ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4143/19 от 14.07.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2241/2020

№ 2-4143/2019 (75RS0001-01-2019-004461-65)

судья Сергеева Д.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ревенко Т.М.

судей краевого суда Щаповой И.А.

Лещевой Л.Л.

при секретаре Моцар А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 14 июля 2020 года гражданское дело по иску военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации – Л.С.Г.

на решение Центрального районного суда города Читы от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Иск военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении к действиям удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по текущему и капитальному ремонту здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать включение в план капитального ремонта на 2020 год здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес> в объеме работ: (цоколь, отмостка) ремонт отмостки 85 кв.м, (несущие стены (колонны)) заделка швов – 40 кв.м, (фасады) штукатурка, побелка – 60 кв.м., (водоотводящие устройства) отсутствует устройство сливов, (кровля 2-х скатная шифер) частичный ремонт – 720 кв.м, (перекрытия) заделка швов плит перекрытия (стяжка) – 20 кв.м, (полы) ремонт полов – 220 кв.м, замена линолеума – 220 кв.м, (проемы (окна,двери)) замена стеклопакетов – 98 шт., замена межкомнатных дверей – 70 шт., (санитарно-технические устройства) смена смывного бочка – 1шт., (система отопления) промывка системы, (система ГВС) замена смесителей – 2 шт., замена вентилей – 4 шт., (система ХВС) замена вентилей – 2 шт., (канализация) требуется прочистка, (электрооборудование) реконструкция электроснабжения, замена ламп ЛБ40-20 шт., плафон закрытого типа – 9 шт., светильники – 10 шт., электрические патроны – 30 шт., розетки внутренние – 3 шт., (вентиляция) ремонт приточно-вытяжной вентиляции. Требуется установка молниезащиты, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической системы пожаротушения, противопожарный наружный водопровод (гидранты), противопожарный водопровод (внутренний) с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>, связанного с: (цоколь, отмостка) ремонт отмостки 85 кв.м, (водоотводящие устройства) отсутствует устройство сливов, (полы): ремонт полов – 220 кв.м, замена линолеума 220 кв.м, (проемы – окна, двери) замена стеклопакетов – 98 штук, замена межкомнатных дверей 70 шт., установка молниезащиты, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической системы пожаротушения, противопожарный наружный водопровод (гидранты), противопожарный водопровод (внутренний).

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение текущего ремонта здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>, связанного с: (несущие стены (колонны)) заделка швов – 40 кв.м, (фасады) штукатурка, побелка – 60 кв.м., (кровля 2-х скатная шифер) частичный ремонт – 720 кв.м, (перекрытия) заделка швов плит перекрытия (стяжка) – 20 кв.м, (полы) (санитарно-технические устройства) смена смывного бочка – 1шт., (система отопления) промывка системы, (система ГВС) замена смесителей – 2 шт., замена вентилей – 4 шт., (система ХВС) замена вентилей – 2 шт., (канализация) требуется прочистка, (электрооборудование) реконструкция электроснабжения, замена ламп ЛБ40-20 шт., плафон закрытого типа – 9 шт., светильники – 10 шт., электрические патроны – 30 шт., розетки внутренние – 3 шт., (вентиляция) ремонт приточно-вытяжной вентиляции.

В удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России отказать».

Заслушав доклад судьи Щаповой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона К.С.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Военной прокуратурой Читинского гарнизона по информации ФГКУ «1027 ЦГСН» Минобороны России проведена проверка технического состояния и оборудования здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу: <адрес>. Согласно акту осмотра здания вышеуказанного детского сада от <Дата>, составленного представителем жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ по ВВО Минобороны России установлено, что здание детского сада требует капитального ремонта. Согласно договору управления жилищным фондом, здание детского сада передано по актам приема-передачи от <Дата> в управление Отделу № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по ВВО. <Дата> отделом № 7 в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО направлено тактико-техническое задание для внесения в план капитального ремонта 2019 года, при этом по состоянию на <Дата> информации о включении в названный план в отделе № 7 не имеется. Не проведение капитального ремонта здания детского сада противоречит действующему законодательству и создает предпосылки к чрезвычайным ситуациям в детском саду и, как следствие, возможной гибели, травматизму детей и лиц гражданского персонала, повреждению государственного имущества, росту социальной напряженности. В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от <Дата> детский сад находится на учете ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основной целью которого согласно Устава является решение задач по организации контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также его управлением и распоряжением. Просил суд обязать ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Департамент строительства Минобороны России обращение с ходатайством о содействии в выполнении капитального ремонта здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>.

Обязать Министерство обороны РФ не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать включение в план капитального ремонта на 2020 год здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу: <адрес>, в вышеуказанном объеме работ с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт. До <Дата> выполнить капитальный ремонт здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>, связанный с: (цоколь, отмостка) ремонт отмостки 85 кв.м, (несущие стены (колонны)) заделка швов – 40 кв.м, (фасады) штукатурка, побелка – 60 кв.м., (водоотводящие устройства) отсутствует устройство сливов, (кровля 2-х скатная шифер) частичный ремонт – 720 кв.м, (перекрытия) заделка швов плит перекрытия (стяжка) – 20 кв.м, (полы) ремонт полов – 220 кв.м, замена линолеума – 220 кв.м, (проемы (окна,двери)) замена стеклопакетов – 98 шт., замена межкомнатных дверей – 70 шт., (санитарно-технические устройства) смена смывного бочка – 1шт., (система отопления) промывка системы, (система ГВС) замена смесителей – 2 шт., замена вентилей – 4 шт., (система ХВС) замена вентилей – 2 шт., (канализация) требуется прочистка, (электрооборудование) реконструкция электроснабжения, замена ламп ЛБ40-20 шт., плафон закрытого типа – 9 шт., светильники – 10 шт., электрические патроны – 30 шт., розетки внутренние – 3 шт., (вентиляция) ремонт приточно-вытяжной вентиляции. Установка молниезащиты, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической системы пожаротушения, противопожарный наружный водопровод (гидранты), противопожарный водопровод (внутренний) (л.д.6-8).

В последующем заместитель военного прокурора Читинского гарнизона исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по текущему и капитальному ремонту детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>. Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать включение в план капитального ремонта на 2020 год здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>, в объеме работ: (цоколь, отмостка) ремонт отмостки 85 кв.м, (несущие стены (колонны)) заделка швов – 40 кв.м, (фасады) штукатурка, побелка – 60 кв.м., (водоотводящие устройства) отсутствует устройство сливов, (кровля 2-х скатная шифер) частичный ремонт – 720 кв.м, (перекрытия) заделка швов плит перекрытия (стяжка) – 20 кв.м, (полы) ремонт полов – 220 кв.м, замена линолеума – 220 кв.м, (проемы (окна,двери)) замена стеклопакетов – 98 шт., замена межкомнатных дверей – 70 шт., (санитарно-технические устройства) смена смывного бочка – 1шт., (система отопления) промывка системы, (система ГВС) замена смесителей – 2 шт., замена вентилей – 4 шт., (система ХВС) замена вентилей – 2 шт., (канализация) требуется прочистка, (электрооборудование) реконструкция электроснабжения, замена ламп ЛБ40-20 шт., плафон закрытого типа – 9 шт., светильники – 10 шт., электрические патроны – 30 шт., розетки внутренние – 3 шт., (вентиляция) ремонт приточно-вытяжной вентиляции. Установка молниезащиты, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической системы пожаротушения, противопожарный наружный водопровод (гидранты), противопожарный водопровод (внутренний) с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>, связанного с: (цоколь, отмостка) ремонт отмостки 85 кв.м, (водоотводящие устройства) отсутствует устройство сливов, (полы): ремонт полов – 220 кв.м, замена линолеума 220 кв.м, (проемы – окна, двери) замена стеклопакетов – 98 штук, замена межкомнатных дверей 70 шт., установка молниезащиты, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической системы пожаротушения, противопожарный наружный водопровод (гидранты), противопожарный водопровод (внутренний). Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение текущего ремонта здания детского сада инв. (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>, связанного с: (несущие стены (колонны)) заделка швов – 40 кв.м, (фасады) штукатурка, побелка – 60 кв.м., (кровля 2-х скатная шифер) частичный ремонт – 720 кв.м, (перекрытия) заделка швов плит перекрытия (стяжка) – 20 кв.м, (санитарно-технические устройства) смена смывного бочка – 1шт., (система отопления) промывка системы, (система ГВС) замена смесителей – 2 шт., замена вентилей – 4 шт., (система ХВС) замена вентилей – 2 шт., (канализация) требуется прочистка, (электрооборудование) реконструкция электроснабжения, замена ламп ЛБ40-20 шт., плафон закрытого типа – 9 шт., светильники – 10 шт., электрические патроны – 30 шт., розетки внутренние – 3 шт., (вентиляция) ремонт приточно-вытяжной вентиляции (уточнения л.д.135-136).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.150-158).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Л.С.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требованиях отказать. Указывает, что вывод суда о том, что Министерство обороны РФ в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ и обязано проводить капитальный ремонт детского сада является ошибочным, договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ от <Дата> к данному спору применим быть не может, поскольку государственный контракт от <Дата> распространяет свое действие на обязательства по управлению жилыми домами Минобороны России. Ремонт детского сада обязано проводить ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, в соответствии с Уставом и Положением о филиалах данного учреждения, а также актом о сдаче-приемке от <Дата>, согласно которому здание детского сада передано на эксплуатационное обслуживание названному учреждению. Кроме того, отмечает, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что работы, указанные в исковом заявлении, относятся к работам капитального характера. Из анализа перечней работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту утвержденных Постановлением Госстроя РФ от <Дата>, следует, что все работы, указанные в исковом заявлении относятся к текущему ремонту. Кроме того, удовлетворяя исковые требования, суд обязал Министерство обеспечить в здании детского сада пожарно-техническую продукцию. При этом, органы прокуратуры и сотрудники ЖЭ(К)О № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО не входят в состав государственной противопожарной службы, в связи с чем не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. В решении суда отсутствуют ссылки на экспертное заключение, которое бы подтверждало его доводы о необходимости обеспечения автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения здания детского сада (л.д.165-169).

В судебное заседание представители ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, представители третьих лиц: ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 7 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.327.1 ГПК РФ, заслушав представителя истца Б.С.С., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 12 ст. 1, ст. 2 Федерального закона «Об обороне» организация обороны включает, в том числе строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Читинского гарнизона по обращению ФГКУ «1027 ЦГСН» Минобороны России о фактах нарушения санитарного законодательства РФ проведена проверка технического состояния и оборудования здания детского сада (военный городок ), расположенного по адресу <адрес>.

Согласно акту осмотра от <Дата>, составленного представителем жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ по ВВО Минобороны России установлено здание вышеуказанного детского сада требует капитального ремонта в отношении: цоколя, отмостки, несущих стен, фасада, водоотводящих устройств, кровли, перекрытий, полов, проемов (окна,двери), санитарно-технических устройств, системы отопления, системы ХВС, канализации, электрооборудования, вентиляции. Кроме того, требуется установка молниезащиты, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической системы пожаротушения, противопожарный наружный водопровод (гидранты), противопожарный водопровод (внутренний) (л.д. 55-56).

В дефектном акте от <Дата>, приложенном к акту осмотра, приведен примерный перечень работ для проведения капитального ремонта, включающий: цементирование отмостки, заделку швов, штукатурку и побелку фасада, заделку швов перекрытия, частичную замену шифера, замену ленолеума, замену стеклопакетов и дверей, смену смывного бачка, промывку системы отопления, замену смесителей ГВС, замену вентелей ГВС, ХВС, прочистку канализации, замену ламп ЛБ40, плафонов закрытого типа, светильников, электрических патронов, розеток, прочистку каналов приточно-вытяжной вентиляции (л.д. 57-58).

По делу установлено, что детский сад (военный городок ), расположенный по адресу <адрес>, находится в собственности Министерства обороны Российской Федерации, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 13.12.2007 передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 27-28).

Ненадлежащее санитарно-техническое состояние детского сада способное причинить вред здоровью неопределенному кругу лиц, послужило основанием для обращения военного прокурора в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования военного прокурора частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерством обороны Российской Федерации ненадлежащим образом исполняются обязанности собственника по капитальному ремонту принадлежащего ему имущества, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность по проведению капитального ремонта здания детского сада.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда.

Доводы жалобы о незаконном возложении обязанности на Министерство обороны РФ по проведению ремонтных работ объекта недвижимости – здание детского сада, судебной коллегией отклоняется за необоснованностью. Указанная обязанность возложена судом на собственника объекта – Министерство обороны РФ, поскольку последнее в силу закона несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Статьями 337, 338 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, регламентировано, что повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований общевоинских уставов и других нормативных правовых актов Российской Федерации в части, касающейся оздоровления условий их службы и быта. При этом учитываются специфика выполняемых задач, климатические условия, экологическая обстановка в районе дислокации воинской части, состояние материального обеспечения и казарменно-жилищного фонда.

Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по оздоровлению условий службы и быта военнослужащих являются, в том числе строгое соблюдение санитарных правил и норм, выполнение требований общевоинских уставов по состоянию нежилого фонда.

Удовлетворяя исковые требования, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ обязанностей собственника по содержанию и ремонту принадлежащего ему нежилого здания детского сада создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций в саду, и, как следствие, к травматизму детей и иных лиц.

Доводы жалобы о том, что обязанность проведения капитального ремонта нежилого здания детского сада лежит на созданном для этих целей ФГБУ «ЦЖКУ» не исключает возложения на учреждение такой обязанности непосредственно собственником имущества в целях исполнения судебного акта.

Определяя перечень работ, необходимых для проведения капитального и текущего ремонта, суд принял во внимание представленный в материалы дела акт визуального осмотра от 23.09.2019 (л.д.131-132), в котором комиссией из представителей филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, со ссылкой на , Приложение, ч. I, принято решение об объеме и характере работ по результатам осмотра объекта, в связи с чем, ссылка в жалобе на утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 Перечень работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту, не принимается судебной коллегией во внимание.

Кроме того, названным актом зафиксировано отсутствие в здании детского сада системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической системы пожаротушения, противопожарного наружного водопровода (гидранты), противопожарного внутреннего водопровода, в связи с чем, комиссией принято решение о монтаже названного оборудования в рамках проведения капитального ремонта. В данном случае, вопреки доводам жалобы, для принятия решения о необходимости обеспечения здания детского сада пожарно-технической продукцией суду не требовалось специальное экспертное заключение. Доказательств того, что отсутствует необходимость обеспечения здания детского сада автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения, ответчиком не представлено.

Иных доводов, влекущих отмену оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Читы от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: