ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-287/2021 от 08.10.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Беляева Т.В.

Дело № 2-287/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-11502/2021

08 октября 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шалиевой И.П.,

судей Бас И.В., Чиньковой Н.В.,

при секретаре Ишкининой Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело с апелляционным представлением прокурора закрытого административно-территориального образования города Снежинск на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 23 июня 2021 года по делу по иску прокурора закрытого административно-территориального образования города Снежинск в интересах неопределенного круга и Российской Федерации к федеральному государственному унитарному предприятию «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» о признании пунктов 1.5, 5.4 Положения по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия № 20/489 от 18.03.2020 недействительными.

Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. по обстоятельствам дела и доводам апелляционного представления, возражений, объяснения прокурора Соколовой Н.Ф., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей ответчика федерального государственного унитарного предприятия «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» по доверенностям ФИО1, ФИО2, возражавших относительно доводов представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор закрытого административно-территориального образования города Снежинск (далее по тексту - прокурор ЗАТО г. Снежинск) в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина» (далее ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени акад. Е.И. Забабахина», РФЯЦ-ВНИИТФ) о признании пунктов 1.5, 5.4 Положения по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия от ДД.ММ.ГГГГ недействительными.

В обоснование заявленных требований указано, что органами прокуратуры г. Снежинска была проведена проверка исполнения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени акад. Е.И. Забабахина» требований лесного законодательства.

Проверочными мероприятиями установлено, что приказом главного инженера ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени акад. Е.И. Забабахина» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ введено в действие Положение по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1.5 Положения определено, что решение о необходимости вырубки деревьев принимается директором, заместителями директора в пределах их полномочий, а также постоянно действующей комиссией, утвержденной приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ.

Нормами п. 5.4 Положения закреплено, что на основании подготовленной документации, постоянно действующей комиссией, утвержденной приказом директора (директором, заместителями директора) принимается решение о необходимости вырубки деревьев для строительства (реконструкции) определенного объекта.

Таким образом, указанными нормами Положения руководство ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени акад. Е.И. Забабахина», а также постоянно действующая комиссия наделяются полномочиями по принятию решений относительно рубки лесных насаждений на земельных участках, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени акад. Е.И. Забабахина».

Со ссылкой на нормы Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ЗАТО», нормы лесного и земельного законодательства, истец полагает, что действующим законодательством не предусмотрено право собственника земельного участка на произрастающие лесные насаждения.

ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ», в силу положений п. 1 ст. 113 ГК РФ является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Лесные насаждения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» не передавались, решения собственника о передаче лесных насаждений ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» не имеется.

Таким образом, у директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ», его заместителей и постоянно действующей комиссии для принятия решения о необходимом уборке аварийных деревьев и создании площадок для строительства объекта института на территории ЗАТО г. Снежинск отсутствуют полномочия на принятие решений о необходимости вырубки деревьев для строительства (реконструкции) определенного объекта.

Издание органом, должностным лицом, осуществляющим публичные полномочия, ненормативного правового акта, принятие решения или совершение действий, не предусмотренных действующим законодательством, регулирующим их деятельность, свидетельствует о совершении таких действий с превышением предоставленных полномочий, что является безусловным основанием для отмены принятого акта.

Оспариваемые нормы Положения и действия по его принятию создают незаконную практику на вырубку и реализацию лесной растительности, предпосылки для незаконной предпринимательской деятельности, в возможные убытки для хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, формируют неуважение к закону.

Истец полагает, что ответчиком нарушены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения и о внесении изменений в Правила выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которым предложено федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законам субъектов Российской Федерации (т.1 л.д.4-10).

Прокурор ЗАТО г. Снежинск ФИО3 и заместитель прокурора ЗАТО г. Снежинск ФИО4 в суде первой инстанции исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. акад. Е.И. Забабахина» ФИО1 и ФИО2 (доверенности т.1 л.д. 97, 103) в суде первой инстанции исковые требования прокурора не признали по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (т.1 л.д. 84-87).

В судебном заседании пояснили, что земельные участки, предоставленные РФЯЦ-ВНИИТФ, относятся к землям промышленности, то есть предназначены для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов. Деятельность РФЯЦ-ВНИИТФ на данных земельных участках соответствует их целевому назначению и разрешенному использованию, а именно – для научно-исследовательской и производственной деятельности.

Ссылка истца на необходимость применения постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №516 "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения и о внесении изменений в Правила выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" для получения разрешения на вырубку лесной растительности на землях ответчика является ошибочной, поскольку Постановление № 516 от 26 апреля 2019 года распространяется только на отношения по рубке деревьев и кустарников на землях промышленности, которые предоставлены на основании договоров аренды и безвозмездного пользования.

Земельные участки ответчика, на которые распространяется спорное Положение о вырубке, были предоставлены предприятию изначально на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное земельное право является вещным, в связи с чем Постановление №516 от 26 апреля 2019 года не распространяется на отношения по вырубке деревьев и кустарников на землях РФЯЦ-ВНИИТФ. Просят в удовлетворении требований отказать.

Третье лицо Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о дате и времени рассмотрения дела извещено (т.1 л.д. 180), своего представителя в суд первой инстанции не направило, представили отзыв на исковое заявление. (т.1 л.д. 136-137) Исковые требования прокурора ЗАТО г. Снежинск поддерживают, ссылаются на нормы Постановления № 516 от 26.04.2019 года «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения и о внесении изменений в Правила выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Третье лицо Государственная корпорации по атомной энергетики «Росатом» о дате и времени рассмотрения дела извещены (т.1 л.д. 178), своего представителя в суд первой инстанции не направили, представили письменные пояснения по рассматриваемому иску. (т.1 л.д.147) Исковые требования прокурора ЗАТО г. Снежинск не поддерживают. Ссылаются на то, что ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» обладает полнотой правомочий по владению и пользованию земельными участками, предоставленными ему на праве постоянного (бессрочного пользования. Целевое назначение земельных участков переданных ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» на праве постоянного (бессрочного) пользования - земли промышленности, разрешенное использование – для научной и производственной деятельности. Рубка лесных насаждений на земельных участках в составе земель промышленности ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ», необходимая для размещения зданий, строений, сооружений производственного назначения, обозначает использование данных земель по их целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования. Согласно положений ЛК РФ все, что произрастает на землях промышленности лесом не считается, создание лесничеств на землях промышленности не предусмотрены. Положений, которые бы применялись в части рубки лесных насаждений на земельных участках, предоставленных предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования (выдача разрешений по рубке лесных насаждений (согласование), органы, уполномоченные выдавать такие разрешения), постановление Правительства РФ от 26.04.2019 года № 516 не содержат. Просят в удовлетворении иска отказать.

Государственная корпорации по атомной энергетики «Росатом», полагает, что утверждение оспариваемого Положения было осуществлено ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности в полном соответствии с действующим законодательством и не нарушает каких-либо положений, ни Лесного кодекса РФ, ни Постановления № 516, ни Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и не нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Третье лицо Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» просит в удовлетворении требований прокурора ЗАТО г. Снежинск отказать.

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о дате и времени рассмотрения дела извещены (т.1 л.д. 179), своего представителя в суд первой инстанции не направили, представили мнение на заявленные требования, в котором ссылаются на то, что в отношении имущества ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» полномочия собственника имущества от имени Российской Федерации осуществляет Корпорация «Росатом», как учредитель предприятия. (т.1 л.д.243)

ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» является землепользователем федерального земельного участка, обладающим всей совокупности гражданских прав и обязанностей, за исключением права распоряжения соответствующим имуществом.

Полагают, что Постановление № 516 от 26.04.2019 не регулирует общественные отношения, связанные с использованием земельных участков, предоставленным юридическим лицам, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» федеральные земельные участки, расположенные в ЗАТО г. Снежинск, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, что представляет собой отличный от аренды и безвозмездного пользования вид вещного права, при предоставлении федеральных земельных участков на соответствующем виде права договор не заключается.

Со ссылкой на нормы ст. 43-46 ЛК РФ третье лицо пояснило, что Росимущество осуществляет функции по реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в отношении земель промышленности указанный порядок применению не подлежит.

Представитель третьего лица администрации Снежинского городского округа ФИО5 (доверенность т.2 л.д.1) в суде первой инстанции исковые требования прокурора не поддержала, суду пояснила, что земельные участки, предоставленные РФЯЦ-ВНИИТФ, относятся к землям промышленности, предоставлены предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земли промышленности составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, вопросы связанные с осуществлением рубки деревьев на землях промышленности не регулируются лесным законодательством, поскольку все что прорастает на землях промышленности лесом не считается. Полагает требования прокуратуры не подлежащими удовлетворению.

Решением Снежинского городского суда Челябинской области от 23 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований прокурора закрытого административно-территориального образования города Снежинск в интересах неопределенного круга и Российской Федерации к федеральному государственному унитарному предприятию «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» о признании пунктов 1.5, 5.4 Положения по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия от ДД.ММ.ГГГГ недействительными отказано.

В апелляционном представлении прокурор ЗАТО г. Снежинск просит решение Снежинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Полагает, что предприятию а/я 0215 Министерства среднего машиностроения право рубки леса под габариты сооружений и проезды на предоставленном земельном участке не предоставлялось.

Считает, что суд необоснованно ссылается, как на доказательство на справку ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» о земельных участках от ДД.ММ.ГГГГ, где без какого-либо обоснования сделан вывод о том, что все земельные участки, предоставленные ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» выведены из гослесфонда с правом рубки леса. Для размещения объектов предприятия и создания жилой зоны будущего города Снежинска. Полагает, что в решении суда не указано на основании каких норм и документов судом сделан вывод о наличии права рубки леса на предоставленной предприятию территории.

Считает, что судом необоснованно положены в основу решения пояснения ответчика о том, что вопросы рубки лесных насаждений предприятием всегда решались самостоятельно.

Указывает также, что оспариваемым решением установлено, что земельные участки, ранее предоставленные ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» находятся в собственности Российской Федерации. При этом, полагает, что без должного внимания суда осталось то обстоятельство, что решения собственника о передаче лесных насаждений ГК «Росатом», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» не имеется. Полагает, что ГК «Росатом», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» являются пользователями лесных насаждений, произрастающих на земельном участке, в связи с чем не имеют полномочий на принятие решение об их рубке.

Также полагает, что судом без достаточных оснований сделан вывод о том, что целевое назначение спорных земельных участков – земли промышленности.

Считает, что судом необоснованно сделан вывод о том, что произрастающая на землях промышленности растительность не является лесом.

В возражения на апелляционное представление ответчик ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» просит отказать в удовлетворении апелляционного представления прокурора.

Полагает, что судом сделан верный вывод о том, что земли, предоставленные ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» при его создании, были изъяты из гослесфонда.

Полагает, что об изъятии земель из гослесфонда также свидетельствует тот факт, что в настоящее время данные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, а относятся к иной категории земель – земли промышленности, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Считает, что судом сделан обоснованный вывод о том, что ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» является землепользователем федерального земельного участка, обладающим всей совокупностью гражданских прав и обязанностей, за исключением права распоряжения соответствующим земельным участком, то есть обладает полнотой правомочий по владению и пользованию земельными участками, предоставленными ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, а, следовательно, и лесными насаждениями, расположенными на этих участках. Полагает, что при реализации разрешенных видов использования земель промышленности, в том числе способом эксплуатации или строительства новых объектов производственного назначения, неизбежно возникает производный способ использования лесных насаждений, в том числе способом их рубки. При этом данный вид деятельности остается законным видом лесопользования, что влечет действие ч. 1 ст. 20 ЛК РФ. Считает, что ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» приобретает право хозяйственного ведения на лесные насаждения и древесину в силу правомерного использования леса на землях промышленности, при этом отдельного акта на передачу собственником этих насаждений на баланс не требуется.

Также считает, что судом сделан верный вывод о категории спорных земель, как земли промышленности, а не земли специального назначения, полагает, что из совокупности ч. 1 и ч. 2 ст. 88 ЗК РФ следует, что земельные участки ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» относятся именно к землям промышленности, а не к какой-то иной категории земель.

Полагает необоснованными ссылки прокурора на постановление Правительства РФ от 26.04.2019 года №516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения и о внесении изменений в Правила выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», так как исходя из буквального толкования п. 1 оно распространяется лишь на отношения по рубке деревьев и кустарников на землях промышленности, которые предоставлены на основании договоров аренды и безвозмездного пользования.

Считает, что отсутствие правового регулирования спорных правоотношений, неоднократные обращения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» в органы, в компетенцию которых могло бы входить решение вопросов, связанных с рубкой лесных насаждений, свидетельствует о том, что п. 1.5 и 5.4 Положения по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия являются правомерными, то есть не нарушают закон или ной нормативный правовой акт, и, следовательно, не могут быть признаны недействительными.

Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела и доводы апелляционного представления, возражений, заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой ЗАТО г. Снежинска была проведена проверка исполнения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени акад. Е.И. Забабахина» требований лесного законодательства.

Проверочными мероприятиями установлено, что приказом главного инженера ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени акад. Е.И. Забабахина» от ДД.ММ.ГГГГ введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ Положение по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д. 11, 13-18)

Пунктом 1.5 Положения определено, что решение о необходимости вырубки деревьев принимается директором, заместителями директора в пределах их полномочий, а также постоянно действующей комиссией, утвержденной приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ.

Нормами п. 5.4 Положения закреплено, что на основании подготовленной документации, постоянно действующей комиссией, утвержденной приказом директора (директором, заместителями директора) принимается решение о необходимости вырубки деревьев для строительства (реконструкции) определенного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» прокурором ЗАТО г. Снежинск принесен протест на п.п. 1.5,5.4 Положения Положение по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д. 33-34)

Директор ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» письмом от ДД.ММ.ГГГГ отклонил протест прокурора. (т.1 л.д. 35-37)

Истец, полагая, что издание органом, должностным лицом, осуществляющим публичные полномочия, ненормативного правового акта, принятие решения или совершение действий, не предусмотренных действующим законодательством, регулирующим их деятельность, свидетельствует о совершении таких действий с превышением предоставленных полномочий, что является основанием для отмены принятого ненормативного акта, обратился в суд с настоящим иском.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований судом для участия в деле привлечены: Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округа, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений; Межрегиональное территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и курганских областях - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений; Государственная корпорация по атомной энергии «РОСАТОМ» осуществляющая от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества подведомственных предприятий, в том числе ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имен. акад. Е.И. Забабахина.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский Федеральный Ядерный Центр- Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» основано в соответствии с приказом министра среднего машиностроения СССР № 252 от 05.04.1955. Распоряжением Президента Российской Федерации от 28.02.1992 № 88-рпс ему присвоен статус Российского федерального ядерного центра.

Целями деятельности предприятия являются: осуществление научной и научно-технической деятельности, связанной с обеспечением безопасности Российской Федерации; разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации. (Устав предприятия т.1 л.д. 38)

Согласно справке ФГУП «РФЯЦ -ВНИИТФ» о земельных участках ФГУП «РФЯЦ -ВНИИТФ им. академ. Е.И.Забабахина»» в ЗАТО г. Снежинск, в период создания п/я 0215 (первое наименование ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ») было отведено два основных земельных участка: на территории Челябинской области площадью 18 800 га ( постановление Совета Министров СССР от 14.10.1954 № 2143-1007, распоряжение исполкома Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ указанные территории переданы в вечное пользование п/я 0215 (т.1 л.д. 224-227)

На территории Свердловской области на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 23.09.1955 № 268 и решения исполкома свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 05.08.1955 № 475-11 п/я 0215 передан участок площадь 7 300 га. Согласно указанному распоряжению Совета Министров РСФСР отвод земли п/я 215 земельный участок площадь 7 300 га был передан в постоянное пользование из земель гослесфонда, с правом п/я вырубки по мере освоения площади.

В 1955 году был выполнен дополнительный землеотвод п/я 0215 площадью 4 500 га.

Суммарно в постоянное (бессрочное) пользование РФЯЦ-ВНИИТФ поступило 26 100га, которые были выведены из гослесфонда для размещения объектов предприятия и создания жилой зоны будущего г. Снежинска, что подразумевало право вырубки леса на предоставленной предприятию территории.

В период ДД.ММ.ГГГГ годах, по мере освоения территории под жилую зону города Снежинска и окончательного формирования конфигураций производственных площадок РФЯЦ-ВНИИТФ, у предприятия отпала необходимость владеть 26 100 га.

В связи с принятием закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» на основании распоряжения Правительства РФ от 03.09.1992 № 1627-Р предприятием были уточнены границы земель, отводимых предприятию.

На основании постановления Главы администрации г. Челябинск -70 от 04.02.1994 № 54-св постановлено предоставить земельные участки РФЯЦ-ВНИИТФ в бессрочное (постоянное) пользование.

Постановлением Главы г. Снежинска Челябинской области от 28.07.2005 № 815 в постановление главы местной администрации г. Челябинск-70 (г. Снежинск) от 04.02.1994 № 54-св внесены изменения, касающиеся площадей предоставленных земельных участков.

В силу п. ст. 6 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» земельные участки, занимаемые организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим организациям и (или) объектам.

Согласно п. 2 п.п.7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности, объектами, в соответствии с видами деятельности, которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Согласно ст. 88 ЗК РФ под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Земельные участки, ранее предоставленные ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» в постоянное (бессрочное) пользование, из категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для производственной деятельности, расположенные по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации. (выписки из ЕГРН т.1 л.д. 182-220)

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Госкорпорация «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества подведомственных предприятий в порядке, установленной Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации.

Корпорация «Росатом» осуществляет полномочия собственника имуществом ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» на основании п. 79 Перечня ФГУП, в отношении которых Корпорация «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника, утвержденного Указом Президента РФ от 20.03.2008 № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной и «Росатом».

Статьей 8.1 «Полномочия Корпорации по осуществлению прав собственников имущества подведомственных предприятий» Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» не устанавливаются положения по ограничению самостоятельного использования государственными унитарными предприятиями земельных участков, представленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Федеральное агентство лесного хозяйство (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2020 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Уральского федерального округа, на основании Положения о Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19 июня 2015 года № 198.

Согласно статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель.

Исходя из позиции Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГФИО16, согласно положениям ЛК РФ все, что произрастает на землях промышленности, лесом не считается, создание лесничеств на землях промышленности не предусмотрено. К лесным насаждениям, не являющимися лесами и расположенными не на лесных участках, положения ЛК РФ в части охраны, защиты и воспроизводства лесов не применяются.(т.1 л.д. 151)

Согласно позиции, изложенной в письме Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГ, вопросы, связанные с реализацией и учетом древесины на землях промышленности, не регулируется лесным законодательством и не относится к компетенции Рослесхоза. (т.1 л.д. 152)

В силу п. 1,п. 2 ст. 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 ст. 39.34 ЗК РФ, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» утвержденные правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ.

Постановление № 1244 приято во исполнение ст. 39.34 ЗК РФ, и не регулирует общественные отношения, связанные с использованием земельных участков, предоставленных юридическим лицам, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 516 "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения и о внесении изменений в Правила выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" регулирует вопрос рубки деревьев при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности в аренду; безвозмездное пользование, а также при выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьей 39.34 ЗК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

Согласно указанному постановлению Росимущество осуществляет функции по реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст. 43-46 ЛК РФ. В отношении земель промышленности указанный порядок применению не подлежит.

Разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции проанализировав вышеуказанные нормы материального права, исходил из следующего: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» федеральные земельные участки, расположенные в ЗАТО г. Снежинск, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, что представляет собой отличный от аренды и безвозмездного пользования вид вещного права, межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, как собственник федеральных земельных участков, не уполномочено в соответствии с действующим законодательством РФ, Положением об МТУ Росимущества, утвержденном приказом Росимущества от 16.12.2016 № 452, осуществлять выдачу разрешений на осуществление рубки деревьев и кустарников, произрастающих на федеральных земельных участках.

Положений, которые бы применялись в части рубки лесных насаждений на земельных участках, предоставленных предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования (выдача разрешений по рубке лесных насаждений (согласование), органы, уполномоченные выдавать такие разрешения), постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 516 не содержит, что не позволяет применять его в отношении земельных участков ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ».

Исходя из вышеизложенного, перечисленных нормативных документов, позиций третьих лиц, суд первой инстанции не усмотрел нарушение каких-либо законодательных норм при принятии ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» оспариваемых пунктов 1.5 и 5.4. Положения по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия , полагал, что оспариваемые пункты Положения не противоречат действующему в настоящее время законодательству и не нарушает чьи-либо права и законные интересы как в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так и интересам физических лиц и Российской Федерации, от имени которой по спорным правоотношениям выступает Госкорпорация «Росатом», которая исковые требования прокурора ЗАТО город Снежинск не поддерживает, поддерживает позицию подведомственного ему предприятия ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ», в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Снежинск.

Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения, с ними соглашается суд апелляционной инстанции, не усматривая предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Доводы апелляционного представления, что предприятию а/я 0215 Министерства среднего машиностроения право рубки леса под габариты сооружений и проезды на предоставленном земельном участке не предоставлялось, в решении суда не указано на основании каких норм и документов судом сделан вывод о наличии права рубки леса на предоставленной предприятию территории, не влекут отмену решения суда.

Как установил суд первой инстанции, в период создания п/я 0215 (первое наименование ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ») было отведено два основных земельных участка: на территории Челябинской области площадью 18 800 га ( постановление Совета Министров СССР от 14.10.1954 № 2143-1007, распоряжение исполкома Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 30.06.1955 № 726). Согласно акту от 11.07.1955 указанные территории переданы в вечное пользование п/я 0215 (т.1 л.д. 224-227)

На территории Свердловской области на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 23.09.1955 № 268 и решения исполкома свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 05.08.1955 № 475-11 п/я 0215 передан участок площадь 7 300 га. Согласно указанному распоряжению Совета Министров РСФСР отвод земли п/я 215 земельный участок площадь 7 300 га был передан в постоянное пользование из земель гослесфонда, с правом п/я вырубки по мере освоения площади.

В 1955 году был выполнен дополнительный землеотвод п/я 0215 площадью 4 500 га.

Суммарно в постоянное (бессрочное) пользование РФЯЦ-ВНИИТФ поступило 26 100га, которые были выведены из гослесфонда для размещения объектов предприятия и создания жилой зоны будущего г. Снежинска, что подразумевало право вырубки леса на предоставленной предприятию территории.

В период ДД.ММ.ГГГГ годах, по мере освоения территории под жилую зону города Снежинска и окончательного формирования конфигураций производственных площадок РФЯЦ-ВНИИТФ, у предприятия отпала необходимость владеть 26 100 га.

В связи с принятием закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» на основании распоряжения Правительства РФ от 03.09.1992 № 1627-Р предприятием были уточнены границы земель, отводимых предприятию.

На основании постановления Главы администрации г. Челябинск -70 от 04.02.1994 № 54-св постановлено предоставить земельные участки РФЯЦ-ВНИИТФ в бессрочное (постоянное) пользование.

Постановлением Главы г. Снежинска Челябинской области от 28.07.2005 № 815 в постановление главы местной администрации г. Челябинск-70 (г. Снежинск) от 04.02.1994 № 54-св внесены изменения, касающиеся площадей предоставленных земельных участков.

Порядок предоставления разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, с последующей передачей древесины ТУ Росимущества действующим законодательством не предусмотрен.

Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В статье 6 ЛК РФ указано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Частью 1 статьи 16 ЛК РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Принятые во исполнение части 3 статьи 16 ЛК РФ и указанные в ней правила, распространяются на земли лесного фонда и не регулируют такие правоотношения для земельных участков иных категорий.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.

Как следует из п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, исходя из которого определяется категория земельного участка.

Вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ответчика – научно-исследовательская и производственная деятельности.

Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 516 "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения и о внесении изменений в Правила выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" регулирует вопрос рубки деревьев при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности в аренду; безвозмездное пользование, а также при выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьей 39.34 ЗК РФ.

Как правильно отметил суд первой инстанции, Положений, которые бы применялись в части рубки лесных насаждений на земельных участках, предоставленных предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования (выдача разрешений по рубке лесных насаждений (согласование), органы, уполномоченные выдавать такие разрешения), постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 516 не содержит, что не позволяет применять его в отношении земельных участков ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ».

Как усматривается из представленных ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» документов, предприятие неоднократно обращалась в органы, в компетенцию, которых входит разрешение вопросов, связанных с рубкой деревьев и реализацией древесины на землях промышленности и поскольку какого-то определенного ответа не получил, (ответ Рослесхоза – вопросы, связанные с реализацией и учетом древесины на землях промышленности, не регулируются лесным законодательством и не относится к компетенции Рослесхоза т.1 л.д. 107); ответ МТУ Росимущества: у последнего отсутствуют полномочия по даче согласий на вырубку древесины т.1 л.д. 161,165); ответ Корпорации: все, что произрастает на землях промышленности, лесом не считается, создание лесничества на землях промышленности не предусмотрено. Организации Корпорации могут распоряжаться произрастающей на закрепленных за ними территориях растительностью по своему усмотрению т.1 л.д. 89-90, 91-93), разработал и ввел в действие Положение по организации расчистки территории от захламления, горючих материалов, аварийных деревьев и создания условий для строительства объектов предприятия № 20/489 (введено в действием приказом от 26.03.2020 № 1019-П), которое распространяет свое действие на вырубку деревьев и кустарников на землях переданных РФЯЦ-ВНИИТФ. На иные какие-либо земли, не переданные предприятию данное положение не распространяется.

В настоящее время законодательно закрепленный порядок вырубки деревьев и кустарников на землях предприятия, а именно на землях промышленности, которые были переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования отсутствует и решения, принятые государственным унитарным предприятием по использованию земельных участков, предоставляемых на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно по рубке деревьев принимаются предприятием самостоятельно. Согласование принятых решений с Росимуществом и органами самоуправления не требуется, о чем Росимущество неоднократно сообщало об этом РФЯЦ-ВНИИТФ (т.1 л.д. 161).

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1) вся территория закрытого административно-территориальном образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам (пункт 2 статьи 6 Закона N 3297-1).

Особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства Российской Федерации (пункт 4 статьи 6 Закона N 3297-1).

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 11.06.1996 N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты государственной корпорации по атомной энергии "Р" (далее - Положение N 693), действие которого распространено на существующие ЗАТО.

Пунктом 30 раздела 7 Положения N 693 установлено, что на территории ЗАТО зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (филиалы, представительства) осуществляют деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что утверждение оспариваемого Положения было осуществлено предприятием в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности в полном соответствии с действующим законодательством и не нарушает положений ни Лесного кодекса РФ, ни Постановления № 516, ни Федерального закона от 01.12.2007 № 317 –ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», и при согласии на это Государственной Корпорации по атомной энергии «Росатом», организации которая осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества ФГУП «РЯФЦ-ВНИИТФ имен. акад. Е.И. Забабахина), являются правильными.

Кроме того, исходя из п. 1.2 Положения – Положение предназначено для организации работ в подразделениях, самостоятельных отделах и службах института по обслуживанию насаждений расположенных на землях предприятия, то есть данное Положение координирует работу подразделений, служб предприятия по обслуживанию насаждений.

Ссылки в апелляционном представлении на то, что решения собственника о передаче лесных насаждений ГК «Росатом», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» не имеется, в связи с чем они являются пользователями лесных насаждений, произрастающих на земельном участке, в связи с чем не имеют полномочий на принятие решение об их рубке, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании вышеизложенных норм материального права.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Приведенные выше нормы не регулируют порядок выдачи уполномоченным органом разрешений на рубку лесных насаждений на землях промышленности.

Вопреки доводам представления, вывод суда о том, что земельные участки, ранее предоставленные ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» в постоянное (бессрочное) пользование, имеют категорию земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования – научно-исследовательской и производственной деятельности, соответствует материалам дела выписке из ЕГРН т.1 л.д. 182-220.

Таким образом, обстоятельства по делу установлены правильно и полно, на основе представленных сторонами доказательств. Правильно применены нормы права, подлежащие применению. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, а также оснований, влекущих безусловную отмену судебного акта, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Снежинского городского суда Челябинской области от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора закрытого административно-территориального образования города Снежинск - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.10.2021.