги голосования Схода граждан от 23 мая 2020 года в администрации не имеется, в связи с тем, что должны находиться в Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского кожууна, а также у председательствующего Сходом |граждан от 25 мая 2020 года. Протокол избрания Председателя Схода граждан до 23 мая 2021 года, также должен находиться у ** Сурунгур Д.К. Администрация кожууна не располагает полномочиями проведения Схода граждан, в соответствии с Уставом с. Эми.

Из показаний свидетеля Ш. следует, что 7 мая 2020 года во время сессии депутатов Хурала Тере-Хольского кожууна был поставлен вопрос об избрании **, тогда администрацией муниципального образования «Тере-Хольский кожуун» было решено избрать **. 23 мая 2020 года в воскресенье она как представитель администрации, С. куратор с. Эми, полномочный представитель Правительства Республики Тыва в Тере-Хольском кожууне А., кандидаты Б. и Сурунгур Д.К. на машине ездили по домам, стоянкам и провели выборы ** поэтапно. На основании распоряжения № 76а «О мерах недопущения вызванной новой коронавирусной инфекцией» Главы Республики Тыва тогда был запрет на проведение выборов, поэтому ранее они представители администрации Тере-Хольского кожууна созвонились с представителями Министерства юстиции Республики Тыва, чтобы провести выборы поэтапно. В тот день при дворовом обходе при ней вытаскивались бюллетени и раздавали, чтобы жители проголосовали за кандидатов. Ни председателя, ни секретаря конкурсной комиссии не избирали. Подсчет проводили в здании администрации Тере-Хольского кожууна, большее количество голосов набрала Сурунгур Д.К. После обхода избирательные бюллетени положила на стол С., в кабинете никого не было. Проект распоряжения 25 мая 2020 года «О назначении **Сурунгур Д.К.» подготовила она, при подготовке проекта данного распоряжения никто какие-либо документы по результатам выборов в Администрацию Тере-Хольского кожууна не представил.

Из показаний свидетеля Б, следует, что до проведения выборов ** заблаговременного оповещения населения не было, вопросы подлежащие обсуждению на Сходе граждан не были обнародованы, на сайте администрации с.Эми каких-либо сведений не было. Она от секретаря конкурсной комиссии Г. в последний день узнала о проведении выборов и сдала документы на кандидата. Инициативной группы не было. 23 мая 2020 года в период пандемии она совместно с инициативной группой из числа работников администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун РТ» провели голосования при подворном обходе жителей с.Эми, с выездом на чабанские стоянки в **. Схода граждан не было, секретаря и председателя Схода граждан не избирали. Представителей ТИК Тере-Хольского кожууна не было, кто предоставил бюллетени она не знает, но бюллетени были.

Суд первой инстанции, установив, что про выборы на 23 мая 2020 года заблаговременно не объявляли, вопросы подлежащие рассмотрению не обнародовали, сход граждан не созывался, инициативная группа была сформирована не из работников администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун РТ», что противоречит требованиям устава с. Эми, председателя и секретаря Схода граждан не избирали, положение о проведении выборов путем подворного обхода на Сходе граждан не утверждали, где и кем были заказаны бюллетени, в каком количестве, сколько жителей проголосовало, сколько голосов было отдано за каждого кандидата неизвестно, протокол подсчета бюллетеней и решения по итогам голосования не имеется, на Сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое Сходом граждан, также и по смыслу ст. 37 № 131-ФЗ глава муниципального образования заключает контракт с главой местной администрации, т.е. подписывает контракт с лицом, утвержденным представительным органом муниципального образования, по результатам выборов, в нарушение требований ст. 37 № 131-ФЗ, ст.ст. 17,18,19 устава с. Эми, председателем администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» Ч. вынесено распоряжение о назначении Сурунгур Д.К. ** до объявления выборов, согласно уставу Тере-Хольского района в структуру органов местного самоуправления муниципального района «Тере-Хольский кожуун РТ» администрация с. Эми не входит. Согласно уставу с. Эми администрация села в подчинении администрации района не находится, сделал вывод о том, что распоряжение председателя администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» от 25 мая 2020 года л/с о назначении Сурунгур Д.К. ** издано ненадлежащим работодателем.

