ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-309/2022 от 06.10.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Карипова Ю.Ш.

дело 2-309/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-11806/2022

06 октября 2022 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шалиевой И.П.,

судей Велякиной Е.И., Бас И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нагумановой А.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 26 мая 2022 года по иску Долговой Альфии Каримовны к администрации Саринского сельского поселения и администрации Кунашакского района о возложении обязанности произвести необходимые мероприятия (работы) по внесению изменений в Градостроительный план, согласованию и утверждению генерального плана Саринского сельского поселения по включению земельного участка.

Заслушав доклад судьи Велякиной Е.И. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения истца Долговой А.К. и ее представителя Абдрахимова С.К. о правомерности решения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Долгова А.К. обратилась в суд с иском к администрации Саринского сельского поселения о возложении обязанности произвести необходимые мероприятия (работы) по внесению изменений в Градостроительный план, согласованию и утверждению генерального плана Саринского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта лесного участка по ул. Лесная, 37, расположенного на землях Государственного лесного фонда Кунашакского лесничества Саринского участкового лесничества с регистрацией соответствующих изменений, подтверждающих изменение границ Саринского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области в уполномоченном государственном органе.

В обоснование иска указала, что братом Абдрахимовым Б.К. по договору купли продажи от 24.04.2001 года приобретен в собственность жилой дом с кадастровым (условным) № по адресу <адрес> и земельный участок площадью 1200 кв.м, кадастровый (условный) № по тому же адресу, получены Свидетельства о регистрации права собственности. Земельный участок был огорожен забором, на нем располагался жилой дом, хозяйственные постройки, гараж. В жилом доме проживали истец, её дети, родители. 20.09.2014 года истец приобрела у брата по договору купли-продажи указанные жилой дом (кадастровый № и земельный участок (кадастровый № ), истцу выданы Свидетельства о регистрации права собственности. Постановлением администрации Саринского сельского поселения № 31 от 6 июля 2015 года присвоен адрес жилому дому и земельному участку - <адрес>, после чего получены новые Свидетельства о регистрации права собственности. Споры с соседями по границам земельного участка отсутствуют. 3 сентября 2019 года после проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка, истцом подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № . Однако ей отказано по той причине, что границы её земельного участка пересекают границы населенного пункта. 30.12.2019 года она обратилась в администрацию Саринского сельского поселения о принятии мер по исправлению кадастровой ошибки, допущенной при постановке на кадастровый учет земель населенного пункта Сары, при котором произошло пересечение границ, и выдаче ей письменного обязательства о том, что администрация предпримет действия по исправлению кадастровой ошибки, приведшей к пересечению границ земель населенного пункта Сары на земельный участок истца. 17.02.2020 года получен ответ с приложением справки от <данные изъяты> который производил межевые работы и постановку на кадастровый учет границ населенного пункта с. Сары в 2017 году, где исключены улицы - Лесная, Березовая, Геологоразведочная, т.к. они расположены на землях лесфонда. Также в ответе администрации Саринского сельского поселения перечислены, какие работы произведены и какие необходимо сделать во исполнение ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ», но в какие сроки не указывается. В ответ на её заявление от 16 сентября 2021 года в Главное управление лесами Челябинской области о согласовании границ её земельного участка, получен ответ о необходимости проведения процедуры перевода земель из одной категории в другую. На очередное устное обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области по повторной подаче заявления на осуществление кадастрового учета, последовал ответ о том, что никаких изменений в границы с. Сары не внесено. При личном посещении 14.01.2021 г. администрации Саринского сельского поселения получен ответ о том, что не предпринимается никаких действий по внесению изменений, либо принятию нового генерального плана Саринского сельского поселения. С момента принятия Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280- ФЗ прошло более 4-х лет. Администрация Саринского сельского поселения, которая в силу своих полномочий обязана принять, согласовать с заинтересованными лицами, утвердить генеральный план поселения в части включения в границы лесных участков, бездействует. Истец и другие жители с. Сары не могут воспользоваться своим правом и осуществить государственную регистрацию земельных участков, принадлежащих им на законных основаниях, т.к. данные участки не входят в состав Саринского сельского поселения.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель Абдрахимов С.К. требования поддержали.

Представители ответчиков администрация Саринского сельского поселения и администрации Кунашакского муниципального района, соответчик Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, третье лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области, специалист кадастровый инженер ИП Юсупов Д.Ж. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового об отказе в удовлетворении требований. Суд не учел, что в соответствии с п. 3,8 ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений. Считают, что обязанность по внесению изменений в Градостроительный план, а также направлению в орган регистрации прав документов для внесения сведений в ЕГРН возложена на представительные органы местного самоуправления, следовательно, администрация Саринского сельского поселения в качестве такового органа выступать не может. Ссылаются на иную судебную практику.

В отзыве на апелляционную жалобу Долгова А.К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на злоупотреблением права со стороны администрации Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района. Указывает на то, что администрация Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района не только не предприняла мер по включению в границы населенного пункта земель населенного пункта, которые оказались в землях лесного фонда первоначально в 2017 году при проведении работ по установлению границ населенного пункта с. Сары, не предприняло никаких мер в период с 2017 по 2020 год, когда работала межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра в отношении лесных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда, кроме того и на текущий момент, продолжая злоупотреблять своими обязанностями по отношению к жителям села, продолжает не исполнять возложенные на нее действующим законодательством РФ обязанности.

Представители ответчиков администрации Саринского сельского поселения и администрации Кунашакского муниципального района, соответчика Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области, специалист кадастровый инженер ИП Юсупов Д.Ж. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не уведомили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое судом решение указанным требованиям не соответствует.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что в силу ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в Градостроительный план осуществляется главой администрации сельского поселения; п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ утверждение Генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, следовательно на администрацию сельского поселения необходимо возложить обязанность произвести необходимые мероприятия, устанавливаемые законом по внесению изменений границ населенного пункта в целях включения в границы населенного пункта земельного участка истца.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Как установлено судом, Долгова А.К. на основании договора купли- продажи от 20 сентября 2014 года является собственником жилого дома с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>) (л.д. 34-35, том 1).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером , земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 27 июля 2000 года, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 36, том 1).

05 августа 2019 года по заявке Долговой А.К кадастровым инженером в результате кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , подготовлен межевой план.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 11 декабря 2019 года Долговой А.К. в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером отказано, так как границы земельного участка пересекают границы населенного пункта с. Сары. Сведения о которых внесены в единый государственный реестр недвижимости (л.д. 48, том 1).

Согласно ответу администрации Саринского сельского поселения от 30 декабря 2019 года, по муниципальному контракту в 2017 году <данные изъяты> выполнялись кадастровые работы по установлению границ населенного пункта с. Сары, в связи с данными работами произведено согласование границы с Главным Управлением лесами по Челябинской области и исключены улицы с границ населенного пункта с. Сары нечетной стороны <адрес>, так как они находились в гослесфонде. В связи с принятием лесной амнистии будут внесены границы населенного пункта, ведется согласование с Управлением лесами по Челябинской области для данных улиц в границы населенного пункта. После согласования границ населенного пункта будут производить изменения в Градостроительный план. После публичных слушаний решение депутатов будет направлено в Росреестр (л.д. 25, том 1).

Из ответа Главного управления лесами Челябинской области от 16 сентября 2021 года следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен на землях лесного фонда Кунашакского участкового лесничества в квартале 24 выдел 24. Необходимо исключить земли лесного фонда из границ земельного участка или провести процедуру перевода земель в соответствии с федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ (л.д. 46,том 1).

В ответе Главного управления лесами Челябинской области от 22 апреля 2022 года на обращение ФИО9 указано, что на территории Челябинской области в период с 2017 года по 2020 год работала межведомственная рабочая группа по вопросам. Связанным с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра в отношении лесных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда. Межведомственной рабочей группой выявлено 2 078 земельных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда имеющих в ЕГРН сведения об иных категориях земель. Земельные участки, указанные в списке (в том числе земельный участок истца), отсутствуют. В рамках существующего законодательства исключение земельных участков из состава земель лесного фонда и перевод их в другую категорию земель возможен только при соблюдении требований Лесного кодекса РФ, Федеральных законов, в том числе ФЗ № 172 от 21.12.2004 г. и допускается в случаях организации особо охраняемых природных территорий, установления или изменения границы населенного пункта, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, создания туристско-рекреационных особых экономических зон. Порядок подготовки утверждения генерального плана сельского поселения, городского округа определен Градостроительным кодексом Российской Федерации. Предусмотрена процедура согласования схем территориального планирования муниципального района и границ населенных пунктов с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительности власти в области лесных отношений. До сегодняшнего дня работы по приведению в соответствие границы н.п. Сары относительно земель лесного фона не проведены. Основания для исключения земельных участков из состава земель лесного фонда в рамках применения норм ФЗ № 280-ФЗ и ч. 6 ст. 4.6 Лесного кодекса РФ и др. отсутствуют, т.к. сведения о лесных участках исключаются из государственного лесного реестра, если соответствуют одновременно нескольким условиям: Право собственности РФ на все лесные участки категории земли лесного фонда зарегистрировано, сведения о лесных участках Кунашакского лесничества внесены в ЕГРН (л.д. 158-159, том 1).

Указывая, что до настоящего времени новый Генеральный план сельского поселения не принят, изменений в границы населенного пункта в отношении ее земельного участка не внесены, истец обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Судебной коллегией, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве новых доказательств приняты: решение Саринского сельского поселения Кунашского района Челябинской области от 06 декабря 2012 года «Об утверждении генерального плана Саринского сельского поселения» с приложением графической части; решение собрание депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 30 августа 2022 года № 52 «Об утверждении генерального плана Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района» с приложением графической части; скриншот сайта администрации Кунашакского муниципального района страницы «Генеральный план Саринского сельского поселения»; Протокол публичных слушаний на тему «внесение изменений в Правила землепользования и застройки, разработки генерального плана и проекта планировки территорий Саринского сельского поселения Кунашкского муниципального района Челябинской области»; заключение о результатах публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в правила землепользования и застройки, разработки генерального плана и проекта планировки территории Саринского сельского Кунашакского муниципального района Челябинской области»; постановление администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 24 марта 2020 года № 464 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, разработки генерального плана и проекта планировки территории Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области; постановления администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 01 февраля 2022 года «О создании согласительной комиссии по рассмотрению проекта генерального плана Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области»; пояснительная записка обоснование принятых решений Материалы по обоснованию Генерального плана в текстовой форме 2020 год ООО «Управление архитектурных исследований»; описание местоположения границ населенного пункта с. Сары, реестровый номер Кунашакского муниципального района Челябинской области, поскольку имеют юридическое значение.

Ссылаясь на указанные доказательства, истец указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером до настоящего времени не включен в границы населенного пункта с. Сары, соответствующий генеральный план Саринского сельского поселения не утвержден.

Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из системного анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.

Процедура внесения изменений в генеральный план обозначена статьями 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является идентичной процедуре принятия генерального плана.

Согласно части 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.

Часть 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывает, что внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

В силу ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 19 ст. 24 настоящего Кодекса.

Согласно пп. «в» п. 2.7 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена процедура по внесению изменений в Градостроительный план сельского поселения.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Избранный истцом способ защиты нарушенного права должен быть соразмерен нарушенному праву. Принимая во внимание действующие нормы права, судебная коллегия, полагает, что требования о возложении обязанности произвести необходимые мероприятия по внесению изменений в Градостроительный план, согласованию и утверждению генерального плана являются ненадлежащим способом защиты права, поскольку не соответствуют способу защиты нарушенного права, предусмотренного ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не являются самостоятельным способом защиты права и не влекут восстановление нарушенных прав истца. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец обратился в суд с ненадлежащим способом защиты.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел, что восстановление прав истца не произойдет, поскольку действующим законодательством предусмотрена процедура внесения изменений в действующий Генеральный план сельского поселения на оснований предложений физических лиц о внесении изменений в градостроительный план сельского поселения. При этом, какие мероприятия в соответствии с действующим законодательством необходимо произвести именно администрации, по внесению в какой генеральный план (с какими реквизитами), в какой Градостроительный план, не указано, материалы дела также не содержат кого-либо градостроительного плана, в который бы подлежали внесению какие-либо изменения.

При этом, судебная коллегия отмечает, что решения, принимаемые уполномоченными органами при инициировании процедуры по внесении изменений в Генеральный план сельского поселения могут быть оспорены истцом в случае, если, по ее мнению, данными документами нарушаются ее права и интересы, либо оспаривать бездействие уполномоченных органов в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем судебная коллегия, согласно п. 2 ст. 328, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает, необходимым отменить решение суда первой инстанции, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 26 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Долговой Альфии Каримовны к администрации Саринского сельского поселения и администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности произвести необходимые мероприятия (работы) по внесению изменений в Градостроительный план, согласованию и утверждению генерального плана Саринского сельского поселения по включению земельного участка, отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2022 года.