ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-403/2021 от 07.06.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Михеева Т.А. Дело № 33-1307/2021

(№ 2-403/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июня 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Врацкой А.Ю.,

с участием прокурора Харламова А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перовских Любови Михайловны к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Перовских Любови Михайловны и представлению помощника прокурора Советского района г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 25 февраля 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования Перовских Любови Михайловны к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой», третье лицо – Департамент здравоохранения Орловской области, о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения Перовских Любови Михайловны и ее представителя Ярушиной Анны Игоревны, поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, позицию прокурора Харламова Алексея Николаевича, полагавшего, что решение суда подлежит отмене по основаниям, изложенным в представлении, возражения представителей бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» по доверенностям Авдеевой Анастасии Викторовны и Онищенко Светланы Александровны, представителя Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Пензевой Марины Ивановны, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, возражений, судебная коллегия

установила:

Перовских Л.М. обратилась в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» (далее по тексту – БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой»; учреждение) о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, премии.

В обоснование заявленных исковых требований указывала, что на основании приказа от 16 февраля 2012 г. она была принята в БУЗОО«НКМЦ им. З.И. Круглой» на должность воспитателя. Приказом от 3 декабря 2020 г. трудовой договор с ней был расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), в связи с сокращением штата.

Ссылаясь на то, что сокращение штата БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» было произведено с нарушениями, в связи с чем её увольнение является незаконным, просила признать незаконным приказ от 3 декабря 2020 г. об увольнении её по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, восстановить в ранее занимаемой должности воспитателя БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой», взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула, неполученную в связи с этим премию по итогам работы за год, а также компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

ФИО1 не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации и учредительных документов ответчика сокращение штата произведено на основании приказа главного врача БУЗОО«НКМЦ им. З.И. Круглой» -о от 23 сентября 2020 г. в отсутствие согласования с Департаментом здравоохранения Орловской области.

Приводит доводы о неправильном и необоснованном применении судом первой инстанции положений Приказа Минздравмедпрома РФ от 18 января 1996 г. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» и Приказа Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

При этом перечень изменений, внесенных в штатное расписание БУЗОО«НКМЦ им. З.И. Круглой», в связи с сокращением должностей воспитателей, определенный п. 3 указанного Приказа, ответчиком не составлялся и на момент увольнения истца отсутствовал.

Ссылается на то, что увольнение Перовских Л.М. 3 декабря 2020 г. имело место при наличии штатного расписания, утвержденного и согласованного с Департаментом здравоохранения Орловской области от 1 ноября 2019 г. , и действующего вплоть до 1 января 2021 г.

Обращает внимание на то, что в извещении о наличии вакантных должностей ей не были предложены все вакантные должности, имеющиеся, как в БУЗОО«НКМЦ им. З.И. Круглой», так и в его обособленных подразделениях.

Участвующий по делу прокурор также не согласилась с решением суда, в представлении и дополнений к нему ставит вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов представления и дополнениях к нему прокурор ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового об удовлетворении заявленных требований ПеровскихЛ.М.

В обоснование доводов представления указывает на то, что БУЗОО«НКМЦ им. З.И. Круглой» нарушена процедура увольнения Перовских Л.М.

Так, в нарушение положений действующего законодательства и Устава БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» сокращение должностей воспитателей не согласовано с Департаментом здравоохранения Орловской области, новое штатное расписание, из которого исключены должности воспитателей, введено в действие только 1 января 2021 г.

Ссылается на то, что по состоянию на 7 декабря 2020 г. и в течение 23 дней после увольнения истца должность, которую она занимала, имелась у ответчика, в связи с чем у БУЗОО«НКМЦ им. З.И. Круглой» отсутствовали основания для увольнения Перовских Л.М. с 7 декабря 2020 г. по сокращению штата.

Обращает внимание на необоснованный отказ суда первой инстанции в истребовании у ответчика журнала регистрации по личному составу, книги учета движения трудовых книжек, необходимых для проверки соответствия предоставленных списков сведениям, содержащихся в данных журналах.

Приводит доводы о том, что 6 октября 2020 г. БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» предложены Перовских Л.М. вакантные должности без указания конкретных структурных подразделений ответчика.

Указывает, что резолютивная часть оспариваемого решения не содержит выводов об отказе в удовлетворении требований Перовских Л.М. в части взыскания премии по итогам 2020 г.

Полагает, что ответчик неправомерно лишил истца права на получение премиальных выплат по итогам года.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и представлении (ст.327.1ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам по делу (п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Согласно разъяснениям, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», прекращение трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ) (п.29 постановления).

С учетом приведенных норм материального права и разъяснений, юридически значимым для правильного разрешения спора, исходя из требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), является установление судом следующих обстоятельств: действительное сокращение численности или штата работников, соблюдение ответчиком предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ процедуры увольнения, в том числе соблюдение сроков уведомления истца о предстоящем увольнении, наличие вакантных должностей у ответчика в период со дня уведомления о предстоящем увольнении до дня его увольнения с работы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно сведениям из трудовой книжки серии Перовских Л.М., <дата> г.р., приказом № 12к от 16 февраля 2012 г. принята на работу в бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Детская областная клиническая больница» на должность воспитателя в кардиологическое отделение. На основании распоряжения Правительства Орловской области от 1 ноября 2013 г. бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Детская областная клиническая больница» переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Детская областная клиническая больница им. З.И. Круглой». Распоряжением Правительства Орловской области от 2 декабря 2015 г. бюджетное учреждение здравоохранение «Детская областная клиническая больница им. З.И. Круглой» переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской детям им. З.И. Круглой». На основании распоряжения Правительства Орловской области от4февраля 2016 г. бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи детям им. З.И. Круглой» переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой». На основании приказа от 31 января 2020 г. Перовских Л.М. с 1 февраля 2020 г. переведена на должность воспитателя в отделение детской кардиологии и ревматологии.

Из материалов дела также следует, что 1 декабря 2016 г. между БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой», в лице главного врача МедведеваА.И., и Перовских Л.М. заключен трудовой договор , согласно которому работодатель предоставляет работнику работу в должности воспитателя, а работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с должностной инструкцией.

В соответствии с положениями указанного трудового договора с учетом заключенных между БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» и Перовских Л.М. дополнительных соглашений к нему работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя – отделении детской кардиологии и ревматологии (п. 1 дополнительного соглашения к трудовому договору от 1 декабря 2016 г.). Работа у работодателя является для работника основной (п. 4). Настоящий трудовой договор заключается на неопределенный срок (п. 5) и вступает в силу с 1 декабря 2016 г. (п. 8). Дата начала работы – 14 февраля 2012 г. (п. 9).

Дополнительным соглашением от 30 октября 2020 г. внесены изменения в п. 15 трудового договора от 1 декабря 2016 г.

Так за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в следующем размере: <...> руб. в месяц – должностной оклад; выплаты компенсационного характера из которых, повышающий коэффициент 0,3 должностного оклада ежемесячно в размере <...> руб.; выплата за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (10% от должностного оклада) ежемесячно в размере <...>.; выплата за интенсивность труда и премиальные выплаты устанавливаются приказом руководителя учреждения в соответствии с критериями по оценке качества и эффективности оказания медицинской помощи, а также интенсивности труда работников учреждения.

Работнику устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – 30 часов в неделю (п. 18 трудового договора).

Пунктом 32 трудового договора от 1 декабря 2016 г. установлено, что при изменении работодателем условий настоящего трудового договора (за исключением трудовой функции) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель обязан уведомить об этом работника в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ). О предстоящим увольнении в связи с ликвидацией учреждения, сокращением численности или штата работников учреждения работодатель обязан предупредить работника персонально и под роспись не менее, чем за 2 месяца до увольнения (ст.180 ТК РФ).

Из должностной инструкции воспитателя отделения детской кардиологии и ревматологии, утвержденной главным врачом БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой», следует, что должность воспитателя относится к категории специалистов (п. 1.2.). На должность воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (п. 1.3.).

Разделом 2 вышеуказанной инструкции предусмотрено, что воспитатель обязан планировать и организовывать жизнедеятельность пациентов (детей) и осуществлять их воспитание (п. 2.1.); проводить повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной адаптации (п. 2.2.); использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения (п. 2.3.); на основе изучения индивидуальных особенностей планировать и проводить с пациентами (детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально) (п. 2.4.); разрабатывать план (программу) воспитательной работы с пациентами (детьми) (п. 2.5.); работать в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом в отделении (п. 2.6.); совместно с медицинскими работниками обеспечивать сохранение и укрепление здоровья пациентов (детей), проводить мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечать за их жизнь и здоровье (п. 2.7.); организовывать выполнение пациентами (детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывать им помощь в учении, организации досуга, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество и другие занятия по интересам (п. 2.8.); организовывать с учетом возраста пациентов (детей) работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде (п. 2.9.); проводить работу по профилактике неправильного поведения, вредных привычек (п. 2.10); изучать индивидуальные способности (п. 2.11.); взаимодействовать с родителями пациентов (детей) или лицами их заменяющими (п. 2.12.); осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (п. 2.13.); в установленном порядке повышать свою квалификацию (п. 2.14.).

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что Перовских Л.М. имеет высшее педагогическое образование. В <дата> году окончила Орловский государственный педагогический институт по специальности «педагогика и психология (дошкольная), присвоена квалификация преподавателя педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию. Имеет также свидетельство о присвоении специальности медицинской сестры гражданской обороны.

Обращаясь в суд с иском и поддерживая его, Перовских Л.М. ссылалась на незаконность приказа об ее увольнении, поскольку проведение ответчиком процедуры сокращения штата БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» имело место в отсутствие решения руководителя согласованного с учредителем. Полагала, что работодателем ей не были предложены все вакантные должности. Не указание в уведомлении наименований структурных подразделений лишило ее права соответствующего выбора. В связи с чем просила признать приказ от 3 декабря 2020 г. незаконным и восстановить ее на работе в прежней должности, взыскав компенсацию морального вреда, средний заработок за время вынужденного прогула и премию по итогам 2020 г., на получение которой она была лишена по вине работодателя.

Отказывая в удовлетворении заявленных Перовских Л.М. требований, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для признания незаконными приказа БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» от 3 декабря 2020 г. об увольнении истца, поскольку процедура увольнения в связи с сокращением штата учреждения была соблюдена работодателем в полной мере, и, как следствие, отказал в удовлетворении исковых требований о восстановлении Перовских Л.М. на работе и взыскании с ответчика оплаты за время вынужденного прогула, премии по итогам года и компенсации морального вреда.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и установлении фактических обстоятельств дела.

Из материалов дела также следует, что по согласованию с членом Правительства Орловской области– руководителем Департамента здравоохранения Орловской области главным врачом БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» 1 ноября 2019 г. издан приказ которым утверждено штатное расписание ответчика на 2020 г. Штатным расписанием БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» на 2020 г. предусмотрена одна должность воспитателя отделения детской кардиологии и ревматологии.

Приказом главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» от 23 сентября 2020 г. постановлено об исключении с 1 декабря 2020 г. из штатного расписания учреждения должности «воспитатель» согласно приложению, всего 15 единиц (педиатрическое отделение №1-1,25 ставки, психоневрологическое отделение для детей- 2 ставки, отделение детской кардиологии и ревматологии- 2,25 ставки, отделение медицинской реабилитации- 2 ставки, хирургическое отделение № 1- 2 ставки, хирургическое отделение № 2- 2 ставки, хирургическое отделение № 3- 1 ставка, хирургическое отделение № 4-1,5 ставки, хирургическое отделение № 5- 1 ставка), в том числе должности воспитателя отделения детской кардиологии и ревматологии, которую занимала Перовских Л.М.

В обоснование приказа имеется ссылка на необходимость приведения штатного расписания в соответствие со штатными нормативами, утвержденными Минздравом РФ, а также на Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 13 июля 2020 г. № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 - 2021 г. г.», которыми были введены меры по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Принятие данной меры главным врачом БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» обусловлено целями недопущения внутрибольничного распространения респираторных вирусных инфекций и введения запрета на проведение в лечебных учреждениях мероприятий, не относящихся к лечебному процессу.

С указанным приказом главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» -О от 23 сентября 2020 г. Перовских Л.М., как лицо, замещающее должность «воспитатель», была ознакомлена под роспись.

28 сентября 2020 г. БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» направлены в казенное учреждение Орловской области «Центр занятости населения Советского района г. Орла» сведения о высвобождаемых работниках, в числе которых под поименована Перовских Л.М.

24 сентября 2020 г. в адрес председателя первичной профсоюзной организации направлено соответствующее уведомление о планируемых мероприятиях по сокращению численности и штата сотрудников, копия приказа и список работников, имеющих должности воспитателей.

6 октября 2020 г. БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» подготовлено уведомление , из которого следует, что в связи с сокращением занимаемой истцом должности и расторжением с ней трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 7 декабря 2020 г. ПеровскихЛ.М. предлагаются следующие вакантные должности: рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (размер оклада <...> руб.), уборщик служебных помещений (размер оклада <...> руб.), подсобный рабочий (размер оклада <...> руб.), кухонный рабочий (0,5 ставки, размер оклада <...> руб.), водитель санитарного автомобиля (при наличии водительского удостоверения, размер оклада <...> руб.), оператор стиральных машин (размер оклада <...> руб.), гладильщик (размер оклада <...> руб.). Указанное уведомление получено Перовских Л.М. 7 октября 2020 г. и 23 ноября 2020 г. от указанных должностей истец отказалась, что подтверждается ее подписью.

Уведомлением №1857 23 ноября 2020 г. Перовских Л.М. была проинформирована о наличии у ответчика следующих вакантных должностей: рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (размер оклада <...> руб.), уборщик служебных помещений (размер оклада <...> руб.), подсобный рабочий (размер оклада <...> руб.), кухонный рабочий (0,5 ставки, размер оклада <...> руб.), водитель санитарного автомобиля (при наличии водительского удостоверения, размер оклада <...> руб.), оператор стиральных машин (размер оклада <...> руб.), гладильщик (размер оклада <...> руб.), лифтер (при прохождении обучения, размер оклада <...> руб.), садовник (размер оклада <...> руб.), буфетчица (хирургическое отделение № 1; обсервационный блок приемного отделения, инфекционное отделение № 3; размер оклада <...> руб.), буфетчица (0,5 ставки, отделение детской кардиологии и ревматологии, размер оклада <...>.), кастелянша (операционное отделение № 1, Центр лучевой диагностики, Центр лабораторной диагностики, отделение анестезиологии и реанимации с ПИТ для взрослых ПЦ, приемное отделение ПЦ, отделение пренатальной диагностики ПЦ, размер оклада <...> руб.), кастелянша (0,5ставки, инфекционное отделение для новорожденных, хирургическое отделение № 5, приемное отделение, отделение восстановительного лечения, патолого-анатомическое отделение, ЦСО, внебюджетное отделение, стоматологическое отделение, операционное отделение № 2, ОАРИТН, ЦСО ПЦ, размер оклада <...> руб.), кладовщик (аптека, размер оклада <...> руб.), администратор (внебюджетное отделение, отделение охраны репродуктивного здоровья ПЦ, приемное отделение ПЦ, размер оклада <...> руб.), диспетчер (отделение ЭКСМП, АДКЦ ПЦ, размер оклада <...> руб.), оператор (Центр лучевой диагностики, отделение пренатальной диагностики ПЦ, АДКЦ ПЦ, размер оклада <...> руб.), младшая медицинская сестра по уходу за больными (при прохождении обучения по указанной должности, размер оклада <...> руб.), санитарка (при прохождении обучения по указанной должности, размер оклада <...> руб.). От указанных должностей Перовских Л.М. отказалась 3 декабря 2020 г.

27 ноября 2020 г. БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области о согласовании изменений в штатное расписание Учреждения на 2020 год в виде исключения с 1 декабря 2020 г. из штатного расписания учреждения ставок «воспитатель», относящихся к прочему (немедицинскому) персоналу.

Письмом от 28 ноября 2020 г. Департаментом здравоохранения Орловской области был дан ответ о том, что действующими нормативными актами Российской Федерации и Орловской области не предусмотрено согласование органами исполнительной в государственной власти в сфере охраны здоровья изменений, которые вносятся в штатные расписания подведомственных государственных медицинских организаций в течение календарного года.

3 декабря 2020 г. главным врачом БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» издан приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора от 1 декабря 2016 г. с воспитателем отделения детской кардиологии и ревматологии Перовских Л.М. по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Приказом главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» от 9декабря2020 г. утверждено штатное расписание ответчика на 2021 год, в котором должность воспитателя отделения детской кардиологии и ревматологии (которую занимала Перовских Л.М.) отсутствует.

Указанное штатное расписание впоследствии было согласовано учредителем бюджетного учреждения в лице руководителя Департамента здравоохранения Орловской области.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 2768-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО7 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации», принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 года № 1164-О-О и № 1165-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1690-О и от 23 декабря 2014 года № 2873-О).

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится в том числе установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.

В силу пункта 4 части 2 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.

Медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (пункт 2 части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 3 и 5 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений. Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения. Примерные формы штатного расписания приведены в Приложениях 1 - 3 к настоящему Порядку.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-З «О некоммерческих организациях»).

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации (ч. 2 ст.30)

Как следует из Устава Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» (далее – Устав) данное учреждение является правопреемником бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи детям им.З.И. Круглой», а также бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловский перинатальный центр», реорганизованного путём присоединения к Учреждению на основании распоряжения Правительства Орловской области -р от 04 февраля 2016 г. (пункт 1 Устава).

Учредителем учреждения является субъект Российской Федерации – Орловская область; функции Учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 3 Устава).

Учреждение имеет обособленные структурные подразделения, расположенные по адресу: <адрес>, и <адрес>. (п. 9 Устава).

Пунктом 38 Устава предусмотрено, что управление учреждением осуществляется его руководителем – главным врачом. Руководитель учреждения назначается на должность и освобождается от должности Правительством Орловской области.

Согласно пунктам 39, 42, 43 Устава управление Учреждением осуществляется его руководителем – главным врачом; руководитель по согласованию с Учредителем определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, самостоятельно нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников Учреждения; руководитель в пределах своей компетенции издаёт приказы, иные локальные акты и даёт указания, обязательные для всех работников Учреждения.

Следовательно, исходя из системного анализа приведенных выше положений законодательства в их взаимосвязи, структура и штатная численность определяется и утверждается руководителем медицинской организации с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

Между тем, Уставом учреждения определена исключительная компетенция учредителя согласования структуры учреждения, его штатного и квалификационного состава.

Кроме того, в соответствии с п.5 Типовой должностной инструкции главного врача учреждения здравоохранения Орловской области, утвержденной руководителем Департамента здравоохранения Орловской области, главный врач имеет право определять структуру управления деятельностью Учреждения, утверждать структуру и штатное расписание Учреждения по согласованию с Департаментом здравоохранения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение руководителя БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой», оформленное приказом от 23 сентября 2020 г. и направленное на изменение как штатного, так и квалификационного состава бюджетного учреждения, подлежало согласованию с его учредителем в лице Департамента здравоохранения Орловской области.

В отсутствие согласования учредителя, такое решение руководителя не может являться правовым основанием для начала реализации процедуры сокращения штата и численности работников учреждения и как следствие для издания работодателем оспариваемого истцом приказа от 3 декабря 2020 г. об увольнении ПеровскихЛ.М. по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Судебная коллегия, полагает ошибочной позицию ответчика и третьего лица по делу об отсутствии предусмотренной законом необходимости согласования учредителем решений руководителя бюджетного учреждения об изменении штатного и квалификационного состава учреждения. В соответствии с вышеприведенными нормами бюджетное учреждение, его руководитель и учредитель осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством и уставом.

Вопреки позиции ответчика о незначительности вносимых изменений в штатное расписание, положения Устава БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой» не содержат каких-либо исключений для согласования принимаемых в течение календарного года решений руководителя об изменении штатного и квалификационного состава учреждения.

Ссылка ответчика на Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку указанным ведомственным актом урегулирован порядок и необходимость утверждения штатного расписания руководителем учреждения.

Его положения в соответствии с вышеприведенными нормами федерального законодательства не исключают необходимость исполнения положений Устава и согласования данного вида решений с учредителем бюджетного учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному п. п. 2 или 3 ч. 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статьей 180 ТК РФ определено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм права, следует, что соблюдение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя по данному основанию предполагает издание распоряжения (приказа) о предстоящем сокращении после утверждения в установленном законом порядке нового штатного расписания.

Указанные выводы также нашли свое отражение в п. 4 письма Роструда от 29июля 2009 г. № 2263-6-1, согласно которому дано разъяснение, что при сокращении численности или штата новое штатное расписание, как правило, утверждается до начала процедуры предупреждения работников об увольнении и вводится в действие не позднее того дня, с которого работники подлежат увольнению в связи с проведением мероприятий по сокращению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Исходя из требований ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.

Вопреки приказу руководителя БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» от 23 сентября 2020 г. сведений о внесении соответствующих изменений в штатное расписание учреждения на 2020 г. в связи с сокращением 15 ставок воспитателей в материалы дела не представлено.

Приказом главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» от 9декабря2020 г. утверждено штатное расписание ответчика на 2021 год, в котором должность воспитателя отделения детской кардиологии и ревматологии (которую занимала Перовских Л.М.) отсутствует.

Указанное штатное расписание впоследствии было согласовано руководителем Департамента здравоохранения Орловской области.

Таким образом, на момент издания приказа от 3 декабря 2020 г. об увольнении Перовских Л.М. с 7 декабря 2020 г. решение работодателя о внесении изменений в штатное расписание не было согласовано с учредителем, тогда как в соответствии с действующим законодательством новое штатное расписание должно быть утверждено и согласовано до начала проведения мероприятий по сокращению штата работников и вступить в действие не позднее даты увольнения сотрудника.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что обязанность по предложению Перовских Л.М. всех имеющихся вакантных должностей, работодателем не выполнена.

Согласно уведомлению и перечню имеющихся вакантных должностей 7 октября 2020 г. истцу не были предложены все имеющиеся вакантные нижеоплачиваемые должности. В перечне предложенных отсутствовали должности кастелянши, садовника, буфетчицы, администратора, диспетчера, оператора.

В период проведения процедуры сокращения и до отказа истца от вакантных должностей, ответчиком принимались на работу, в том числе, в различные структурные подразделения на должности уборщиков служебных помещений, кастелянш, санитарок, водителя.

Предлагая вакантные должности в уведомлении от 23 ноября 2020 г., работодатель не указал их полное наименование. Отсутствие в уведомлениях указания на конкретное структурное подразделение (отделение), в котором имелись соответствующие вакантные должности (уборщик служебных помещений, лифтер, санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными), лишали работника в полной мере на реализацию права на выбор соответствующей вакансии с учетом специфики работы, территориальной отдаленности от места проживания и трудовой функции.

Как следует из пояснений Перовских Л.М., при ознакомлении с перечнем вакантных должностей до нее не была доведена надлежащая информация о конкретных структурных подразделениях (отделениях) в которых они имелись. Между тем, она не исключала для себя возможность прохождения обучения и занятия должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в отделении кардиологии и ревматологии. По информации предоставленной ей заведующей указанного отделения, такой вакансии в отделении не имелось. В то время, как в ходе судебного разбирательства ответчиком была предоставлена информация о наличии такой вакансии на дату увольнения истца.

Из пояснений начальника отдела кадров учреждения ФИО13 следует, что ввиду наличия вакантных должностей медсестер, санитарок, уборщиков служебных помещений в различных структурных подразделениях учреждения (отделениях), при подготовке списка вакансий для Перовских Л.М. их наименования не указывались.

Ввиду изложенного, отсутствуют основания полагать, что работодателем были предложены Перовских Л.М. все имеющиеся вакансии, на которые она могла быть трудоустроена в соответствии с ее квалификацией, в том числе и нижеоплачиваемые.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком порядка и процедуры увольнения истца по сокращению штата, в связи с чем у суда первой инстанции не было законных оснований для отказа в удовлетворении требований истца.

Учитывая, что судом первой инстанции при разрешении спора по существу допущено неправильное толкование норм материального права, то судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения о признании приказа об увольнении истца незаконным и восстановлении Перовских Л.М. в должности воспитателя отделения детской кардиологии и ревматологии БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой».

В силу статьи 396 ТК РФ, абзаца 4 статьи 211 ГПК РФ апелляционное определение в части восстановления истца на работе подлежит немедленному исполнению.

Согласно абз. 2 ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Это положение закона согласуется с ч. 2 ст. 394 ТК РФ, в силу которой в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 7 ст. 139 ТК РФ).

Исходя из п. 9 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», расчет среднего заработка при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула производится путем умножения среднего дневного заработка на количество дней вынужденного прогула. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

При этом, пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» в случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода (п.16).

В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 30 октября 2020 г. и дополнительным соглашением к трудовому договору ФИО1 с 1 октября 2020 г. установлен должностной оклад в размере <...> руб.

По сведениям, представленным ответчиком средний дневной заработок истца за расчетный период, предшествующий увольнению, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» с учетом повышения должностного оклада в расчетный период, составляет <...> руб.

По данным работодателя, не оспоренным истцом, Перовских Л.М. в связи с увольнением по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ было выплачено выходное пособие за первый месяц в размере <...> руб., за второй месяц- <...> руб., за третий месяц- <...> руб.

Принимая во внимание положения ст. 139 ТК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», учитывая, что требования истца о восстановлении на работе подлежат удовлетворению, с работодателя в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула с 8 декабря 2020 г. по 7 июня 2021 г. с зачетом суммы выходного пособия в размере – <...> руб.(без учета подлежащего удержанию НДФЛ).

Разрешая требования Перовских Л.М. о взыскании с БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» премии по итогам 2020 г. судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 132 ТК РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Из трудового договора № 583, заключенного между истцом и ответчиком от 1 декабря 2016 г., в редакции дополнительного соглашения от 30 октября 2020 г. следует, что работнику устанавливается заработная плата в следующем размере: 13 184 руб. в месяц – должностной оклад; выплаты компенсационного характера из которых, повышающий коэффициент 0,3 должностного оклада ежемесячно в размере 3 955,20 руб.; выплата за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (10% от должностного оклада) ежемесячно в размере 1 318,40 руб.; выплата за интенсивность труда и премиальные выплаты устанавливаются приказом руководителя учреждения в соответствии с критериями по оценке качества и эффективности оказания медицинской помощи, а также интенсивности труда работников учреждения.

Разделом 6 коллективного договора БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой» на 2019 -2022 г. г. предусмотрено, что работодатель может поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

В соответствии с п. 1 раздела III Порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера работникам БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой» в целях стимулирования работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера.

Приказом главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой» от 15 декабря 2020 г. в целях поощрения работников за общие результаты по итогам работы учреждения за 2020 г. постановлено выплатить работникам учреждения премиальные выплаты за общие результаты по итогам работы учреждения в размере 100 % должностного оклада (без учета внешних и внутренних совместительств). Работникам, отработавшим не полный отчетный период, выплаты произвести пропорционально отработанному времени.

Принимая во внимание то, что приказ от 3 декабря 2020 г. о сокращении должности ПеровскихЛ.М. признан незаконным, восстановление ее на работе в должности воспитателя в отделение детской кардиологии и ревматологии, а также то, что сторонами не оспаривалось, что у истца за 2020 г. отсутствовали взыскания, судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика премию по итогам 2020 г. в размере 13 184 руб.(без учета НДФЛ).

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из содержания п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Поскольку по материалам дела установлен факт нарушения трудовых прав Перовских Л.М., судебная коллегия, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия исходит из требований разумности и справедливости, характера причиненных истцу нравственных страданий, вины ответчика, данных о личности истца, являющегося получателем пенсии, и полагает необходимым взыскать в пользу Перовских Л.М. <...> руб.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 25 февраля 2021 г. отменить, постановить новое.

Признать приказ бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» от 3 декабря 2020 г. об увольнении Перовских Любови Михайловны незаконным.

Восстановить Перовских Любовь Михайловну на работе в должности воспитателя отделения детской кардиологии и ревматологии бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой».

Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» в пользу Перовских Любови Михайловны в счет оплаты времени вынужденного прогула - <...> руб., премию по итогам 2020 г. в размере <...> руб., а также компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

В остальной части исковые требования Перовских Любови Михайловны оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Михеева Т.А. Дело № 33-1307/2021

(№ 2-403/2021)