Судья Карелин А.В. Дело № 2-277/2023
33-2273/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Булатова П.Г.,
судей Доставаловой В.В., Резепиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаповаловым М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 августа 2023 г. гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 3» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 3» на решение Далматовского районного суда Курганской области от 1 июня 2023 г.,
заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 3» (далее – ГКУ «УСЗН № 3») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование требований истцом указано, что в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» ФИО1 назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта, заключенного 2 августа 2022 г. на срок до 1 августа 2023 г. и Программы социальной адаптации. Размер оказанной ФИО1 материальной поддержки на предпринимательство составил 350000 рублей. В период со 2 августа 2022 г. по 26 января 2023 г. ФИО1 были представлены отчеты о нецелевом расходовании денежных средств, из чего следует, что им было допущено существенное нарушение условия социального контракта и Программы социальной адаптации. 26 января 2023 г. социальный контракт с ФИО1 был расторгнут на основании пп. 10 п. 30 постановления Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» и пп. 5.2 п. 5 социального контракта. В добровольном порядке ФИО1 выделенные ему на основании социального контракта денежные средства в размере 350000 рублей не возвратил.
Ссылаясь на ненадлежащее выполнение ответчиком обязательств по программе социальной адаптации на основании постановления Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г.№ 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта», положения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК Российской Федерации, ГК РФ), истец просил суд взыскать с ФИО1 сумму выплаченной материальной поддержки в размере 350000 рублей, а также почтовые расходы в размере 269 рублей 50 копеек.
В судебном заседании представители истца ГКУ «УСЗН № 3» – ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, на доводах иска настаивали.
Ответчик ФИО1 возражал против заявленных исковых требований, настаивая на том, что приобретение им товара с расхождением по количеству и наименованию, которое не соответствует бизнес-плану, связано с производственной необходимостью, низкой ценой оборудования в момент приобретения. Указал, что по настоящее время осуществляет деятельность по пошиву одежды.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом вынесено решение, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 3» к ФИО1 о взыскании денежных средств отказать.».
В апелляционной жалобе истец ГКУ «УСЗН № 3» просит отменить решение Далматовского районного суда Курганской области от 1 июня 2023 г., принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы апеллянт, приводя доводы иска, выразил несогласие с выводом суда о том, что приобретенное ответчиком оборудование и материалы приобретены по целевому назначению и используются для осуществления предпринимательской деятельности. Считает, что судом не были учтены доводы стороны истца о том, что в предоставленной ответчиком книге доходов и расходов не отражена информация о полученных им доходах и понесенных расходах, ввиду чего истец не располагает информацией об осуществлении ФИО1 с августа 2022 г. предпринимательской деятельности. Обращает внимание, что сумма материальной поддержки на основании социального контракта на развитие предпринимательской деятельности, полученная ФИО1, составляет 350000 рублей, тогда как платежные документы им представлены на сумму 283292 рубля 38 копеек. При этом представленные платежные документы не подтверждают целевое использование денежных средств ответчиком, так как наличествует противоречие перечню, указанному в бизнес-плане. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что приобретение товара с расхождением по количеству, цене и наименованию с указанным в бизнес-плане, не свидетельствует о нецелевом расходовании ответчиком денежных средств.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель истца ГКУ «УСЗН № 3» в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации, ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его изменения либо отмены, поскольку оно постановлено в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств, которые подтверждены соответствующими доказательствами.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи).
Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 1 Закона о государственной социальной помощи социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 8.1 поименованного Закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 7 Закона о государственной социальной помощи, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 утвержден Порядок назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы и трудоустройстве, на оказание помощи по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
В соответствии с п. 4 названного Порядка (здесь и далее в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) материальная поддержка (денежная выплата) гражданам, заключившим социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее - материальная поддержка на предпринимательство), предоставляется органом социальной защиты населения гражданам, в том числе являющимся самозанятыми, достигшим возраста 18 лет. Материальная поддержка на предпринимательство предоставляется гражданину единовременно в размере не более 350 000 рублей (для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест) при условии соблюдения требований Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В рамках социального контракта на оказание помощи по осуществлению предпринимательской деятельности: 1) орган социальной защиты населения: оказывает совместно с органами исполнительной власти Курганской области, уполномоченными в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области, в сфере сельского хозяйства, центрами занятости, органами местного самоуправления и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства содействие гражданину в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности; возмещает гражданину расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта; осуществляет гражданину денежную выплату с целью осуществления им предпринимательской деятельности в соответствии с условиями социального контракта; направляет гражданина в организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, при необходимости также направляет гражданина на прохождение обучения предпринимательским компетенциям, проводимого организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; 2) гражданин: встает на учет в налоговом органе на территории Курганской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (при условии, что указанный гражданин не состоит на указанном учете на дату заключения социального контракта); представляет в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобретает в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, получает лицензию на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (не более 10 процентов назначаемой выплаты), принимает имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представляет в орган социальной защиты населения подтверждающие документы; возвращает денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Согласно п. 17 данного Порядка при принятии решения о назначении государственной социальной помощи подлежит согласованию программа социальной адаптации, которая утверждается руководителем органа социальной защиты населения.
