ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2801/2022 от 22.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-5525/2022

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Хабаровский краевой суд

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В суде первой инстанции дело № 2-2801/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего: Моргунова Ю.В.,

судей: Бисюрко Ю.А., Плотниковой Е.Г.,

при секретаре Шитовой И.С.,

рассмотрев 22 сентября 2022 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» к Главному управлению внутренней политики Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

третье лицо Правительство Хабаровского края,

с апелляционной жалобой Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 года,

заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя ХКООИ «АРИДОНС» Переверзевой В.Н., представителя Главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края Терешиной О.Л., представителя Правительства Хабаровского края Герасимова А.Г., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Хабаровская краевая общественная организация поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» (ХКООИ «АРИДОНС») обратилась в суд с иском к Главному управлению внутренней политики Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, ссылаясь в обоснование доводов иска на бездействие ответчика при обращении истца за получением субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям края для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности в 2019.

Просили суд признать бездействие Главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края по не исключению из проекта договора по предоставлению субсидии общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» незаконным;

-обязать заключить с Хабаровской краевой общественной организацией поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» договор о предоставлении последней субсидии в размере 41014 рублей в счет возмещения фактически понесенных расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, в том числе с проведением социально значимых мероприятий, направленных на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества в крае в 2019 году, в котором будут отсутствовать требования, предусмотренные п. 3.12 разд. 3 и п. 4.2(2) разд. 4 Положения и предоставить субсидию в размере 41014 рублей общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС».

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09.06.2022 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ХКООИ «АРИДОНС» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

В доводах жалобы ставит под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно установленных по делу фактических обстоятельствах, примененных судом норм материального права и оценке, данной судом первой инстанции представленным сторонами доказательствам.

В письменных возражениях Правительство Хабаровского края, Главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ХКООИ «АРИДОНС» Переверзева В.Н. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила решение суда отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края Терешина О.Л., представитель Правительства Хабаровского края Герасимов А.Г. с доводами жалобы не согласились, пояснили, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частями 1,2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 21.08.2020 Главным управлением внутренней политики Правительства Хабаровского края, рассмотрев заявления о предоставлении субсидий из краевого бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности и документы, представленные в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 раздела 3 Положения, принято распоряжение о предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям Хабаровского края для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности № 93-р, в том числе в отношении Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «Аридонс» в размере 41014 рублей, 26.08.2020 Главным управлением внутренней политики Правительства Хабаровского края в адрес ХКООИ «АРИДОНС» направлено уведомление о принятии решения о предоставлении субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности организации, которое получено истцом 11.09.2020.

18.09.2020 истцом в адрес ответчика направлено письмо о внесении изменений в договор в части установления показателей результативности.

Распоряжением Главного управления внешней политики Правительства Хабаровского края от 07.10.2020 № 127-р ХКООИ «АРИДОНС» отказано в предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности.

08.10.2020 ХКООИ «Аридонс» в адрес ответчика направлен протокол разногласий к проекту договора о предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированной некоммерческой организации Хабаровского края для возмещения расходов, связанных с осуществлением ее уставной деятельности, в соответствии с которым организацией указано на исключение п. 4.1.4, 4.1.5, 4.1.5.1 договора.

12.10.2020 Главным управлением рассмотрено обращение истца о предложениях по изменению договора о предоставлении субсидии. Указано, что в адрес истца был направлен проект договора о предоставлении субсидии из краевого бюджета, оформленный в соответствии с Типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.09.2017 № 191П. В соответствии с пунктом 3.12 Положения, примечанием «25» к типовой форме в проект договора включены положения об установлении значений результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии. Типовая форма носит императивный характер и не подлежит изменению, в том числе в части указания ссылки на пункты 2 и 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в преамбуле договора. Ссылка в обращении на постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», считается несостоятельной, поскольку Постановлением № 1492 указанное постановление признано утратившим силу.

21.10.2020 ХКООИ «Аридонс» повторно направлено заявление с требованием о рассмотрении возможности изменения проекта договора с учетом протокола разногласий к проекту договора.

05.11.2020 Главным управлением в адрес истца направлен ответ на заявление, в котором в дополнение к ранее направленному 12.10.2020 ответу сообщено, что оформление договора о предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.09.2017 № 191П, обязательно в силу ранее указанных обстоятельств, а также направлено на обеспечение равноправия социально ориентированных некоммерческих организаций края при предоставлении им государственной финансовой поддержки из краевого бюджета. Подписание предлагаемого протокола разногласий к проекту договора приведет к выборочному изменению объема прав социально ориентированной некоммерческой организации – получателя средств краевого бюджета, что создаст дискриминационные условия по отношению к другим социально ориентированным некоммерческим организациям, представившим документы для получения субсидии из краевого бюджета в соответствии с Положением о порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности. Положением устанавливается исчерпывающий перечень результатов предоставления субсидии, а также показателей, необходимых для их достижения (пункт 3.12 раздела 3 Положения) среди которых отсутствует требование о достижении результата «Рост численности инвалидов в Хабаровском крае».

Кроме того, обращено внимание, что главным управлением запланировано в 2021 году внесение изменений в Положение в связи со вступлением в силу Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492.

В последующем ХКООИ «Аридонс» неоднократно (01.12.2020, 26.01.2021, 24.02.2021, 29.03.2021) обращалась в адрес Главного управления внешней политики Правительства Хабаровского края с заявлениями о заключении договора о предоставлении субсидии на условиях, указанных в протоколе разногласий.

На данные обращения административного истца, Главным управлением 29.12.2020, 27.01.2021, 20.03.2021, 25.03.2021, 27.04.2021 направлены мотивированные ответы, в которых повторно отказано во внесении изменений в типовой договор на предоставление субсидии.

В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, организация и осуществление региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.

В силу пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, порядок определения объема и предоставления которых, в том числе результаты их предоставления, устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 482-пр "О государственной программе Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" Правительством Хабаровского края утверждено «Положение о предоставлении субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением их уставной деятельности».

Разделом 3 Положения (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.06.2020 № 286-пр, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлен порядок предоставления субсидии.

В целях получения субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности в году, предшествующем году предоставления субсидии, организация представляет в уполномоченный орган заявление в срок не позднее 25 февраля текущего финансового года. В целях получения субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности в 2019 году, организация представляет в адрес уполномоченного органа заявление в срок не позднее 01 августа 2020 г. (п. 3.1 Положения).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению с указанием расчетного счета организации, открытого в российской кредитной организации, для перечисления субсидии определен пунктом 3.2 Положения.

Согласно пункта 3.8 Положения, основаниями для отказа в предоставлении субсидии является, помимо прочего, не поступление в уполномоченный орган в срок, установленный пунктом 3.10 настоящего раздела, подписанного организацией договора о предоставлении субсидии, оформленного в соответствии с типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установленной министерством финансов края, заключаемого уполномоченным органом и организацией (далее - договор о предоставлении субсидии);

Согласно п. 3.9 Положения, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней по истечении срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3.6 настоящего раздела, направляет организации письменное уведомление о принятом соответствующем решении с указанием обоснования его принятия заказным письмом с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в заявлении, или вручает нарочным.

В случае принятия в отношении организации решения, указанного в абзаце втором пункта 3.6 настоящего раздела, к письменному уведомлению прилагается проект договора о предоставлении субсидии в двух экземплярах для подписания организацией.

Организация в течение 30 календарных дней со дня получения проекта договора о предоставлении субсидии подписывает его со своей стороны и представляет в уполномоченный орган (п. 3.10 Положения).

В случае не поступления в уполномоченный орган подписанного организацией договора о предоставлении субсидии в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение об отказе в предоставлении субсидии по основанию, указанному в абзаце восьмом пункта 3.8 настоящего раздела, и направляет организации письменное уведомление о принятом решении с обоснованием причины отказа в предоставлении субсидии в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления подписанного организацией договора о предоставлении субсидии подписывает его со своей стороны и в течение 10 рабочих дней после подписания перечисляет субсидию на расчетный счет организации, открытый в российской кредитной организации, указанный в договоре о предоставлении субсидии (п. 3.11 Положения).

В соответствии с п. 3.12 Положения, результатами предоставления субсидии являются:

- увеличение количества человек, участвующих в социально значимых мероприятиях, проводимых организацией на территории края;

- увеличение количества публикаций в целях повышения уровня информированности населения края о деятельности организации.

Показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления субсидии, являются:

- количество проведенных организацией социально значимых мероприятий в году предоставления субсидии (не менее четырех);

- количество участников, вовлеченных в социально значимые мероприятия, проведенные организацией на территории края;

- количество публикаций по направлению деятельности в году предоставления субсидии (не менее четырех).

Порядок осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии определен в разделе 4 Положения о порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с подпунктом "д" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 г. N 541, Министерством финансов Хабаровского края, приказом от 08.09.2017 № 191П утверждена Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и достоверно установив необоснованность доводов истца о бездействии ответчика по не исключению из проекта договора по предоставлению субсидии спорных положений, соответствие требованиям действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства по предоставлению субсидий некоммерческим организациям внесенным в проект договора на предоставление субсидии положениям по осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии, содержащиеся в разделе 4, что требования истца о внесении изменений в типовой договор о предоставлении субсидии некоммерческой организации и о понуждении к заключению договора на условиях, указанных истцом, не соответствуют закону, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Указанный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, основан на исследованных в соответствии с нормами процессуального закона доказательствах, правильном применении норм материального права, в связи с чем, сомнений в его законности и обоснованности не вызывает.

Доводы жалобы о незаконности условий договора аналогичны доводам, изложенным истцом в суде первой инстанции и которым судом дана надлежащая правовая оценка, по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Доводы жалобы о возможности заключения договора на условиях, предложенных истцом в протоколе разногласий, основаны на неверном толковании норм материального права и основанием для отмены решения суда не являются.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения пунктов 1,2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется в тем случаях, когда допустима свобода договорных отношений.

При этом, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ), в том числе установленными органами государственной власти правилами, типовыми договорами, положениями и т.п. (п. 4 чт. 426 ГК РФ).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).

Положениями пункта 6 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 4 Общих правил, пункта 3.8 раздела 3 Положения установлено императивное требование о заключении договора о предоставлении субсидии в типовой форме, утвержденной финансовым органом края.

Условия договора, предложенные истцом в протоколе разногласий, по существу исключают из проекта договора положения, обязательные в силу закона, при этом, с учетом изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 № 12-П позиции, согласно которой применение к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством, регулируемые бюджетным законодательством вопросы заключения договора о предоставлении субсидии не подлежат регулированию (оспариванию) в соответствии со статьей 455 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции исследованы обстоятельства нарушения ответчиком сроков издания распоряжения об отказе в предоставлении субсидии, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, данные доводы оснований для отмены решения суда не содержат.

По вышеизложенным основаниям, иные доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана соответствующая правовая оценка и оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи