Судья Титова Е.В. № 33-1503/2022
№ 2-283/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2022 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Мацкив Л.Ю.,
судей Александровой З.И., Степченковой Е.А.,
при секретаре (помощнике судьи) Буданове И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства ЦФО, к ФИО1, ООО «Компас» о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, исключении из ЕГРН сведений о границах и площади земельных участков, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,
с апелляционными жалобами ФИО1 и ООО «Компас» на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 06 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., пояснения представителя истца Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области - прокурора отдела прокуратуры Смоленской области Серенковой Ю.В., представителя ответчика ФИО1 – ФИО2, представителя третьего лица - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - ФИО3, представителя третьего лица ИП ФИО4 – ФИО5, судебная коллегия
установила:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства ЦФО, обратился в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков, признании недействительной постановку на государственный кадастровый учет, исключении из ЕГРН сведений в отношении земельных участков, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки по обращению начальника Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания установлены нарушения лесного законодательства, а именно: по договору купли-продажи от 27.08.2020 ответчик ФИО1 приобрел у ООО «Компас» земельный участок с кадастровым номером №, площадью 150 000кв.м и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 160 000кв.м, расположенные по адресу: ... которые, как установлено по результатам лесоустроительных работ, выполненных в рамках Государственных работ по установлению границ земель лесного фонда Вяземского лесничества, накладываются на земли лесного фонда - на находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 1086657522 кв.м, по адресу: ..., кадастровый номер №, что противоречит действующему законодательству, не допускающему возможность передачи лесных участков в частную собственность, и свидетельствует о ничтожности сделки купли-продажи. Факт пересечения земельных участков ФИО1 с указанным участком лесного фонда установлен заключениями №№ 1 и 2 от 05.11.2020 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Просит признать недействительным договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: ... заключенный 27.08.2020 между ООО «Компас» и ФИО1; признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках; истребовать земельные участки из чужого незаконного владения
Определением суда от 28.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ИП ФИО4 как арендатор земельного участка
Протокольным определением суда от 30.08.2021 к участию в деле в качестве истца привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Протокольным определением суда от 05.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект»
Дело рассмотрено в отсутствие истца Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), третьих лиц: ИП ФИО4, ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект», Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истца - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, заместитель прокурора Якубовская О.В. иск поддержала.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО6 иск не признала, пояснив, что спорные земельные участки изначально являлись землями сельскохозяйственного назначения и не относились к лесному фонду.
Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - ФИО3 полагала требования прокурора законными и обоснованными, пояснив, что на спорных земельных участках прорастают многолетние лесные насаждения, ведется лесохозяйственная деятельность. Данные участки всегда относились к землям лесного фонда, никогда не являлись сельскохозяйственными участками.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 06.12.2021 иск удовлетворен
В апелляционной жалобе с дополнениями ответчик ФИО1 полагает решение незаконным, подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в иске, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие бесспорных доказательств наличия права собственности РФ на истребуемые у него земельные участки; спорные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером №, который относился к землям сельскохозяйственного назначения, никогда не являлся землями лесного фонда. Законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документам и ЕГРН в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей возникли до 01.01.2016, право собственности предыдущего собственника возникло до 01.01.2016, этого суд не учел. Право собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером № прокурором не оспорено. Судом к участию в деле не привлечена вторая сторона сделки – ООО «Компас»
В апелляционной жалобе ООО «Компас» - лицо, не привлеченное к участию в деле, полагает решение незаконным, подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в иске. Указывает на наличие безусловных оснований для отмены решения суда, поскольку судом принято решение о его правах и обязанностях (п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ), судом признана недействительной сделка, стороной которой является ООО «Компас»
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 ИП ФИО4 полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Протокольным определением Судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 21.06.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, с привлечением к участию в деле в качестве соответчика ООО «Компас» как продавца по оспариваемому договору купли – продажи земельных участков от 27.08.2020
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), соответчика ООО «Компас», третьих лиц: ИП ФИО4, ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект», Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В суде апелляционной инстанции прокурор изменил предмет спора: по уточненным требованиям просит признать отсутствующим право собственности ФИО1 на спорные земельные участки, исключить из ЕГРН сведения об их границах и площади, истребовать земельные участки из чужого незаконного владения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, прокурор отдела прокуратуры Смоленской областиСеренкова Ю.В. уточненный иск поддержала.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО2 уточненный иск не признал, заявил ходатайство о пропуске прокурором срока исковой давности, поскольку о нарушении государственных интересов ввиду отнесения части земельного участка лесного фонда к иной категории должен был узнать 21.05.1993 (дата простановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №).
Представитель третьего лица - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - ФИО3 полагала, что иск подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица ИП ФИО4 – ФИО5 выразил согласие с требованиями прокурора.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями указанной выше нормы ГПК РФ, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие), а также предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образовывали лесной фонд. Границы лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществлялись в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ (ст. 7).
Кодексом предусматривалось, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли; к лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные); к нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (ст. 8).
Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено данным Кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается (ст. 12).
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19).
С 01.01.2007 введен в действие (новый) Лесной кодекс РФ, который сохранил право федеральной собственности на земли лесного фонда (ст. 8).
Кодексом предусмотрено, что местоположение, границы и площади (проектируемых) лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (правовое регулирование проектирования лесных участков устанавливалось статьей 69, которая Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 206-ФЗ признана утратившей силу; новое регулирование установлено статьей 70.1).
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона и не зависит от наличия государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Частью 2 ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 – 70.1 Лесного кодекса РФ 2007 г.).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно частям 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25 – 29 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п. 9 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, что однако не лишает их правообладателей права требовать защиты нарушенного или оспариваемого права (ст. 11 ГК РФ).
Ранее учтенные лесные участки ставятся на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ. При этом принимаются во внимание материалы лесоустройства и такая их часть, как проектирование лесных участков под будущее или существующее целевое назначение (статьи 67 – 70.1 Лесного кодекса РФ).
В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
На основании ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (ч. 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Пунктом 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (п. 3 ст. 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании п. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из материалов дела следует,что 27.08.2020 ООО «Компас» в лице директора ПАС продало ФИО1 за 300 000 рублей земельный участок с кадастровым номером №, площадью 150 000кв.м, и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 160 000кв.м, расположенные по адресу: ... категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования - для сельскохозяйственного использования и для производства сельскохозяйственной продукции
Данные земельные участки поставлены на кадастровый учет 24.08.2020; образованы путем раздела в 2020 году земельного участка с кадастровым номером № (площадью 63740 000 кв.м) на три земельных участка с кадастровыми номерами № (площадью 150 000кв.м), № (площадью 160000 кв.м) и № (площадью 63430000 кв.м)
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 63740 000 кв.м, был поставлен на кадастровый учет 21.05.1993, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, граница земельного участка состояла из 22 контуров; снят с кадастрового учета 24.08.2020
Согласно выписке из ЕГРН собственниками земельного участка с кадастровым номером № являлись (право собственности зарегистрировано 30.05.2018), затем ПАС - на основании договора купли – продажи от 11.12.2018, затем ООО «Компас» - на основании договора купли – продажи от 07.10.2019
Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания при сопоставлении границ земельных участков сельскохозяйственного назначения с границей земель лесного фонда установлено масштабное пересечение границ, что подтвердилось по результатам прокурорской проверки по обращению Департамента на предмет нарушений лесного законодательства в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами № и №
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 № 1021-р полномочия по государственной инвентаризация лесов, в том числе дистанционному мониторингу использования лесов; обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».
Согласно заключению № 1 от 05.11.2020 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» (Западный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» Федерального Агентства лесного хозяйства) о пересечении границ земель лесного фонда с земельными участками иных категорий, выполненному кадастровым инженером ЛЕЮ имеется пересечение лесного участка по адресу: ... с земельным участком с кадастровым номером №, площадь пересечения: 131346 кв.м, приведены (указаны) координаты поворотных точек границы пересекаемой частью земельного участка иной категории, ситуационный план
Согласно заключению № 2 от 05.11.2020 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект»о пересечении границ земель лесного фонда с земельными участками иных категорий, выполненному кадастровым инженером ЛЕЮ имеется пересечение лесного участка по адресу: ...) с земельным участком с кадастровым номером №, площадь пересечения: 159 767 кв.м, приведены (указаны) координаты поворотных точек границы пересекаемой частью земельного участка иной категории, ситуационный план
При этом на основании Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, ст. 19 Лесного кодекса РФ от 18.04.2000 в собственности Российской Федерации находится лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: под лесами, площадь 1 086 657 522 кв.м, адрес объекта: ..., кадастровый №, существующие ограничения (обременения) права: безвозмездное срочное пользование земельным участком, аренда, о чем в ЕГРН 23.01.2001 сделана запись за номером 67-01-02-3а-2000-0495
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 001 942794 кв.м, местоположением: ..., поставлен на кадастровый учет 19.05.2010, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование – для размещения лесной растительности, статус объекта - ранее учтенный
Согласно выписке из Государственного лесного реестра от 02.10.2020 №317 Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания с приложением к ней карты-схемы расположения и границы лесных участков Вяземского района Смоленской области, лесной участок с кадастровым номером №, местоположение (адрес): ... квартал 25 (неустроенные леса); квартал 24 части выделов 7, 8, имеет вид целевого назначения лесов – эксплуатационные леса, назначение – заготовка древесины, площадь 246,8 га; правообладатель – ИП ФИО4, основания пользования – договор аренды лесного участка от 15.12.2014 № 22 сроком на 49 лет; особые отметки - материалы лесоустройства 1989 г., материалы таксации 2015 г.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 05.12.2007 №1035/р/адм, в целях приведения учета лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством, к землям лесного фонда отнесены лесоустроенные участки земель общей площадью 1090794 га, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, по перечню согласно приложению: Вяземский сельский лесхоз, свидетельство о регистрации права на участок лесного хозяйства от 30.10.2001, площадь 108700 га
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Об определении количества лесничеств на территории Смоленской области и установлении их границ» от 16.10.2008 № 302 определены территории, количество лесничеств и установлены их границы.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2018 № 329 установлена граница Вяземского лесничества Смоленской области; спорные участки в части пересечения вошли в границы Вяземского лесничества Смоленской области в соответствии с указанным приказом
Кроме того, на основании постановления Губернатора Смоленской области от 15.07.1997 № 294 в Вяземском лесхозе выделены леса, имеющие научное и историческое значение на территории государственного историко-культурного и природного музея-заповедника ФИО7 «Хмелита», площадью 2 687 га, за счет запретных полос лесов по берегам рек (2 608 га) и защитных полос вдоль автомобильных дорог (79 га)
Постановлением администрации Смоленской области от 01.07.1998 №285 территория государственного историко-культурного и природного музея-заповедника ФИО7 «Хмелита» отнесена к особо охраняемым природным территориям
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии внесены изменения в Перечень особо охраняемых территорий регионального и местного значения Смоленской области по состоянию на 01.01.2017, согласно которому к особо охраняемым природным территориям регионального значения относится историко-культурный и природный музей-заповедник ФИО7 «Хмелита»
Из лесохозяйственного регламента Вяземского лесничества – филиала ОГКУ «Смолупрлес» следует, что государственный историко-культурный и природный музей-заповедник ФИО7 «Хмелита» расположен, в том числе, на территории Хмелитского участкового лесничества: кв. 20-34, 37-45, 49ч, 51, 53-55, 69, 74, 79, 80, 83; Богородицкого участкового лесничества, совхоз «Хмелитский»: кв. 1-6, 7ч, 10-16, 18-30, 32-34
Как указано выше, Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания обратился в прокуратуру Смоленской области с просьбой осуществить от имени Российской Федерации надзор на предмет законности возникновения права собственности в отношении спорных земельных участков.
По результатам проведенной проверки Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском к ФИО1
Анализируя предоставленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости признания отсутствующим права собственности ФИО1 на спорные земельные участки в части их наложения на земли лесного фондаи исключении из ЕГРН сведений о координатах поворотных точек, которые определены в заключениях филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 05.11.2020 №№ 1 и 2, и площади земельных участков, поскольку наосновании свидетельства государственной регистрации права от 30.10.2001 за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, в то время как зарегистрированные за ФИО1 спорные земельные участки частично находятся на территории земель лесного фонда, что подтверждено заключениями специализированной государственной организации - филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 05.11.2020 №№ 1 и 2 о пересечении границ земель лесного фонда Вяземского лесничества (Богородицкое участковое лесничество) с земельными участками иных категорий, при этом перевода из категории земли лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения не осуществлялось в установленном законом порядке, спорные части земельных участков заняты многолетними лесными насаждениями, признаки их использования для производства сельскохозяйственной продукции либо иной связанной с сельским хозяйством деятельностью отсутствуют. То есть, по делу доказан факт отнесения части спорных земельных участков к лесному фонду в соответствии с требованиями законодательства и с учетом фактического их использования.
Доводы ответчика ФИО1 о том, что спорные участки входили в состав земель совхоза «Хмелитский» с категорией «земли сельскохозяйственного назначения», что из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда участок не переводился, что он (ФИО1) является добросовестным приобретателем земельных участков, что необходимо применить принцип приоритета сведений из ЕГРН (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»), подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Согласно п. 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 № 144 (действующего до 20.02.2020), колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. В силу ст. 2 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 № 4613-1, действовавших до принятия Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 № 4613-1 лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В материалы дела предоставлен государственный акт на право пользования А-1 № 064413, согласно которому за совхозом «Хмелитский» закреплялись в бессрочное пользование 13407 га земли в границе согласно плану землепользования, для сельскохозяйственного производства (указанный акт не содержит даты выдачи и номера регистрации в Книг не записей госактов на право пользования землей)
Из материалов перераспределения земель совхоза «Хмелитский» следует, что по учету на 01.11.1991 за совхозом «Хмелитский» числилось 11 963 га земли, перераспределялись 1503 га: земли фермерских хозяйств – 155 га, земли, дополнительно переданные сельским Советам – 935 га, земли свободного резервного фонда – 415 га; земли, оставшиеся в пользовании совхоза – 10460 га
Согласно справке о размерах земель совхоза «Хмелитский» в границах плана числилось 13194 га: земли, закрепленные за совхозом – 10460 га, земли фермерских хозяйств - 269 га, земли, закрепленные за сельсоветом – 1983 га, свободного резервного фонда – 415 га, других посторонних землепользователей – 67 га
Постановлением главы Администрации Вяземского района Смоленской области от 21.05.1993 № 251 переданы земли совхоза «Хмелитский» в связи с его реорганизацией коллективному предприятию «Хмелита» для использования: площадью 10239 га, в том числе пашни – 3218 га, залежи – 24 га, сенокосов – 467 га, пастбищ – 156 га, других видов угодий – 6374 га,согласно экспликации годового отчета.
Из общей площади передать в коллективную долевую собственность – 3865 га, в т.ч. пашни – 3218 га, залежи – 24 га, сенокосов – 467 га, пастбищ – 156 га, утвердив земельный пай площадью сельхозугодий 9,4 га, из них пашни 7,9 га, кормовых угодий 1,5 га. Оставшиеся земли площадью 6374 га согласно кадастровой документации передать в бессрочное пользование
То есть, оставшиеся земли площадью 6374 га были переданы в бессрочное пользование но не в собственность.
В суд апелляционной инстанции предоставлено постановление Вяземского районного суда Смоленской области от 17.05.2022, которым уголовное дело по обвинению КЕВ в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, производством прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 27, п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
КЕВ обвинялась в том, что будучи главным специалистом – экспертом межмуниципального Гагаринского отдела Управления Росреестра по Смоленской области, достоверно зная, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 6374 га был предоставлен в бессрочное пользование на основании постановления Главы Администрации Вяземского района Смоленской области от 21.05.1993 № 251, незаконно внесла записи о праве собственности за №67:02:0000000:119-67/003/2018-1 от 30.05.2018 на указанный земельный участок в ЕГРН через систему ПК ИС Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что позволяет собственнику по своему усмотрению совершать в отношении участка любые действия.
Указанное свидетельствует о том, что земельный участок площадью 6374 га с кадастровым номером № выбыл из собственности Российской Федерации помимо воли собственника.
Впоследствии земельный участок неоднократно перепродавался:11.12.2018 - ПАС 07.10.2019 - ООО «Компас», далее был разделен на 3 участка, два из которых (спорные) проданы 27.08.2020 ФИО1
Далее, согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Вместе с тем, в силу п. 3 ч. 6 ст. 14 названного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользование таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 ст. 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2022 № 301-ЭС21-25438).
Исходя из указанных положений закона, лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок не используется для нужд сельского хозяйства.
Из материалов дела видно, что спорная часть земельных участков представляет собой пространство, занятое многолетними лесными насаждениями, границы данного земельного участка на местности не обозначены, отсутствуют признаки его использования для производства сельскохозяйственной продукции либо иной связанной с сельским хозяйством деятельностью, какие-либо объекты недвижимости на этих участках отсутствуют, участки находятся во владении Российской Федерации, имеющимися в материалах дела документами подтверждено, что в их отношении проводятся лесоустроительные и лесозащитные мероприятия
Как указано выше, право собственности РФ на лесной участок было зарегистрировано еще в 2001 году
Уточненные требования прокурора состояли в требованиипризнать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами №, исключить из ЕГРН сведения об их границах и площади, истребовать земельные участки из чужого незаконного владения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения предоставлено собственнику статьей 301 ГК РФ. Виндикационный иск, то есть истребование имущества из чужого незаконного владения, является требованием не владеющего вещью собственника к владеющему несобственнику о возврате ему вещи.
В п. 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22) разъяснено, что применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности (или иного вещного права) на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Как указано в пункте 36 Постановления № 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абзацы первый и третий).
В соответствии с абзацем третьим п. 52 Постановления № 10/22 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
При этом возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом.
Поскольку обстоятельства владения лесным участком Российской Федерацией установлены, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования прокурора о признания отсутствующим право собственности ФИО1 на спорные земельные участки в части их наложения на земли лесного фондаи исключении из ЕГРН сведений о координатах поворотных точек, которые определены в заключениях филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 05.11.2020 №№ 1 и 2, и площади земельных участков.Данные заключения выполнены уполномоченной государственной организацией, на которую в силу распоряжения Правительства РФ от 10.06.2014 3 1021-р возложены полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков.
Доводы ответчика ФИО1 о пропуске прокурором срока исковой давности, поскольку о нарушении государственных интересов ввиду отнесения части земельного участка лесного фонда к иной категории должен был узнать 21.05.1993 (дата простановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №), судом апелляционной инстанции отклоняются. В соответствии с абзацем 5 ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), а с учетом того, что в данном деле заявлены требования о признании отсутствующим у ФИО1 права собственности на объекты недвижимости в интересах владеющего собственника, срок исковой давности на спорные правоотношения не распространяется.
Заявленные одновременно требования об истребовании земельных участков из незаконного владения ФИО1 не подлежат удовлетворению, так как являются взаимоисключающими, предполагающими различие в предмете доказывания и установлении юридически значимых обстоятельств.
Одновременное удовлетворение иска о признании права отсутствующим и виндикационного иска невозможно, поскольку истребование имущества из чужого незаконного владения предполагает, что данное имущество выбыло из владения истца и находится во владении ответчика, в то время как признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2018 № 117-КГ18-15).
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 06 декабря 2021 года отменить.
Уточненные исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства ЦФО, удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 131346 кв.м с кадастровым номером№, расположенный по адресу: ... в части следующих координат поворотных точек, определенных в заключении филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 05 ноября 2020 года № 1:
№ контура | № точки | Х | Y |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
Исключить из ЕГРН сведения о координатах указанных поворотных точек и площади земельного участка с кадастровым номером№
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 159767 кв.м. с кадастровым номером№, расположенный по адресу: ... в части следующих координат поворотных точек, определенных в заключении филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 05 ноября 2020 года № 2:
№ контура | № точки | X | Y |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ | № | № | № |
№ контура | № точки | X | Y | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | |
Исключить из ЕГРН сведения о координатах указанных поворотных точек и площади земельного участка с кадастровым номером№
В остальной части иска, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.07.2022.