ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2792/2021 от 19.05.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Смирнова К.Н. Дело № 33-3096/2022

№ 2-2792/2021

55RS0004-01-2021-001312-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Григорец Т.К., Лозовой Ж.А.,

при секретаре Байрамовой С.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 29 сентября 2021 года по исковому заявлению ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о снятии земельных участков с кадастрового учета, погашении записей в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Заслушав доклад судьи Лозовой Ж.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России) обратилось с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее управление Росреестра по Омской области), указав, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.10.2010 г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» приняло на учет от ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 156258 кв.м. (далее - земельный участок). Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Омской области от 31.07.2006 г. № 543-р «О предоставлении Омской квартирно-эксплуатационной части Сибирского Военного округа в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка» земельный участок предоставлен ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России. На земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования истца. Впоследствии земельный участок разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: № <...> на основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом по Омской области от 23.06.2005 г. № 348-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, 3-я Транспортная, д. 1». Из земельных участков с кадастровыми номерами: № <...> в результате перераспределения образованы земельные участки с кадастровыми номерами: № <...> на основании распоряжения Росимущества от 23.06.2006 г. № 429-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, 3-я Транспортная». Из земельных участков с кадастровыми номерами: № <...> в результате раздела образованы земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами № <...>, на основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом по Омской области от 07.12.2006 г. № 1175 «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, 3-я Транспортная, д. 7». Земельные участки с кадастровыми номерами № <...> частично накладываются на земельный участок с кадастровым номером № <...>, на учете истца не состоят, в ходе реорганизационных мероприятий ему не передавались, отдельными приказами Министра обороны Российской Федерации и директора Департамента военного имущества Минобороны России за ним не закреплялись. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами № <...> отсутствуют. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером № <...> зарегистрировано ограничение в виде публичного сервитута на учтенный кадастровый номер 12 на основании постановления администрации города Омска от 05.04.2011 г. № 301-п «Об установлении постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в Октябрьском административном округе города Омска». Кроме того, у истца имеется договор аренды от 24.04.2008 г. № 121-ТУ на учтенный кадастровый № <...> земельного участка с кадастровым номером № <...>, заключенный в трехстороннем порядке Росимуществом, Омской КЭЧ Сибирского военного округа и ООО «Инжинирингстройсервис». На земельный участок с кадастровым номером № <...> согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрированы ограничения в виде: публичного сервитута на учтенный кадастровый номер 4 на основании постановления администрации города Омска от 05.04.2011 г. № 301-п «Об установлении постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в Октябрьском административном округе города Омска»; аренды на учтенный кадастровый номер 3 в соответствии с договором аренды от 24.04.2008 г. № 120-ТУ, заключенным в трехстороннем порядке Росимуществом, Омской КЭЧ Сибирского военного округа и ООО «Инжинирингстройсервис». Согласно передаточному акту от 30.06.2009 г. подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации» на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.06.2009 г. № 576 приватизации подлежит не поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, площадью 0,76 га, расположенный по адресу: г. Омск, <...> А. Ранее в адрес истца поступало обращение АО «Главное управление обустройства войск» по вопросу согласования схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории на площадь 0,76 га из земельного участка с кадастровым номером № <...>. Так как земельный участок с кадастровым номером № <...> на учете не состоит, схема возращена заявителю без согласования. Решением Арбитражного суда Омской области по делу № А46-8727/2016 исковые требования АО «Главное управление обустройства войск» удовлетворены частично: из земельного участка с кадастровым номером № <...> образован земельный участок, площадью 7600 кв.м, с координатами поворотных точек, указанными в решении; в признании права собственности на земельный участок отказано. Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу № А46-8727/2016 решение Арбитражного суда Омской области в обжалуемой части оставлено без изменений. Согласно письму управления Росреестра по Омской области от 15.03.2019 г. исх. № <...> земельные участки с кадастровыми номерами № <...> полностью накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № <...>, что препятствует Минобороны России исполнять полномочия собственника в отношении земельного участка. Учреждением в адрес Росимущества по Омской области направлен запрос от 26.03.2019г. исх. № <...> о необходимости подачи Росимуществом заявления в управление Росреестра по Омской области о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № <...> или представить согласие о снятии данных участков с кадастрового учета. Росимуществом в Омской области в ответе от 07.05.2019 г. исх. № ТУ-05/2996 дано согласие о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, образованных из земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации. В адрес управления Росреестра по Омской области от 18.06.2019 г. исх. № 141/5/9/10619/19 вместе с согласием Росимущества по Омской области истцом направлен запрос о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, при этом он не возражал против переноса записей об обременениях (ограничениях) прав, сведений об установленных зонах и в привязке линейных объектов с земельных участков с кадастровыми номерами № <...> на земельный участок с кадастровым номером № <...>. Однако в письме от 05.07.2019 г. исх. № 12/06/70-19 ответчик проинформировал истца, что осуществить снятие с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № <...> не представляется возможным в силу положений ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 г. № 943. В границах земельного участка с кадастровым номером № <...> расположены как объекты Минобороны России, так и многоквартирные жилые дома. Поскольку во внесудебном порядке прийти к соглашению не представляется возможным, уточнив исковые требования, просил обязать управление Росреестра по Омской области снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами № <...>, расположенные по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 3-я Транспортная, 1; погасить записи в ЕГРП о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>.

В судебном заседании представитель истца ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России по доверенности Петрухина Е.В. требования поддержала.

Представитель ответчика управление Росреестра по Омской области в суд не явился, извещен, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований истца отказать в силу положений законодательства о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, также указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представители третьих лиц - Министерство обороны РФ, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Администрация г. Омска, департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, филиала Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, третьи лица Шевченко В.А., Иванов А.Е. в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица директор ООО «Инжинирингстройсервис» Король В.С. полагал, что удовлетворение искового заявления повлечет нарушение прав организации на аренду земельного участка.

Октябрьским районным судом г. Омска постановлено решение от 29.09.2021 г., которым в удовлетворении исковых требований ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России по доверенности Румянская О.Н., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований в полном объеме. Вновь указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами № <...> на учете не состоят, в ходе реорганизационных мероприятий истцу не передавались. Поскольку спорные земельные участки полностью налагаются на границы принятого на учет ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России земельного участка с кадастровым номером № <...>, это препятствует исполнению в отношении него полномочия собственника. При этом истец не возражает против переноса записей об обременениях (ограничениях) прав, сведений об установленных зонах и в привязке линейных объектов со спорных земельных участков на земельный участок с кадастровым номером № <...>. Не соглашается с указанием суда на то, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № <...> исходный объект прекратил свое существование. Полагает необоснованными выводы суда, что управление Росреестра по Омской области не является надлежащим ответчиком, поскольку в результате разрешения спора о снятии земельного участка с кадастрового учета, погашении записи в ЕГРН обязанность по исполнению может быть возложена только на указанный орган.

Определением судьи от 12.05.2022 г. Омский областной суд перешел к рассмотрению дела по исковому заявлению ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о снятии земельных участков с кадастрового учета, погашении записей в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество по правилам административного судопроизводства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав стороны, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены верно постановленного решения суда.

В силу положений ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 310 КАС РФ).

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п.п. 1, 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями незаконным при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о государственной регистрации недвижимости).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Из материалов дела усматривается, что 15.08.2003 г. земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, <...>, поставлен на государственный кадастровый учет.

<...> в отношении указанного земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а 15.04.2014 г. за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.

На основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом по Омской области от 23.06.2005 г. № 348-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. 1» земельный участок с кадастровым номером № <...> разделен на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>

В последующем на основании распоряжения Росимущества от 23.06.2006 г. № 429-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная» образованы земельные участки с кадастровыми номерами: № <...> в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № <...>.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области от 31.07.2006 г. № 543-р за ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 156258 кв.м, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. 1.

Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом по Омской области от 07.12.2006 г. № 1175-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 3-я Транспортная, д. 7» из земельных участков с кадастровыми номерами № <...> в результате раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами № <...>.

Таким образом, в результате неоднократного раздела и перераспределения на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области от 23.06.2005 № 348-р, от 23.06.2006 № 429-р, от 07.12.2006 г. № 1175-р из земельного участка с кадастровым номером № <...> образованы земельные участки с кадастровыми номерами № <...>.

Спорные земельные участки с кадастровыми номерами № <...> накладываются на земельный участок с кадастровым номером № <...>, что подтверждается материалами дела и следует из писем административного ответчика.

Из представленных в материалы дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестрового дела объекта недвижимости, кадастрового дела объекта недвижимости следует, что земельному участку № <...> кадастровый номер присвоен 20.02.2007 г., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 210 м по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная 4-я, д. 10. Площадь участка 65143±56 кв.м. Участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами № <...>. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 16.11.2018 г. на основании Решения Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся «О закреплении в бессрочное пользование земельных участков за КЭЧ Омского гарнизона» от 12.01.1954г. № 2/53. По результатам заключенного договора от 24.08.2008 г. № 120-ТУ часть находящегося в федеральной собственности земельного участка № <...>, площадью 9164 кв.м., передана Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области в аренду ООО «Инжинирингстройсервис» на срок с 27.03.2012 г. по 23.04.2057 г. для строительства многоярусной автостоянки с комплексом автосервиса и торгово-бытового здания. Обременение в виде аренды зарегистрировано 26.03.2012 г.

В пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами № <...> (нежилое здание), № <...> (Высоковольтная линия электропередачи ВЛ-110кВ), № <...> (Кабель высоковольтный 10 КВ от ТП-7564 до ТП-7948), № <...> (нежилое здание автосервиса).

По результатам общественных слушаний в отношении части земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1424 кв.м., в целях прохода, проезда зарегистрировано ограничение в виде публичного сервитута на основании постановления Администрации города Омска от 05.04.2011 г. № 301-п «Об установлении постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в Октябрьском административном округе города Омска». Дата государственной регистрации обременения 17.06.2011 г.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером № <...>, реестрового дела объекта недвижимости кадастровый номер данному объекту присвоен 20.02.2007г., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 230 м по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, <...>. Площадь участка 87113±60 кв.м. Участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами № <...>.

В пределах земельного участка с кадастровым номером № <...> расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами № <...> (коммуникация: КЛ 10 КВ ТП 7663 - ТП 7818 ААШВ 95), № <...> (сооружение электросетевого хозяйства), № <...> (низковольтные кабельные линии КЛ-0,4 кВ от ТП-7394 до жилого дома по <...>), № <...> (высоковольтная линия электропередачи ВЛ-110кВ), № <...> (ливневая канализация), № <...> (тепловые сети).

На основании проведённых общественных слушаний в отношении части земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 2370 кв.м., в целях прохода, проезда зарегистрировано ограничение в виде публичного сервитута на основании постановления Администрации города Омска от 05.04.2011 г. № 301-п «Об установлении постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в Октябрьском административном округе города Омска». Дата государственной регистрации обременения 21.06.2011 г.

Таким образом, спорные земельные участки с кадастровыми номерами № <...> поставлены на государственный кадастровый учет 20.02.2007 г., то есть до 1 марта 2008 года, при этом в отношении них имеются записи о зарегистрированных правах, об ограничениях (обременениях) прав, в пределах участков расположены объекты недвижимости.

18 июня 2019 г. ФГЗУ «Сибирское ТУИО» МО РФ обратилось в управление Росреестра по Омской области (том 1 л.д. 46), по результатам указанного обращения 05.07.2019 г. учреждением принято решение об отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков № <...> в связи с наличием в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав), сведений о расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (том 1 л.д. 47).

Обращаясь с настоящими требованиями, административный истец указывает, что действиями административного ответчика нарушены его права как правообладателя земельного участка с кадастровым номером № <...>.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия полагает указанное решение регистрационного органа законным и обоснованным ввиду следующего:

Управление Росреестра по Омской области не является субъектом материальных правоотношений на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>. Административный ответчик в силу положений постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В силу ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом о государственной регистрации недвижимости, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

В силу ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, Законом о государственной регистрации недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Из содержания пункта 214 Приказа Росреестра от 01.06.2021 г. № П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» следует, что изменение статуса сведений о земельном участке, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 года, возможен лишь при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок.

Ввиду изложенного судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что при наличии в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) прав в отношении спорных земельных участков, а в отношении участка 55:36:090205:3068 также сведений о его собственнике, регистрационным органом обоснованно отказано в их снятии с кадастрового учета.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Совокупности таких условий как несоответствие оспариваемых действий административного ответчика нормативным правовым актам и нарушение этими действиями прав и законных интересов административного истца судебная коллегия по настоящему делу не усматривает.

Порядок принятия оспариваемого решения об отказе в снятии земельных участков с кадастрового учета регистрирующим органом соблюден, выводы районного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований являются правильными.

Ввиду п. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Оспариваемое решение об отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № <...> принято административным ответчиком 05.07.2019 г.

В Октябрьский районный суд г. Омска административное исковое заявление направлено 11.03.2021 г., то есть по истечении длительного периода времени.

Поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд в отсутствие уважительных причин, оснований для восстановления процессуального срока суд не усматривает.

Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что при разрешении заявленных требований суд в решении указал, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № <...> исходный объект прекратил свое существование.

Вместе с тем, сам административный истец указывает, что в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> расположены как объекты Минобороны России, так и многоквартирные жилые дома.

Как уже указывалось выше, закрепление Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области земельного участка с кадастровым номером № <...> за ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть района (31.07.2006 г.) произведено после утверждения 23.06.2005 г. тем же органом проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, <...>, которым земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 156258 кв.м., разделен на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>.

По актуальным данным Публичной кадастровой карты Омской области земельный участок с кадастровым номером № <...>, уточнённой площадью 156258 кв.м., значится как существующий (https://egrp365.org/map/?kadnum=№ <...>).

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № <...> в описании местоположения границ земельного участка земельный участок с кадастровым номером № <...> значится как смежный с ним. В особых отметках указано, что граница земельного участка № <...> пересекает границы земельного участка № <...>

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3070 в описании местоположения границ земельного участка земельный участок с кадастровым номером № <...> значится как смежный с ним. В особых отметках указано, что граница земельного участка № <...> пересекает границы земельного участка № <...>.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает преждевременными выводы суда о прекращении существования исходного земельного участка, поскольку предметом спора данные обстоятельства не являлись, соответствующие доказательства не предоставлялись и судом не исследовались. Данные выводы подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.

Оценивая решение регистрирующего органа на предмет соответствия его нормам действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений, оснований не соглашаться с выводами районного суда у судебной коллегии не имеется. Решение принято в пределах полномочий регистрирующего органа.

При наличии спора о праве между административным истцом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области он может быть разрешен в установленном законом порядке.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы. Иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Омска от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Из мотивировочной части решения исключить вывод суда о том, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130 исходный объект прекратил свое существование.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.05.2022 г.

<...>