ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3360-23220068-01-2023-002912-28 от 27.09.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Чепрасов О.А.. дело №33-8217/2023

№ 2-3360-23 22RS0068-01-2023-002912-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Белодеденко И.Г.,

судей Ильиной Ю.В., Еремина В.А.

при секретаре Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 июня 2023 года по делу

по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 256», Комитету по образованию г.Барнаула, Комитету по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г.Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 256», Комитету по образованию г.Барнаула о возложении обязанности.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Центрального района г.Барнаула по поручению прокуратуры г.Барнаула проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в МБДОУ «Детский сад №256». Проверкой установлено, что в нарушение установленных требований детским садом не обеспечена охрана дошкольного учреждения.

В адрес заведующей МБДОУ «Детский сад №256» внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, до настоящего времени меры к устранению не приняты.

На основании изложенного просил обязать МБДОУ «Детский сад № 256», Комитет по образованию г. Барнаула обеспечить проведение мероприятий в соответствии с п.п. «б» п.25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов», утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006 для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования – МБДОУ «Детский сад №256». Обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В ходе рассмотрения дела, в порядке уточнения иска прокурором дополнительно заявлены требования о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад № 256» оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.

Также прокурор просил возложить обязанность на Комитет по образованию г.Барнаула, Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула в субсидиарном порядке выделить соответствующее финансирование МБДОУ «Детский сад № 256».

В судебном заседании прокурор Центрального района г.Барнаула на удовлетворении требований с учетом уточнения настаивала, полагала, что разумным сроком для исполнения будет 6 месяцев.

Представитель Комитета по образованию г.Барнаула против требований не возражал, указал, что финансирование на указанные цели будет выделено в 2024 году.

Представитель КУМС г. Барнаула, возражая против удовлетворения требований к ним, указала, что КУМС г. Барнаула не является распорядителем денежных средств и надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по осуществлению финансирования возложены на Комитет по образованию г. Барнаула.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 июня 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены.

На МБДОУ «Детский сад №256» возложена обязанность обеспечить проведение мероприятий в соответствии с под. «б, в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 08 2019 №1006, в частности обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать на первом этаже помещения детского сада помещения для охраны с установкой в нем охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

На Комитет по образованию г. Барнаула, Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула в субсидиарном порядке выделить финансирование МБДОУ «Детский сад №256» на обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования на первом этаже помещения детского сада помещения для охраны с установкой в нем охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе ответчик Комитет по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на него обязанностей.

В обоснование доводов жалобы указано, что в силу норм ФЗ «Об органах местного самоуправления», гражданского законодательства КУМС г.Барнаула не имеет отношения к имуществу бюджетного образовательного учреждения, которое владеет и пользуется имуществом, находящимся у него в оперативном управлении. Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам учреждения. В соответствии с Положением о Комитете по образованию администрации г.Барнаула, последний осуществляет функции учредителя подведомственных организаций, в том числе, осуществляет мероприятия по противодействию терроризму, выполняет функции главного администратора доходов бюджета, разрабатывает нормативы финансирования подведомственных организаций. Согласно решению БГД от 02.12.2022 №41 «О бюджете города на 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г.», Комитет по образованию администрации г.Барнаула является главным распорядителем бюджетных средств по направлениям, в частности: обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательных учреждений во время учебной и трудовой деятельности, подпрограмма «Комплексная безопасность в образовательных организациях», субсидии бюджетным учреждениям предоставление субсидий бюджетным учреждениям подпрограмма «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в г.Барнауле», предупреждение террористических угроз, национальная безопасность, погашение задолженности по судебным актам. Таким образом, именно Комитет по образованию администрации г.Барнаула является органом местного самоуправления, в полномочия которого входит обеспечение надлежащих условий для обучающихся и работников образовательного учреждения, в частности, исполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, и финансирование исполнения судебного акта будет осуществляться данным комитетом как главным распорядителем бюджетных средств города Барнаула, следовательно, комитет по образованию администрации г.Барнаула является надлежащим ответчиком по делу.

Ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации не применима в данном случае, т.к. речь не идет об обязательствах, связанных с причинением вреда здоровью граждан. Таким образом, в отсутствие деликтного обязательства, нет субсидиарной ответственности Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула. Решение суда в отношении Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула является неисполнимым, т.к. денежные средства образовательному учреждению он не выделяет.

В суде апелляционной инстанции представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула П.И.А. поддержала апелляционную жалобу.

Прокурор Дуброва Я.С. возражала против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. С учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Частью ч. 3.1 ст. 5 этого же Закона предусмотрено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. (п. 2 ч. 13 ст. 30 N 384-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Пунктом 25 Требований, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, предусмотрено;

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с п. 32 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006, контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Пункт 4 ст. 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предписывает обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления на эти органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2019 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с частью 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. 5, ст. 123.22 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Центрального района г.Барнаула по поручению прокуратуры г.Барнаула проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в МБДОУ «Детский сад №256».

Проверкой установлено, что в нарушение данных требований детским садом не обеспечена охрана дошкольного учреждения; детский сад не оснащен охранной сигнализацией, что является нарушением п.п. а, б, в п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006.

В адрес заведующей МБДОУ «Детский сад №256» внесено представление от 03.11.2022 года об устранении нарушений законодательства.

Согласно ответу Комитета по образованию г. Барнаула от 08.12.2022 в связи с недостаточным финансированием мероприятий по обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций, оснащению объектов охранной сигнализации МБДОУ не включено в план реализации муниципальной программы «Развитие образования и молодежной политики г. Барнаула» возможность финансирования данных мероприятий будет рассмотрена в случае увеличения ассигнований на реализацию программы, в текущем году или при планировании расходов на 2023.

МБДОУ «Детский сад № 256» осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу в г. Барнауле, р.п.Южный, ул.Мусоргского, 15.

В соответствии с п. 1.5 Устава МБДОУ «Детский сад №256» учредителем учреждения и собственником его имущества является городской округ – город Барнаул Алтайского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа – города Барнаула Алтайского края исполняет Комитет по образованию города Барнаула.

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени городского округа – города Барнаула Алтайского края исполняет комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.

Решение суда о необходимости возложения на МБДОУ «Детский сад №256» обязанности обеспечить проведение мероприятий в соответствии с под. «б, в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 08 2019 №1006, в частности обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать на первом этаже помещения детского сада помещения для охраны с установкой в нем охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, а также о возложения обязанности на Комитет по образованию г. Барнаула в субсидиарном порядке выделить финансирование МБДОУ «Детский сад №256» на выполнение указанных мероприятий сторонами не обжаловано.

Доводы жалобы ответчика Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула заслуживают внимания.

Возлагая на данный комитет обязанность обеспечить в субсидиарном порядке проведение МБДОУ «Детский сад № 256» мероприятий в соответствии с под. «б, в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, суд первой инстанции исходил из того, собственником здания является муниципальное образование городской округ, обязанность выделить финансирование на обеспечение охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны должна быть обеспечена, в том числе, публичным правовым образованием.

Таким образом, с учетом того, что Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула является собственником имущества МБДОУ «Детский сад № 256», руководствуясь ч. 6 ст. 28 Федерального закона от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2, п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3, п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, суд сделал вывод о том, что данный орган местного самоуправления, помимо Комитета по образованию г.Барнаула является надлежащим ответчиком по делу.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В соответствии со ст.10 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края» (принят Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 N 71), далее – Устав города, местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Алтайского края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в городе Барнауле осуществляется населением через:

местный референдум, муниципальные выборы, собрания, конференции, публичные слушания, общественные обсуждения, опросы граждан, органы территориального общественного самоуправления;

Барнаульскую городскую Думу;

главу города Барнаула;

администрацию города, отраслевые (функциональные) органы администрации города;

иные органы местного самоуправления.

Статья 30 Устава города указывает, что структуру органов местного самоуправления города Барнаула составляют:

1) Барнаульская городская Дума - представительный орган городского округа;

2) глава города Барнаула - глава городского округа;

3) администрация города Барнаула - исполнительно-распорядительный орган городского округа;

4) Счетная палата города Барнаула - контрольно-счетный орган городского округа;

5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с положениями о них и иными нормативными правовыми актами.

В силу ст.31 Устава города, Барнаульская городская Дума, администрация города и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс и бюджетную смету, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки с официальными символами города Барнаула, лицевые счета в органах Федерального казначейства.

Органы администрации города являются юридическими лицами согласно положениям об этих органах.

Органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст.62 Устава города, в целях решения вопросов местного значения на территории города образуются и действуют иные органы местного самоуправления, наделенные собственными полномочиями в соответствующих сферах или на соответствующих территориях городского округа.

К иным органам местного самоуправления города Барнаула относятся:

1) отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом в пределах, установленных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами города Барнаула, в частности :

комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула;

комитет по образованию города Барнаула;

Как следует из ст.63 Устава города, Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города Барнаула, за исключением средств бюджета города, который:

осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью города Барнаула, в том числе приватизацию муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами города Барнаула;

организует работу по постановке на учет бесхозяйного имущества и его оформлению в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством;

в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом, осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Барнаула.

