Судья Кривошеева И.В.
Дело № 2-32/2022
Дело № 33-324/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 мая 2022 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Кукшиновой О.М.,
судей Слободчиковой М.Е., Тараника В.Ю.,
при секретаре Князь Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28.01.2022, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Еврейской автономной области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области направить в информационную подсистему «Автоматизированная система учета федерального имущества» сведения и документы, предусмотренные пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, для внесения в реестр федерального имущества сведений об имуществе - участке тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в <...> до прибора учета тепла по улице <...> в г. Биробиджане ЕАО, поступающем в его оперативное управление.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения прокурора Волохович А.Д., представителя ответчика Проскуряковой В.О., представителей третьих лиц, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области Лапиной Н.В., АО «ДГК» Ярославцевой И.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора ЕАО обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЕАО (далее ГУ МЧС России по ЕАО, управление) о возложении обязанности совершить определённые действия.
Требования мотивировал тем, что в собственности Российской Федерации находится здание «пожарное депо», расположенное по адресу: <...>, которое находится в оперативном управлении у ответчика ГУ МЧС России по ЕАО, являющегося правопреемником ликвидированного в 2019 ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО».
Указанный объект недвижимости подключён к централизованной системе отопления через тепловую сеть <...>, граница балансовой ответственности которой установлена по внешнему сварному стыку шарового крана в теплофикационной камере <...>, состоящей на балансе Структурного подразделения «Биробиджанская ТЭЦ» (далее - СП «БТЭЦ»), что подтверждается соответствующим актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 17.10.2014, заключенным между акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - АО «ДГК») и прежним правообладателем ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО».
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда ЕАО от 30.06.2020 по делу № <...> установлено, что участок тепловой сети от границы балансовой принадлежности до здания «пожарное депо», предназначен для теплоснабжения только этого здания, необходим для его эксплуатации и функционирования, в связи с чем не является бесхозяйным имуществом.
Поскольку спорная тепловая сеть подключена только к объекту недвижимости, находящемуся в оперативном управлении ответчика, была создана непосредственно для обеспечения его деятельности, другими лицами не используется, то ГУ МЧС России по ЕАО является правообладателем данной тепловой сети.
Несмотря на это ответчик в нарушение пункта 19 Положения об учете и контроле за использованием федерального имущества, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447, не обеспечил выполнение мероприятий по подготовке и направлению документов для внесения в реестр федерального имущества сведений о спорной тепловой сети.
Выявленные нарушения закона являются недопустимыми и могут повлечь нарушение прав Российской Федерации на использование федерального имущества, а также прав неопределенного круга лиц в случае возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на указанном участке тепловой сети.
04.02.2021 в адрес ответчика прокурором области вынесено представление, которое не исполнено.
Просил обязать ответчика ГУ МЧС России по ЕАО направить в информационную подсистему «Автоматизированная система учета федерального имущества» сведения и документы, предусмотренные пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, для внесения в реестр федерального имущества сведений об имуществе - участке тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в <...> до прибора учета тепла по <...> в <...> ЕАО, поступившем в его оперативное управление.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО), АО «ДГК», государственное предприятие «Тепловые сети ЕАО» (далее - ГП «Тепловые сети ЕАО»), мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» (далее - мэрия г. Биробиджана), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
В судебном заседании прокурор Волохович А.Д. требования поддержала по доводам иска.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по ЕАО Проскурякова В.О. требования не признала. Пояснила, что у управления имеется право только на участок тепловой сети, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования. Остальной участок тепловой сети, не может быть принят в собственность Российской Федерации, так как земельные участки, под которыми проложена спорная тепловая сеть, управлению не принадлежат. Кроме того, указала, что граница балансовой принадлежности, указанная в акте от 17.10.2014, установлена в нарушение требований законодательства о теплоснабжении.
Представитель третьего лица АО «ДГК» Ярославцевева И.Л. с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что спорный участок тепловой сети находится в зоне эксплуатационной ответственности ГУ МЧС России по ЕАО, предназначен только для теплоснабжения здания, находящегося в оперативном управлении ответчика.
Представители остальных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МЧС России по ЕАО просило решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Мотивируя жалобу, ссылаясь на положения постановления Правительства РФ от 05.07.2017 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», указало, что ГУ МЧС России по ЕАО может являться правообладателем спорной тепловой сети только в пределах земельного участка, принадлежащего управлению на праве постоянного бессрочного пользования. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из Единого реестра недвижимости от 16.02.2022, согласно которым за Российской Федерацией признано право собственности на 47 м. участка спорной тепловой сети, расположенных в пределах земельного участка по <...>
Оставшаяся часть тепловой сети составляет 780 м. и расположена под земельными участками, на которых находятся дороги местного значения. В связи с чем считает, что оформление федеральной собственности на тепловую сеть, расположенную под автомобильной дорогой местного значения, законом не предусмотрено.
Кроме того, помимо автомобильной дороги, тепловая сеть проходит под жилым массивом, гаражными боксами, автомастерской, что также исключает оформление спорного инженерного сооружения в собственность Российской Федерации.
Суд не учёл, что <...> Дальневосточный региональный центр МЧС России принял решение № <...> о передаче спорной тепловой сети в муниципальную собственность. Передача не была произведена, однако данное решение действующее и никем не оспорено.
Также указало, что здание и земельный участок по <...>, в <...> являются объектами антитеррористической защищённости 1 категории, поэтому территория данных объектов должна иметь ограждение, находиться под постоянной охраной. Включение в федеральную собственность спорной тепловой сети, расположенной за пределами земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у ответчика, исключает возможность соблюдения требований законодательства по антитеррористической защите.
Утверждало, что спорный участок тепловой сети длительное время находится в аварийном состоянии, МУП «ГТС» устранилось от содержания данной сети, несмотря на многочисленные обращения ГУ МЧС России по ЕАО.
В возражение на апелляционную жалобу прокурор ЕАО и АО «ДГК» просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу МТУ Росимущества по Хабаровскому краю и ЕАО полагало жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.
Третье лицо ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», привлечённое к участию в деле судом апелляционной инстанции в качестве правопреемника ликвидированного ГП «Тепловые сети ЕАО», в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить её без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МЧС России по ЕАО Проскурякова В.О. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Волохович А.Д., представитель третьего лица АО «ДГК» Ярославцева И.Л., просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО Лапина Н.В. с доводами жалобы согласилась.
Представители третьих лиц ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», мэрии г. Биробиджана, МЧС России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений и отзывов на жалобу, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности, включая государственную (часть 2 статьи 8 Конституции РФ).
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно подпункту 6 пункта 12 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217, Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, являясь территориальным органом МЧС России, в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению закрепленным государственным имуществом.
Ранее действовавший приказ МЧС России от 06.08.2004 № 372 предусматривал аналогичное правовое регулирование.
Недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подлежит обязательному учёту в реестре федерального имущества, порядок ведения которого установлен Положением об учете и контроле за использованием федерального имущества, утверждённымПостановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества».
В соответствии с пунктом 2, подпунктом А пункта 3, пунктами 9, 17 и 18 указанного положения реестр федерального имущества является федеральной информационной системой, представляющей собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) о федеральном имуществе и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.
Под учётом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Правообладателями, обязанными предоставлять сведения в реестр, являются, в том числе, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которым федеральное имущество принадлежит на вещном праве или в силу закона.
Объектами учета федерального имущества (далее - объекты учета) является расположенные на территории Российской Федерации недвижимые вещи, к которым относится прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе, сооружение, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу.
Реестр ведется на электронных носителях в единой базе данных и подлежит учету в реестре федеральных государственных информационных систем. Технические средства и информационные технологии информационной подсистемы «Автоматизированная система учета федерального имущества» (далее - система учета), а также порядок работы в системе учета определяются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Согласно пункту 19 и 20 вышеназванного положения правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению № <...>, и документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
В отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета.
Из содержания форм реестра федерального имущества, приведённых в приложении № <...> к указанному положению, следует, что сведения в карты о недвижимом объекте учета вносятся правообладателем на основании правоустанавливающих документов, технической документации, документов о кадастровом учёте.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 31.05.2012 и по настоящее время здание, 1989 года постройки, и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, находятся в федеральной собственности Российской Федерации на основании безвозмездной передачи из государственной собственности Еврейской автономной области.
Данное здание 09.07.2013 было закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казённым учреждением «Отряд федеральной противопожарной службы по ЕАО» (далее - ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО»), земельный участок с 21.04.2014 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
01.07.2014 между ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО» и ОАО «ДГК» (в настоящее время АО «ДГК») заключён контракт на поставку тепловой энергии (мощности) и горячей воды в здание, расположенное по адресу: <...>
Согласно акту от 17.10.2014 разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленному между сетедержателем СП «БТЭЦ» ОАО «ДГК» (в настоящее время Структурное подразделение «Биробиджанская ТЭЦ» АО «ДГК») и потребителем ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО», установлена граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за состояние тепловой сети, находящейся на балансе потребителя, расположенной по адресу: <...>, длиной 352,3 м., <...>, по сварному штыку шаровой арматуры в <...>
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда ЕАО от 14.10.2021 по делу № <...> данный акт признан действующим.
Материалами дела подтверждается и третьим лицом АО «ДГК» не оспаривалось, что <...> (теплофикационная камера) состоит на балансе структурного подразделения «Биробиджанская ТЭЦ».
Однако спорный участок тепловой сети ни в реестре муниципальной собственности г. Биробиджана ни в государственной собственности ЕАО не значится, на кадастровом учёте не состоит.
25.09.2019 ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО» ликвидировано, его правопреемником является ответчик ГУ МЧС России по ЕАО, за которым 23.12.2019 распоряжением ТУ Росимущество по Хабаровскому краю и ЕАО указанное здание закреплено на праве оперативного управления, а земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 27.12.2019 и 30.12.2019 внесены соответствующие сведения.
Решением Арбитражного суда ЕАО от 30.06.2020 по делу № <...>, оставленным без изменения Шестым арбитражным апелляционным судом от 23.09.2020, отказано в удовлетворении искового заявления ГУ МЧС России по ЕАО к мэрии г. Биробиджана о признании бесхозяйным имуществом и возложении обязанности принять в муниципальную собственность вышеуказанный спорный участок тепловой сети.
Данными судебными актами установлено, что спорная тепловая сеть не является бесхозяйной, так как предназначена для теплоснабжения единственного здания, расположенного по адресу: <...>, является его неотделимой частью, необходима для его эксплуатации и функционирования. Тепловая сеть не имеет самостоятельного функционального значения и выполняет обслуживающую функцию по отношению к нежилому зданию, исключительно для которого она создавалась.
04.02.2021 и.о. прокурора ЕАО в адрес ГУ МЧС России по ЕАО, вынесено представление с требованием поставить спорный участок тепловой сети на учёт в реестр федерального имущества и подготовить необходимую для этого документацию.
Поскольку ответчик не исполнил представление, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришёл к выводу, что спорная тепловая сеть принадлежит ответчику ГУ МЧС Росси по ЕАО, который являясь её правообладателем, требования законодательства по подготовке документов и заполнения карты сведений об объекте учета, необходимых для включения спорного инженерного сооружения в реестр федерального имущества, не выполнил, в связи с чем признал требования прокурора правомерными и удовлетворил их.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась, поскольку они соответствуют нормам материального права и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Доводы жалобы о том, что ГУ МЧС России по ЕАО является правообладателем только участка спорной тепловой сети протяжённостью 47 м. в пределах принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, являются несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Статьёй 135 Гражданского кодекса РФ установлено, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Согласно пунктам 10 и 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства может быть в том числе, сооружение, к которым также относятся линейные объекты - трубопроводы.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.
Согласно техническому паспорту на здание 1989 года постройки, расположенное по адресу: <...> (до перенумерации 14.07.2008 <...>), по состоянию на 21.12.1999, централизованного отопления не имело, отопление осуществлялось от групповой котельной, которая также была расположена по данному адресу и в последующем снесена, что подтверждается составленной по результатам обследования справкой ГУП «Бюро технической инвентаризации ЕАО» от 11.12.2009, и реестровым делом № <...>.
Из материалов реестрового дела № <...> следует, что данное здание, расположенное по адресу: <...> (до перенумерации 14.07.2008 <...>), 19.05.2008 приобретено на основании государственного контракта № <...> комитетом по управлению государственным имуществом ЕАО у КФХ ФИО в государственную собственность Еврейской автономной области, и 03.06.2008 закреплено на праве оперативного управления за областным государственным учреждением «Центр по обеспечению полномочий ЕАО в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее - ОГУ «Центр ГОЧС и ПБ»).
В период оперативного управления ОГУ «Центр ГОЧС и ПБ» принято решение о реконструкции указанного здания под пожарное депо на 4 машино-выезда.
17.06.2008 СП «Биробиджанская ТЭЦ» ОАО «ДГК» выдало ОГУ Центр ГОЧС и ПБ» технические условия на проектирование теплоснабжения реконструируемой пожарной части по <...>, согласно которым учреждению разрешено на выбор подключить объект от <...> или от <...>, разработав предварительно проект тепловой трассы, теплового центра, системы отопления, согласовать его до начала строительства объекта с СП «Биробиджанская ТЭЦ», по окончании строительства обратиться за разрешением на включение отопления.
Во исполнение указанных технических условий 10.08.2008 разработан рабочий проект № <...> «Тепломеханические решения тепловых сетей. Строительная часть тепловых сетей» в описательной части которого указано, что точкой подключения проектируемой тепловой сети является <...>, схема тепловой сети принята двухтрубная, монтаж которой осуществляется в подземных лотках из труб и материалов, предусмотренных проектом, общая длина трубопровода (двухтрубного) составила 750 м.
Предусмотренная рабочим проектом схема тепловой сети соответствует схеме тепловой сети, указанной в акте 17.10.2014 разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
В техническом паспорте на здание по <...>, по состоянию на 10.07.2012, указано, что в 2012 году произведена замена отопления на центральное.
Справкой СП «Биробиджанская ТЭЦ» ОАО «ДГК» от 12.10.2012 № <...> подтверждается, что технические условия на теплоснабжение здания пожарной части по <...>, выполнены в полном объёме, система теплоснабжения объекта допущена к эксплуатации.
10.12.2012 указанное здание пожарной части введено в эксплуатацию после реконструкции, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию <...>, выданным мэрией г. Биробиджана.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что в ходе основной реконструкции здания, расположенного по адресу: <...>, произведено строительство нового линейного объекта недвижимости - тепловой сети, решение о создании которого принято правообладателем основного объекта недвижимости специально для его теплоснабжения.
Следовательно, на спорную тепловую сеть, распространяется правовой режим объекта недвижимости - здания по <...>, с которым она неразрывно связана.
При этом материалами реестрового дела № <...> подтверждается, что указанное здание в период с 09.06.2012 по 09.07.2013 на основании распоряжения № <...> ТУ Росимущества в ЕАО находилось в оперативном управлении ответчика ГУ «МЧС России по ЕАО», которое как следует из вышеприведённых доказательств, получало разрешения на ввод в эксплуатацию как тепловой сети, так и самого здания после реконструкции, оформляло соответствующую техническую документацию, а также осуществило постановку здания на кадастровый учёт.
Таким образом, ответчику с 09.06.2012 было известно о наличии спорной тепловой сети, однако он, как нынешний правообладатель, не совершил требуемых от него законом действий для внесения в реестр федерального имущества сведений о данном объекте недвижимости, принимая в оперативное управление основное здание.
Вопреки доводам жалобы расположение большей части тепловой сети за пределами земельного участка, принадлежащего ГУ МЧС России по ЕАО, под дорогой местного значения, не препятствует ответчику оформлению документов, предусмотренных пунктом 19 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447, поскольку согласно положениям статьи 133.1 Гражданского кодекса РФ и разъяснениям к ней, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», части единого недвижимого комплекса, в том числе линейные объекты такие как трубопроводы, могут быть расположены на различных земельных участках.
Поскольку Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не запрещает внесение изменений в основные сведения об объекте недвижимости, в том числе о его характеристиках (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), если объектом недвижимости является сооружение, то постановка на кадастровый учет ответчиком ГУ МЧС России по ЕАО после принятия оспариваемого решения суда только 47 м. спорной тепловой сети из 352 м., на правильность выводов суда первой инстанции не влияет и отказ в удовлетворении требований не влечёт.
Доводы жалобы о том, что тепловая сеть проходит под жилым массивом, гаражными боксами, автомастерской, что препятствует включению спорного сооружения в состав федерального имущества, материалами дела не подтверждаются. Напротив, как усматривается из представленных ответчиком схемы тепловой сети и спутникового снимка публичной карты, на которых обозначены границы и адреса земельных участков с жилыми домами, тепловая сеть данные участки не пересекает.
Ссылка в жалобе на законодательство об антитеррористической защищенности, правового значения для настоящего спора не имеет, поскольку подземные тепловые сети объектами антитеррористической защиты не являются.
Доводы жалобы об аварийном состоянии спорной тепловой сети, также не препятствуют принятию её в состав федерального имущества, так как за надлежащее техническое состояние тепловой сети обязано отвечать лицо, в зоне эксплуатационной ответственности которого она находится, в данном случае ГУ МЧС России по ЕАО.
Также вопреки доводам жалобы принятие <...> Дальневосточным региональным центром МЧС России решения № <...> о передаче спорной тепловой сети в муниципальную собственность, не влечёт отмену принятого решения суда, поскольку она не осуществлена и такая передача без надлежащего оформления первоначального права собственности невозможна.
На основании изложенного решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.01.2022 отмене либо изменению по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.01.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области на решение - без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Кукшинова
Судьи М.Е. Слободчикова
ФИО1
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27.05.2022.