ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Председательствующий суда первой инстанции: Судья-докладчик суда апелляционной инстанции: | Ващенко С.С. Подобедова М.И. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Подобедовой М.И.
судей Белоусовой В.В.
ФИО1
при секретаре Шириной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к администрации г. Алушты Республики Крым, третьи лица: Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, ООО «Маяк-Баргузин», Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ООО «Эссокс Београд Стари-Град», ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ООО «Маяк», ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 о признании нежилого здания многоквартирным жилым домом, понуждению внести изменения в техническую документацию,
установила:
ФИО2, ФИО3 обратились в Алуштинский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации г. Алушты Республики Крым, в котором просили признать нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> многоквартирным жилым домом с 18 марта 2014 года; обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РК внести изменения в техническую документацию (кадастровый паспорт) вышеуказанного дома в части изменения сведений о назначении здания с «нежилое» на «многоквартирный дом».
Требования мотивированы тем, что истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения № № и № № в доме № № по <адрес>. Принадлежащие истцам объекты недвижимости, расположены в здании, которое согласно технической документации является нежилым (гостиницей), однако истцы считают, что принадлежащие им объекты недвижимости фактически представляет собой жилые помещения - квартиру, расположенные в многоквартирном жилом доме, при этом данный статус изначально и был определен совладельцами указанного дома в качестве: жилого комплекса – многоквартирного жилого дома.
Заочным решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 марта 2023 года в заочном решение 28 сентября 2022 года устранена описка во вступительной и резолютивной части, помимо истца ФИО2 - ФИО3 соистец по настоящему делу (том 8 л.д. 50-51).
Не согласившись с указанным судебным постановлением, представитель ФИО3, ФИО2 - ФИО28 подала апелляционную жалобу, в которой просят заочное решение суда отменить, принять по делу новое решение которым иск удовлетворить. Оспаривая решение, апеллянты указывают, что судом первой инстанции неверно определен предмет исковых требований, суд фактически рассмотрел требования, не заявленные в рамках настоящего спора, с иным предметом и иным основанием иска. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не были разрешены исковые требования ФИО3
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 30 мая 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица по делу привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов ФИО28, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
Будучи надлежащим образом извещенными о дне и месте рассмотрения дела почтовыми отправлениями, а так же, в соответствии с требованиями п.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посредством размещения информации на электронном сайте Верховного Суда Республики Крым, в сети «Интернет», иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, сведения о надлежащем извещении которых, в том числе и с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», имеются в материалах дела.
Заслушав доклад судьи Подобедовой М.И., выслушав пояснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения, в соответствии с частью 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене состоявшегося решения суда первой инстанции, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции указанным требованиям не соответствует.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции, такие нарушения допущены.
Суд первой инстанции, рассматривая исковые требования истца, не привлек в качестве третьего лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, права и законные интересы которого напрямую затрагиваются решением суда по настоящему делу, поскольку является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющий полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с положениями п. 4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение дела без участия кого-либо из лиц, на чьи права и интересы может повлиять решение суда, является безусловным основанием для отмены решения суда.
Разрешая настоящий спор по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.
Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Согласно пункту 3 совместного постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан сам определить, из какого правоотношения спор возник и какие нормы подлежат применению.
При заявлении не применимых в сложившейся ситуации требований, при не заявлении уместного при приводимых заявителем и установленных судом фактических обстоятельствах иска, при юридической оценке сторонами фактов, противоречащей нормативным положениям, суд вправе решить спор, исходя из иной правовой квалификации отношений.
Такой подход способствует процессуальной экономии и препятствует предъявлению серии исков, направленных на разрешение, по существу, одного спора. При этом с учетом названных разъяснений высшей судебной инстанции у суда отсутствует право на изменение (переквалификацию) предмета заявленных требований в случае допустимости применения избранного заявителем способа судебной защиты и наличия у такого способа потенциала на достижение преследуемой заявителем цели.
Отказ в иске со ссылкой на неправильный выбор способа судебной защиты (при формальном подходе к квалификации заявленного требования) недопустим, поскольку не обеспечивает разрешение спора, определенность в отношениях сторон, баланс их интересов и стабильность гражданского оборота в результате рассмотрения одного дела в суде, что способствовало бы процессуальной экономии и максимально эффективной защите прав и интересов всех причастных к спору лиц.
Аналогичные разъяснения изложены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Жилищный кодекс РФ (часть 3 статьи 16) признает квартирой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Так как доля в общем имуществе не имеет самостоятельного правового статуса и является неотъемлемой частью приобретаемого жилого помещения, в связи с чем, распоряжение такой долей, как самостоятельным объектом невозможно. Соответственно принадлежащий по праву собственности жилой дом отвечает указанным признакам, так как в состав жилого дома входят квартиры, нежилые помещения и места общего пользования.
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, «многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством».
На основании п. 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, квартира - это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
К общему имуществу многоквартирного дома законодательно отнесены объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (ст. 36 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу ФИО2 на основании договора купли-продажи от 03 декабря 2007 года принадлежал на праве собственности гостиничный номер № №<адрес>
Решением Алуштинского городского совета №177 от 26 марта 2010 года «Об оформлении права собственности на квартиры, расположенные по адресу: <адрес> на имя физических лиц (в связи с изменением статуса гостиничных номеров на жилые квартиры»). На основании п.12, приложения к решению от 26 марта 2010 года №117, выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, согласно решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета №177 от 26 марта 2010 года на кв.24 по <адрес> на имя ФИО2
Согласно выписке из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости, а также кадастрового паспорта объекта недвижимости, нежилое здание по адресу: <адрес> представляет собой нежилое 13 этажное здание 2005 года постройки площадью 5 871,5 кв.м., которому присвоен кадастровый номер №.
Согласно выписке из ЕГРН, 14 июня 2018 года за ФИО2 зарегистрировано право собственности на жилое помещение – квартиру № № площадью 76,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
Истец ФИО3 является собственником жилого помещения – квартиры площадью 89,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Из представленных материалов следует, что ФИО2 обращалась в администрацию г. Алушты Республики Крым по вопросу получения сведений о статусе здания, находящегося по адресу: <адрес>, на что ей было сообщено, что указанное здание является нежилым.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
Как разъяснено в письме Росреестра от 4 февраля 2021 года № 13-00065/21 «О порядке изменения назначения зданий, сооружений, помещений и наименовании такого объекта недвижимости» словосочетание «жилой дом» с учетом положений пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является указанием вида разрешенного использования здания, и не является его наименованием.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона N 218-ФЗ не предусмотрены нормы о порядке изменения наименования объекта недвижимости.
Из письма Росреестра от 23 августа 2012 года №09-6741-ВАб «Об осуществлении государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период» усматривается, что изменение сведений о назначении здания осуществляется на основании документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания.
Вместе с тем федеральным законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания на «многоквартирный дом».
Судебная коллегия полагает, что в данной ситуации необходимо руководствоваться положениями части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В связи с тем, что к компетенции органа местного самоуправления относится изменение назначения помещения (перевод из нежилого в жилое, из жилого в нежилое), по аналогии закона к его компетенции относится также и решение вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества.
Таким образом, дополнительные сведения об объекте недвижимости (к которым относятся и сведения о назначении здания) могут быть изменены в ЕГРН, в частности, на основании соответствующего решения (акта) органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия, с учетом положений статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации о возникновении права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, с момента такой регистрации, при регистрации права собственности на две и более квартиры, здание в котором они расположены, признается многоквартирным домом в силу закона.
При этом, если образование квартир в жилом доме связано с проведением реконструкции такого здания, то документом, подтверждающим в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В случае, если реконструкция соответствующего жилого дома не проводилась либо действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство и ввод соответствующего объекта в эксплуатацию в связи с его реконструкцией (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в указанном случае учет изменений в части изменения назначения здания с «нежилой дом» на «многоквартирный дом» может осуществляться на основании акта уполномоченного органа (например, по аналогии со статьей 23 ЖК РФ - на основании акта органа местного самоуправления.
Как было установлено судом, указанное здание по данным ЕГРН является нежилым.
Постановлением администрации города Алушты от 29 декабря 2021 года № 3480 утвержден административный регламент администрации города Алушта по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещение, признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», в соответствии с которым структурным подразделением администрации, непосредственно предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Алушта Республики Крым, структурное подразделение органа, предоставляющего муниципальную услугу, - управление градостроительства и архитектуры администрации города Алушты Республики Крым.
Между тем, как следует из материалов дела, истцы в администрацию г. Алушты Республики Крым за предоставлением муниципальной услуги – «Перевод жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», не обращались.
Таким образом, судебной коллегии не предоставлено доказательств нарушения прав истцов действиями ответчика и что у истцов отсутствуют возможность восстановить свои права в административном порядке.
Кроме того, в материалах дела также отсутствуют доказательства того, что указанное здание отвечает всем необходимым требованиям, соответствующим характеристикам многоквартирного жилого дома в части санитарных, противопожарных и иных требований.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что поскольку решениями Алуштинского городского совета оформлено права собственности на квартиры, то в соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимости доказывать соответствие данного строения санитарным, противопожарным и иным требования, предъявляемым к многоквартирным домам, не имеется.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утверждены решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 № 59/22.
Кроме того п. 10 ст. 7 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта (в действующей редакции) предусматривает, что земельные участки или объекты капитального строительства, созданные (образованные) в установленном порядке до введения в действие Правил застройки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из публичной кадастровой карты усматривается, что спорное строение располагается на несформированном земельном участке.
Согласно действующей на момент вынесения апелляционного определения карте градостроительного зонирования г. Алушта, находящейся в свободном доступе в сети «Интернет» спорное здание расположено в зоне О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения).
Из ответа ГУП РК «Крым БТИ» от 11.11.2019 года следует, что в материалах инвентарного дела № 25444, хранящегося в архиве Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Симферополь по адресу: <адрес> имеется решение Исполнительного комитета Алуштинского городского совета АР Крым № 268 от 25 апреля 2003 года «О разрешении строительства гостиницы <адрес>», согласно которого разрешено частному предприятию «Вера» строительство гостиницы на земельном участке общей площадью 0,10 га. <адрес>, принадлежащем согласно Государственного акта на право постоянного пользования землей №
Обращаясь в суд с иском, истцы просили изменить назначение нежилого здания, однако доказательств формирования земельного участка, соблюдения целевого назначения земельного участка и вида его разрешенного использования ими не было представлено.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Констатировав своим определением от 30 мая 2023 года наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а данное обстоятельство в силу пункта 2 части 4 статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое судебное решение с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО2, ФИО3 к администрации г. Алушты Республики Крым о признании нежилого здания многоквартирным жилым домом, понуждению внести изменения в техническую документацию, - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Алуштинский городской суд Республики Крым
Председательствующий судья: Подобедова М.И.
Судьи: Белоусова В.В.
ФИО1
Мотивированное апелляционное определение составлено 19.07.2023г.