В соответствии со ст.69 Устава города, Комитет по образованию города Барнаула - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере образования, который:

организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

обеспечивает предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Алтайского края);

создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

организует отдых детей в каникулярное время в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания, загородных оздоровительных лагерях, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом, осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Барнаула.

Как следует из Устава МБДОУ «Детский сад № 256» полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа – города Барнаула Алтайского края исполняет Комитет по образованию города Барнаула.

Из Положения о комитете по образованию города Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от 31.08.2012 N 815 следует, что Комитет является отраслевым органом местного самоуправления, обладающим статусом юридического лица, муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций.

Основными задачами Комитета являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Алтайского края; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; организация отдыха детей в каникулярное время в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания, загородных оздоровительных лагерях, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Во исполнение основных задач Комитет осуществляет полномочия:

3.32. Осуществляет мероприятия по противодействию терроризму, а также осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности среди обучающихся (воспитанников) (в редакции на дату вынесения решения);

3.34. Выполняет функции главного администратора доходов бюджета города в соответствии с решением Барнаульской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период;

3.37. Разрабатывает предложения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов образования на территории города, координирует подведомственные организации по проведению ремонта зданий и помещений, находящихся в их оперативном управлении;

3.40. Участвует в подготовке проекта бюджета города на очередной финансовый год в части расходов, необходимых для обеспечения реализации муниципальной политики в сфере образования;

3.43. Обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и иных муниципальных учреждений (далее - подведомственные организации), обустройство прилегающих к ним территорий;

3.44. В соответствии с действующим законодательством разрабатывает нормативы финансирования подведомственных организаций;

3.46. Выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств города по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным организациям;

3.47. Осуществляет в пределах имеющихся полномочий контроль за финансово-хозяйственной и образовательной деятельностью подведомственных организаций;

3.48. Контролирует соблюдение подведомственными организациями действующего законодательства Российской Федерации, Алтайского края и муниципальных правовых актов;

В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что требование прокурора о возложении обязанности по финансированию МБДОУ «Детский сад №256» на выполнение вышеуказанных мероприятий в субсидиарном порядке относится только к Комитету по образованию г.Барнаула, заслуживают внимания.

Возложение обязанности по субсидиарному финансированию антитеррористических мероприятий на Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула как собственника здания, переданного МБДОУ «Детский сад № 256» на праве оперативного управления не основано на вышеуказанных нормах права, в том числе, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о комитете по образованию города Барнаула учитывая также, что требования к антитеррористической защищенности предъявляются именно к объектам (территориям) Министерства просвещения РФ и объектам (территориям) относящимся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, т.е. в зависимости от сферы деятельности, в которой используется здание, являющееся муниципальной собственностью.

Судебная коллегия также учитывает, что после вынесения решения вступили в силу изменения (ред. от 25.08.2023) в Положение о комитете по образованию города Барнаула, согласно которым принятие мер по профилактике и борьбе с терроризмом в подведомственных комитету учреждениях более конкретизировано.

Указано, что именно комитет по образованию города Барнаула осуществляет мероприятия по противодействию терроризму, в том числе принимает меры по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Комитета и подведомственных ему организаций, а также воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности среди обучающихся (воспитанников) (п.3.32 в новой редакции); обязан проводить мероприятия по антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Комитета путем осуществления комплекса мер по:

а) обеспечению контрольно-пропускного режима;

б) обеспечению охраны объектов (территорий);

в) установке видеонаблюдения с целью выявления нарушителей на объектах (территориях), признаков подготовки или совершения террористического акта;

г) инструктажу работников по порядку действий в условиях террористической угрозы, обновлению инструкций ответственных за антитеррористическую защищенность;

д) разработке и размещению информации о порядке действий в случае террористической угрозы;

е) проверке состояния эвакуационных выходов и путей эвакуации (п.4.2.11); Также Комитет по образованию города Барнаула обязан осуществлять учредительный контроль в отношении подведомственных организаций по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий) (п.4.2.14).

При указанных выше обстоятельствах решение суда в обжалуемой части нельзя признать законным, оно подлежит отмене в связи неправильным применением норм материального права.

В части требований прокурора к Комитету по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула иск удовлетворению не подлежит в связи с необоснованностью.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 июня 2023 года отменить в части удовлетворения требований прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула о возложении обязанности, принять в указанной части новое решение, которым исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 28.09.2023.