Дело № 2-3/2023 судья Карбанович Д.В. 2023 год
33-4782/2023
УИД 69RS0009-01-2022-000353-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2023 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Климовой К.В., Солдатовой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.,
по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Зубцовского районного суда Тверской области от 15 августа 2023 года, которым постановлено:
«исковые требования и.о. прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, муниципального образования Зубцовского муниципального округа Тверской области к ФИО1, Администрации Зубцовского муниципального округа Тверской области о признании незаконными распоряжений о премировании, взыскании суммы полученных выплат стимулирующего характера и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Признать незаконными распоряжение главы Зубцовского района от 28.12.2020 г. № «О премировании» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Зубцовского района ФИО1 в размере 251 920 руб. 12 коп., распоряжение главы Зубцовского района от 29.12.2021 г. № «О премировании» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Зубцовского района ФИО1 в размере 136 163 руб. 60 коп.; распоряжение главы Зубцовского района от 23.03.2022 г. № «О премировании» главы Зубцовского района ФИО1 в размере 461 982 руб.
Взыскать с ФИО1 (№) выплаты стимулирующего характера в размере 219 170 руб. 12 коп., 118 462 руб. 60 коп., 401 924 руб. 34 коп. всего в общей сумме 739 557 руб. 06 коп. в доход местного бюджета Зубцовского муниципального округа Тверской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Зубцовского муниципального округа Тверской области государственную пошлину в размере 10 595 руб. 57 коп.»
Судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Зубцовского района Тверской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Зубцовский муниципальный округ Тверской области обратился в суд с иском к ФИО1, Администрации Зубцовского муниципального округа Тверской области. С учетом уточнения исковых требований, просит суд признать незаконными распоряжение главы Зубцовского района от 28 декабря 2020 года № «О премировании» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Зубцовского района ФИО1 в размере 251 920 рублей 12 копеек, распоряжение главы Зубцовского района от 29 декабря 2021 года № «О премировании» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Зубцовского района ФИО1 в размере 136 163 рублей 60 копеек; распоряжение главы Зубцовского района от 23 марта 2022 года № «О премировании» главы Зубцовского района ФИО1 в размере 461 982 рублей; взыскать с ФИО1 выплаты стимулирующего характера в размере 251 920 рублей 12 копеек, 136 163 рублей 60 копеек, 461 982 рублей, а всего в общей сумме 850 065 рублей 72 копейки в доход местного бюджета Зубцовского муниципального округа Тверской области, проценты за пользование чужими денежными средствами за периоды с 29 декабря 2020 года по 29 июля 2022 года, с 29 декабря 2021 года по 29 июля 2022 года, с 25 марта 2022 года по 29 июля 2022 года, соответственно, в общей сумме 56 115 рублей 87 копеек в доход местного бюджета муниципального образования Зубцовский муниципальный округ Тверской области.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой Зубцовского района Тверской области в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено нарушение при осуществлении выплат стимулирующего характер Главе Зубцовского района Тверской области ФИО1 за период 2020, 2021 года и истекший период 2022 года.
Решением Собрания депутатов Зубцовского района от 05 октября 2017 года № ФИО1 избрана Главой Зубцовского района.
Распоряжением Главы Зубцовского района от 28 декабря 2020 года № «О премировании» за выполнение заданий особой важности и сложности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, осуществлены выплаты стимулирующего характера Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 251 920 рублей 12 копеек.
Распоряжением Главы Зубцовского района от 29 декабря 2021 года № «О премировании» по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области осуществлены выплаты стимулирующего характера Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 136 163 рубля 60 копеек.
Распоряжением Главы Зубцовского района от 23 марта 2022 года № «О премировании» по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, по итогам оценки уровня удовлетворённости населения в возрасте 18 лет деятельностью органов местного самоуправления осуществлены выплаты стимулирующего характера Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 461 982 рубля.
Однако, муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок оплаты труда и отпуска лиц, замещающих муниципальные должности, муниципального образования Зубцовский района, Собранием депутатов Зубцовского района, не принималось.
Согласно Положению о муниципальной службе в муниципальном образовании Тверской области «Зубцовский район», утверждённому решением Собрания депутатов Зубцовского района от 20 октября 2020 года №, Главе Зубцовского района предоставляются гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные федеральными законами и законами Тверской области для муниципальных служащих, а также настоящим Положением.
Таким образом, определение размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования, а именно к компетенции Собрания депутатов муниципального образования Зубцовского района.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий (выплат стимулирующего характера) Главе муниципального образования включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы представительным органом муниципального образования.
Принятие решения о премировании главы муниципального образования Зубцовский район Тверской области относится к компетенции Собрания депутатов муниципального образования Зубцовского района Тверской области. Предоставление премии и её сумма имеет зависимость от оценки депутатов Собрания депутатов Зубцовского района эффективности деятельности непосредственно главы Зубцовского района.
При таких обстоятельствах, распоряжения главы Зубцовского района «О премировании» от 28 декабря 2020 года № от 29 декабря 2021 года №, в части осуществления выплат стимулирующего характера главе Зубцовского района Тверской области ФИО1, от 23 марта 2022 года № «О премировании» главы Зубцовского района Тверской области ФИО1 в общей сумме 850 065 рублей 72 копейки не могут быть признаны законными.
Самостоятельное принятие должностным лицом решения о выплатах стимулирующего характера себе, влекущее получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществлением этим должностным лицом своих полномочий.
При осуществлении себе выплаты стимулирующего характера главой Зубцовского района Тверской области ФИО1 допущена недобросовестность, что повлекло за собой неосновательное обогащение последней.
С главы Зубцовского района ФИО1 на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за периоды с 29 декабря 2020 года по 29 июля 2022 года, с 29 декабря 2021 года по 29 июля 2022 года, с 25 марта 2022 года по 29 июля 2022 года в размере 56 115 рублей 87 копеек.
Осуществление стимулирующих выплат главе Зубцовского района может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц.
Протокольным определением суда от 15 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, Министерство региональной политики Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство финансов Тверской области.
Протокольным определением суда от 20 июня 2023 года ненадлежащий ответчик Администрация Зубцовского района Тверской области был заменён на надлежащего ответчика Администрацию Зубцовского муниципального округа Тверской области, изменен статус ответчика Главы Зубцовского района Тверской области ФИО1 на ФИО1, заменено третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Собрание депутатов Зубцовского района Тверской области на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Думу Зубцовского муниципального округа Тверской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Зубцовского района Тверской области Григорьев И.В. исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, с учетом их уточнений.
Ответчик ФИО1 и её представитель Ершов С.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав письменные возражения, представленные суду.
От ответчика Администрации Зубцовского муниципального округа Тверской области поступили письменные возражения о признании требований необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Собрание депутатов Зубцовского района Тверской области своевременно и надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени слушания дела, явку своего представителя в суд не обеспечило, об отложении слушания дела суд не просило.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Правительство Тверской области, надлежащим образом извещалось о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство региональной политики Тверской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило дело рассмотреть в его отсутствие, представило возражения на иск.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство экономического развития Тверской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило дело рассмотреть в его отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство финансов Тверской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило дело рассмотреть в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что решениями Думы Зубцовского муниципального округа Тверской области от 08 августа 2023 года № №, № и № решен вопрос о выплате соответствующих премий экс Главе Зубцовского района ФИО1 Данными решениями зачтены проведенные выплаты, принято решение считать исполненным. По указанным основаниям доводы об отсутствии оценки деятельности главы являются несостоятельными.
Полагает, что возникшие правоотношения урегулированы нормами трудового права.
Факта нарушения бюджетного законодательства при выплате премии не установлено.
Муниципальные акты не содержали запрета по вынесению главой оспариваемых распоряжений.
В возражениях прокурора Зубцовского района указано, что оснований для отмены решения суда не имеется. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 адвокат Ершов С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Обиход И.Д., действующий на основании доверенности, возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения представителя ответчика Ершова С.А., прокурора Обихода И.Д., проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 названного закона).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области».
Как следует из материалов дела, решением Собрания Депутатов Зубцовского района от 05 октября 2017 года № ФИО1 избрана Главой Зубцовского района.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Зубцовский район Тверской области определены Уставом муниципального образования Зубцовский район Тверской области, принятым решением Собрания депутатов Зубцовского района от 30 августа 2005 года № (далее Устав).
Структуру органов местного самоуправления (на момент вынесения оспариваемых распоряжений) Зубцовского района составляет Собрание депутатов Зубцовского района Тверской области - представительный орган местного самоуправления; Глава Зубцовского района Тверской области -высшее должностное лицо муниципального образования; Администрация Зубцовского района Тверской области - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления; Контрольно-ревизионная комиссия Зубцовского района - контрольно-счетный орган местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 25 Устава).
К исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования Зубцовский район Тверской области, в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 5, 8, 9 части 1 статьи 25 Устава).
Глава Зубцовского района представляет Собранию депутатов Зубцовского района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных Главе муниципального образования органов, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов Зубцовского района (пункт 16 статья 26 Устава).
Полномочия Главы муниципального образования Зубцовский район Тверской области закреплены в статье 26 Устава.
Согласно части 1 статьи 26 Устава Глава Зубцовского района является высшим должностным лицом Зубцовского района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом, возглавляет Администрацию Зубцовского района. Глава Зубцовского района подотчетен и подконтролен населению и Собранию депутатов Зубцовского района.
Согласно пункту 3 статьи 1 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании Тверской области «Зубцовский район», утверждённого решением Собрания депутатов Зубцовского района от 20 октября 2020 года № Главе Зубцовского района предоставляются гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные федеральными законами и законами Тверской области для муниципальных служащих, а также настоящим Положением.
Распоряжением Главы Зубцовского района от 28 декабря 2020 года № «О премировании» на основании решения Собрания депутатов Зубцовского района от 20 октября 2020 года № «Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании Тверской области «Зубцовский район», подпункта 4.3 пункта 4 соглашения о предоставлении второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году, за выполнение заданий особой важности и сложности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, осуществлены выплаты стимулирующего характера Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 251 920 рублей 12 копеек.
Распоряжением Главы Зубцовского района от 29 декабря 2021 года № «О премировании» на основании пункта 1.2 статьи 25 решения Собрания депутатов Зубцовского района от 20 октября 2020 года № «Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании Тверской области «Зубцовский район» по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области осуществлена выплата премии Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 136 163 рубля 60 копеек.
Распоряжением Главы Зубцовского района от 23 марта 2022 года № «О премировании» в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 28 декабря 2021 года № 722-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 16 августа 2021 года № 432-пп», Постановлением Правительства Тверской области от 28 декабря 2021 года № 723-пп «Об утверждении распределения второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 2021 год», на основании решения Собрания депутатов Зубцовского района от 20 октября 2020 года № 82 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании Тверской области «Зубцовский район» по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, по итогам оценки уровня удовлетворённости населения в возрасте 18 лет деятельностью органов местного самоуправления, соглашения о предоставлении второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2021 году № от 28 декабря 2021 года, решения Собрания депутатов Зубцовского района от 25 февраля 2022 года № 172 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Зубцовского района от 27 декабря 2021 года № «О бюджете Зубцовского муниципального района Тверской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» осуществлена выплата премии Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 461 982 рублей 00 копеек.
Согласно статье 19 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании Тверской области «Зубцовский район» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размер должностных окладов муниципальных служащих Зубцовского района, размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также порядок их осуществления установлен Положением об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Тверской области «Зубцовский район».
В соответствии с разделом 2 Положения к ежемесячным и иным дополнительным выплатам к должностному окладу муниципального служащего относятся, в том числе премия за выполнение особо важных и сложных заданий; иные выплаты, предусмотренные Законами Тверской области.
Премирование муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий производится с учетом результата исполнения задач и функций, возложенных на должностное лицо, в пределах средств фонда оплаты труда, установленного на соответствующий финансовый год, по распоряжению представителя нанимателя (пункты 2.1, 2.7 Положения).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Собрания депутатов муниципального образования Зубцовский район, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Зубцовский район Тверской области.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования Зубцовский район Тверской области, предусмотренная Положением об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Тверской области «Зубцовский район», включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Зубцовский район Тверской области представительным органом муниципального образования - Собранием депутатов муниципального образования Зубцовский район Тверской области.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Зубцовский район Тверской области относится к компетенции Собрания депутатов муниципального образования Зубцовский район Тверской области.
Отсутствие в Положении об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Тверской области «Зубцовский район» указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы муниципального образования Зубцовский район Тверской области, который подотчетен и подконтролен Собранию депутатов муниципального образования Зубцовского района Тверской области.
Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе муниципального образования Зубцовский район Тверской области выплаты стимулирующего характера необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, подпункта 7 пункта 2 статьи 25 Устава входит в компетенцию Собрания депутатов муниципального образования Зубцовский район Тверской области.
10 августа 2022 года Собранием депутатов Зубцовского района принято решение № «О премировании Главы Зубцовского района по итогам работы за 2021 года». Решение принято в том числе на основании Положения об особенностях правового статуса, гарантиях и оплате труда лиц, замещающих в Зубцовском районе Тверской области муниципальные должности на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Зубцовского района Тверской области от 09 августа 2022 года №, ходатайства администрации.
Решением Зубцовского районного суда Тверской области от 05 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 марта 2023 года, решение Собрания депутатов Зубцовского района Тверской области от 10 августа 2022 года № признано незаконным и отменено.
Правительством Тверской области принято постановление от 27 января 2020 года № 11-пп «О порядке предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов», согласно которому муниципальным образованиям из областного бюджета Тверской области предоставляются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (далее дотации) состоят из двух частей (первой и второй). Методика распределения второй части дотации утверждается правовым актом Правительства Тверской области - Постановлением от 27 января 2020 года № 11-пп.
В соответствии с пунктом 17 раздела V Постановления от 27 января 2020 года № 11-пп вторая доля дотаций второй части дотаций предоставляется по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за отчетный финансовый год, проводимой по методике, установленной правовым актом Правительства Тверской области.
Размер второй доли второй части дотации зависит от места в рейтинге, которое занимает то или иное муниципальное образование по результатам оценки органов местного самоуправления.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за очередной финансовый год осуществляется Министерством экономического развития Тверской области, с учетом показателей в социально-экономической, культурной и иных сферах деятельности.
Согласно пункту 23.1 Порядка условием предоставления второй доли второй части дотаций является направление муниципальным образованием второй доли второй части дотации на выплаты стимулирующего характера высшему должностному лицу муниципального образования с учетом начислений на выплаты на оплату труда в размере 1/2 от размера второй доли второй части дотаций.
Согласно пункту 38 раздела VIII Постановления от 27 января 2020 года № 11-пп дотации предоставляются муниципальным образованиям при условии заключения органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований с главным распорядителем бюджетных средств (Министерство финансов Тверской области) соглашений о предоставлении дотаций по форме, установленной главным распорядителем.
29 декабря 2020 года между Министерством финансов Тверской области и Администрацией Зубцовского района заключено соглашение № о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году, в пункте 1.1 которого определен размер второй доли дотации в размере 2 294 900 рублей.
28 декабря 2021 года между Министерством финансов Тверской области и Администрацией Зубцовского района заключено соглашение № о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2021 году, в пункте 1.1 которого определен размер второй доли дотации в размере 1203 000 рублей.
На момент вынесения распоряжений вопрос о стимулирующих выплатах Главе района за счет средств межбюджетного трансферта из областного бюджета Тверской области на заседаниях Собрания депутатов Зубцовского района не рассматривался, решения об осуществлении таких выплат Главе района Собранием депутатов Зубцовского района не принимались.
11 августа 2022 года Собранием депутатов Зубцовского района Тверской области приняты решения №, № «О выплатах стимулирующего характера Главе Зубцовского района». Решение принято на основании статьи 138.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Тверской области от 26 июля 2005 года № 94-ЗО «О межбюджетных отношениям в Тверской области», постановления Правительства Тверской области от 27 января 2020 № 11-пп «О Порядке предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов», Положения об особенностях правового статуса, гарантиях и оплате труда лиц, замещающих в Зубцовском районе Тверской области муниципальные должности на постоянной основе, соглашений №, № о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 и 2021 годах.
Решениями определено, что с учетом результатов комплексной оценки эффективности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за 2020, 2019 годы, осуществленной исполнительными органами государственной власти Тверской области, произвести выплату стимулирующего характера Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 1/2 от размера второй доли второй части дотаций из средств межбюджетного трансферта, предоставляемого Зубцовскому муниципальному району Тверской области из областного бюджета. В оспариваемых решениях указано, что они вступают в силу со дня принятия и распространяются на правоотношения, возникшие с 27 декабря 2020 года и с 22 марта 2022 года.
Решениями Зубцовского районного суда г. Твери от 05 декабря 2022 года, от 06 декабря 2022 года, оставленными без изменения судом апелляционной инстанции, решения Собрания депутатов Зубцовского района Тверской области от 11 августа 2022 года № №, № признаны незаконными и отменены.
Принимая решения о признании незаконными и отмене распоряжений Главы Зубцовского района «О премировании» от 28 декабря 2020 года №, от 29 декабря 2021 года №, от 23 марта 2022 года № в части осуществления выплат стимулирующего характера Главе Зубцовского района Тверской области ФИО1 в общей сумме 850 065 рублей 72 копейки, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения распоряжений уполномоченным органом Собранием депутатов Зубцовского района Тверской области не принималось решения о премировании Главы района, в том числе за счет средств межбюджетного трансферта из областного бюджета Тверской области.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам законодательства, регулирующим спорные отношения.
Как верно указано судом первой инстанции, решения Собрания депутатов Зубцовского района Тверской области за № и № от 11 августа 2022 года и решение Собрания депутатов Зубцовского района Тверской области за № от 10 августа 2022 года признаны решением суда незаконными и отменены, в связи с чем в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в рассматриваемом споре применению не подлежат.
08 августа 2023 года Думой Зубцовского муниципального округа Тверской области, которая является правопреемником Собрания Депутатов Зубцовского района Тверской области, приняты решения №, №, №.
Решениями № и № «О выплатах стимулирующего характера главе Зубцовского района» в соответствии со статьей 138.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Тверской области от 26 июля 2005 года № 94-ЗО «О межбюджетных отношениях в Тверской области», постановлением Правительства Тверской области от 27 января 2020 года № 11-пп «О порядке предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов», Положением об особенностях правового статуса, гарантиях и оплате труда лиц, замещающих в Зубцовском районе Тверской области муниципальные должности на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Зубцовского района Тверской области от 09 августа 2022 года №, соглашений о предоставлении второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2021 году, 2020 году постановлено, с учетом результатов комплексной оценки эффективности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, осуществленной исполнительными органами государственной власти Тверской области, произвести выплату стимулирующего характера Главе Зубцовского района ФИО1 в размере 1/2 от размера второй доли второй части дотации из средств межбюджетного трансферта, предоставляемого Зубцовскому муниципальному району Тверской области из областного бюджета Тверской области.
Данными решениями предусмотрен зачет в счет их исполнения выплат, произведенных ранее, в связи с чем решения полагать исполненными, вступившими в силу с момента принятия и распространяющими свое действие на ранее возникшие правоотношения.
Оценивая указанные решения, суд первой инстанции исходил из того, что премиальные выплаты должны были выплачиваться Главе района из бюджета района, при этом необходимо было оценивать наличие оснований для выплаты премий, в связи с чем в силу положений Федерального закона № 131-ФЗ, а также статьи 25 Устава МО «Зубцовский район Тверской области» решения о выплате премий Главе района должны были предшествовать выплатам денежных средств.
Между тем, денежные средства в счет оплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий из бюджета района за 2019, 2020 и 2022 годы были перечислены Главе района ФИО1 и получены ею.
Таким образом, на момент принятия вышеуказанных решений денежных средств в отношении которых решался вопрос представительным органом в бюджете Зубцовского района не имелось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1).
В соответствии со статьёй 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
На момент принятия решений от 08 августа 2023 года денежных средств, в отношении которых решался вопрос представительным органом, в бюджете Жарковского района не имелось, источник выплаты денежных средств не определялся, а исполнение решения требует финансового обеспечения.
Указание в решениях на их исполнение путем зачета ранее выплаченных денежных средств не может свидетельствовать о соблюдении установленного порядка принятия решения о поощрении Главы муниципального образования.
Кроме того, управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов (абзац второй части 15 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ). Данное правило основано на общей норме части 1 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
Принятие указанных решений фактически направлено на легализацию юридически значимого действия Главы Зубцовского района, принятого в нарушение установленного порядка по выплате премий Главе района.
Таким образом, судом верно не приняты во внимание доводы стороны ответчиков о наличии решения представительного органа о выплатах стимулирующего характера Главе района.
Поскольку спорные распоряжения были приняты без учета соответствующей оценки деятельности главы муниципального образования, что свидетельствует о том, что ФИО1 была допущена недобросовестность при назначении самой себе и получении спорных премий, применив нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с ФИО1 подлежат взысканию неосновательно полученные выплаты стимулирующего характера без учета размера средств, перечисленных в уплату НДФЛ.
Доводы жалобы о том, что к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы трудового законодательства, в связи с чем взыскание денежных средств, являющихся составной частью заработной платы, является незаконным, не могут быть приняты во внимание.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Как верно указал суд первой инстанции, распоряжения от 28 декабря 2020 года №, от 28 декабря 2021 года №, от 23 марта 2022 года № приняты без учета соответствующей оценки деятельности главы муниципального образования, что свидетельствует о том, что ФИО1 была допущена недобросовестность при назначении самой себе и получении ей в 2020, 2021 и 2022 годах премий.
Указанная позиция выражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2020 года N 47-КГ19-13.
Кроме того, в силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Аналогичные положения установлены статье 10, 11.1 Закона Тверской области от 15 июля 2015 года N 76-ЗО "Об отдельных вопросах, связанных осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности Тверской области" и пунктом 9 статьи 26 Устава муниципального образования "Зубцовский район" Тверской области" (принят решением Собрания депутатов Зубцовского района от 30 августа 2005 года №).
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Вопрос о принятии ФИО1 мер по урегулированию конфликта интересов не ставился в установленном порядке при вынесении оспариваемых распоряжений.
Иные приведенные в жалобе доводы аналогичны правовой позиции ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая была проанализирована судом, мотивы, по которым доводы признаны необоснованными и отклонены подробно изложены в оспариваемом судебном акте. Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Несогласие истца с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств не может являться основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Зубцовского районного суда Тверской области от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 ноября 2023 года
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи К.В. Климова
Ю.Ю. Солдатова