ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2863/19 от 17.02.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №2-2863/2019, (33а-2380/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2020 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,

судей Милютина В.Н.,

Якуповой Н.Н.,

при секретаре Миграновой Д.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Султанов Ф.М. обратился с административным иском к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о признании отказа в получении социальной выплаты незаконным и признании права на социальную выплату.

Требования мотивированы тем, что согласно выписке из протокола заседания комиссии Администрации МР Туймазиинский район от 19.09.2019 г. № 10 по реализации «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011 -2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы ему отказано в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения. Отказ комиссией мотивирован тем, что не предусмотрена возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставляемого в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита. С данным отказом административный истец не согласен и в обоснование указал, что решением комиссии Администрации MP Туймазинский район РБ по реализации «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, его была признана участником указанных выше программ, а именно участником программы на предоставление социальной выплаты молодым семьям при рождении ребенка. Ранее, административный истец вместе со своей супругой в 2014 году в ПАО «Сбербанк России» заключили кредитный договор на приобретение готово жилья на сумму 1 350 000,00 рублей, на срок 240 месяцев, под 15,50 % годовых. Ежемесячный платеж составлял 18 000,00 рублей, затем стал 12 000,00 рублей. На указанную сумму кредита семья Султанова Ф.М. приобрела квартиру, расположенную по адресу: РБ, г. Туймазы, ул. Мичурина, д. 23, кв. 35. Учитывая тяжелое материальное положение семьи, наличие двух малолетних детей, высокую процентную ставку по кредитному договору, Султанов Ф.М. с целью снижения ежемесячной финансовой нагрузки, был вынужден обратится в АО «Социнвестбанк» с просьбой о рефинансировании (перекредитовании) обслуживаемого им кредита в ПАО «Сбербанк России». Таким образом, рефинансирование первоначального кредита для семьи административного истца было вынужденной мерой, с учетом снижения процентной ставки до 11 %, а погасить действующий на момент признания за ним права на социальную выплату кредит таким способом было единственной возможностью сохранить залоговую квартиру и не оказаться на улице. Ни в одном пункте Программы и Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) нет запрета на рефинансирование кредита, на средства которого приобреталась изначально квартира, а потому оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты не имелось.

Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просил признать отказ в получении им социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения - незаконным и признать за ним право на получение социальной выплаты, а также просил восстановить его в очереди под тем же номером для получения социальной выплаты.

Судом вынесено приведенное выше решение, которым постановлено:

административное исковое заявление Султанова Фидана Мунировича к административному ответчику Администрации MP Туймазинский район РБ о признании отказа в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения незаконным, признании за административным истцом права на получение социальной выплаты, восстановлении в очереди, удовлетворить частично;

признать отказ Администрации муниципального района Туймазинский район № 10 от 19.09.2019 г. в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения незаконным;

обязать Администрацию MP Туймазинский район РБ рассмотреть вопрос о получении социальной выплаты при рождении ребенка Султановым Ф.М. в течение месяца со дня вынесения решения;

в удовлетворении остальной части административного иска отказать.

В апелляционной жалобе представитель Администрации МР туймазинский район РБ – Хайдаров М.М. просит отменить решение суда, указывая на то, что привлечение семьей Султанова Ф.М. средств по ипотечному кредитному договору с АО «Социнвестбанк» нарушает условия и противоречит Порядку предоставления социальных выплат молодым семьям, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 686.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР туймазинский район РБ – Хайдарова М.М. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Султанова Ф.М., полагавшего решение законным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", направленную на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. К задачам подпрограммы относится предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 г. № 686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержден Порядок представления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) (далее – Порядок).

Порядок регламентирует предоставление социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. № 131 (с последующими изменениями), и дети в которых родились (были усыновлены) до 31 декабря 2015 года включительно, а также в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (с последующими изменениями), в части предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка.

Согласно пункту 1.2 Порядка социальная выплата (дополнительная социальная выплата) предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - договор об улучшении жилищных условий).

Пунктом 1.3.1 предусмотрено, что размер социальной выплаты (дополнительной социальной выплаты) не может превышать остатка невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо непогашенного кредита (займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям:

а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий;

б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей);

в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет;

г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до 31 декабря 2015 года включительно.

Согласно пункту 2.3 Порядка для получения социальной выплаты молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) представляет в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту постоянного жительства необходимые документы.

В силу пункта 2.6 Порядка администрация муниципального образования Республики Башкортостан организует проверку сведений, которые содержатся в документах, указанных в пункте 2.3 Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей, изъявивших желание получить социальные выплаты (дополнительные социальные выплаты). О принятом решении молодая семья письменно уведомляется администрацией муниципального образования Республики Башкортостан в 5-дневный срок.

Согласно пункту 2.7 Порядка основаниями для отказа молодой семье в получении социальной выплаты являются следующие обстоятельства:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка.

Как разъяснено в письме Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 22 августа 2019 г. № 16-06/166, Порядок не предусматривает возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.

Как следует из материалов дела и было установлено судом, решением комиссии по жилищным вопросам Администрации MP Туймазинский район Республики Башкортостан от 16 мая 2014 года, семья Султанова Ф.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствие с решением № 6 от 13.04.2015 г. комиссии муниципального арйона Туймазинский район РБ по реализации «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, семья административного истца была признана участником указанных выше программ, а именно участником программы на предоставление социальных выплат молодым семьям при рождении ребенка.

29.12.2014 г. между ПАО «Сбербанк России» и Султановым Ф.М. был заключен кредитный договор, на приобретение готово жилья, на сумму 1350 000,00 рублей, на срок 240 месяцев, под 15,50 % годовых, на приобретение квартиры, расположенной по адресу: РБ, г. Туймазы, ул. Мичурина, д. 23, кв. 35.

07.04.2015 г. Султановым Ф.М. в адрес административного ответчика подано заявление о предоставлении социальной выплаты, к которому были приложены копии: решений комиссий о включении семьи Султанова Ф.М. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, паспорта Султанова Ф.М., его супруги, свидетельства о рождении двух несовершеннолетних детей 18.09.2007 г.р., 23.03.2015 г.р., договор купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от 29.12.2014 г., индивидуальный кредитный договор № 342016 в ПАО «Сбербанк России», копия свидетельства о государственной регистрации права от 31.12.2014 г., справка о задолженности.

19.09.2017 г. между АО «Социнвестбанк» и Султановым Ф.М. заключен кредитный договор, с испотекой квартиры по адресу: РБ, Туймазинский район, ..., кадастровый номер .... Согласно абзаца 2 договора сумма кредита составляет 874 462,00 рублей, срок возврата кредита 120 календарных месяцев, цель кредита: для полного погашения обязательств по первоначальному кредиту, процентная ставка 11,0% годовых. Впоследствии кредитный договор № 2017/187/10-И от 19.09.2017 г. был представлен административному ответчику.

Из п. 1.8 кредитного договора №2017/787/10-И следует, что кредит предоставляется на исполнение обязательств Султанова Ф.М. по кредитному договору №342016 от 29.12.2014 г., заключенному между ним и ОАО «Сбербанк России» с целью приобретения вартиры по адресу: 452750, РБ, г. ...

В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии от 19.09.2019 г. № 10 по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района Туймазинский район РБ в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района Туймазинский район на основании приложений № 10 и № 11 государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от 31.12.2014 г. № 686, Султанову Ф.М. отказано в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения, который был мотивирован тем, что не предусмотрена возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставляемого в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приведенным в Приложении №11 к государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от 31.12.2014 г. № 686, право на получение социальной выплаты имеет молодая семья имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения ребенка, а семья Султанова Ф.М. имеет непогашенный остаток по кредитному договору № 2017/187/10-И от 19.09.2017 г. в АО «Социнвестбанк», который также был предоставлен на улучшение жилищных условий, то имеются правовые основания для получения семьей административного истца спорной социальной выплаты.

Судебная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции, поскольку в соответствии с указанным Порядком, целевым назначением социальной выплаты является погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) определено на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства (п.1.2.), в связи с чем правовые основания для признания отказа Администрации муниципального района Туймазинский район № 10 от 19.09.2019 г. в получении социальной выплаты при рождении ребенка незаконным и возложения на Административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о получении социальной выплаты при рождении ребенка Султановым Ф.М. отсутствуют, поскольку указанный кредит по кредитному договору № 2017/187/10-И от 19.09.2017 г. в АО «Социнвестбанк», имеет целевое назначение «погашение рефинансируемого кредита», на момент разрешения спора кредитный договор на улучшение жилищных условий, заключенный с ПАО «Сбербанк России» полностью погашен, а возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору от 19.09.2017 г., даже при условии его предоставления для рефинансирования кредита, законодателем не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, решение не может быть признано законным, оно подлежит отмене в силу п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Султанова Ф.М. к Адмиинстрации МР Туймазинский район Республики Башкортостан о признании отказа в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения незаконным и признании права на получение социальной выплаты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2019 года отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований Султанова Фидана Мунировича к Адмиинстрации МР Туймазинский район Республики Башкортостан о признании отказа в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения незаконным и признании права на получение социальной выплаты – отказать.

Председательствующий Ф.Т. Нурисламов

Судьи В.Н. Милютин

Н.Н. Якупова

Справка: судья Липатова Г.И.