ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-288/2021 от 02.08.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Иванова И.В. Дело № 2-288/2021

УИД 35RS0010-01-2020-012387-09

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 августа 2022 года № 33-1939/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Белозеровой Л.В.,

судей Вахониной А.М., Татарниковой Е.Г.,

при секретере ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-35», Администрации Вологодского муниципального района на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.12.2021 по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Администрации Вологодского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление-35» о возложении обязанности организовать водоснабжение и водоотведение и по иску Прокуратуры Вологодской области в интересах ФИО9, к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление-35», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания №...», Администрации Вологодского муниципального района об возложении обязанности по совершению действий.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения ФИО2, представителя истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 по доверенностям ФИО10, представителя Администрации Вологодского муниципального района по доверенности ФИО11, представителя общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-35» ФИО12, представителя муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» по доверенности ФИО13, ФИО14, прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н., судебная коллегия

установила:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО15, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к Администрации Вологодского муниципального района и обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление-35» (далее ООО «Строительное управление-35») о возложении обязанности организовать водоснабжение и водоотведение.

В обоснование требований указали, что они являются собственниками квартир, расположенных в домах по адресу: , дома №.... Квартиры были приобретены по договорам участия в долевом строительстве, застройщиком являлось ООО «Строительное управление-35». Согласно проектной документации, дома должны были быть подсоединены к централизованной системе водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» (далее – МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал»). В нарушение условий договоров об участии в долевом строительстве водоснабжение было организовано из артезианских скважин №... и №... на участке недр «Мауринский», водоотведение организовано через установку очистки бытовых сточных вод ЮНИЛОС серии «Астра-300 миди», путем использования реки Евковка в целях сброса сточных вод. Таким образом, центральное водоснабжение и водоотведение организовано ненадлежащим образом. Техническая возможность устранить данные нарушения, касающиеся подключения указанных домов к системе водоснабжения и водоотведения имеется путем подключения к централизованной системе МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».

Просили суд обязать администрацию Вологодского муниципального района, ООО «Строительное управление – 35» организовать водоснабжение и водоотведение жилых домов №... по в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Не отказываясь от заявленных исковых требований, истцы в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточняли исковые требования, в окончательном варианте просили:

1. Обязать ООО «Строительное управление – 35» устранить недостатки строительства многоквартирных домов по адресам: в части подключения к сетям инженерно–технического обеспечения путем оплаты расходов, необходимых для обеспечения технологического присоединения многоквартирных домов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» с учетом баланса водопотребления и водоотведения подключаемых объектов капитального строительства.

2. Признать незаконным бездействие Администрации Вологодского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации холодного водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных домов по адресам: в отсутствие надлежащего обеспечения населения питьевой водой и услугами по водоотведению.

3. Обязать Администрацию Вологодского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда определить гарантирующую организацию в отношении централизованной системы холодного водоснабжения с водозабором на участке недр «Мауринский» и централизованной системы водоотведения с канализационным выпуском в акватории реки Евковка, предназначенных для подачи питьевой воды и отведения сточных вод в многоквартирных домах по адресам: и установить зону её деятельности в границах .

Вологодская областная прокуратура в интересах ФИО9 обратилась в суд к Администрации Вологодского муниципального района, ООО «Строительное управление-35», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания №...» (далее ООО «Управляющая компания №...») с требованиями о возложении на ответчиков обязанности в течении 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить круглосуточную подачу питьевой воды надлежащего качества и в необходимых объемах в квартиру ФИО9 путем выполнения работ по присоединению дома №... по (по генплану №...) к сетям централизованного водоснабжения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».

02.02.2021 определением Вологодского городского суда Вологодской области гражданское дело №... (№...) по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО15, ФИО6, ФИО7 к Администрации Вологодского муниципального района, ООО «Строительное управление-35» о возложении обязанности организовать водоснабжение и водоотведение и гражданское дело №... (№...) по исковому заявлению Прокуратуры Вологодской области в интересах ФИО9 к ООО «Строительное управление-35», ООО «Управляющая компания №...», Администрации Вологодского муниципального района о возложении обязанности по совершению действий, объединены в одно производство, объединенному гражданскому делу присвоен №... (№...).

Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 16.04.2021, в качестве истца по коллективному иску привлечен ФИО8

Определением Вологодского городского суда от 20.04.2021 принят отказ от иска ФИО15, производство по её требованиям прекращено.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 23.12.2021 исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к ООО «Строительное управление - 35», Администрации Вологодского муниципального района об организации водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных домов по адресам удовлетворены.

На ООО «Строительное управление - 35» возложена обязанность устранить недостатки строительства многоквартирных домов по адресам в части подключения к сетям инженерно – технического обеспечения путем оплаты расходов, необходимых для обеспечения технологического присоединения многоквартирных домов к центральным системам водоснабжения и водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» с учетом баланса водопотребления и водоотведения подключаемых объектов капитального строительства.

Признано незаконным бездействие Администрации Вологодского муниципального района, выразившееся в неприятии мер по организации холодного водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных домов по адресам в отсутствии надлежащего обеспечения населения питьевой водой и услугами по водоотведению.

На Администрацию Вологодского муниципального района возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию в отношении централизованной системы холодного водоснабжения с водозабором на участке недр «Мауринский» и централизованной системы водоотведения с канализационным выпуском в акватории реки Евковка, предназначенных для подачи питьевой воды и отведения сточных вод в многоквартирных домах по адресам , и установить зону её деятельности в границах .

Исковые требования Прокуратуры Вологодской области, в интересах ФИО9 к ООО «Строительное управление - 35», ООО «Управляющая компания №...», Администрации Вологодского муниципального района удовлетворены.

На ООО «Строительное управление - 35», ООО «Управляющая компания №...», Администрацию Вологодского муниципального района возложена обязанность в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить круглосуточную подачу питьевой воды надлежащего качества и в необходимых объемах в квартиру ФИО9 путем выполнения работ по присоединению дома №... по (по генплану №...) к сетям центрального водоснабжения МУП «Вологдагорводоканал».

С ООО «Строительное управление – 35» в доход федерального бюджета взыскано возмещение затрата на проведение судебной экспертизы в размере 189000 рублей.

С ООО «Строительное управление – 35» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Город Вологда» взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей.

С ООО «Управляющая компания №...» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Город Вологда» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе ООО «Строительное управление – 35», ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просит решение суда отменить в части возложения обязанностей на ООО «Строительное управление – 35», принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Администрация Вологодского муниципального района, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда изменить в части удовлетворения исковых требований к Администрации Вологодского муниципального района и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и прокуратуры Вологодской области, действующей в интересах ФИО9, отказать.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор прокуратуры Вологодской области Иванова Н.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда 01.06.2022 вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда 06.07.2022 вынесено определение, которым принят отказ Прокуратуры Вологодской области в интересах ФИО9 от иска к ООО «Строительное управление-35», ООО «Управляющая компания №...», Администрации Вологодского муниципального района о возложении обязанности по совершению действий.

Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.12.2021 в указанной части отменено.

Производство по делу по иску Прокуратуры Вологодской области в интересах ФИО9 к ООО «Строительное управление-35», ООО «Управляющая компания №...», Администрации Вологодского муниципального района о возложении обязанности по совершению действий прекращено.

Рассмотрение гражданского дела по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО15, ФИО6, ФИО7 к Администрации Вологодского муниципального района и ООО «Строительное управление-35» о возложении обязанности организовать водоснабжение и водоотведение судебной коллегией продолжено.

В судебном заседании истец ФИО2 и представитель истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 по доверенностям ФИО10 заявленные требования уточнили, просили:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Вологодского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации водоотведения в многоквартирных домах по адресам в отсутствие бесперебойного обеспечения населения качественными услугами по водоотведению.

2. Обязать Администрацию Вологодского муниципального района в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать централизованное водоотведение в многоквартирных домах по адресам посредством подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованной системе водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».

3. Обязать Администрацию Вологодского муниципального района, ООО «Строительное управление - 35» в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую готовность инженерных сетей и оборудования многоквартирных домов по адресам к отведению сточных вод, а именно:

3.1. Выполнить проектные работы по строительству внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов до точек подключения (координаты Х-№..., Y- №...) к централизованной системе водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» с учетом баланса водоотведения объектов капитального строительства и условиями подключения.

3.2. Согласовать проект по строительству внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов с МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».

3.3. Выполнить строительство внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов до точек подключения к централизованной системе водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».

При этом сторона истца не отказывалась в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от требований к Администрации Вологодского муниципального района, ООО «Строительное управление – 35» о возложении обязанности организовать водоотведение жилых домов №... по в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

По мнению стороны истца, ООО «Строительное управление-35» несет солидарную ответственность с Администрацией Вологодского муниципального района. Разрешение на строительство было выдано с учетом положений и требований градостроительного плана. Градостроительный план по дому №... содержал сведения о подключении к централизованной системе МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». Для этих целей была подготовлена проектная документация. При выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установив, что изменена проектная документация, изменен способ технологического присоединения, который не соответствует плану градостроительного участка, Администрация Вологодского муниципального района приняла решение по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, не определив гарантирующую организацию. Полагали, что причинен совместный вред.

Представитель ответчика Администрации Вологодского муниципального района по доверенности ФИО11 полагал требования, заявленные к Администрации Вологодского муниципального района, не подлежащими удовлетворению. Считает, что надлежащим ответчиком по организации водоснабжения и водоотведения является застройщик ООО «Строительное управление-35» в силу положений Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В обоснование ссылается на законность выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. На момент выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию, застройщиком был предоставлен полностью пакет документов предусмотренный статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент спорных правоотношений. Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает запроса дополнительных документов. В силу положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления обязаны принять меры по организации водоснабжения, водоотведения только в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает безосновательный отказ от исполнения обязательств. Администрация, действуя от имени дольщиков, понесла расходы на устранение недостатков в части водоснабжения.

Представитель ответчика ООО «Строительное управление-35» по доверенности ФИО12 исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, а также в апелляционной жалобе. Указала, что полученные разрешения на строительство, акты технологического присоединения сетей к домам, разрешения на ввод домов в эксплуатацию, являлись законными, не оспаривались. После получения разрешения на ввод домов в эксплуатацию и регистрации права собственности на квартиру, общество перестало нести ответственность по обеспечению жильцов коммунальными услугами. Несение расходов по присоединению к сетям водоснабжения МУП «Вологдагорводоканал» несут собственники жилых помещений, а ответственность за организацию водоснабжения населения в случае невозможности исполнения своих обязательств либо отказа от исполнения несет орган местного самоуправления. На застройщика не может быть возложено бремя ответственности за техническое и инженерное оборудование, связанное с водоснабжением и водоотведением за пределами здания.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО14 исковые требования, заявленные к ООО «Строительное управление-35» не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что систему сброса воды в р. Евковка строило ООО «Строительное управление-35». На данный момент права на данную систему не зарегистрированы. Обе сети (водоснабжения и водоотведения) были поставлены на учет вместе с домом №... по ул. . Работы по внутридомовым сетям были проведены на момент сдачи домов. Отсутствуют основания говорить о том, что сети не работоспособны, так как в настоящее время построенная ранее сеть используется для подачи воды. Сеть канализации не работает в настоящее время только из-за решения Вологодского районного суда Вологодской области. Участок под сетью он продал. В заключенных договорах об участии в долевом строительстве многоквартирных домов было предусмотрено подключение к централизованным сетям, а не к централизованным сетям МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». Построенные сети также являлись централизованными. В настоящее время сети, с помощью которых возможно подключиться к сетям МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» построены, имеются незначительные недостатки по вводу их в эксплуатацию, нет согласия собственника земельного на строительство данных сетей. МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» данная сеть не принята.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» по доверенности ФИО13 исковые требования поддержала, по мотивам, изложенным в ранее представленных письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что в настоящее время проведены работы по фактическому подключению (технологическому присоединению) многоквартирных жилых домов по адресам к централизованной системе холодного водоснабжения.

Прокурор прокуратуры Вологодской области Рогозин А.Н. полагал заявленные требования во водоотведению законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Материалами дела подтвержден факт ненадлежащей организации водоотведения и наличия недостатков. Сети в настоящее время имеются, построены силами ФИО14 В данном случае процедура не завершена, сети не подключены, пользоваться ими невозможно. Полагал, что бездействие имеется как со стороны Администрации Вологодского муниципального района, так и со стороны ООО «Строительное управление-35», так как в свое время застройщиком самовольно внесены изменения в проект застройки, а Администрации Вологодского муниципального района подписала соответствующие акты, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В период с 2018 по 2022 год меры по устранению недостатков со стороны Администрации Вологодского муниципального района не приняты. Гарантирующая организация в части водоотведения не определена. Имеются основания для удовлетворения требований, обязанность просил возложить на обоих ответчиков.

В судебное заседание истцы: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ООО «Управляющая компания №...», Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, ООО «Водоканал-35», ООО «СпецСтрой» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора ФИО16, в судебное заседание не явились о времени и месте уведомлены надлежащим образом.

Судебная коллегия, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно акту о подключении (техническом присоединении) объекта от 06.04.2022, составленному между МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Администрацией Вологодского муниципального района (заказчик), со стороны организации водопроводно- канализационного хозяйства проведены мероприятия, предусмотренные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными постановлением Правительств Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», договором о подключении (технологическом присоединении), включая осуществление фактического подключение объекта (многоквартирные жилые дома №... по ) к централизованной системе холодного водоснабжения организации водопроводно- канализационного хозяйства (л.д. 108-110 т.8).

Администрацией Вологодского муниципального района произведена оплата за подключение к сетям водоснабжения по договору №... от 06.08.2021 (чек на оплату №... от 11.05.2022, акт об оказании услуг от 11.05.2022, счет фактура от 11.05.2022).

Поскольку требования истцов об организации водоснабжения многоквартирных жилых домов №... по удовлетворены Администрацией Вологодского муниципального района добровольно, сторона истца в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от заявленных требований не отказывалась, судебная коллегия приходит к выводу, что вышеуказанные требования не подлежат удовлетворению.

Таким образом, дальнейшему разрешению с мотивированным обоснованием подлежат требования по организации водоотведения многоквартирных жилых домов №... по .

Из материалов дела следует, что ООО «Строительное управление-35» (застройщик) в лице генерального директора ФИО14 являлось застройщиком многоквартирных жилых домов №... по .

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 являются собственниками квартир в вышеуказанных домах по договорам на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, уступки права (цессии) по договору участия в долевом строительстве, купли-продажи.

Согласно пункту 1.2 договоров на участие в долевом строительстве, застройщик осуществляет строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: на основании: разрешения на строительство, выданного Отделом архитектуры и градостроительства в управлении строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района, проектной декларации.

Участник долевого строительства ознакомлен с проектной декларацией (пункт 1.3 договора).

ООО «Строительное управление-35» в период с 21.02.2014 по 10.03.2015 получило в отделе архитектуры и градостроительства в управлении строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района разрешения на строительство объектов капитального строительства в .

На этапе подготовки застройки 17.10.2013 ООО «Строительное управление-35» обратилось в МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» за получением технических условий и заключению договоров о подключении к сетям дома №..., а затем 17.11.2014 с аналогичным заявлением по остальным домам №....

01.12.2014 ООО «Строительное управление-35» (заказчик) и МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (организация водопроводно – канализационного хозяйства) заключен договор №... о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоотведения, по условиям которого организация водопроводно – канализационного хозяйства приняла на себя обязательства по выполнению действий по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика (МКД №...) и в соответствии с техническим условиями на подключение (технологическое присоединение) (далее – технические условия) объекта согласно приложению №... подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия (л.д. 186-188 т.2).

Срок подключения объектов 2015 год.

Кроме того, 01.12.2014 индивидуальный договор на водоотведение №... заключался в отношении МКД №... (л.д. 195-198 т.2).

МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» были выданы технические условия на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения №...-К от 01.12.2014 (л.д. 190 т.2), №...-К от 01.12.2014 (л.д. 198 оборот т.2).

Подключение домов к системе водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», так же подтверждается Проектной декларацией строительства жилого дома от 05.11.2014 (л.д. 160-170 т.2), пояснительными записками ЗАО «Архитектурно-планировочное бюро-сервис» (л.д. 120-122 т.2, л.д. 191-205 т.3).

27.07.2016 ООО «Строительное управление-35» направило в МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» уведомление о расторжении договоров, ссылаясь на невыполнение взятых по договору обязательств в установленные сроки, введение части объектов в эксплуатацию без подключения к сетям, находящимся на балансе МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», просили считать вышеуказанные договора расторгнутыми по истечении одного месяца со дня поступления уведомления. (л.д.199-200 т.2).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2017 требования ООО «Строительное управление-35» к МУП ЖКХ «Вологдаговодоканал» о взыскании убытков, оставлены без удовлетворения. При этом судом установлено, что расторжение договоров было связано первоначально с неисполнением заказчиком обязательств по договору, как в части оплаты, так и в части строительства сетей до общих сетей канализации и водопровода (л.д.206-207 т.1).

В соответствии с приказами генерального директора ФИО14 №... от 20.04.2015, №... от 22.04.2015, №... от 24.04.2015 внесены изменения в проектную документацию, касающиеся, в том числе, водоотведения, а именно: водоотведение объекта осуществляется, согласно техническим условиям, выданным ООО «Управляющая компания №...» 11.04.2015, 21.04.2015, 23.04.2015 (л.д. 101, 136, 156 т.2).

Согласно техническим условиям ООО «Управляющая компания №...» на подключение к системе водоотведения №...-к от 11.04.2015 45- квартирного жилого дома (дом №... по генплану), в качестве точки подключения указана установка очистки бытовых сточных вод ЮНИЛОС серии «Астра-300 миди», условия подключения: осуществить прокладку хозяйственно-бытовой канализации от «Объекта подключения» до «Точки подключения». Вновь построенные сети канализации предъявить на техническое освидетельствование представителям ООО «Управляющая компания №...», представить исполнительную документацию по данным сетям (л.д. 135 т.2).

В соответствии с техническими условиями ООО «Управляющая компания №...» на подключение к системе водоотведения №...-к от 12.08.2015 (л.д. 93 т.2), №...-к от 23.04.2015 (л.д. 102 т.2), №...-к от 21.04.2015 (л.д. 159 т.2), техническими условиям ООО «Водоканал-35» на подключение к системе водоотведения №...-к от 15.06.2016 (л.д. 111 т.2), №...-к от 15.06.2016 (л.д. 123 т.2), остальные дома также подключены к вышеуказанной системе очистки бытовых сточных вод.

Как следует из разрешения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Вологодского муниципального района на ввод объекта (45- квартирный жилой дом, расположенный по адресу: ) в эксплуатацию, в качестве сети водоотведения указано: полиэтиленовые трубы, КНС-1 шт., ЛОС «Юнилос «Астра-300 миди»- 2 блока (л.д. 43-46 т.2).

Согласно разрешений на ввод объектов в эксплуатацию остальные дома подключены к этой же системе.

Истцам переданы квартиры, оформлено право собственности.Доказательств, свидетельствующих о том, что внесение изменений в проектную документацию было согласовано с участниками долевого строительства, либо того, что изменения были доведены до сведения потребителей, суду не приведено.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 07.06.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 08.08.2018, ФИО14 отказано в удовлетворении административного иска к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области об обжаловании отказа в предоставлении водного объекта или его части в пользование.

Вступившим в законную силу решением Вологодского районного суда Вологодской области от 19.10.2018 исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. На ФИО14 возложена обязанность с 01.02.2019 прекратить право пользование поверхностным природным объектом – рекой Евковкой для целей сброса сточных вод в отсутствие оформленных прав водопользования (т.1 л.д.169-172).

В части 1 стать 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) предусмотрено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

Согласно части 2 статьи 7 Закона № 214-ФЗ в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 данной статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: 1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; 2) соразмерного уменьшения цены договора; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Статьей 19 Федерального закона № 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик обязан предоставлять информацию о проекте строительства, а также о фактах внесения изменений в проектную документацию.

Покупателю должна быть предоставлена полная и достоверная информация об объекте долевого строительства, подлежащем передаче участнику долевого строительства, а переданный объект должен полностью соответствовать условиям договора и проектной документации.

По смыслу указанных выше положений закона участник долевого строительства в течение гарантийного срока вправе потребовать от застройщика возмещения своих расходов на устранение недостатков объекта долевого строительства, не только если выявленные недостатки делают объект непригодным для предусмотренного договором использования, но также и в случае, если объект построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 статьи 7 Закона № 214-ФЗ обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что на этапе застройки ООО «Строительное управление-35» произвело изменение проекта в одностороннем порядке, об изменениях проекта не уведомило участников долевого строительства, а произведенные изменения безусловно повлекли нарушение прав потребителей, в том числе истцов по настоящему иску, которые в целях восстановления своих прав обратились в суд в пределах гарантийного срока. При этом суд полагает необходимым отметить, что в данном случае сокращенный срок гарантийных обязательств, установленный частью 5 статьи 7 Закона № 214-ФЗ, в течении трех лет не применим, поскольку речь идет не о технологическом и инженерном оборудовании, входящем в состав объекта долевого строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент выдачи разрешений на строительство) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются, в том числе: сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Правительство Российской Федерации 13.02.2006 издало постановление № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», которым утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), которое действовало на момент спорных правоотношений.

Согласно пункту 1 Правил, они регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, лицами, обеспечивающими подготовку проектной документации в соответствии с частями 1(1) и 1(2) статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 4 Правил, в случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

В пункте 6 Правил определено, что в случае если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

В силу пункта 7 Правил, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из вышеуказанных норм права следует, что орган местного самоуправления определяет организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которой может быть подключен объект капитального строительства.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции от 14.07.2022) представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, в том числе акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией).

Исходя из вышеуказанных норм права администрация Вологодского муниципального района должна была обладать всей информацией об организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в д.Маурино, к которым могли быть присоединены строящиеся дома.

Из материалов дела следует, что строительство было разрешено с учетом подключения к сетям МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».

При подаче документов на ввод объектов в эксплуатацию были представлены технические условия от ООО «Управляющая компания №...» и ООО «Водоканал-35».

Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию были выданы с учетом их подключения к сети водоотведения ЛОС «Юнилос «Астра-300 миди»- 2 блока.

В соответствии с позицией ООО «Управляющая компания №...», отраженной в отзыве на исковое заявление (л.д. 209-212 т.2), ООО «Управляющая компания №...» не является ресурсоснабжающей организацией в части водоснабжения и водоотведения, собственником объектов водоотведения в д.Маурино не является.

Из постановления следователя СУ СК России по Вологодской области о прекращении уголовного преследования в части в отношении ФИО14 от 04.06.2021, следует, что технические условия ООО «Водоканал-35» №... и №... на подключение домов №... по генплану, соответственно, к системе водоотведения, датированы 15.06.2016 (то есть датой до создания ООО «Водоканал-35») (л.д. 210 т.6).

Таким образом, из материалов дела следует, что сети канализации были не оформлены, право собственности не зарегистрировано, эксплуатирующая их организация отсутствовала.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация Вологодского муниципального района выдала разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при отсутствии организации, которая может осуществлять водоотведение от данных объектов.

Администрация, будучи наделенной полномочиями и по решению вопросов местного значения, надлежащим образом не исполнила возложенные законом обязанности по организации водоотведения, что привело к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, создало угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

Поскольку застройщиком ООО «Строительное управление-35» было допущено ненадлежащее исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве, выразившееся в изменении в одностороннем порядке проекта, а администрацией Вологодского муниципального района допущены нарушения при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, что привело к нарушению прав граждан (собственников жилья) на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия проживания, судебная коллегия приходит к выводу о солидарной ответственности ООО «Строительное управление-35» и администрации Вологодского муниципального района.

В целях определения возможности обеспечения многоквартирных домов по центральным водоснабжением и водоотведением судом первой инстанции была назначена строительно- техническая экспертиза, проведение которой поручено ОАО «ВологдаТИСИЗ».

Согласно экспертному заключению ОАО «ВологдаТИСИЗ» техническое подключение МКД №... по возможно, с учетом переустройства сетей водоснабжения и водоотведения, и подключения их к центральной системе водоснабжения и водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», на основании подтверждающего письма о возможных точках подключения к сетям МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» от 07.09.2021 №.... В целях подключения необходимо получить технические условия МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» для подключения сетей водоснабжения и водоотведения МКД №... по улице . Выполнить проектные работы сетей водоснабжения и водоотведения МКД с соблюдением всех существующих регламентов, действующих норм, сводов правил и обязательных требований законодательства РФ, а также согласно технических условий МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». Согласовать проект по строительству сетей водоснабжения и водоотведения в МУП ЖКХ «Вологдаговодоканал». Выполнить непосредственно работы по подключению МКД к существующим централизованным сетям водоснабжения и водоотведения согласно технических условий МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». Передать сети водоснабжения и канализации МКД специализированной эксплуатирующей организации ( т.6 л.д.111-149)

Допрошенный в судебном заседании 26.10.2021 эксперт Л.В.В. суду пояснил, что исследованные им сети водоснабжения и водоотведения в в настоящем состоянии централизованной системой водоснабжения и водоотведения признаны быть не могут. На момент ввода в эксплуатацию, они находились в работоспособном состоянии и могли быть классифицированы как централизованные системы в техническом смысле данного понятия. Использование существующих сетей для восстановления центрального снабжения возможно при значительной переделке и ремонте. Причиной сложившейся ситуации стало отсутствие разрешительных документов и не проведение работ по содержанию сетей. В настоящий момент система работает, но имеет значительные повреждения.

Оснований не доверять заключению эксперта у судебной коллегии не имеется, поскольку данное заключение соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к экспертным заключениям, содержит полные и обоснованные выводы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законами правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 4 Правил № 644).

Согласно пункту 17 Правил № 644 к заявке абонента на заключение договора прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях, в том числе договора о подключении (технологическом присоединении), условий подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения (далее - условия подключения (технологического присоединения), а также копии акта о подключении (технологическом присоединении) объекта, акта о промывке и дезинфекции внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования (в случае заключения договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) или иных документов.

Пунктом 84 Правил № 644 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.

Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении (пункт 90 Правил № 644).

В случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 94).

Из анализа указанных норм следует, что пользование централизованной системой водоотведения возможно после осуществления технологического присоединения к сети и заключения договора водоотведения.

При этом судебная коллегия учитывает, что согласно части 5 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться: правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства; лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством; лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, при наличии утвержденных в установленном порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительного плана земельного участка.

С учетом вышеизложенных норм права судебная коллегия приходит к выводу о том, что ООО «Строительное управление -35» не может в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ самостоятельно устранить недостатки, допущенные при строительстве многоквартирных домов в части системы водоотведения, так как не обладает полномочиями на заключение договора о подключении (технологическом присоединении).

Как следует из протоколов внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах №... от 29.07.2021, №... от 12.07.2021, №... от 12.07.2021, №... от 12.07.2021, №... от 12.07.2021, №... от 12.07.2021, №... от 12.07.2021, проведенных в форме очно-заочного голосования по инициативе ряда собственников жилых помещений, результатом собраний стало получение согласия собственников многоквартирных домов и земельного участка, принадлежащего на праве общей совместной собственности на подключение системы водоотведения многоквартирных домов к централизованной системе водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» и делегирование полномочий Администрации Вологодского муниципального района, в части необходимой для заключения договора, при единоличном исполнении прямых и косвенных финансовых обязательств по нему, на технологическое присоединение, подключение МКД к централизованной системе водоотведения МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что на администрацию Вологодского муниципального района следует возложить обязанность в течение одного месяца заключить с МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» договор о подключении многоквартирных домов по адресам к централизованной системе водоотведения и получить технические условия на подключение многоквартирных домов к централизованной системе водоотведения.

Учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу о солидарной ответственности ответчиков, на Администрацию Вологодского муниципального района Вологодской области и ООО «Строительное управление – 35» следует возложить солидарную обязанность в течение трех месяцев с момента заключения договора:

выполнить проектные работы по строительству внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов до точки подключения (координаты Х-№..., Y-№...) к централизованной системе водоотведения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» в соответствии с полученными техническими условиями;

согласовать проект по строительству внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал»;

выполнить строительство внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов к централизованным системам водоотведения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» в соответствии с техническими условиями подключения;

внести плату за подключение многоквартирных домов к централизованным системам водоотведения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал».

При этом судебная коллегия полагает, что установленный срок является достаточным для исполнения возложенных обязанностей.

Оснований для признания незаконным бездействия Администрации Вологодского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации качественного водоотведения в многоквартирных домах судебная коллегия не усматривает, поскольку фактически нарушение прав истцов возникло в результате действия администрации по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, а таких требований заявлено истцами не было.

Принимая решение по существу заявленных требований, судебная коллегия учитывает, что для установления обстоятельств по делу судом первой инстанции по ходатайству представителя Вологодской областной прокуратуры, действующей в защиту интересов истца ФИО9, по делу была назначена строительно- техническая экспертиза.

Заключение ОАО «ВологдаТИСИЗ» было получено 15.09.2021, определением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 07.12.2021 оплата экспертам возложена федеральный бюджет в лице Управления Судебного департамента в Вологодской области.

Истцы, обратившись в суд как потребители, освобождены от уплаты судебных расходов.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 указанного кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Исходя из установленных по делу обстоятельств, вред неимущественным правам истцов на благоприятную окружающую среду причинен совместными действиями Администрации Вологодского муниципального района Вологодской области и ООО «Строительное управление – 35», в связи с чем возмещение расходов на проведение судебной экспертизы в размере 189 000 рублей следует возложить на указанных соответчиков солидарно.

Кроме того, в силу положений вышеназванных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, взысканию с ООО «Строительное управление – 35» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Город Вологда» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.12.2021 отменить.

Принять по делу новое решение.

Возложить на Администрацию Вологодского муниципального района Вологодской области обязанность в течение одного месяца заключить с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» договор о подключении многоквартирных домов по адресам к централизованной системе водоотведения и получить технические условия на подключение многоквартирных домов к централизованной системе водоотведения.

Возложить на Администрацию Вологодского муниципального района Вологодской области и общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 35» солидарную обязанность в течение трех месяцев с момента заключения договора:

выполнить проектные работы по строительству внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов до точки подключения (координаты Х-4690,51, Y-1607,94) к централизованной системе водоотведения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» в соответствии с полученными техническими условиями;

согласовать проект по строительству внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал»;

выполнить строительство внутриплощадочных сетей водоотведения многоквартирных домов к централизованным системам водоотведения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» в соответствии с техническими условиями подключения;

внести плату за подключение многоквартирных домов к централизованным системам водоотведения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал».

Взыскать солидарно с Администрации Вологодского муниципального района Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 35» в доход федерального бюджета расходы на проведение судебной экспертизы в размере 189 000 рублей.

Взыскать с ООО «Строительное управление – 35» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Город Вологда» государственную пошлину в размере 300 рублей.

В остальном исковые требования к Администрации Вологодского муниципального района и обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 35» оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Л.В. Белозерова

Судьи: А.М. Вахонина

Е.Г. Татарникова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.08.2022.