В соответствии с пп. 3-5, 8 и 10 п. 30 Порядка социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке досрочно в случаях: гражданин не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок; прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности (снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта; использование полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации; гражданин не приступил к прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в срок, установленный программой социальной адаптации; непредставление гражданином документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации.
В силу с ч. 2.1 ст. 10 Закона о государственной социальной помощи орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2022 г. ФИО1 обратился в ГКУ «УСЗН № 3» с заявлением о предоставлении ему государственной социальной помощи на основании социального контракта (л. д. 13-19).
25 июля 2022 г. межведомственной комиссией ГКУ «УСЗН № 3» было принято решение о проведении дополнительной проверки по заявлению ФИО1 (л.д. 41).
2 августа 2022 г. ГКУ «УСЗН № 3» принято решение (протокол от 2 августа 2022 г. № 16) предоставить ФИО1 в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» материальную поддержку в размере 350000 рублей (л.д. 42-43).
После чего 2 августа 2022 г. между ГКУ «УСЗН № 3» (орган социальной защиты населения) и ФИО1 (заявитель) заключен социальный контракт, предметом которого является предоставление заявителю материальной поддержки (денежной выплаты) на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, а заявитель обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные настоящим социальным контрактом, программой социальной адаптации (п. 1.1 контракта).
В соответствии с п. 1.3 контракта материальная поддержка на предпринимательство предоставляется в размере 350000 рублей.
По условиям социального контракта орган социальной защиты населения принял на себя ряд обязательств, среди которых: оказывать содействие заявителю в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности; осуществить заявителю единовременную денежную выплату в соответствии с условиями социального контракта; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных настоящим социальным контрактом (п. 2.2 социального контракта).
Заявитель, в свою очередь, также принял на себя ряд обязательств, среди которых, (п. 3.2 социального контракта): приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 % денежной выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы; ежемесячно представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения заявителем мероприятий программы.
Настоящий социальный контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 1 августа 2023 г. (п. 5.1).
Приложением к социальному контракту является Программа социальной адаптации, которая предусматривает план мероприятий по социальной адаптации, а именно: добавление нового вида деятельности (ОКВЭД) – август 2022 г., заключение договора аренды помещения – август 2022 г., приобретение оборудования и материалов – август 2022 г., обучение в фонде «Инвестиционное агентство Курганской области» – август-сентябрь 2022 г., размещение рекламы на информационных ресурсах – со 2 августа 2022 г. по 1 августа 2023 г., заключение трудового договора с наемным работником – август-сентябрь 2022 г., получение декларации соответствия на продукцию – август-сентябрь 2022 г., осуществление реализации произведенной продукции, выполнение работ – со 2 августа 2022 г. по 1 августа 2023 г., предоставлять в ГКУ «УСЗН №3» документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности - ежемесячно со 2 августа 2022 г. по 1 августа 2023 г., профилактический осмотр, диспансеризация, вакцинация - со 2 августа 2022 г. по 1 августа 2023 г., профилактический осмотр, диспансеризация, вакцинация наемного работника - со 2 августа 2022 г. по 1 августа 2023 г. (л.д. 39-40).
После заключения социального контракта ФИО1 была перечислена единовременная денежная выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350 000 рублей, что сторонами по делу не оспаривалось.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 82) ФИО1 обладает статусом индивидуального предпринимателя с 30 сентября 2021 г.
Ответчиком во исполнение социального контракта 2 августа 2022 г. заключен договор аренды нежилого помещения (л.д. 54-55), 11 августа 2022 г. заключен договор на разработку лекал (л.д. 56), 12 августа 2022 г. приобретено оборудование (швейная машина, оверлок и трикотажная машина), 5 наименований ткани (л.д. 58, 59, 60), 17 октября 2022 г. заключен трудовой договор с работником (л.д. 73), с 24 октября 2022 г. по 7 ноября г. ФИО1 принял участие в тренинге в Фонде «Инвестиционное агентство Курганской области» (л.д. 85).
Также ответчиком истцу представлялись отчеты о выполнении мероприятий на основании социального контракта и программы социальной адаптации с приложением платежных документов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 г. (л. <...>, 81-85, 86), а также книга учета доходов и расходов (л.д. 76-80, 89-93).
10 ноября 2022 г. и 14 декабря 2022 г. территориальным органом социальной политики проведены проверки деятельности ФИО1, заключившего социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и на ведение личного подсобного хозяйства на территории Далматовского района, которые оформлены актами (л.д. 120-124, 125-127). Из содержания указанных актов следует, что ФИО1 производственная деятельность не ведётся.
13 декабря 2022 г. органом социальной защиты населения в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости в срок до 20 декабря 2022 г. предоставить документы о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и целевого использования полученных денежных средств (л.д. 94).
10 января 2023 г. органом социальной защиты населения в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости явки 26 января 2023 г. на заседание межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 95).