22 июня 2021 года в порядке самоконтроля председателем администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» издано распоряжение л/с «Об отмене распоряжения от 25 мая 2020 года». В соответствии ч. 1 ст. 48 № 131-Ф3, ст. 35 Устава Муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.

Установив, что срочный трудовой договор от 25 мая 2020 года с истцом заключал не уполномоченное на то лицо - председатель администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» Ч.., что исключает возможность продолжения трудовых отношений, то суд первой инстанции сделал вывод о незаконности данного договора.

Также установив, что записи в трудовой книжке Сурунгур Д.К. под номерами с внесены неуполномоченным работодателем - администрацией муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» сделал вывод о том, что указанные записи следует признать недействительными.

Суд первой инстанции признал факт трудовых отношений между истцом и администрацией с. Эми по **, поскольку истец 5 мая 2020 года была допущена администрацией муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» к исполнению трудовых обязанностей ** до объявления выборов.

Согласно записи в трудовой книжке под от (без даты) декабря 2020 года, Сурунгур Д.К. была уволена в связи с окончанием срока выполняемых работ в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации. После отмены результатов выборов Тере-Хольским районным судом 15 февраля 2021 года, в связи с нарушением процедуры проведения выборов, истец Сурунгур Д.К. самовольно продолжила исполнение обязанностей **, хотя с ней никто не заключал нового трудового договора. Исполняла трудовые обязанности в соответствии с трудовым распорядком, обладала полномочиями **, предусмотренными уставом с.Эми, составлением табеля учета рабочего времени с получением заработной платы, отчислением страховых выплат. Поскольку жители с. Эми не стали возражать и не инициировали проведения Схода граждан для обсуждения вопроса о замещении должности ** другим лицом, суд первой инстанции посчитал возможным признать факт трудовых отношений в период с 5 мая 2020 года по 22 июня 2021 года между администрацией с. Эми и Сурунгур Д.К.

Изданное распоряжение от 22 июня 2021 года л/с суд первой инстанции посчитал законным, поскольку ранее принятый акт от 25 мая 2020 года был принят в нарушение требований положений№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского района Республики Тыва.

Требование истца о признании незаконным распоряжения председателя администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» от 25 мая 2020 года л/с о назначении Сурунгур Д.К. ** суд первой инстанции признал обоснованным, поскольку оно издано ненадлежащим лицом.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Суд первой инстанции не нашел оснований возложения обязанности на администрацию с. Эми заключить трудовой договор с Сурунгур Д.К. как с **, поскольку в соответствии ч. 6 ст. 37 № 131-ФЗ, ст.ст. 19;18 Устава с. Эми лицо назначается на должность ** представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с ** заключается главой муниципального образования. Порядок организации и проведения схода граждан определен уставом муниципального образования, кроме посчитал нелегитимным проведенный 23 мая 2020 года Сход граждан с. Эми на основании вышеуказанных нарушений, допущенных при проведении Схода граждан с. Эми и отсутствием подтверждающих документов.

Суд первой инстанции не нашел оснований удовлетворения требования истца обязать администрацию с. Эми провести Сход граждан, поскольку оснований, предусмотренных ст. 1 ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», не усматривается, так как компетентные субъекты по обсуждаемым требованиям в Тере-Хольском районе учреждены и функционируют, то есть поселение не упразднено, устав села и население имеется, территориальная избирательная комиссия работает, инициативная группа формируется из числа жителей, администрация района, Хурал представителей района, прокуратура работает, обстоятельств препятствующих проведению Схода граждан не усматривается. Также 1 июля 2021 года объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность **, дата проведения 5 сентября 2021 года.

Судебной коллегией также установлено, что решением Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 15 февраля 2021 года, не обжалованного и вступившего в законную силу, были отменены решения Схода граждан сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 15 августа 2020 года «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на **» и «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность **»; от 24 октября 2020 года «О назначении местного выбора на должность **»; от 05 декабря 2020 года «Об организации поэтапного Схода граждан для проведения выбора местного значения на должность **»; от 11 декабря 2020 года «Об избрании председателя и секретаря»; от 11 декабря 2020 года «Об установлении итогов голосования и определения результатов выборов **», как проведенных с нарушениями требований ч. 3.1 ст.25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку жители муниципального образования заблаговременно не оповещались о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременно не были ознакомлены с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан не выполнены, также не имелось кворума для принятия решения.

Из решения от 4 декабря 2021 года Схода граждан сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского района следует, что по итогам голосования и определения результатов выборов ** выборы ** признаны состоявшимися и действительными при явке избирателей 59,6%; избрана ** Сурунгур Д.К. путем тайного (закрытого) голосования избирателями, набрав 43,2% голосов от числа проголосовавших избирателей.

Согласно частям 1, 2 статьи 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.

Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

В соответствии с частью 3 статьи 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.

Согласно пункту 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» лицо, подавшее апелляционную жалобу, а также прокурор, принесший апелляционное представление, вправе отказаться как в целом, так и в части от апелляционных жалобы, представления в любое время до вынесения судом апелляционной инстанции апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления должно быть подано в суд апелляционной инстанции в письменной форме (статья 326 ГПК РФ).

В соответствии с частью 1.1 статьи 3, частью 1 статьи 35 ГПК РФ заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления может быть подано в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вопрос о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления решается судом апелляционной инстанции в судебном заседании, назначенном для рассмотрения апелляционных жалобы, представления, в котором необходимо проверить полномочия лица на отказ от апелляционных жалобы, представления.

Если в соответствии со статьей 54 ГПК РФ в доверенности специально оговорено право представителя на апелляционное обжалование судебного постановления суда первой инстанции, то такой представитель также вправе отказаться от поданной им апелляционной жалобы при условии, что в доверенности специально не оговорено иное.

Суд апелляционной инстанции принимает отказ от апелляционных жалобы, представления, если установит, что такой отказ носит добровольный и осознанный характер.

При отказе прокурора от апелляционного представления, поданного в интересах другого лица, суд апелляционной инстанции продолжает рассмотрение дела, если лицо, в интересах которого подано апелляционное представление, либо его законный или уполномоченный представитель не заявят ходатайство о прекращении апелляционного производства (часть 4 статьи 1, часть 2 статьи 45 ГПК РФ).

Суд апелляционной инстанции на основании части 3 статьи 326 ГПК РФ выносит определение о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления, которым прекращается апелляционное производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.

После прекращения апелляционного производства в связи с отказом от апелляционных жалобы, представления обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции вступает в законную силу, если оно не обжалуется в апелляционном порядке другими лицами.

Представителем истца Сурунгур Д.К. - Яндай-оолом Т.В. в заседании суда апелляционной инстанции заявлен отказ от апелляционной жалобы в части возложения обязанности на администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва внести запись в трудовую книжку Сурунгур Д.К. о приеме на работу с 25 мая 2020 года в должности ** и заключении трудового договора с Сурунгур Д.К. с 25 мая 2020 года в должности ** до вновь избрания **.

Поскольку на решение суда первой инстанции была подана апелляционная жалоба представителем истца СурунгурД.К. - Яндай-оолом Т.В., в доверенности от 23 августа 2021 года оговорено право представителя на апелляционное обжалование судебного постановления суда первой инстанции, то данный представитель вправе отказаться от поданной апелляционной жалобы. Отказ от апелляционной жалобы в части носит осознанный характер. Апелляционная жалоба в части отозвана до вынесения судом апелляционного определения, поэтому судебная коллегия считает возможным принять отказ от апелляционной жалобы в части и прекратить апелляционное производство.

Доводы жалобы о признании незаконным распоряжения администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 22 июня 2021 года л/с, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Данное распоряжение вынесено в порядке самоконтроля в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, статьей 35 Устава Муниципального района «Тере-Хольский-кожуун Республики Тыва» согласно которым орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Часть 1 статьи 48 указанного Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.

Указанные нормы предполагают полномочия органов местного самоуправления в порядке самоконтроля отменять правовые акты в случае их несоответствия требованиям законодательства.

Таким образом, поскольку оспариваемое распоряжение от 22 июня 2021 года отменял ранее принятый им акт от 25 мая 2020 года, принятый в нарушение требований № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и устава с. Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, то суд первой инстанции обоснованно исходил из требований законодательства и сделал правильные выводы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 15-П от 27 июня 2013 года указал, что положения п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е., согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных 15 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2).

При таких данных, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст. 37 (части 1 и 3) Конституции РФ свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Таким образом, нормы Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применимы, а при отсутствии оснований для признания незаконным распоряжения администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» от 22 июня 2021 года л/с «Об отмене распоряжения от 25 мая 2020 года, не имеется оснований и для установления факта трудовых отношений между сельским поселением сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и Сурунгур Д.К. в должности ** с 25 мая 2020 года до избрания **

Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.

Основанием учреждения местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти в городских, сельских поселениях и на других территориях (статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) является воля населения этих территорий, выраженная непосредственно или через образованные им выборные (представительные) органы местного самоуправления. Соответственно, реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке, а срок этих полномочий должен, как правило, совпадать со сроком действия мандата. При этом необходимо учитывать как обязательное условие периодичности выборов, так и необходимость обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти.

Из преамбулы Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что данный нормативно-правовой акт устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ.

В силу ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей в том числе статус выборного должностного лица местного самоуправления, срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет (ч. 2); полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (ч. 3); выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования (ч. 5).

В силу части 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Из анализа приведенных норм следует, что лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 7-П от 2 апреля 2002 года указал, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.

Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, в связи с чем полномочия выборного должностного лица местного самоуправления исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержатся в главах 15 и 16 ТК РФ, а непрерывно.

В постановлении № 15-П от 27 июня 2013 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е., согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, судебная коллегии приходит к выводу о том, что деятельность **, как выборного должностного лица местного самоуправления, регламентируется Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не трудовым законодательством, в связи с чем, общие положения Трудового кодекса Российской Федерации к возникшим правоотношениям, не подлежат применению.

Поскольку после 22 июня 2021 года Сурунгур Д.К. продолжала работать в должности ** в отсутствие каких-либо оснований, по своей инициативе, то ее требование об установлении факта трудовых отношений с 25 мая 2020 года и до избрания ** не подлежат удовлетворению.

В этой связи в удовлетворении данного искового требования судом первой инстанции отказано обоснованно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 326, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

принять отказ представителя истца Сурунгур Д.К. - Яндай-оола Т.В. от апелляционной жалобы на решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 14 сентября 2021 года в части возложения обязанности на администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва внести запись в трудовую книжку Сурунгур Д.К. о приеме на работу с 25 мая 2020 года в должности ** и заключении трудового договора с Сурунгур Д.К. с 25 мая 2020 года в должности ** до вновь избрания **

Апелляционное производство по настоящему гражданскому делу по апелляционной жалобе представителя истца Сурунгур Д.К. - Яндай-оола Т.В. прекратить в части возложения обязанности на администрацию сельского поселения сумона Эми Тере-Хольского кожууна Республики Тыва внести запись в трудовую книжку Сурунгур Д.К. о приеме на работу с 25 мая 2020 года в должности ** и заключении трудового договора с Сурунгур Д.К. с 25 мая 2020 года в должности ** до вновь избрания **.

Решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев через Тере-Хольский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи