Судья Луст О.В.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-639/2022
(№ 33-10484/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Васильевой И.Л., Коваленко В.В.,
при секретаре Горячкиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3750/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-005063-95) по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области к ФИО1 о взыскании незаконно полученной страховой пенсии по инвалидности,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 19 октября 2021 года
установила:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось в суд с иском к ФИО1, указав в обоснование требований, что последней назначена страховая пенсия по инвалидности с 1 апреля 2020 г., которая назначена на основании акта фиксации согласия ФИО1 от 27 апреля 2020 г. О получении иных видов пенсии при фиксации согласия о назначении страховой пенсии ФИО1 не сообщила. В апреле 2021 г. в ходе тематической проверки выявлено, что ФИО1, согласно справке от 19 апреля 2021 г., выданной ГУФСИН России по Иркутской области, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации» с 25 июня 2019 г., о чем при назначении пенсии не сообщила. Выплата страховой пенсии по инвалидности прекращена с 1 мая 2021 г., о чем ответчику направлено соответствующее уведомление. Таким образом, по вине ответчика, образовалась переплата пенсии за период с 1 апреля 2020 г. по 30 апреля 2021 г. в сумме 128 106,69 руб. Письмом Центра ПФР по выплате пенсий в Иркутской области от 8 июня 2021 г. № ЛШ-11/9834 ФИО1 уведомлена о необходимости возмещения ущерба, однако, до настоящего времени сумма не возмещена.
В связи с чем истец просил суд взыскать с ФИО1 незаконно полученную страховую пенсию по инвалидности с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности за период с 1 апреля 2020 г. по 30 апреля 2021 г. в сумме 128 106,69 руб.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 19 октября 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО2 просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность пенсионного органа при проверке документов, связанных с назначением страховой пенсии по инвалидности, запрашивать сведения о том, является ли гражданин получателем иной пенсии, если такие сведения им не сообщены.
Настаивает на том, что в результате несообщения ФИО1 сведений о том, что она является получателем пенсии по выслуге лет по линии уголовно-исполнительной системы, возникла переплата пенсии, и следовательно, истцу причинен ущерб.
В письменных возражениях представитель ответчика ФИО1 ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя истца Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО4, ответчика ФИО1 и ее представителя ФИО3, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с ст. 5 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № МТ-25-24/7251 «Об организации работы по назначению пенсий и ежемесячной денежной выплаты инвалидам в период распространения коронавирусной инфекции» отделениям ПФР рекомендовано организовать работу по назначению пенсий и ежемесячной денежной выплаты инвалидам в период распространения коронавирусной инфекции без их обращения в клиентские службы, после поступления информации об указанных лицах от органов МСЭ, установления контактной информации лица, признанного инвалидом. При взаимодействии с гражданином посредством телефонной связи территориальный орган ПФР дает разъяснения о необходимости обращения с заявлением и доставке пенсии или ежемесячной денежной выплаты в электронной форме через личный кабинет на сайте ПФР или Едином портале государственных и муниципальных услуг (п.3). В случае отсутствия у гражданина возможности обращения в территориальный орган ПФР в электронной форме уточняется его согласие на назначение пенсии или ежемесячной денежной выплаты, которое оформляется актом, который подписывается должностным лицом территориального органа ПФР и приобщается в выплатное дело гражданина. На основании согласия посредством ПК «Клиентская служба ПФР» формируется соответствующее заявление. При этом гражданин информируется о возможности подачи заявления о доставке посредством направления через личный кабинет на сайте ПФР или ЕПГУЮ, по почте, электронной почтой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом третьей группы с 1 апреля 2020 г., что подтверждается справкой МСЭ-2018 № 1172333.
Решением УПФР в Октябрьском районе г.Иркутска от 29 апреля 2020 г. № 200000052094/188535/20, ФИО1 с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2021 г. была назначена пенсия по инвалидности, в соответствии со ст. 9 Закона № 400-ФЗ, в размере 1 137,58 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности в размере 2 843,13 руб., повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, в соответствии с п.3 ст. 17 Закона № 400-ФЗ в размере 5 686,26 руб. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 8 529,39 руб. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 апреля 2020 г. составляет 9 666,57 руб.
С 1 января 2021 г. размер пенсии ФИО1 был проиндексирован и составил 10 275,99 руб.
Согласно справке ГУФСИН России по Иркутской области от 19 апреля 2021 г. ФИО1 с 25 июня 2019 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии УИС.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 24 мая 2021 г. № 4037, ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Иркутской области, которому с 1 марта 2020 г. переданы функции территориальных органов ПФР по Иркутской области в части выплаты пенсии, в отношении ФИО1 выявил факт излишней выплаты страховой пенсии по инвалидности за период с 1 апреля 2020 г. по 30 апреля 2021 г. в размере 128 106,69 руб., в связи с одновременным получением страховой пенсии по инвалидности в Центре ПФР по установлению пенсии в Иркутской области № 1 и получением пенсии за выслугу лет по линии УИС, что недопустимо исходя из требований пенсионного законодательства.
21 мая 2021 г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление № В10-11-03/7033 о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности с 1 мая 2021 г.
8 июня 2021 г. в адрес ФИО1 было направлено требование о возврате необоснованно полученной пенсии по инвалидности в размере 128 106, 69 руб., которое ею не исполнено.
Государственное учреждение-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области с 21 июня 2021 г. прекратил свою деятельность, в результате реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что для взыскания с лица причинившего Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии. Поскольку истец не лишен был возможности при решении вопроса о назначении ответчику пенсии по инвалидности, проверить и оценить все условия для ее назначения, а также установить соответствующее право, в отсутствие доказательств недобросовестности действий ответчика, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, установлении по делу всех юридически значимых обстоятельств. Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда в связи с нижеизложенным.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
С учетом исковых требований пенсионного органа, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, юридически значимым для правильного разрешения спора являлось установление недобросовестности в действиях ФИО1 при назначении и получении в спорный период пенсии по инвалидности.
Добросовестность гражданина, как получателя спорных выплат, в данном споре презюмируется, следовательно обязанность доказать недобросовестность ФИО1, получавшей выплаты пенсии по инвалидности, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Материалами дела подтверждено, что пенсия по инвалидности была назначена ФИО1 на основании акта фиксации согласия застрахованного лица о назначении пенсии по инвалидности в проактивном режиме в период распространения коронавирусной инфекции. При этом данный акт не содержит сведений о том, что у ФИО1 отсутствовала возможность обращения в территориальный орган ПФР с соответствующим заявлением в электронной форме. Не представлено истцом доказательств, что при назначении пенсии по инвалидности, должностное лицо территориального органа ПФР выяснило у ФИО1 необходимые условия, при которых назначается пенсия по инвалидности. Не представлены истцом доказательства намеренного сокрытия ответчиком сведений о получении пенсии за выслугу лет по линии УИС, в связи с чем доводы об умышленном не предоставлении ответчиком необходимой информации, препятствующей назначению ФИО1 пенсии по инвалидности несостоятельны.
Кроме того, ненадлежащее исполнение истцом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Правил обращения за страховой пенсией, разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации при разрешении вопроса об установлении пенсии по инвалидности истцом в ходе рассмотрения дела не опровергнуто.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что действия ответчика были недобросовестными не имеется, следовательно и условия для взыскания с нее выплаченной пенсии по инвалидности с учетом положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца при рассмотрении дела, были предметом оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку установленных фактических обстоятельств по делу и не ставят под сомнение правильные выводы суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления по существу заявленных требований, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 19 октября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А.Герман
Судьи И.Л. Васильева
В.В. Коваленко
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 января 2022 г.