ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4188/2021 от 02.12.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-005790-38

г. Сыктывкар Дело 2-4188/2021 (№ 33-6771/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 02 декабря 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по иску ГБУ РК «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 сентября 2021 года, которым постановлено:

взыскать с ФИО1 в пользу ГБУ РК «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» сумму неосновательного обогащения в размере 86856 руб.,

взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» 2805,68 руб. государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения ответчика ФИО1 и ее представителя ФИО2, судебная коллегия

установила:

ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, а именно ежемесячного пособия на ребенка 1 за период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 8640 руб., государственной социальной помощи в виде пособия за период с 01 июля 2019 года по 31 июля 2020 года в сумме 1800 руб., материальной помощи в случае нахождения в трудной жизненной ситуации за период с 01 июля 2019 года по 31 июля 2020 года в сумме 6812 руб., государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта в размере 69604 руб. В обоснование требований указано, что ФИО1 была зарегистрирована по категории «Малоимущая семья», получала соответствующие меры социальной поддержки, в январе 2021 года истцом установлено, что ФИО1 предоставила при постановке на учет по безработице в заведомо недостоверные сведения о доходах в ООО «Капитал лайф страхование жизни», вследствие чего была снята с учета безработного с 20.04.2020 решением от 23.09.2020 по причине - попытка получения или получение пособия обманным путем, в связи с чем сумма неосновательного обогащения ФИО1 составила 86856 руб. В исковом заявлении ошибочно указан 2019 год, поскольку все оспариваемые выплаты получены в 2020 году.

Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> ФИО1 подала заявление в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» о предоставлении государственной услуги «Признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими». Решением ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» от <Дата обезличена> заявителю присвоен статус малоимущей семьи с 01.07.2020 по 31.12.2020, поскольку состав семьи составляет 3 человека, а совокупный ежемесячный доход – 12120,17 руб., среднедушевой доход – 4040,06 руб. в месяц, при том что прожиточный минимум на одного члена семьи – 13968,67 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей», действующим на дату принятия решения, ФИО1 назначено ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 6 до 18 лет - 1000 руб. с учетом его увеличения на 200 руб. для детей одиноких матерей и начислением районного коэффициента (для г. Сыктывкара 20%), итого 1440 руб., с июля по декабрь 2020 сумма составила 8 640 руб. (1440 руб. х 6 мес.). Также согласно постановлению Правительства РК от 31.12.2004 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», действовавшего в период спорных правоотношений, ответчику установлена государственная социальная помощь малоимущим семьям в случае нахождения в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды и обуви несовершеннолетним детям из малоимущих семей в размере 6 812 рублей. Кроме того, на основании ч. 4 п. 1 указанного постановления установлен размер социального пособия - 600 руб. на человека, итого 1800 руб. (600 руб. х 3 члена семьи). На основании ч. 5 п. 1 постановления от 31.12.2004 № 281 ответчику установлена государственная социальная помощь в виде пособия на основании социального контракта по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования в размере, равном средней величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Республике Коми за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, а именно 14 868 руб. - размер средней величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Республике Коми за второй квартал 2019 года, на период с 01.09.2020 по 30.11.2020 - период действия социального контракта, всего 44 604 руб. (14 868 руб. х 3 мес.), а также государственная социальная помощь в виде пособия на основании социального контракта при прохождении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования малоимущим гражданином по востребованным на рынке труда направлениям в размере стоимости курса не более 30 000 рублей на одного обучающегося, ответчику единовременно выплачено 25 000 руб. для оплаты стоимости учения в ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима ФИО3» в соответствии с договором о прохождении профессионального обучения (дополнительного профессионального образования).

За период с 01.07.2020 по 31.12.2020 ответчиком ФИО1 были получены меры социальной поддержки в общей сумме 86856 руб., а именно ежемесячное пособие на ребенка 1 в размере 8640 руб., государственная социальная помощь в виде пособия в сумме 1800 руб., материальная помощь в случае нахождения в трудной жизненной ситуации в сумме 6812 руб., государственная социальная помощь в виде пособия на основании социального контракта в размере 69604 руб.

Исходя из доводов иска в январе 2021 года в ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» поступили сведения о том, что ФИО1 предоставила при становлении на учет по безработице в ГУ РК «Центр занятости населения г.Сыктывкара» заведомо недостоверные сведения, а именно не указала доход, полученный в 2020 году в ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни».

По данным ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» между ФИО4 (в связи со сменой фамилии - ФИО1) и ООО СК «РГС-Жизнь» (в настоящее время ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни») <Дата обезличена> заключен агентский договор, <Дата обезличена> к договору было подписано дополнительное соглашение. Как следует из уведомления от <Дата обезличена>, действие Агентского договора с ФИО1 прекращено с 15.05.2020. До 27.12.2019 ФИО1 также раюботала по трудовому договору в ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив факт получения ФИО1 дохода от ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» в 2020 году в сумме 9036,77 руб., 6238,54 руб., 3162,78 руб., 13958,85 руб., 1594,18 руб., 42264,20 руб., сведения о которых не были предоставлены ФИО1 при обращении с заявлением о признании семьи малоимущей, руководствуясь ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пришел к выводу незаконном получении ответчиком мер социальной поддержки в общей сумме 86 856 руб. в результате совершения умышленных действий, взыскав данную сумму в качестве неосновательного обогащения.

Судебная коллегия находит, что состоявшееся судебное решение принято с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного выше следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

По смыслу приведенной нормы для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.

Суд первой инстанции при вынесении решения надлежащим образом не исследовал юридически значимое обстоятельство, а именно вопрос о добросовестности (недобросовестности) ответчика, ограничившись констатацией факта непредставления сведений о получении дохода от ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни», при этом не исследование вопрос о том, сведения о каких суммах должны были быть представлены, а также наличие (отсутствие) права на получение соответствующих мер социальной поддержки в случае предоставления данных сведений.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (статья 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отношения, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Республики Коми в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Республики Коми, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законами Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей», от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми».

Подпунктом 3 пункта Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 (далее – Порядок) предусмотрена необходимость предоставления документов (сведений), подтверждающих денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними) (в случае их отсутствия в распоряжении государственных органов).

Таким образом, при обращении в июне 2020 года, ответчиком должны быть представлены сведения за март, апрель, май 2020 года.

Суд первой инстанции перечислил доход от ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни», не определив при этом месяцы, в котором данные доходы подлежали учету.

Сведения о выплатах ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» представлены в суд первой инстанции в электронном виде.

В силу п. 8 и 9 Порядка для расчета величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина используется установленная в Республике Коми величина прожиточного минимума на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми, действующая на день регистрации заявления (далее - величина прожиточного минимума).

Величина прожиточного минимума семьи исчисляется путем деления суммы величины прожиточного минимума, рассчитанной с учетом социально-демографической группы населения и природно-климатической зоны, на количество членов семьи.

Исходя из платежных документов и справки о доходах ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» в 2020 году начислено и выплачено ответчику агентское вознаграждение: в марте 6238,54 руб., в апреле - 13 958,85 руб., мае - 1 594,18 руб.

Начисленные и фактически выплаченные в январе – 9036,77 руб. (агентское вознаграждение), феврале 2020 – 37788,46 руб. (согласно коду доходов 2300 – пособие по временной нетрудоспособности), 4475,72 руб. (агентское вознаграждение), июне – 3162,78 руб. агентское вознаграждение) не подлежат учету, поскольку не относятся к расчетному периоду и не подлежали учету (ст. 4, 7, 8 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи").

Пунктом 13 Порядка предусмотрены следующие основания для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими:

1) отсутствие права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по основаниям, установленным Законом Республики Коми, настоящими Порядком и условиями;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий;

3) превышение в расчетном периоде среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над соответствующей величиной прожиточного минимума;

4) отсутствие денежных доходов за календарные месяцы, приходящиеся на расчетный период, за исключением независящих от граждан причин, указанных в пункте 2 статьи 1 Закона Республики Коми;

6) наличие в представленных документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности. При наличии противоречивых сведений в представленных документах и (или) при несоответствии содержания и (или) оформления документов требованиям законодательства центр осуществляет проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности посредством направления запросов в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий (в случае если документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий представлены по инициативе заявителя), в органы и организации, располагающие необходимой информацией. При этом срок принятия решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, указанный в пункте 11 настоящих Порядка и условий, продлевается директором центра или уполномоченным им лицом на срок, необходимый для получения запрашиваемой информации, но не более чем на 30 календарных дней, о чем сообщается гражданину путем направления письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня направления соответствующего запроса (запросов).

На основании информации, подтверждающей недостоверность представленных сведений, центр в течение 5 рабочих дней со дня получения указанной информации принимает решение об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.

На основании информации, не подтверждающей недостоверность представленных сведений, центр в течение 5 рабочих дней со дня получения указанной информации принимает решение о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими сроком на шесть месяцев с месяца, следующего за месяцем, в котором зарегистрировано заявление гражданина.

Учитывая доход ФИО1 от работы в 2020 году по договору гражданско-правового характера за три месяца расчетного периода, а также представленных сведений, среднедушевой доход на члена семьи в месяц составит 6 461,34 руб. согласно расчету: (12 120,17 руб. (совокупный доход в месяц по представленным документам) + (6238,54 руб.+ 13 958,85 руб. + 1 594,18 руб.)/3месяца)/3члена семьи, что не превышает величину прожиточного минимума семьи 13968,67, рассчитанную в соответствии с п. 8, 9 Порядка.

Представление истцом сведений о полученных доходах в марте, апреле, мае 2020 года от ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» при обращении с заявлением к истцу не привело бы к возникновению обстоятельств, препятствующих признанию семьи малоимущей. Таким образом, со стороны ответчика отсутствует сам факт неосновательного обогащения.

Кроме того, бездействие ответчика с учетом официального характера дохода, сведения о котором не представлены при обращении с заявлением о признании семьи малоимущей, но при этом был начислен и выплачен налог на прибыль, наличием полномочий истца на проверку полноты сведений, не может рассматриваться как заведомо недобросовестное осуществление прав, поскольку отсутствует достаточно очевидный характер злоупотребления.

Следовательно, оснований для взыскания полученных сумм как неосновательного обогащения с учетом положений статьи 1102 и части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Отказать ГБУ РК «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в иске к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07.12.2021.

Председательствующий

Судьи