Судья Репин А.Я. дело №33-10025/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2021 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.,
судей Смирновой О.А., Олейниковой В.В.,
при секретаре Халанской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-347/2021 по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности заключить договор,
по апелляционной жалобе администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 09 июня 2021 года, которым постановлено:
«требования прокурора Дубовского района Волгоградской области, удовлетворить.
Возложить на администрацию Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения: газопровода среднего давления до ШРП № <...>, газопровода среднего давления до ШРП № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, газопровода низкого давления с. Оленье, состоящих на балансе администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Смирновой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
прокурор Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности заключить договор, в обоснование которого указал, что проведенной в апреле 2021 года проверкой соблюдения требований законодательства в сфере газоснабжения в деятельности администрации установлено, что у нее на балансе находятся объекты газораспределения – газопровод среднего давления до ШРП № <...>, газопровод среднего давления до ШРП № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, газопровод низкого давления с. Оленье, но в нарушение п.9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения не заключен. По данному факту 22 марта 2021 года прокуратурой района в адрес главы администрации Оленьевского сельского поселения внесено представление, однако по итогам его рассмотрения мер к устранению данных нарушений ответчиком не принято. В связи с этим просил суд возложить на администрацию Оленьевского сельского поселения обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения: газопровода среднего давления по ШРП № <...>, газопровода среднего давления до ШРП № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, газопровода низкого давления с. Оленье, состоящих на балансе администрации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Оленьевского сельского поселения оспаривает законность и обоснованность судебного решения и просит его отменить. Ссылаясь на п.9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, указывает, что на территории Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района эксплуатацию объектов сетей газоснабжения осуществляет газораспределительная организация ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград». В связи с этим считает, что именно указанная организация должна осуществлять услуги по техническому обслуживанию и ремонту сетей газоснабжения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Волгоградской областной прокуратуры Скуратова И.А. просила решение суда оставить без изменения.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере газоснабжения в деятельности администрации Оленьевского сельского поселения.
Проведенной проверкой установлено, что на балансе администрации Оленьевского сельского поселения находятся объекты газораспределения – газопровод среднего давления до ШРП № <...>, газопровод среднего давления до ШРП № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, газопровод низкого давления с. Оленье.
Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения администрацией Оленьевского сельского поселения со специализированной организацией не заключен.
В связи с выявленными нарушениями 22 марта 2021 года прокуратурой района в адрес главы администрации Оленьевского сельского поселения внесено представление.
Установив, что требования прокурора Дубовского района Волгоградской области до настоящего времени не исполнены, меры к устранению данных нарушений администрацией Оленьевского сельского поселения не приняты, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается.
Согласно п.1 ст.213, ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Согласно ст.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Законодательство о газоснабжении разделяет понятия владения объектом системы газоснабжения и эксплуатация объекта газораспределительной системы, последняя представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Транспортировку газа осуществляет газотранспортная (эксплуатирующая) организация, а поставщиком газа (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо (ст.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Федеральным законом от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», различающим таких субъектов своего опосредования как собственник объекта системы газоснабжения и газотранспортная организация, эксплуатирующая объект газораспределительной системы, установлены минимальные требования к поведению собственникам таких объектов. В частности требования, касающиеся ценообразования, использования земельного участка, обеспечения готовности объекта к локализации и ликвидации потенциальных аварий.
Повышенные требования к безопасности, требования обязательного технического обслуживания и аварийного прикрытия, ремонта и т.п. объектов газораспределительной системы, то есть требования к эксплуатирующим организациям установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (преамбула закона), а также принятыми во исполнение данного закона федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. В частности Правилами безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542 (п.1 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года №870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Согласно п.7 данного Технического регламента сетью газопотребления является единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
В соответствии с п.14 Технического регламента сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.
В силу п.п.4.2, 4.3 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2012 года №2 99-ст организации, владеющие сетями газораспределения или отдельными объектами сетей газораспределения на праве собственности или другом законном основании, должны обеспечивать содержание их в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренных требованиями настоящего стандарта, а также своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Эксплуатация объектов сетей газораспределения должна осуществляться газораспределительными (ГРО) или другими эксплуатационными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законном основании. В договорах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту объектов сетей газораспределения должны быть определены объемы работ, выполняемых эксплуатационными организациями, установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства эксплуатационных организаций и владельцев объектов по обеспечению условий их безопасной эксплуатации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
В соответствии со ст.ст.7, 14 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» организация газоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления, следовательно, именно они и должны осуществлять мероприятия по выявлению, постановке на учет как бесхозяйных недвижимых вещей и заключению договоров на обслуживание газовых сетей.
Исходя из вышеприведенных положений закона, как верно указал суд первой инстанции, имея на балансе газопровод, ответчик обязан заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание данного имущества и, как следствие, нести расходы на это обслуживание.
Довод апеллянта о том, что такая обязанность лежит на ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» судебная коллегия отклоняет, поскольку обязанностью газораспределительной организации является выдача технических условий, что не влечет каких-либо вещных прав на газопровод, поскольку ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» является не единственной специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание газопроводов. Собственник газопровода имеет право заключить договор на техническое обслуживание с любой специализированной организацией. Более того, порядок регистрации газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, в настоящее время не разработан.
По мнению судебной коллегии, данный довод муниципального органа, на которого в силу действующего законодательства возложена обязанность по организации газоснабжения населения, фактически является попыткой уйти от исполнения возложенных на муниципалитет Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О газоснабжении в Российской Федерации» обязанностей.
Ссылка апеллянта на Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденные приказом Ростехнадзора №542 от 15 ноября 2013 года несостоятельна, поскольку указанные правила утратили силу с 01 января 2021 года.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы жалобы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, субъективному толкованию закона применительно к имевшей место ситуации, аналогичны неоднократно заявлявшимся доводам при разрешении спора по существу, которым судом дана оценка.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Оснований для отмены решения суда в соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 09 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи