Судья Буш В.Е. № 33-1909/2023 УИД10RS0017-01-2022-001305-76
Дело №2-304/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2023 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Никитиной А.В., Величко С.А.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску администрации Сортавальского городского поселения к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики К.. «Сортавальское центральное лесничество», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о признании построек самовольными и понуждении к сносу самовольных построек.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ по результатам выездного обследования ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» выявило факт возведения жилых домов и хозяйственных построек на земельных участках с кадастровыми № и №. Собственником земельных участков является Российская Федерация. Участки входят в состав Сортавальского центрального лесничества, имеют вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства. Лица, осуществившие возведение построек, не установлены. Острова Оръятсаари и Реткала, на которых расположены вышеуказанные участки, а также примыкающая к ним акватория Ладожского озера входят в границы национального парка «Ладожские шхеры», являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов. Ссылаясь на положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), администрация Сортавальского городского поселения (далее также – Администрация) просила признать самовольными постройками жилой дом и хозяйственную постройку на земельном участке с кадастровым №, признать самовольными постройками жилой дом и хозяйственную постройку на земельном участке с кадастровым №№, обязать Федеральное агентство лесного хозяйства и ГКУ РК «Сортавальское центральное лесничество» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек.
Впоследствии по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Решением суда иск к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия удовлетворен. Признаны самовольными постройками жилой дом и хозяйственная постройка, расположенные на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №).
Признаны самовольными постройками жилой дом и хозяйственная постройка, расположенные на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №).
На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ИНН №) возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек: жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №); жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №).
В удовлетворении иска к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия «Сортавальское центральное лесничество», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия отказано.
С решением суда не согласен ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее также - Министерство), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части возложения на Министерство указанной обязанности. В обоснование доводов жалобы указывает, что при принятии судом решения неправильно применены нормы материального права, а изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что с учетом факта нахождения самовольных построек на территории Национального парка «Ладожские шхеры», отнесенного к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, неустановления лиц, непосредственно виновных в возведении самовольных построек, судом не установлен надлежащий ответчик по заявленным требованиям, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия надлежащим ответчиком по делу не является.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерства ГКУ РК «Сортавальское центральное лесничество», выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить. В отзыве изложены доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы ответчика. Полагает, что ни Министерство, ни ГКУ РК «Сортавальское центральное лесничество» не являются правообладателями лесных участков, на которых осуществлено самовольное строительство, надлежащими ответчиками по заявленным требованиям быть не могут.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерства Администрация Сортавальского городского поселения указывает на законность и обоснованность вынесенного по делу решения суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции.
Согласно п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Разрешение вопроса об участии в деле тех или иных лиц основывается на общих принципах гражданского процессуального права, предусмотренных ст.12 ГПК РФ, согласно которой суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с абз. 4 ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований.
В соответствии с ч.3 ст.40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производится с самого начала.
Согласно положениям ст.43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда. О вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выносится определение суда. При вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрение дела в суде производится с самого начала.
В соответствии с разъяснениями п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» судам следует обращать внимание на то, что возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей.
При рассмотрении апелляционной жалобы Министерства по настоящему делу было установлено, что к участию в рассмотрении дела не были привлечены, в том числе в надлежащем процессуальном статусе, лица, чьи права, обязанности и законные интересы затронуты вынесенным по делу решением.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции при установлении в судебном заседании предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции на основании части 5 статьи 330 ГПК РФ выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, которым обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции не отменяется. Определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, обжалованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, самовольные постройки расположены на островах (.....) и (.....), которые входят в состав границ национального парка «Ладожские шхеры», относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно положениям указанного закона особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с п. 7 ст. 2 указанного Закона территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Согласно п. 8 ст. 2 указанного Закона содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. №1684 создан национальный парк «Ладожские шхеры», который отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующие земли отнесены к землям особо охраняемых территорий федерального значения.
Согласно информации ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач», самовольные постройки находятся в границах рекреационной зоны национального парка «Ладожские шхеры».
