Судья Молотиевский А.Г. Дело № 33-11713/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Афанасьева О.В.
судей Простовой С.В., Васильева С.А.
при секретаре Клищенко Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28/2020 по исковому заявлению ФИО6 к Администрации Аксайского городского поселения Ростовской области, Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, третьи лица: КИЗО Администрации Аксайского района Ростовской области, ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о предоставлении другого жилого благоустроенного помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 09 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Простовой С.В., судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ
установила:
ФИО6 обратилась с указанным иском к Администрации Аксайского городского поселения Ростовской области, Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в Ростовской области (далее – ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Ростовской области), ссылаясь на то, что является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на основании ордера на жилое помещение от 01.02.1999, соглашения от 26.02.1996, договора найма служебного жилого помещения № 01 от 17.01.2014.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА актом межведомственной комиссии, назначенной главой ФИО3 городского поселения, согласно постановлению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выявлены основания для признания жилых помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в нежилом помещении здания Тарировочной станции непригодным для проживания.
Согласно заключению межведомственной комиссии ФИО3 городского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вынесено решение о несоответствии жилых помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН нежилого здания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пер. Клубный, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН требованиям п.33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и признании жилых помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН непригодными для проживания.
В обоснование исковых требований истец ссылалась на то, что на протяжении всего времени ФИО3 городского поселения не принимает никаких мер по ее переселению из ветхого жилья. На заявления истца о предоставлении жилья ответчик отвечает отказом.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ФИО3 городского поселения АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 36,7 кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Определением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. суд по своей инициативе привлек к участию в деле второго ответчика - Территориальное управление Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением ФИО5 районного суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, исковые требования к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН – удовлетворены.
Суд обязал Территориальное управление Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение, по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, в границах АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью не менее 36,7 кв.м.
В удовлетворении исковых требований к ФИО3 городского поселения АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН – отказано.
С решением суда не согласилось ТУ РОСИМУЩЕСТВА в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в лице ФИО2ФИО9, просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требованиях ФИО1 к ним - отказать.
В обоснование приводит доводы о том, что ТУ РОСИМУЩЕСТВА в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является ненадлежащим ответчиком по делу. Указанные истцом помещения находятся в оперативном управлении ФГБУ «Северо-кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», полномочия собственника которого осуществляет Росгидромет.
Полагает, что истец не имеет права на предоставление иного жилого помещения по договору социального найма, поскольку в указанных помещениях фактически не проживала, в здании отсутствовало отопление, вода и газоснабжение.
Апеллянт указывает, что обращаясь с настоящим исковыми требованиями, истец необоснованно пытается переложить свою обязанность предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления документы о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма из соответствующего фонда, таким образом, заменяя необходимый административный порядок, судебным актом по настоящему делу.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Аксайского городского поселения ФИО7 просит решение суда оставить без изменения.
В дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу представитель администрации Аксайского городского поселения ФИО8, просит в удовлетворении требований ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Ростовской области отказать в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции явились представитель ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Ростовской области по доверенности от 31.12.20109г. ФИО10 просила об отмене решения суда.
ФИО2 городского поселения по доверенности от 15.06.2020г. ФИО11 считал решение суда законным и обоснованным, а ФИО4 – не надлежащим ответчиком.
ФИО1 и ее ФИО2, допущенный к участию в деле по ч.6 ст.53 ГПК РФ ФИО13, просили оставить решение суда без изменения.
В суд поступило ходатайство от ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о рассмотрении дела в отсутствие их ФИО2.
Дело рассмотрено в отсутствие 3-х лиц: КИЗО ФИО3АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», надлежащим образом уведомленных о рассмотрении жалобы, о чем в материалах дела имеются соответствующие уведомления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие на нее возражения и отзывы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, истец является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 36,7 кв.м, на основании ордера на жилое помещение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, соглашения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, договора найма служебного жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Решением Арбитражного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА суд признал незаконными действия ФИО3 городского поселения, выразившееся в отказе провести оценку соответствия жилых помещений (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), расположенных в здании (Тарировочная станция) по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об утверждении Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно письму ФИО3 городского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА №.267. Суд обязал ФИО3 городского поселения на заседании городской Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу рассмотреть вопрос о признании жилых помещений (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), расположенных в служебно-жилом доме (Тарировочная станция) по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - пригодными (непригодными) для проживания и о признании служебно-жилого дома (Тарировочная станция), расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - аварийным и подлежащим сносу.
Решением Арбитражного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено, что двухэтажное здание (Тарировочная станция, назначение: нежилое здание), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является федеральным имуществом (реестровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), введено в эксплуатацию в 1960 г., передано в оперативное управление учреждению, (выписка из реестра федерального имущества от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Распоряжение Минэкономразвития России «О закреплении объектов недвижимости» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-р от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА). Указанное здание, как следует из технического паспорта по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, являлось жилым домом (Тарировочная станция).
Указанным решением установлено, что спорное здание является ведомственным служебно-жилым домом, в котором имеется три квартиры с постоянно проживающими жильцами.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА актом межведомственной комиссии, назначенной главой ФИО3 городского поселения, согласно постановлению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выявлены основания для признания жилых помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в нежилом помещении здания Тарировочной станции непригодным для проживания.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, установлено несоответствие жилых помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН нежилого здания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН требованиям п.33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, также указанные жилые помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признаны непригодными для проживания.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 60, 87, 89 ЖК РФ, ст.ст. 125, 214 ГК РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» и исходил из того, что поскольку жилое помещение было признано непригодным для проживания, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения и ФИО1 должно быть предоставлено равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, жилое помещение.
Определяя лицо, ответственное за предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, суд исходил из того, что Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в связи с чем пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению жилым помещением истца, проживающей в жилищном фонде, находящемся в государственной собственности, должна быть возложена на Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Судебная коллегия, не проверяя решение суда в части отказа в удовлетворении иска к ФИО3 городского поселения, учитывая, что решение суда в этой части никем из лиц, участвующих в деле не обжалуется, проверяет только законность решения суда в удовлетворенной части требований к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и, исходя из доводов жалобы, находит их заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела, исковые требования были заявлены ФИО1 к ФИО3 городского поселения, и после привлечения суАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.11.2019г. к участию в деле Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, истец исковые требования не уточнял, и не заявлял их к ТУ РОСИМУЩЕСТВА в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Более того, ФИО2ФИО1ФИО13 на вопрос суда о том, если суд придет к выводу, что нужно обязывать второго ответчика предоставить жилье, вы просите отказать в иске, ответил утвердительно, исходя из пояснений, отраженных в протоколе судебного заседания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (л.д.167).
В силу п.5.3 названного Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (п. 4).
Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Положениями п.3 ст.214 ГК РФ предусмотрено, что права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. п. 1, 3 ст.125 ГК РФ). Полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение о признании помещения непригодным, его дальнейшей судьбе и статусе, должен принимать собственник, а вопрос предоставления жилых помещений, как следует из норм ст.87 ЖК РФ в данном случае должен решаться наймодателем.
Как следует из материалов дела, собственником указанного нежилого помещения тарировочной станции и столярной мастерской является Российская Федерация, указанный объект передан в оперативное управление Федеральному государственному учреждению «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч.1 ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Статьей 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено ведение государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что договор найма служебного жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.11), ордер на жилое помещение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.10), выданный на основании Постановления ФИО4АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, типовой договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН найма жилого служебного помещения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.138-139), заключен между ФИО1 и Службой средств измерения СК УГМС (ФГБУ «Северо-Кавсказское УГМС»).
Соответственно, возникшие правоотношения сложились между ФИО1, как нанимателем помещения, и ФГБУ «Северо-Кавсказское УГМС», являющимся наймодателем.
В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исходя из толкования указанной нормы, для правильного разрешения заявленных требований, суду первой инстанции следовало установить в данном случае наличие оснований для предоставления помещения, вопрос о его статусе, а также определить, кто является лицом, обязанным предоставить жилое помещение гражданину.
Как следует из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суд РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судебная коллегия считает, что указанные разъяснения относятся также и к разрешению вопроса о предоставлении жилого помещения гражданину взамен непригодного, а вопрос о соблюдении установленного порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, является значимым обстоятельством, которое следовало установить, как и вопрос о том, кто является наймодателем, и на кого законом возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.
В полной мере указанные обстоятельства судом не выяснены и не проверены, а решение суда в удовлетворенной части не отвечает требованиям закона и подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу положений ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 47 (в ред. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым» предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, а также устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу п.7 Постановления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
В соответствии с ч.2 п.7 указанного постановления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлены полномочия создавать в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Постановлением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 47 установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В случае, если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается ФИО2 федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается ФИО2 государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В случае, если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Из дела следует, что истица является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 36,7 кв.м, на основании ордера на жилое помещение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, соглашения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, договора найма служебного жилого помещения от 10.02.1999г. и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.01.2014(л.д.58,59,125-129, 138,139).
Решением Арбитражного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА суд признал незаконными действия ФИО3 городского поселения, выразившееся в отказе провести оценку соответствия жилых помещений (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), расположенных в здании (Тарировочная станция) по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об утверждении Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно письму ФИО3 городского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА №.267. Суд обязал ФИО3 городского поселения на заседании городской Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу рассмотреть вопрос о признании жилых помещений (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), расположенных в служебно-жилом доме (Тарировочная станция) по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - пригодными (непригодными) для проживания и о признании служебно-жилого дома (Тарировочная станция), расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - аварийным и подлежащим сносу (л.д.13-17).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА актом межведомственной комиссии, назначенной главой ФИО3 городского поселения, согласно постановлению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выявлены основания для признания жилых помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в нежилом помещении здания Тарировочной станции непригодным для проживания (л.д.18-20).
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено несоответствие жилых помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН нежилого здания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пер. Клубный, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН требованиям п.33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, также указанные жилые помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признаны непригодными для проживания (л.д.21,22).
Как следует из материалов дела, при составлении акта обследования жилого помещения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА принимали участие начальник отдела ТУ РОСИМУЩЕСТВА в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНФИО14, а также заместитель начальника ФГБУ «Северо-Кавсказское УГМС» ФИО15 (л.д.110-113). В соответствии с заключением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА жилое помещение по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признано непригодным для проживания (л.д.114-115).
При этом, решение о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания собственником в установленном законном порядке в соответствии с правилами п.45(3) и 47 Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об утверждении Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» до настоящего времени не принято, следовательно, спорное жилое помещение не признано непригодным для проживания.
Сведений о том, что ФИО1 обращалась к наймодателю или собственнику жилого помещения по вопросу ее переселения или предоставления жилого помещения и ей отказано в этом, в материалах дела не имеется.
Доказательства того, что наймодателем к истцу предъявлялись требования о выселении из помещения, отсутствуют, в связи с чем не имеется оснований утверждать, что права истца нарушаются апеллянтом.
Судебная коллегия учитывает разъяснения, данные в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» судам также необходимо иметь в виду, что при выселении жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому, иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете, во внимание не принимаются.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым также отметить, ФИО1, являясь нанимателем по договору найма служебного жилого помещения, просит предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, при что этом ей отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании Постановления ФИО3 городского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.104). Данное постановление истцом не оспорено и не признано незаконным/недействительным.
Судебная коллегия, проанализировав тексты договора найма служебного жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.11), пп.2 п.4.3 типового договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН найма жилого служебного помещения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.138-139), усматривает, что основанием для расторжения договора являются случаи разрушения или повреждения жилого помещения при несвоевременном капремонте наймодателем, с предоставлением другого помещения, соответствующего требованиям проживания нанимателю и членам его семьи, а в числе прав и обязанностей ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» значатся как принятие решения о приватизации жилых помещений, так и предоставление других жилых помещений в связи с расторжением настоящего договора в соответствии с ЖК РФ.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств и положений указанных норм, судебная коллегия, принимая во внимание, что к наймодателю или собственнику ФИО1 исковые требования не заявляла, а ответчик – Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН надлежащим ответчиком не является, так как спорное помещение находится в собственности РФ и оперативном управлении у ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», решения о признании имущества непригодным в соответствии с требованиями закона собственником не принималось, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и отказе истцу в иске к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 09 января 2020 года в удовлетворенной части исковых требований отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО6 к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.10.2020г.