26 января 2023 г. межведомственной комиссией ГКУ «УСЗН № 3» было принято решение о расторжении заключенного 2 августа 2022 г. с ФИО1 социального контракта в связи с пп. 10 п. 30 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации постановления Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» (л.д. 96).
В тот же день, 26 января 2023 г. органом социальной защиты населения в адрес ФИО1 было направлено уведомление о расторжении заключенного социального контракта в одностороннем порядке в связи с невыполнением мероприятий программы социальной адаптации (л.д. 97).
Также 27 января 2023 г. органом социальной защиты населения в адрес ФИО1 было направлено уведомление о возврате выплаченной ему в счет оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта денежной суммы в размере 350000 рублей (л.д. 97 оборот, 98, 99).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил взыскать с ответчика выплаченную ему в счет оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта денежную сумму ввиду её нецелевого использования.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя при этом из того, что цель программы социальной адаптации ответчиком выполнялась и выполняется, приобретенное оборудование и материалы соответствуют предпринимательской деятельности ответчика. Также судом указано на отсутствие со стороны истца доказательств недобросовестности ответчика, получившего от государства материальную поддержку на основании социального контракта.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, принимая во внимание следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), Приложением № 8(6) к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Данными Правилами предусмотрено, что правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 5 Правил).
Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждены приказом Минтруда России от 3 августа 2021 г. № 536.
В соответствии с п. 25, пп. «б» п. 37, п. 55 данных Методических рекомендаций, в программе социальной адаптации указываются активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта по основным мероприятиям.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются единовременно в размере не более 350 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе, для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест.
Положениями пп. «г» п. 21 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, являющихся Приложением № 8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296, предусмотрены случаи, когда в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в пп. «б» п. 3 (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности) настоящих Правил, обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта;
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, территориальный орган социальной защиты основывал свои требования на обстоятельствах нецелевого использования ФИО1 денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, установленных по результатам проверки, проведенной в ноябре и декабре 2022 г. с целью установления наличия оборудования, приобретенного на средства государственной социальной помощи на основании социального контракта от 2 августа 2022 г., подтверждения факта ведения предпринимательской деятельности по пошиву одежды.
В качестве обстоятельств нецелевого использования ФИО1 денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, стороной истца указано на приобретение ответчиком оборудования, не включенного в смету (оверлок и трикотажная машина) и неприобретение предусмотренного бизнес-планом (вышивальная машина), приобретение оборудования за стоимость, иную, нежели указано в утвержденном бизнес-плане.
Судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о выполнении ответчиком ФИО1 цели государственной программы.
Как усматривается из материалов дела, ответчик еще до заключения социального контракта в установленном порядке был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, приступил к ведению предпринимательской деятельности в период действия социального контракта, произведя приобретение необходимого оборудования и материалов для осуществления такой деятельности.
Приведенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что цель предоставления государственной социальной помощи, а именно стимулирование граждан в их активных действиях по преодолению трудной жизненной ситуации достигнута, в связи с чем сам по себе факт приобретения ответчиком оборудования, не включенного в смету, приобретение его за стоимость, превышающую стоимость, указанную в смете, а также на несоответствие такого оборудования заявленным характеристикам, не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Оснований полагать, что со стороны ФИО1 имело место неосновательное обогащение, либо использование денежных средств очевидно на цели, явно не отвечающие условиям контракта, судебная коллегия не находит.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 ГК Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из указанного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109 ГК Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 г., обращено внимание на то, что добросовестность гражданина - получателя денежных средств презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением выплат отдельными категориями граждан Российской Федерации.
В силу положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выплаченные ФИО1 в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в размере 350000 рублей, в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возвращению получателем в случае установления недобросовестности с его стороны.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о возврате полученных им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ФИО1 при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган социальной защиты, требующий их возврата, то есть на истца.
Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в установленном порядке ФИО1 был предупрежден о необходимости извещать территориальный орган социальной защиты об обстоятельствах, влекущих за собой ответственность в виде возврата денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, вследствие приобретения в пределах предоставленных средств оборудования (основных средств), не включенного в смету, приобретение его за стоимость, превышающую стоимость, указанную в смете, а также на несоответствие такого оборудования заявленным характеристикам.
Как следует из представленных ФИО1 органу социальной защиты населения документов, в рамках реализации социального контракта от 2 августа 2022 г. им было приобретено оборудование и материалы, которые соответствуют специфике осуществляемой им предпринимательской деятельности – пошив одежды. Сведений о приобретении оборудования и материалов, не относящихся к его виду деятельности, не имеется.
В отсутствие доказательств наличия в действиях ФИО1 недобросовестности, оснований удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, содержащие, по сути, повторение доводов иска ГКУ «УСЗН № 3», судебная коллегия отклоняет, так как они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, направлены на иное применение и толкование закона, но не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда.
Иных доводов ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции стороной истца представлено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
В силу изложенного, решение суда является правильным и изменению либо отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 1 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 3» – без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 августа 2023 г.