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
На основании п.7 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры», утвержденным приказом Минприроды России от 13 января 2020 г. №1, в редакции, действовавшей до 10 мая 2023 г., управление национальным парком осуществляется ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач».
В соответствии с пунктами 1, 13, 16, 21 Устава ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач», утвержденного приказом Минприроды России от 26 июня 2018 г. №290, в редакции, действовавшей до 10 мая 2023 г., ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, расположенных, в частности, на территории национального парка «Ладожские шхеры»; земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставлены учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами, и учреждение осуществляет охрану территории национального парка.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Судом первой инстанции ФГБУ «Государственный природный заповедник Кивач» привлечен к участию в деле в качестве третьего лица. Сведений о привлечении к участию в деле указанного учреждения в качестве соответчика материалы настоящего дела не содержат.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 августа 2016 г. № 519, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия (сокращенное наименование Управление Росприроднадзора по Республике Карелия) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Республики Карелия.
В соответствии с указанным Положением Управление Росприроднадзора по Республике Карелия осуществляет в установленной сфере деятельности в пределах своей компетенции полномочия, включающие в том числе: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Таким образом, разрешение по существу исковых требований Администрации затрагивает права, обязанности и законные интересы ФГБУ «Государственный природный заповедник Кивач», а также обязанности Управления Росприроднадзора по Республике Карелия.
Учитывая допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в судебном заседании 05 июня 2023 г. определила перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, привлечь к участию в деле в качестве соответчика ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росприроднадзора по Республике Карелия.
04 июля 2023 г. Администрация заявила об изменении пункта 3 просительной части искового заявления, просила возложить обязанность по сносу в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта самовольных построек, поименованных в исковом заявлении, на Федеральное агентство лесного хозяйства, государственное казенное учреждение Республики Карелия «Сортавальское центральное лесничество» и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» (л.д.37 т.3).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. №84 (л.д.9-10 т.3) утверждено новое Положение о национальном парке «Ладожские шхеры», вступившее в силу с 11 марта 2023 г., в соответствии с пунктом 8 которого (л.д.12 т.3) управление национальным парком, выполнение задач, возложенных на национальный парк, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ладожские шхеры».
03 июля 2023 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о вновь созданном юридическом лице - Федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный парк «Ладожские шхеры» (ИНН №), которому от федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» передано управление национальным парком «Ладожские шхеры» (л.д.30 т.3).
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве соответчика 04 июля 2023 г. привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ладожские шхеры».
В отзыве на апелляционную жалобу Министерства ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» полагает себя ненадлежащим ответчиком по иску Администрации, просит возложить обязанность по сносу самовольных построек на Министерство.
В отзыве на исковое заявление Администрации Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ладожские шхеры» полагает требования Администрации по существу обоснованными, но с учетом того, что самовольные постройки расположены на землях лесного фонда, полагает, что надлежащим ответчиком по исковым требованиям является Министерство.
В письменных пояснениях Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации указывает на то, что надлежащим ответчиком по требованиям Администрации является лицо, которое возвело самовольные постройки, либо правообладатель земельного участка, на котором они расположены; поскольку ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры» и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» спорные объекты не возводили, а также земельные участки, на которых они расположены, им в постоянное бессрочное пользование не передавались, данные ответчики не являются надлежащими по заявленным требованиям.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле в надлежащем процессуальном статусе, решение суда на основании п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ подлежит безусловной отмене.
Разрешая по существу исковые требования администрации Сортавальского городского поселения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из материалов дела усматривается, что ХХ.ХХ.ХХ в ходе выездного обследования ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» установлено, что на земельном участке, расположенном в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №), выявлен факт возведения жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым №. На момент выездного осмотра дополнительно осуществлялась пристройка веранды к дому, участок был размечен под дальнейшее строительство, произведен спил дерева - сосна. Также установлено, что на земельном участке, расположенном в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №), выявлен факт возведения жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым №. При этом отмечено, что объекты размещены на территории рекреационной зоны национального парка «Ладожские шхеры». В ходе обследования осуществлена фотофиксация, по результатам обследования составлены акты.
В соответствии с п.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В силу п.3.1 ст.222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом.
Согласно ст.55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.1). Орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (п.2).
В течение семи рабочих дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение, обязан направить копию соответствующего решения лицу, осуществившему самовольную постройку, а при отсутствии у органа местного самоуправления сведений о таком лице правообладателю земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (п.4).
Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (п.6).
В случае, если в установленный срок лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, при переходе прав на земельный участок обязательство по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями в сроки, установленные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, переходит к новому правообладателю земельного участка (п.8).
Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, обязаны: 1) осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением; 2) осуществить снос самовольной постройки либо представить в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях приведения ее в соответствие с установленными требованиями при условии, что принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для сноса самовольной постройки (п.11).
В соответствии с Законом Республики Карелия от 01 ноября 2004 г. №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» острова (.....) и (.....) входят в границы Сортавальского городского поселения.
С учетом изложенного Администрация Сортавальского городского поселения является надлежащим истцом по заявленным в рамках настоящего дела исковым требованиям.
29 сентября 2022 г. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» направило в адрес истца уведомления о выявлении самовольных построек.
По сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия от 14ноября 2022г., в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о каких-либо объектах недвижимости, расположенных в пределах границ земельных участков с кадастровыми № и №.
Лица, которые возвели указанные объекты, не установлены. Информация о таких лицах у Администрации Сортавальского городского поселения, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач», ФГУП «Национальный парк «Ладожские шхеры» и иных уполномоченных лиц отсутствует. Правоохранительными органами указанные лица также не установлены.
Земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет ХХ.ХХ.ХХ, относится к категории земель – земли лесного фонда, имеет вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, (.....), Сортавальское центральное лесничество, Ладожское участковое лесничество, квартал №. Собственником земельного участка является Российская Федерация (государственная регистрация права осуществлена ХХ.ХХ.ХХ).
Земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет ХХ.ХХ.ХХ, относится к категории земель – земли лесного фонда, имеет вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, (.....), Сортавальское центральное лесничество, Ладожское участковое лесничество, кварталы 137, 168-169, 172-175. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Остров (.....) и остров (.....), а также примыкающая к ним акватория Ладожского озера входят в границы Национального парка «Ладожские шхеры».
Национальный парк «Ладожские шхеры» создан Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ№, имеет общую площадь 122008,3 гектара, включая земли лесного фонда площадью 66047 гектаров, земли лесного фонда (прилегающая акватория Ладожского озера) площадью 52854,3 гектара, земли запаса ((.....)) площадью 2026 гектаров и земли особо охраняемых территорий и объектов ((.....)) площадью 1081 гектар в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия. Национальный парк «Ладожские шхеры» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующие земли отнесены к землям особо охраняемых территорий федерального значения.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с п. 7 ст. 2 указанного Закона территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Согласно п. 8 ст. 2 указанного Закона содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 ГК РФ, если иное не следует из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
В соответствии с Положением о национальном парке «Ладожские шхеры», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ№, национальный парк в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ№ находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующие земли отнесены к землям особо охраняемых территорий федерального значения.
Согласно информации ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач», самовольные постройки, о сносе которых заявляет истец, находится в границах рекреационной зоны национального парка «Ладожские шхеры».
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
В соответствии с пунктом 8 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры», утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. №84, вступившим в силу с 11 марта 2023 г., в настоящее время управление национальным парком, выполнение задач, возложенных на национальный парк, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ладожские шхеры».
Согласно п.3 Устава ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры», утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 мая 2023 г. №280, учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 13, 16, 17, 21, 22 Устава ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры», данное учреждение является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, расположенных, в частности, на территории национального парка «Ладожские шхеры»; земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национального парка, предоставляются учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствие с законодательством РФ; учреждение осуществляет деятельность по охране и содержанию территории национального парка и связанного с ним имущества; целями деятельности Учреждения является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, осуществление государственного экологического мониторинга, государственного мониторинга окружающей среды, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов; Учреждение основные виды деятельности: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, противопожарные и биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, осуществление охраны территории национального парка.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.3 Положения о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. №1090 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения», на особо охраняемых природных территориях федеральными государственными бюджетными учреждениями осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон.
Согласно п.20 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. №84, на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Исходя из изложенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельств, в том числе факта нахождения самовольных построек на территории Национального парка «Ладожские шхеры», неустановления лиц, осуществивших возведение самовольных построек, отсутствия сведения об иных пользователях и собственниках спорного земельного участка, расположенного в границах национального парка, нахождения земельного участка, на котором расположены самовольные постройки, за пределами границ населенных пунктов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора является ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры», как федеральное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемой природной территории, в пользовании которого находится территория национального парка, наделенное полномочиями принятия властных решений в отношении соответствующей территории.
Доводы об отсутствии у ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры» компетенции по сносу самовольных построек, необходимости возложения данной обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии РК, Федеральное агентство лесного хозяйства или ГКУ РК «Сортавальское центральное лесничество» противоречат приведенным положениям нормативно-правовых актов.
Доводы ответчика и третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о том, что соответствующая территория, где расположены постройки, не передавался в пользование ФГБУ «Кивач», а затем ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры», а потому ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры» не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, не могут быть приняты во внимание, как противоречащие приведенным выше положениям п.п. 1,2 ст.12 и ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.ст.13, 42 ЗК РФ, положений устава ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры», определяющих компетенцию учреждения в отношении территории национального парка.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении территории свалки к категории земель лесного фонда, не имеют правового значения, поскольку в силу ст.12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. №1684 «О создании национального парка «Ладожские шхеры» земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса, указанных в пункте 1 данного постановления и образующие территорию национального парка, подлежат переводу в земли особо охраняемых территорий и объектов до 01 декабря 2019 г.
Таким образом, незавершение процедуры изменения категории земель и внесения соответствующих изменений в ЕГРН не меняют правового режима земель национального парка, относящихся в силу прямого указания закона к категории земель особо охраняемых природных территорий. Ответчиком ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры» признавалось нахождение спорных объектов на территории национального парка.
Напротив, в отношении земель национального парка, относящихся в силу закона к землям особо охраняемых природных территорий и находящихся в федеральной собственности, в отношении которых установлен особый режим правовой охраны и режим пребывания и осуществления какой-либо деятельности, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия каких-либо полномочий по надзору и контролю не имеет.
Согласно п.п.1,5 ст.112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 августа 2021 г. №558.
Согласно п.3 указанных Особенностей леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
Согласно п.9 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. №84, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на территории национального парка земельных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, судебная коллегия, отменяя решение суда по процессуальным основаниям, полагает необходимым принять по настоящему делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора, признать самовольными постройками жилой дом и хозяйственную постройку, расположенные на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №), и жилой дом и хозяйственную постройку, расположенные на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №), и возложить обязанность осуществить снос указанных самовольных построек на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ладожские шхеры», как учреждение, осуществляющее управление национальным парком «Ладожские шхеры», сохранение природных комплексов, мероприятия по охране и защите лесов на территории национального парка, осуществление охраны территории национального парка, отказав в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия «Сортавальское центральное лесничество», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Кивач», как к ненадлежащим ответчикам.
На основании положений ст.206 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым возложить на ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ладожские шхеры» обязанность совершить указанные действия в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу настоящего апелляционного определения, полагая, что указанный срок является разумным и достаточным. Возражений относительно исковых требований прокурора в данной части ответчиками не заявлялось.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 28 февраля 2023 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
Иск администрации Сортавальского городского поселения удовлетворить.
Признать самовольными постройками жилой дом и хозяйственную постройку, расположенные на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №).
Признать самовольными постройками жилой дом и хозяйственную постройку, расположенные на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №).
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ладожские шхеры» (ИНН (.....)) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек: жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №); жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым № в северо-восточной части острова (.....) (опорная точка с географическими координатами №).
В удовлетворении иска к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия «Сортавальское центральное лесничество», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Кивач» отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи