ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2793/2021 от 11.11.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Остапенко И.А. Дело № 33-31306/2021(№ 2-2793/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 ноября 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего: Гриценко И.В.

судей Першиной Н.В. и Метова О.А.

по докладу судьи Метова О.А.

при секретаре – Ким С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Маринич С.В. и Северова И.В. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09 апреля2021 года.

Заслушав доклад судьи Метова О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Маринич С.В., Северов И.В. обратились в суд с иском к ОАО «275 АРЗ», третьему лицу Первичной профсоюзной организации ОАО «275 АРЗ, о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы в части увеличения за квалификационный разряд, а также других доплат.

В обоснование заявленных требований указали, что между ответчиком и истцами Маринич С.В. и Северовым И.В. были заключены трудовые договоры, согласно которым они были приняты на работу в ФГУП 275 АРЗ (после реорганизации ОАО «275 АРЗ») на станцию наземных и летных испытаний, Маринич С.В. – на должность начальника станции наземных и летных испытаний, старший летчик – испытатель, с квалификацией «летчик первого класса», а Северов И.В. – на должность летчик-испытатель, с квалификацией «летчик-снайпер». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» и Приказом Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, и ФТС РФ от 12.07.2007 г. № 288/627/386/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации», истцы имеют право на увеличение заработной платы, с учетом квалификационного разряда: Маринич С.В. в размере 45%, как работник, по трудовому договору, замещающим должность летно-испытательного состава, должность – начальник станции неземных и летных испытаний, старший летчик-испытатель, квалификационный разряд – летчик первого класса. Северов И.В.- в размере 55%, как работник, по трудовому договору, замещающим должность летно-испытательного состава, должность – старший летчик-испытатель, квалификационный разряд – летчик-снайпер. Согласно действовавшему коллективному договору с 2017 г. по 2020 г. в ОАО «275 АРЗ», такое увеличение заработной платы с учетом квалификационного разряда было предусмотрено и истцы получали увеличенный оклад с учетом классности с момента принятия на работу до принятия нового коллективного договора в феврале 2020 г. В новом коллективном договоре с 2020 г. по 2023 г. исключен пункт о порядке увеличения окладов за классность летному составу. Истцы считают, что действующий коллективный договор с 2020 года по 2023 год в ОАО «275 АРЗ», не соответствует нормам действующего законодательства, в части увеличения окладов за классность и других надбавок и доплат работникам СНЛИ, так как ухудшает положение истцов.

Ответчик ОАО «275 АРЗ» против иска возражал.

Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09 апреля 2021 г. в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Маринич С.В. и Северов И.В. просят решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным, принятым с нарушением норм материального права и принять новое решение.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, лиц участвующих в деле, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно п.2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Однако, решение суда первой инстанции указанным критериям не соответствует, поскольку постановлено с неправильным применением норм материального права, выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 391 Трудового кодекса Российской Федерации в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Согласно статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из статьи 2 ТК РФ, одним из принципов правового регулирования трудовых отношений является принцип того, что труд должен быть оплачен полностью и справедливо, работодатель обязан в силу статьи 22 ТК РФ выплачивать работнику причитающуюся заработную плату, вправе поощрять работников за добросовестный труд, а работник в силу статьи 21 ТК РФ имеет право на выплату заработной платы в полном объеме, в соответствии с качеством выполненной работы.

Согласно статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях. Подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системы оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера. В том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из материалов дела, Маринич С.В. был принят в ФГУП 275 АРЗ по трудовому договору (контракту) № 11133 от 18.12.2002 года, на должность начальник СНЛИ – старший летчик – испытатель. В соответствии с приказом № 1 от 10.01.2006 года Маринич С.В. назначен на должность зам.генерального директора по летной работе – старший летчик-испытатель, 15 тарифный разряд. Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору № 11133 от 18.12.2002 г., Маринич С.В., приказом № 21/лс от 20.04.2020 г. переведен с должности зам.директора по летной работе – старший летчик-испытатель, на должность – начальника станции наземных и летных испытаний - старший летчик-испытатель, 16 тарифный разряд, с установленным окладом (тарифной ставкой) в размере – 71960 рублей, согласно штатного расписания.

Северов И.В. был принят в ФГУП 275 АРЗ по трудовому договору № 11150 от 04.01.2003 года на станцию наземных и летных испытаний на должность - летчик-испытатель, с квалификацией – летчик – снайпер. Приказом ФГУП 275 АРЗ № 1 от 09.01.2007 года Северов был назначен на должность старший летчик-испытатель станции наземных и летных испытаний, 13 тарифный разряд, с установленным окладом в размере 46810 рублей, согласно штатного расписания.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.02.2021 года, ОАО «275 АРЗ» является правопреемником Федерального Государственного Унитарного Предприятия «275 Авиационный Ремонтный Завод» (ФГУП «275АРЗ»), созданного путем реорганизации в форме преобразования, о чем свидетельствует регистрационная запись 10723311001003 от 16.02.2007 года.

Приказом № 1 от 20.02.2007 г. истцы были зачислены в штат ОАО «275 АРЗ» на ранее занимаемы должности в ФГУП «275 АРЗ».

Согласно выписки из ЕГРЮЛ и пункта 1.2 Устава ОАО «275 АРЗ» учредителем Общества является Российская Федерация в лице Федерального Агенства по управлению федеральным имуществом.

Согласно списку владельцев ценных бумаг на 28.02.2021 года, акционерами являются АО «Авиаремонт» и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».

Основными целями деятельности Общества (пункты 4.1,4.2 Устава) являются выполнение государственного оборонного заказа, производство продукции, выполнение работ и услуг для Минобороны России, других органов исполнительной власти, юридических физических лиц. Общество обеспечивает приоритетное (первоочередное) выполнение работ (услуг) по государственному оборонному заказу и ремонту авиационной техники для нужд Минобороны России, а также поддержание мобилизационных мощностей по эксплуатируемой в Минобороны России авиационной технике.

Для достижения целей, указанных в п. 4.1. Устава, Общество осуществляет в установленном законодательством РФ следующие виды деятельности: ремонт, эксплуатация и модернизация военной авиационной техники, авиационной техники двойного назначения и гражданской авиационной техники, а также вооружения и военной техники в интересах Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти и по договорам с российскими и иностранными юридическими и физическими лицами и др.

В соответствии с пунктом 1.2 должностной инструкцией Маринич С.В., № 2751015001, утвержденной 21.05.2020 г., на должность начальника станции наземных и летных испытаний – старшего летчика-испытателя назначается работник из числа летного состава, имеющий высшее образование по специальности, классную квалификацию не ниже «летчик 1-го класса» и опыт работы в должности летчика-испытателя АРЗ.

Согласно летной книжки и послужного списка, Маринич С.В. приказом ГК ВВС РФ № 077 от 30.04.1995 г. присвоена классная квалификация – «военный летчик первого класса».

В соответствии с пунктом 1.2 должностной инструкцией Северова И.В., № 2751015004, утвержденной 21.05.2020 г., на должность «старший летчик-испытатель» может быть назначен летчик, имеющий высшее профессиональное образование, соответствующую специальность, подготовку в качестве летчика-испытателя для проведения летных испытаний, опыт летной работы не менее пяти лет, признанный медицинской комиссией годным по состоянию здоровья к летной работе и имеющий классную квалификацию не ниже «летчик первого класса».

Согласно летной книжки и послужного списка, Северову И.В. приказом председателя Центральной квалификационной комиссии летного состава военной авиации при МО РФ за № 011 от 15.08.2000 г., присвоена классная квалификация «военный летчик-снайпер».

Как следует из должностных инструкций, в своей работе Маринич С.В. и Северов И.В. руководствуются Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве РФ, утвержденными приказом министра обороны РФ, министр транспорта РФ и Российского авиационно-космического агентства 2002 г. № 136/42/51, Федеральными авиационными правилами производства полетов государственной авиации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 г. № 275, Инструкцией по организации летных испытаний воздушных судов на АРЗ Минобороны РФ, введенной в действие приказом Главнокомандующего ВВС РФ № 322 от 2005 г., Федеральными авиационными правилами по организации объективного контроля в государственной авиации, утвержденной приказом Министра обороны РФ 17.10.2001 г. № 420, Федеральными авиационными правилами по организации и обеспечению перелетов воздушных судов государственной авиации РФ, введенной приказом министра обороны РФ 2001 г. № 365 и другими требованиями приказов Министерства обороны РФ, Главнокомандующего ВВС, Главнокомандующего Военно-космическими силами, требованиями стандартов, документами, регламентирующими производственную деятельность и летную работу.

В соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.

Согласно статьи 25 Воздушного кодекса Российской Федерации государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны.

В соответствии с Директивы ГК ВВС № 127/1/1/ 1244 от 15.07.1999 г. «Об организации летно-испытательной работы на авиационных ремонтных заводах», в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в Военно-воздушных силах, отдельные авиационные ремонтные заводы (АРЗ) переведены на период мирного времени на штатный перечень № 129-ВВС от 21.07.1998 г., из которого исключены должности военнослужащих. Порядок обеспечения АРЗ ВВС, контроль организации летной работы осуществлять в соответствии с требованиями приказов Главнокомандующего ВВС 1994 г. № 229, 1998 г. № 322. Начальнику Управления капитально-восстановительного ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил, отбор кандидатов на замещение вакантных должностей летно-испытательного состава осуществлять из числа военнослужащих запаса, имеющих классную квалификацию «Военный летчик(штурман) 1 и 2 класса» и годных по состоянию здоровья к летной работе.

В соответствии с Директивой ГК ВВС РФ от 24.03.2007 г. «Об организации летной (летно-испытательной) работы на авиационных ремонтных заводах Минобороны России в переходный период» в целях обеспечения выполнения плана ремонта воздушных судов государственной авиации и осуществления летной (летно-испытательной) работы на авиационных ремонтных заводах Минобороны России, включенных в программу приватизации федерального имущества, при организации и проведении летных испытаний воздушных судов, отремонтированных в соответствии с государственными контрактами, заключенными по Государственному оборонному заказу на 2007 г. в открытых акционерных обществах, образованных в результате преобразования (приватизации) АРЗ, временно (до окончания переходного периода, связанного с реорганизацией АРЗ) руководствоваться положениями Инструкции по организации летных испытаний воздушных судов на авиационных ремонтных заводах Минобороны РФ, введенной в действие приказом Главнокомандующего ВВС 2005 г. № 322 и приказа Главнокомандующего ВВС 2005 г. № 446 «О контроле организации летной работы и обеспечении безопасности полетов на АРЗ Минобороны России.

Так, согласно Приказа ГК ВВС РФ № 322 от 06.08.2005 г. «Об утверждении Инструкции по организации летных испытаний воздушных судов на АРЗ Минобороны РФ», летные испытания на АРЗ проводятся экипажами или специально подготовленными и проверенными в полете и объеме программы испытательных полетов летчиками и штурманами авиационных частей, имеющими квалификационную категорию не ниже 1-го класса, определенными приказами командующего объединением ВВС.

Как следует из приказа № 494 от 27.12.2019 года «О допуске к полетам летного состава 275 АРЗ в 2020 году» и приказа № 45 от 12.01.2021 года «О допуске к полетам летного состава 275 АРЗ в 2021 году» управляющий директор ОАО «275 АРЗ» в соответствии с требованиями статей 34,38 ФАПП ГА, «Инструкцией по организации летных испытаний воздушных судов на авиационных ремонтных заводах Министерства обороны Российской Федерации (Приказа ГК ВВС № 322 от 2005 г.), Временной инструкции по организации летных испытаний воздушных судов на авиационных ремонтных заводах, находящихся в ведении ПАО «ОАК», допускает Маринич С.В., Северова И.В. к испытательным полетам после капитально-восстановительного ремонта, к облетам авиационной техники, к перегонке авиационной техники и перелетам на самолетах Л-39, МиГ-29, МиГ-29уб, Су-27, Су-27уб.

Таким образом, истцы, как работники станции наземных и летных испытаний ОАО «275 АРЗ» в своей служебной деятельности руководствуются нормативными правовыми актами Министерства Обороны Российской Федерации в области государственной авиации, что закреплено в их должностных инструкциях и применяется в ОАО «275 АРЗ».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» (с изм. и доп. от 18.02.2016 г., 27.07.2019 г) и пункта 2 Положения «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» в государственной авиации в зависимости от выучки и профессионального мастерства летного состава, уровня подготовки, а также качества летного обучения курсантов военных профессиональных образовательных организаций устанавливаются следующие квалификационные разряды: летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) второго класса, летчик (штурман) третьего класса, летчик (штурман) – снайпер и др.

Настоящее Положение распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктов 5, 5.2 указанного Постановления при замещении должностей летного состава военнослужащими (сотрудниками), проходящими военную службу по контракту, и работниками, работающими по трудовому договору (контракту), имеющими присвоенные в установленном порядке квалификационные разряды, оклады по соответствующей должности устанавливаются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также средств Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и организаций с учетом следующих коэффициентов: - летчик(штурман) первого класса – работники – 1,45, летчик (штурман)-снайпер – работники- 1,55.

Установленные с учетом коэффициентов за соответствующие квалификационные разряды оклады по воинским должностям (должностные оклады) применяются при исчислении военнослужащим (сотрудникам), проходящим военную службу по контракту, и работникам, работающим по трудовому договору (контракту), из числа летного состава ежемесячных и иных дополнительных выплат, увеличений, повышений, надбавок, доплат, вознаграждений, поощрений, пособий, компенсаций, отдельных выплат, в том числе единовременного характера, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Также, согласно части 1 пункта «б» Приказа Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, и ФТС РФ от 12.07.2007 г. № 288/627/386/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» (с измен и доп. от 25.12.2012 г.) выплату при замещении должностей летного состава военнослужащими (сотрудниками), проходящими военную службу по контракту и работникам, работающим по трудовому договору, имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные разряды, окладов по соответствующим должностям за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных органов исполнительной власти, и средств организаций с учетом следующих коэффициентов: летчик(штурман) первого класса – работники – 1,45, летчик (штурман)-снайпер – работники- 1,55.

Выплату окладов по соответствующим должностям с указанными коэффициентами осуществлять с учетом пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 года № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР».

При этом присвоенные летному составу квалификационные категории, а также присвоенные ранее в порядке, предусмотренном для летчиков и штурманов, классная квалификация (классность) сохраняются и соответствуют квалификационным разрядам, установленным постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации».

Таким образом, исходя из указанного Постановления Правительства РФ от 23.05.2000 года № 396 и Приказа Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, и ФТС РФ от 12.07.2007 г. № 288/627/386/855, истцы, как работники, работающие по трудовому договору, имеющие присвоенные в установленном порядке квалификационные разряды, имеют право на увеличение оклада: Маринич С.В. в размере 45%, Северов И.В. в размере 55%, и ежемесячные дополнительные выплаты, надбавки, вознаграждений, поощрений, с учетом оклада с увеличенным коэффициентом.

В связи с чем, заработная плата Маринич С.В., начальника станции наземных и летных испытаний – старшего летчика-испытателя, имеющим квалификационный разряд – «летчик первого класса» на 18.02.2020 г., согласно постановления Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» (с изм. и доп. от 18.02.2016 г., 27.07.2019 г.) должна выплачиваться с учетом квалификационного разряда в размере 45%, надбавку за особые условия труда – в размере 70% от должностного оклада, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – в размере 5% от должностного оклада и премии, в размере 50% от оклада с увеличением за классность.

Согласно расчета, представленного Маринич С.В., на основании данных бухгалтерии, сумма недоначисленной и не выплаченной заработной платы за период с 18.02.2020 г. по 01.03.20201г. составила: 529 700,82 руб.

Заработная плата Северова И.В., занимающего должность летчика-испытателя с квалификацией летчик-снайпер, на 18.02.2020 г., согласно постановления Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» (с изм. и доп. от 18.02.2016 г., 27.07.2019 г.) должна выплачиваться с учетом квалификационного разряда в размере 55%, доплату за особые условия труда – в размере 70% от должностного оклада, доплату за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – в размере 5% от должностного оклада и премии, в размере 50% от оклада с увеличением за классность.

Согласно расчету, представленному Северовым И.В., на основании данных бухгалтерии, сумма недоначисленной и не выплаченной заработной платы за период с 18.02.2020 г. по 01.03.20201г. составила 362 707,76 руб.

Как следует из материалов дела, в ОАО «275 АРЗ» взаимные обязательства по вопросам условий труда, в том числе оплаты труда, занятости, переобучения, условий высвобождения работников, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, улучшений условий и охраны труда, социальных гарантий и другим вопросам, регулируются коллективным договором, заключаемым между работодателем - ОАО «275 АРЗ» и работниками, в лице первичной профсоюзной организации ОАО «275 АРЗ».

В соответствии с условиями коллективного договора, действовавшего с 17.02.2017 года по 2020 год, пункта 4.21.1 работникам СНЛИ ОАО«275 АРЗ», занятым на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по штатной должности увеличиваются в следующем размере: - летчик (штурман) первого класса - на 30 %, летчик (штурман) – снайпер - на 40%.

В соответствии с пунктами 4.23.1 – 4.23.2 коллективного договора, действовавшего с 2017-2020 годы на предприятии устанавливается и выплачивается надбавка за особые условия труда работникам станции наземных и летных испытаний (СНЛИ), непосредственно участвующим в обеспечении полетов - в размере 100% к окладу по занимаемой должности для летного состава СНЛИ. Надбавка за особые условия выплачивается одновременно с выплатой заработной платы за отработанный месяц.

Кроме того, пунктом 4.17.1 коллективного договора установлена доплата за работу со сведениями, составляющих государственную тайну в размере 5% к должностному окладу(тарифной ставке).

В связи с принятием нового коллективного договора 17.02.2020 года на период с 2020-2023 годы, из него исключен раздел о порядке увеличения окладов за классность летному составу.

В новой редакции коллективный договор на 2020-2023 годы предусматривает работникам станции наземных и летных испытаний надбавку за особые условия труда в размере 70% к окладу по занимаемой должности (пункт 4.22.1), надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 5% к должностному окладу (тарифной ставке).

Также, в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 коллективного договора на 2020-2023 годы кроме должностных окладов, оплаты труда по сдельным расценкам, работникам выплачивается премия за основные результаты работы за месяц и другие доплаты, согласно Положению по оплате труда и премированию работников ОАО «275 АРЗ». Премирование работников за основные результаты общей производственной деятельности производится в зависимости от личного вклада каждого работника. Премиальные выплаты относятся к поощрительным, стимулирующим выплатам.

О прекращении начисления оклада с увеличением за квалификационный разряд и рассчитанных от такого оклада надбавок и доплат, истцам стало известно в марте 2020 года при получении заработной платы.

Исходя из раздела 1 Общего положения коллективного договора, с 17.02.2020 года по 2023 год, что поскольку основной деятельностью ОАО «275 АРЗ» является выполнение работ (услуг) по государственному оборонному заказу, ремонту авиационной техники для нужд Минобороны РФ, а также поддержание мобилизационных мощностей по эксплуатируемой в Минобороны России авиационной технике, что предполагает для отдельных категорий работников предприятия выполнение работ, связанных с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну, работ с вредными или опасными условиями труда, проведение летных испытаний и облетов авиационной техники после ремонта, стороны руководствуются в отношении данных категорий работников нормативно-правовыми актами Правительства РФ, Минобороны России, в том числе: Постановлениями Правительства РФ № 396 от 23.05.2000 г. «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», приказами Минобороны России № 0036/41С от 14.06.1995 г., № 060 от 1992 г.(с учетом доп. Приказа МО № 9 от 1996 г.), № 025 от 1994 г., № 493 от 1998 г., Щ/Т ГК ВВС № 127/1/1/1244 от 15.07.1999 г. «Об организации летно-испытательной работы на авиационных ремонтных заводах», Приказом ГК ВВС № 322 от 2005 г., приказом ГК ВВС № 446 от 2005 г.

Как следует из материалов дела, ответчик производил начисление и выплаты заработной платы истцам, которая рассчитывалась из оклада (тарифной ставки согласно штатного расписания) с увеличением за квалификационный разряд: Маринич С.В. в размере 30%, Северову И.В. в размере 40% к окладу, руководствуясь нормативными правовыми актами, указанными в разделе 1 Общего положения коллективного договора, с 17.02.2020 года по 2023 год. Указанный порядок начисления заработной платы был установлен со дня заключения трудовых договоров с истцами, с 2003 года и применялся до принятия нового коллективного договора 17.02.2020 года.

Однако, указанным обстоятельствам, судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из положения части 2 статьи 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В соответствии с частью 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Исключение ответчиком из коллективного договора на 2020-2023 годы положения о порядке увеличения окладов за классность летному составу станции наземных и летных испытаний ОАО «275 АРЗ», не освобождает его от обязанности выполнения требований по начислению и выплате истцам окладов с учетом их квалификационных разрядов, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» (с изм. и доп. от 18.02.2016 г., 27.07.2019 г).

Между тем, судебная коллегия считает, что требование истцов о признании недействительным исключения из коллективного договора на 2020 г. – 2023 г. в ОАО «275 АРЗ» положения об увеличении оклада за квалификационный разряд работникам, занятым на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории: летчик (штурман) первого класса – работники – 1,45, летчик (штурман)-снайпер – работники- 1,55, согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 9, 50 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не полежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.

Согласно статьи 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором. Соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашение.

Таким образом, трудовое законодательство не содержит понятия недействительности коллективного договора, локального акта в целом или их отдельных положений, и в нем отсутствуют нормы о порядке признания коллективного договора, локального акта (в целом либо части) в качестве недействительных.

В трудовом законодательстве также отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде коллективный договор, локальный акт в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Кроме того, положения коллективного договора не могут быть оспорены по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.

Главой 61 ТК РФ установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, причем правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со статьями 29-31, частью 5 статьи 40, частью 1 статьи 399 ТК РФ наделены не конкретные работники, а их представители.

Таким образом, защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора или локального акта, возможна только в рамках индивидуального трудового спора. При рассмотрении этого спора суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признать этот акт, принятый в результате коллективных переговоров, недействительным, незаконным, неподлежащим применению в организации или вносить изменения в этот акт по иску отдельного работника.

Согласно статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Исходя из пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» № 2 от 17.03.2004 г. (в редакции постановления Пленума от 24.11.2015 г. № 52), учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судебная коллегия полагает требование истцов о компенсации морального вреда в размере по 25 000 рублей удовлетворить, так как судом установлено нарушение прав истцов со стороны ответчика в выплате заработной платы без учета увеличения коэффициента за квалификационный разряд и связанных с ним доплат и надбавок.

Также, суд первой инстанции отказал в исковых требованиях, в связи с истечением сроков исковой давности.

Применив часть 1 статьи 392 ТК РФ, суд первой инстанции указал, что работники имеют право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права.

Согласно статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В соответствии с частью 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Из материалов дела следует, что истцы узнали о нарушении своего права в марте 2020 года, после принятия в ОАО «275 АРЗ» нового коллективного договора на 2020-2023 годы и прекращении выплаты ответчиком заработной платы с увеличенным коэффициентом за квалификационный разряд. В суд с исковым заявлением истцы обратились по настоящему делу в ноябре 2020 года, то есть в течение года со дня, когда стало известно о нарушении права.

Таким образом, истцами не нарушен срок для обращения в суд за защитой своих прав.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу пункта 1 части 1, части 2,3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

Согласно статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09 апреля 2021 года отменить.

Исковые требования Маринич С.В., Северов И.В. к ОАО «275 АРЗ, третьему лицу Первичной профсоюзной организации ОАО «275 АРЗ, о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы в части увеличения за квалификационный разряд, а также других доплат, удовлетворить.

Обязать ОАО «275 АРЗ производить начисление заработной платы Маринич Сергею Всеволодовичу с учетом увеличения оклада за квалификационный разряд: летчик (штурман) первого класса – 1,45, согласно требованию Постановления Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» (с изм. и доп. от 18.02.2016 г., 27.07.2019 г.)

Обязать ОАО «275 АРЗ производить начисление заработной платы Северову Игорю Владимировичу с учетом увеличения оклада за квалификационный разряд: летчик (штурман) снайпер – 1,55, согласно требованию Постановления Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» (с изм. и доп. от 18.02.2016 г., 27.07.2019 г.).

Взыскать с ОАО «275 АРЗ в пользу Маринич Сергея Всеволодовича недоначисленную и не выплаченную заработную плату с учетом увеличения оклада за квалификационный разряд, а также другими надбавками, на которые влияет увеличение оклада за классность (особые условия, секретность, премия) за период с 18.02.2020 г. по 01.03.2021 г. в размере 529 700,82 руб.

Взыскать с ОАО «275 АРЗ в пользу Северова Игоря Владимировича недоначисленную и не выплаченную заработную плату с учетом увеличения оклада за квалификационный разряд, а также другими надбавками, на которые влияет увеличение оклада за классность (особые условия, секретность, премия) за период с 18.02.2020 г. по 01.03.2021 г. в размере 362 707,76 руб.

Взыскать с ОАО «275 АРЗ в пользу Маринич Сергея Всеволодовича компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

Взыскать с ОАО «275 АРЗ в пользу Северова Игоря Владимировича компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

Исковые требования Маринич С.В., Северова И.В. о признании недействительным исключения из коллективного договора на 2020 г. – 2023 г. в ОАО «275 АРЗ положения об увеличении оклада за квалификационный разряд работникам, занятым на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории: летчик (штурман) первого класса – работники – 1,45, летчик (штурман)-снайпер – работники- 1,55, согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, оставить без рассмотрения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 15 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Остапенко И.А. Дело № 33-31306/2021(№ 2-2793/2021)