ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2930/2021 от 01.02.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-475/2022 от 01 февраля 2022 г.

Судья Комарова Л.В. Дело № 2-2930/2021

43RS0003-01-2021-004431-08

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Костицынй О.М., Митяниной И.Л.,

при секретаре Жёлтиковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционным жалобам представителя министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности ФИО1 и представителя КОГСАУ «Лесоохрана» по доверенности ФИО2 на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 09 ноября 2021 года по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного хозяйства Кировской области, КОГСАУ «Лесоохрана» о возложении обязанности, которым постановлено:

исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить;

возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность организовать авиационные работы по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров в соответствии с пунктом 11 Порядка организации и выполнения работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597;

возложить на Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» обязанность осуществлять авиационные работы по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий » о возложении обязанности.

заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,

У С Т А Н О В И Л А:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор, установив несоблюдение кратности авиапатрулирования при возникновении лесных пожаров., действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к министерству лесного хозяйства Кировской области, КОГСАУ «Лесоохрана» и просил возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность организовать авиационные работы по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с расчетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров в соответствии с пунктом 11 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597; на Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» обязанность осуществлять авиационных работ по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров в соответствии с пунктом 11 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым представитель министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности ФИО1 и представитель КОГСАУ «Лесоохрана» по доверенности ФИО2 не согласились.

Представитель министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности ФИО1 в апелляционной жалобе указала, что возложение на министерство лесного хозяйства обязанности организовать авиационные работы по охране лесов в отсутствие соответствующего финансирования неправомерно и необоснованно, в связи с чем, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Также с решением суда не согласилась представитель КОГСАУ «Лесоохрана» ФИО2, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения и отказе в удовлетворении иска по причине недостаточного объема финансирования.

В возражениях на апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировский межрайонный природоохранный прокурор Фесенко Р.К. указал на необоснованность изложенных в ней доводов, поскольку отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения ответчика от возложенных на него законом обязанностей.

Заслушав представителей ответчиков, представителя истца – прокурора Новикову И.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в лесах, в результате которой установлено, что охрана лесов по территории региона не соответствует принципам и требованиям лесного законодательства, поскольку не соблюдается кратность авиапатрулирования.

Так, в соответствии с ч.2 ст.57 Лесного кодекса РФ порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров утверждён приказом Минприроды от 15.11.2016 № 597 (далее - Порядок).

Согласно п. 11 Порядка авиационное патрулирование осуществляется с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров: при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - один раз в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - два раза сутки (п. в); при IV и V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - два раза в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - три раза в сутки (п. г).

В соответствии с разделом 2.3 Лесного плана Кировской области на 2019-2028 годы, утвержденного указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 № 165, «Мероприятия по охране лесов и организации охраны лесов от пожаров за период действия предыдущего Лесного плана субъекта Российской Федерации» авиационный мониторинг на территории области осуществляется по 3 авиационным маршрутам КОГСАУ «Лесоохрана» с использованием наемных воздушных судов (карта-схема в приложении 1.6). В целях осуществления авиационного мониторинга территории лесного фонда области планируется заключение договоров на найм 4 воздушных судов (Ан-2 - 3 единицы, легкомоторный самолет - 1 единица).

На проведение авиационного мониторинга пожарной обстановки в лесах региона, с учетом установленной кратности патрулирования, необходимо ежегодно порядка 1200 часов летного времени.

Описание маршрутов авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области (относительно близлежащих населенных пунктов) отражено в таблице 2.3.2 Лесного плана:

- маршрут Кировского авиаотделения (маршрут №1): <адрес>

- маршрут Кирсинского авиаотделения (маршрут №2): <адрес>

- маршрут Котельничского авиаотделения (маршрут №3): <адрес>

По данным региональной диспетчерской службы Кировской области авиационное патрулирование лесов КОГСАУ «Лесоохрана» с начала пожароопасного периода по 10.06.2021 осуществлялось лишь 8 раз: 09, 10, 12, 13 мая (один раз по авиационному маршруту № 1), 15.05.2021 (один раз по авиационному маршруту № 3); 05.06.2021 (один раз по авиационному маршруту № 2), 06.06.2021, 07.06.2021 (по одному разу по авиационному маршруту № 3).

В период с 03.06.2021 по 10.06.2021 на территории региона преобладал III класс пожарной опасности, в отдельных лесничествах области - IV класс пожарной опасности.

Следовательно, вопреки приведенному нормативному регулированию авиационное патрулирование специализированным учреждением КОГСАУ «Лесоохрана» в зависимости от класса пожарной опасности в лесах не организовывалось.

В частности, 8 и 9 июня 2021 года на территории области преобладал IV класс пожарной опасности, при котором авиационное патрулирование должно осуществляться два раза в сутки. Однако авиапатрулирование по авиационным маршрутам 1, 2, 3 в данные дни не осуществлялось вовсе. Аналогичным образом не соблюдалась периодичность авиапатрулирования в июле 2021 года.

В соответствии с Лесным планом Кировской области и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.08.2020 № 753 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства от 07.06.2018 468» вся территория лесного фонда Кировской области разделена на авиационную и наземную зоны мониторинга пожарной опасности в лесах, одновременно являющиеся зонами применения наземных и авиационных сил пожаротушения, а именно: зона наземного обнаружения и тушения - 325,0 тыс. га; зона авиационного обнаружения и наземного тушения - 4614,6 тыс. га; зона авиационного обнаружения и тушения - 3097,5 тыс. га.

Требованиями статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Российская Федерации согласно пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 28.03.2012 №145/167, министерство исполняет государственную функцию «управление в области использования, охраны, защиты, производства лесов» и является центром ответственности за ее исполнение.

Пунктом 3.1.1.14 Положения предусмотрено, что министерство осуществляет самостоятельно и через подведомственные учреждения на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

Распоряжением Правительства Кировской области № 416 от 21.12.2011 путем изменения типа (с бюджетного на автономное учреждение) из Кировского областного государственного специализированного бюджетного учреждения «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» создано Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» (сокращенное 1енование - КОГСАУ «Лесоохрана»).

Согласно пункта 2.1 Устава КОГСАУ «Лесоохрана» - автономное учреждение, создано в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров, осуществлению пожарной безопасности в лесах, выполнения авиационных и наземных хозяйственных работ в области лесных отношений.

Приказом министерства лесного хозяйства Кировской области от 29.12.2020 № 261 «О государственном задании КОГСАУ «Лесоохрана» на 2021 год» как специализированному учреждению по тушению лесных пожаров, доведено государственное задание на проведение работ по предупреждению лесных пожаров проведению наземного патрулирования на не арендованной территории лесного фонда, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, авиационное патрулирование всей области, а также работы по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории всей Кировской области.

Таким образом, полномочия министерства лесного хозяйства Кировской области по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов переданы подведомственному специализированному учреждению - КОГСАУ «Лесоохрана» с сохранением функцией по организации государственных полномочий в данной сфере.

В ст. 51 Лесного кодекса РФ указано, что леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено стоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 53 Лесного кодекса РФ регламентировано, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных жарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (ст. 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Тушение лесных пожаров включает в себя несколько видов работ, направленных на его ликвидацию после их возникновения (ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации): обследование лесного пожара с использованием земных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а се других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара и др.

Согласно требованиям статьи 57 Лесного кодекса РФ авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.

Аналогичные требования закреплены в Порядке организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597 (далее по тексту - Порядок).

Лицами, на которых в соответствии с лесным законодательством возложена обязанность по выполнению авиационных работ по охране лесов от пожаров, в зоне лесоавиационных работ, должен быть установлен ежедневный контроль (наблюдение) с использованием авиационных или космических средств за каждым

При организации авиационных работ по охране лесов от пожаров в части авиационного патрулирования и тушения лесных пожаров уполномоченные органы, в том числе устанавливают необходимое количество и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих лесоавиационные работы, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребность в оборудовании посадочных площадок, маршруты авиационного патрулирования лесов и кратность авиационного патрулирования лесов, сроки начала и окончания авиационного авиапатрулирования лесов, численность авиапожарных команд и количество летчиков-наблюдателей, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ (п. 17 Порядка).

При таких обстоятельствах, обязанность по организации авиационных работ по охране лесов от пожаров на территории региона возложена непосредственно на министерство лесного хозяйства Кировской области.

Несвоевременность обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда, в том числе вследствие несоблюдения кратности авиапатрулирования, негативно влияет на оперативность их тушения, что в свою очередь приводит к увеличению площади уничтоженных пожарами лесных насаждений, увеличению ущерба, наносимого пожарами лесному фонду, чем нарушит гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также права Российской Федерации как собственника Лесного фонда.

Как следует из материалов дела, ранее органами прокуратуры в адрес министра лесного хозяйства, КОГСАУ Лесоохрана» вносились представления по вопросам несоблюдения кратности авиапатрулирования территории тесного фонда в пожароопасный период, однако меры к устранению нарушений не были приняты.

Установив фактические обстоятельства дела, применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку несоблюдение кратности авиапатрулирования может создать предпосылки к затруднению тушения пожара и увеличению времени эвакуации людей, что безусловно создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает интересы Российской Федерации на сохранение природных ресурсов.

Также суд первой инстанции правомерно возложил на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность организовать авиационные работы по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров в соответствии с пунктом 11 Порядка организации и выполнения работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597; а на КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» - обязанность осуществлять авиационные работы по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров в соответствии с пунктом 11 Порядка организации и выполнения работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597.

Доводы апелляционных жалоб о том, что ответчики предприняли все меры в пределах целевого расходования денежных средств для устранения существующей проблемы, не имеют собственных источников доходов, а исполнение требований, содержащихся в решении суда, возможно лишь при условии предоставления соответствующего финансирования, - отклоняются судебной коллегией, так как недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у ответчиков обязанности по соблюдению требований законодательства не являются основаниями для отказа в удовлетворении настоящего иска, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий учреждения по обеспечению надлежащего управления с их финансовыми возможностями.

Кроме того, при возникновении в будущем объективных, неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения в установленный срок, ответчики не лишены права обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

Доводы жалоб о том, что привлеченное в качестве третьего лица министерство финансов не представило отзыв на исковое заявление на правильность принятого решения не влияет, поскольку представление отзыва является правом стороны по делу в соответствии с ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу доводы апелляционных жалоб повторяют позицию, изложенную в исковом заявлении, которая была предметом рассмотрения суда первой инстанции. Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчиков, иным образом оценил доказательства и пришел к другим выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.

При таком положении, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 09 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 февраля 2022 года

Определение18.02.2022