ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3-129/2022 от 22.09.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Федорцова Ю.В. Дело № 33а-5568/2022 (2-3-129/2022)

64RS0015-03-2022-000216-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Закарян И.В.,

судей Домниной А.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Мухиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Озинского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Озинского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать регулярное транспортное обслуживание населения по апелляционной жалобе администрации Озинского муниципального района Саратовской области на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 26 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Закарян И.В., объяснения представителя администрации Озинского муниципального района Саратовской области Коныгиной О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Савиной С.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Озинского района Саратовской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озинского муниципального района Саратовской области, в котором просил возложить обязанность на административного ответчика в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать регулярное транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту № 401
«р.п. Озинки – п. Сланцевый Рудник».

Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 26 апреля 2022 года заявленные административные исковые требования удовлетворены.

На администрацию Озинского муниципального района Саратовской области возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать регулярное транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту № 401 «р.п. Озинки – п. Сланцевый Рудник».

В апелляционной жалобе администрация Озинского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования прокурора оставить без удовлетворения. В обосновании жалобы указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела, на нарушения норм материального и процессуального права. Полагает администрацией Озинского муниципального района Саратовской области приняты все необходимые меры в рамках представленных полномочий для организации транспортного обслуживания.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Озинского района Саратовской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объёме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Основания для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке приведены в статье 310 КАС РФ.

Вместе с тем, нарушений такого рода, в том числе и тех, на которые ссылается автор апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района Озинского района Саратовской области проведена проверка по обращению жительницы п. Сланцевый Рудник Озинского муниципального района Саратовской области ФИО8 о нарушениях требований законодательства при обеспечении льготными проездными билетами по маршруту п. Сланцевый Рудник – р.п. Озинки в ходе которой установлено, что перевозки пассажиров на указанном выше маршруте осуществляются на заказной основе МУП «Озинское», что не позволяет гражданам воспользоваться правом проезда по единому социальному билету.

Постановлением администрации Озинского муниципального района Саратовской области от 16 ноября 2016 года № 230 утверждён план развития регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Озинского муниципального района на 2017-2021 года, согласно которому утвержден муниципальный маршрут № 401 «р.п. Озинки - п. Сланцевый Рудник» по нерегулируемым тарифам, общей протяжённостью маршрута туда и обратно 23 км, ежедневно (л.д. 27-31).

Постановлением администрации Озинского муниципального района Саратовской области от 10 марта 2022 года № 77 утверждён план развития регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Озинского муниципального района на 2022-2026 года, согласно которому также утвержден муниципальный маршрут № 401 «р.п. Озинки - п. Сланцевый Рудник» по нерегулируемым тарифам, общей протяжённостью маршрута туда и обратно 23 км, ежедневно (л.д. 36-41).

По сведениям главы администрации Озинского муниципального района Саратовской области по состоянию на 01 января 2021 года на территории
п. Сланцевый Рудник проживали 1 168 человек (л.д. 20).

В 2020 году, в соответствии требованиями статей 19 и 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией проведено четыре конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, в том числе, и по маршруту № 401
«р.п. Озинки - п. Сланцевый Рудник», которые признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе (л.д. 66-93).

В 2021 году, в соответствии требованиями статей 19 и 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией проведено два конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, в том числе, и по маршруту № 401
«р.п. Озинки - п. Сланцевый Рудник», которые также признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе (л.д. 94-109).

В 2021 году, в соответствии требованиями статей 19 и 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией снова проведен один конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, в том числе, и по маршруту № 401
«р.п. Озинки - п. Сланцевый Рудник», который признан не состоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе (л.д. 122-128).

По данному факту 25 февраля 2022 года прокурором Озинского района Саратовской области в адрес главы администрации вынесено представление
(л.д. 17-20).

Правильно применив нормы материального права, оценив представленные доказательства, по правилам статьи 84 КАС РФ, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении административных требований, поскольку отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей указанного населенного пункта с р.п. Озинки с учетом фактического расстояния (удаленности) места проживания жителей от административного центра, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия как в доступности посещения ими объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения, так и в льготном проезде, определённой категории граждан, на регулярных пассажирских автобусных маршрутах.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно статье 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления.

Положения статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии с Уставом Озинского муниципального района Саратовской области создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания между поселениями в границах района отнесено к полномочиям администрации Озинского муниципального района Саратовской области, как постоянно действующего исполнительно-распорядительного органа (подпункт 6 пункта 1 статьи 3, статьи 29 Устава,
л.д. 42-64).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что фактически на территории Озинского муниципального района не организовано и
не осуществляется транспортное обслуживание населения между р.п. Озинки -
п. Сланцевый Рудник, как и обеспечение льготных категорий граждан правом проезда на регулярных пассажирских автобусных маршрутах в соответствии с законодательством, на основании проездного документа установленной формы.

Административный ответчик, обязанный в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказать законность оспариваемых решений, действий, отсутствие незаконного бездействия, не опроверг данные обстоятельства.

Таким образом, в материалах дела содержится достаточно данных, свидетельствующих о том, что между р.п. Озинки - п. Сланцевый Рудник не организовано и не осуществляются регулярные пассажирские автобусные перевозки, не приняты меры к обеспечению транспортной доступности льготных категорий граждан.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии незаконного бездействия со стороны администрации Озинского муниципального района Саратовской области является верным, основанным на правильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств и правильном применении норм материального права.

Доводы административного ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения и противоречат установленным по делу обстоятельствам.

Доводы административного ответчика о принятии решения о проведении открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по указанному муниципальному маршруту, которые признаны не состоявшимся в связи с отсутствием заявок, не подтверждают исполнение возложенной на него обязанности по организации транспортного обслуживания населения в спорной части, принятия им всех возможных мер.

Судебная коллегия отмечает, что исполнение возложенной на административного ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия поданных заявок на участие в аукционе.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Доводы апелляционной жалобы о надлежащей реализации администрацией полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению судебная коллегия суда апелляционной инстанции отклоняет, как не подтвержденные материалами дела и требованиями закона.

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей населенного пункта п. Сланцевый Рудник с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра (р.п. Озинки), свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.

Доводы апелляционной жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дана судом первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статей 84 КАС РФ.

При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ершовского районного суда Саратовской области от 26 апреля
2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Ершовский районный суд Саратовской области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: