ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-357/20 от 17.12.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-357/2020;

33-7567/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2020 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Данилевского Р.А., Раковского В.В.,

при секретарях Червонной А.В., Комаровой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах ФИО1 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» об обязании произвести перерасчет заработной платы

по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница»

на решение Александровского районного суда Оренбургской области от 2 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница» - ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Христич Т.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Александровского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» (далее - ГБУЗ «Александровская РБ») об обязании произвести перерасчет заработной платы, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО1 с 3 марта 2014 года осуществляет трудовую деятельность в ГБУЗ «Александровская РБ» в должности ***, с 3 мая 2018 года по совместительству выполняет обязанности ***. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Александровского района на основании обращения ФИО1, установлено, что ГБУЗ «Александровская РБ» в нарушение положений федерального и регионального законодательства своевременно не проведена индексация должностного оклада ФИО1, в результате чего нарушены трудовые права последней на своевременное получение заработной платы в полном объеме.

С учетом уточнения исковых требований просил обязать ГБУЗ «Александровская РБ» произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с 1 февраля по 25 декабря 2019 года по занимаемым ей в указанный период должностям *** и *** на основании распоряжения министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 декабря 2018 года № 2952 «О внесении изменений в распоряжение Министерства здравоохранения Оренбургской области от 22 июля 2015 года № 1728», исходя из размера должностных окладов для 3-ого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы (средний медицинский и фармацевтический персонал), установленного указанным распоряжением в размере 11 200 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «Александровская РБ» - ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований как по существу, так и в связи с пропуском истцом сроком исковой давности, ссылаясь на то обстоятельство, что о возможном нарушении своего права материальный истец мог узнать из расчетных листков, своевременность вручения которых последним не оспаривалась.

Решением Александровского районного суда Оренбургской области от 2 сентября 2020 года исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах ФИО1 удовлетворены. Суд обязал ГБУЗ «Александровская РБ» произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с 1 февраля по 25 декабря 2019 года по занимаемым ей в указанный период должностям *** и *** на основании распоряжения министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 декабря 2018 года № 2952 «О внесении изменений в распоряжение министерства здравоохранения Оренбургской области от 22 июля 2015 года № 1728», исходя из размеров должностных окладов для 3-го квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «средний медицинский и фармацевтический персонал».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции материальный истец ФИО1, представители третьих лиц министерства здравоохранения Оренбургской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 3 марта 2014 года ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ГБУЗ «Александровская РБ», структурное подразделение – поликлиника, в должности ***, что подтверждается приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 28 февраля 2014 года , трудовым договором от 3 марта 2014 года . (л.д. 11; 12)

С 3 мая 2018 года ФИО1 работает в ГБУЗ «Александровская РБ», структурное подразделение – поликлиника, в должности ***, по совместительству на 0,5 ставки, что следует из приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 3 мая 2018 года , трудового договора от 3 мая 2018 года . (л.д. 17; 20)

Право работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы закреплено статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в процессе осуществления деятельности предприятия также обязан соблюдать трудовое законодательство, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в сфере оплаты труда работников государственных автономных, казенных и бюджетных учреждений Оренбургской области регламентированы Законом Оренбургской области от 16 ноября 2009 года № 3224/741-IV-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области» и Положением об установлении систем оплаты труда работников государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области № 420-п от 11 ноября 2008 года.

В соответствии со статьей 3 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2009 года № 3224/741-IV-ОЗ размеры должностных окладов (ставок заработной платы) работников учреждений устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы (абзац 1).

При этом доля должностных окладов (ставок заработной платы) в структуре фонда оплаты труда работников учреждений (без учета выплат за работу в особых климатических условиях (районный коэффициент) должна составлять не менее 50 процентов (абзац 4 статьи 3 Закона).

Учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном Правительством Оренбургской области (абзац 5 статьи 3 Закона).

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Оренбургской области № 420-п от 11 ноября 2008 года органам исполнительной власти поручено разработать примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности, (включая размеры окладов, порядок, условия выплат компенсационного характера, а также порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера) с учетом рекомендаций, утвержденных министерством труда и занятости населения Оренбургской области.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинской организации младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

На основании Закона Оренбургской области от 16 ноября 2009 года № 3224/741-IV-ОЗ распоряжением министерства здравоохранения Оренбургской области № 1728 от 22 июля 2015 года была утверждена новая редакция Примерного положения об оплате труда работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Оренбургской области. Этим же распоряжением руководителям медицинских организаций Оренбургской области дано указание в срок до 1 декабря 2015 года внести изменения в действующие положения об оплате труда работников возглавляемых и обеспечить его выполнение.

Распоряжением министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 декабря 2018 года № 2952 в Примерное положение об оплате труда работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Оренбургской области внесены изменения, в том числе таблицу «Порядок оплаты труда медицинских и фармацевтических работников», в которой указан размер должностного оклада среднего медицинского и фармацевтического персонала 3-го квалификационного уровня 11 200 рублей.

В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения руководителям медицинских организаций государственной системы здравоохранения Оренбургской области необходимо в срок до 1 февраля 2019 года внести изменения в действующие положения об оплате труда работников возглавляемых организаций и обеспечить его выполнение.

Приказом ГБУЗ «Александровская РБ» № 405-о от 25.12.2019 внесены изменения в Положение об оплате труда от 1.01.2019, которым таблица в пункте 2.1 раздела 2 «Порядок оплаты труда медицинских и фармацевтических работников» изложен в новой редакции, размер должностного оклада ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал» 3-го квалификационного уровня составил 11 200 рублей.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» ФИО1 относится к 3-му квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «средний медицинский и фармацевтический персонал».

Поскольку в нарушение распоряжения министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 декабря 2018 года № 2952 ответчиком в срок до 1.02.2019 не были внесены изменения в положение об оплате труда, размеры должностных окладов ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал» были увеличены только в декабре 2019 года до размеров, рекомендованных министерством здравоохранения Оренбургской области в распоряжении от 28 декабря 2018 года № 2952, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении права истца на оплату труда за период с 1 февраля по 25 декабря 2019 года, в связи с чем, требования об обязании ответчика произвести перерасчет заработной платы истца за указанный период, исходя из размера должностного оклада 11 200 рублей, удовлетворены судом правомерно.

При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства представителя ответчика о пропуске срока обращения в суд и исходил из того, что к заявленным требованиям должен применяться годичный срок, предусмотренный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Установив, что о нарушении своих прав истец должна была узнать не ранее 25.12.2019 – даты внесения изменений в Положение об оплате труда работников, суд пришел к выводу, что срок обращения в суд за разрешением данного спора истцом не пропущен.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном неприменении судом к возникшим правоотношениям положений пункта 34 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 года, протокол № 12), из содержания которого прямо усматривается, что размеры должностных окладов, указанных в Примерных положениях об оплате труда, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов, являются примерными ориентирами при принятии локальных актов государственными и муниципальными учреждениями, основанием для отмены обжалуемого решения служить не могут, поскольку ответчиком нарушен установленный пунктом 2 распоряжения министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 декабря 2018 года № 2952 срок внесения изменений в Положение об оплате труда работников ГБУЗ «Александровская РБ», а установленные приказом № 405-о от 25.12.2019 новые размеры должностных окладов ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал» соответствуют размерам, указанным в п. 1.1 распоряжения министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 декабря 2018 года № 2952.

Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока обращения в суд.

В силу части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям", содержащему разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, при разрешении индивидуальных трудовых споров и определении дня, с которым связывается начало срока, в течение которого работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, судам следует с учетом конкретных обстоятельств дела устанавливать момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении трудовых прав.

До внесения ответчиком приказом № 405-о от 25.12.2019 изменений в Примерное положение об оплате труда ФИО1 не могла знать о размере заработной платы, полагающейся ей с 1 февраля 2019 года, когда работодатель должен был внести соответствующие изменения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что срок обращения в суд за разрешением данного спора истцом не пропущен.

Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что резолютивная часть решения не содержит указание на взыскание невыплаченной заработной платы, не меняет правовую природу настоящего спора.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерном принятии в качестве доказательства представления Государственной инспекцией труда в Оренбургской области, вынесенного в рамках проверки по обращению работника ГБУЗ «Александровская РБ» Д.С.Г., не опровергают правильность выводов суда первой инстанции о нарушении трудовых прав материального истца.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Александровского районного суда Оренбургской области от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи