ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-423/20 от 18.08.2020 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0018-01-2020-000014-45 1 инстанция №2-423/2020

Судья Андрианова Ю.А. Дело №33-2212/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2020 г. г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бурдюговского О.В.,

судей Гошуляк Т.В., Мягковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гошуляк Т.В. дело по апелляционной жалобе Социального управления г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 11 марта 2020 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к Социальному управлению города Пензы и Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о понуждении произвести выплату компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, которым постановлено:

«иск ФИО1 к Социальному управлению города Пензы и Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о понуждении произвести выплату компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Социальное управление города Пензы рассчитать и выплатить ФИО1 компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с учетом авансовых платежей в Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение г. Пензы» - 23.04.2019 г., в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области – 18.04.2019 г., ООО «ТНС энерго Пенза» - 29.04.2019 г., ПАО «Т Плюс» филиал «Мордовский» - 29.04.2019 г.

Взыскать с Социального управления города Пензы в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере – 400 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать»,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором указала, что ей как ветерану труда в соответствии с нормами законодательства положена компенсация расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако, уполномоченный орган с 1 сентября 2019 г. отказал ей в выплате компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, оплаченные ею авансовыми платежами. Данный отказ ФИО1 считает незаконным и необоснованным.

Просила суд взыскать с Социального управления г. Пензы в ее пользу денежную сумму в счет компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с июня по сентябрь 2019 г. в размере - 342,54 руб.; учесть при исчислении компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги авансовый платеж, произведенный за период с октября по декабрь 2019 г. и выплатить ей 42,46 руб.; взыскать судебные расходы на копирование документов в сумме 32 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб.

Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 27.02.2020 по гражданскому делу к участию в качестве соответчика было привлечено Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 уточнила исковые требования, просила суд обязать Социальное управление города Пензы выплатить ей компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес>, с учетом авансовых платежей за период с апреля по май 2019 г. в Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение г. Пензы», в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, в ООО «ТНС энерго Пенза», в ПАО «Т Плюс» филиал «Мордовский»; взыскать с ответчиков в ее пользу судебные расходы на копирование документов в сумме 32 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение от 11.03.2020.

Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Пензы от 15.06.2020 исковые требования ФИО1 к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, ответчик Социальное управление г. Пензы, действуя через своего представителя по доверенности – ФИО2, подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права. Так, суд первой инстанции не учел, что в силу требований п. 8 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Пензенской области, утвержденного постановлением правительства Пензенской области от 28.05.2019 №317-пП, внесение авансового платежа не является основанием для отказа ветерану в компенсации. Согласно п. 12 Порядка расчет размера компенсации осуществляется уполномоченными органами на основании сведений, полученных от организаций, и на основании заключенных соглашений о взаимодействии с соблюдением норм законодательства РФ о защите персональных данных. Компенсация ФИО1 расходов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг произведена по фактическим начислениям и оплате на основании ст. 2 Закона Пензенской области от 30.11.2018 №3270-ЗПО. Вывод суда о том, что ссылка на п. 12 Порядка не является основанием для не включения в состав расчетов компенсации авансовых платежей, противоречит действующему законодательству, поскольку компенсация ФИО1 предоставлялась, но ее размер рассчитывается, исходя из фактических платежей, согласно сведениям, передаваемым ресурсоснабжающими организациями.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по доверенности – ФИО3 просит апелляционную жалобу Социального управления г. Пензы удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Социального управления г. Пензы по доверенности – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Истец ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда в части удовлетворения ее исковых требований без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Дополнительно пояснила, что расчет компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, приведенный ею в исковом заявлении, произведен на основании квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг, с учетом произведенных ею авансовых платежей, которые не были учтены ответчиком при расчете соответствующей компенсации; от требований о взыскании денежных средств, первоначально заявленных в иске, истец не отказывалась. Кроме того, полагала, что, поскольку суд первой инстанции установил нарушение ее прав как ветерана труда, отказ во взыскании компенсации морального вреда является незаконным.

Представитель ответчика Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, представители МКП «Теплоснабжение г. Пензы», ООО «Газпром межрегионгаз Пенза», Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, ООО «Сервисная компания «Лидер», ООО «ТНС энерго Пенза», ООО «Горводоканал», ПАО «Т Плюс» Филиал «Мордовский» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем и в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия усматривает основания для его отмены.

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 1 Закона Пензенской области от 20.12.2004 №715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют лица, имеющие звание «Ветеран труда».

Согласно п.п.1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона лицам, имеющим звание «Ветеран труда», устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;

б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Пензенской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - исходя из занимаемой жилой площади;

в) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

г) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления этих услуг;

г-1) платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

д) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Согласно ст. 1 Закона Пензенской области от 30.11.2018г. №3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» (принятого ЗС Пензенской обл. 23.11.2018, действующего с 01.06.2019) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).

В силу ст. 2 Закона №3270, компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ст. 1 настоящего Закона. Порядок предоставления компенсации определяется Правительством Пензенской области.

До 1 июня 2019 года на территории Пензенской области действовал Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной Законом №715-ЗПО, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 26.04.2007 №289-ПП, согласно п. 4 которого денежная компенсация исчислялась исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, по муниципальному образованию, на территории которого гражданин в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания.

С 1 июня 2019 года на территории Пензенской области действует Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 28.05.2019 №317-пП.

В силу п. 11 Порядка, начиная с 1 сентября 2019 г., размер компенсации определяется ежемесячно по сведениям организаций, осуществляющих начисление платежей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – организации).

Согласно п. 12 Порядка, расчет размера компенсации осуществляется уполномоченными органами на основании сведений, полученных от организаций, и на основании заключенных соглашений о взаимодействии с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 имеет звание «Ветеран труда» и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Из справок – расчетов размера ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (ЕДК ЖКУ), за период с июня по сентябрь 2019 года, представленных Социальным управлением г. Пензы в материалы дела, следует, что компенсация была произведена ФИО1 по фактическим начислениям: за июнь 2019 г. – в сентябре 2019 г. в размере – 317,59 руб., за июль 2019 г. – в октябре 2019 г. в сумме – 319,02 руб., за август 2019 г. – в ноябре 2019 г. в сумме 319,02 руб., за сентябрь 2019 г. – в декабре 2019 г. в сумме – 257, 82 руб., за октябрь 2019 г. – в январе 2020 г. в сумме – 743,34 руб.

Частично удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что Социальное управление г. Пензы при расчете ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 не учло авансовые платежи, произведенные истцом 23.04.2019 в Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение г. Пензы», 18.04.2019 в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, 29.04.2019 в ООО «ТНС энерго Пенза» и 29.04.2019 в ПАО «Т Плюс» Филиал «Мордовский», чем нарушило права истца, поскольку основания для отказа в предоставлении ФИО1 компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (ЕДК ЖКУ), установленные п. 3 ст. 160 ЖК РФ, п. 8 Порядка, отсутствовали.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2 ст. 12 ГПК РФ).

В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).

По настоящему делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений на них ответчиков и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: правильно ли применительно к положениям Федерального закона «О ветеранах», Закона Пензенской области от 30.11.2018 №3270-ЗПО, Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 28.05.2019 №317-пП, был определен размер компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, выплаченной ФИО1, соответствует ли расчет компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг требованиям этих нормативных правовых актов.

Между тем в нарушение ч. 2 ст. 56 и ч. 1 ст. 196 ГПК РФ суд не определил приведенные обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

Как следует из материалов дела, в нем имеются справки-расчеты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с июня по ноябрь 2019 г., в которых приведены сведения о начислении и оплате стоимости коммунальных услуг. ФИО1 в исковом заявлении ссылалась на то, что произведенные ею авансовые платежи не учтены при определении компенсации на оплату жилого помещения.

В целях проверки доводов истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции приглашался специалист Социального управления г. Пензы, ответственный за определение размера компенсации гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг и соответствие произведенного расчета компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг требованиям нормативных правовых актов, для получения пояснений о произведенном органом социальной защиты расчете компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, полагающихся ФИО1

Как следует из консультации специалиста ФИО4, допрошенной в судебном заседании суда апелляционной инстанции, ежемесячная компенсация за жилищно-коммунальные услуги рассчитывается на основании сведений, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями. Даже если потребителем вносятся авансовые платежи, начисления за жилищно-коммунальные услуги производятся ежемесячно, и соответствующая компенсация также предоставляется. В отношении ФИО1 спорные авансовые платежи были направлены на оплату жилищно-коммунальных услуг в апреле 2019 г. За горячее водоснабжение в спорный период времени начислений не было, в связи с отсутствием истца по месту жительства, о чем последней было написано соответствующее заявление в ресурсоснабжающую организацию, в связи с чем, авансовые платежи, внесенные истцом в апреле 2019, были учтены в счет оплаты начислений за последующие периоды времени.

Оснований не доверять расчету компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО1, произведенному Социальным управлением г. Пензы, у судебной коллегии, с учетом вышеуказанной консультации специалиста ФИО4 не имеется, поскольку он является законным и обоснованным, подтверждается иными исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, согласно справке филиала «Мордовский» ПАО «Т плюс» от 11.08.2020, предоставленной по запросу суда апелляционной инстанции, денежные средства, перечисленные ФИО1 в указанную организацию, зачислены в счет оплаты за апрель 2019 г.

Из сообщения МКП «Теплоснабжение г. Пензы» от 12.08.2020 следует, что 23.04.2019 поступил платеж на сумму 491,52 руб. по лицевому счету ФИО1 за жилое помещение по адресу: <адрес>. Данный платеж был распределен следующим образом: за март 2019 начисления составили 237,25 руб., погашено 237,25 руб.; за апрель 2019 начисления составили 233,22 руб., погашено 233,22 руб.; с мая по ноябрь 2019 начислений не было, то есть, нулевые начисления; за декабрь 2019 г. начисления составили 235,04 руб., погашено 21,05 руб.

Согласно сообщению ООО «ТНС энерго Пенза» от 14.08.2020 денежные средства в сумме 297 руб. 22.04.2019 поступили на расчетный счет указанный организации и зачислены на лицевой счет . Данная сумма закрывает начисления марта 2019 г. Денежные средства в сумме 367,99 руб. 29.04.2019 г. поступили на расчетный счет ООО «ТНС энерго Пенза» и зачислены на лицевой счет . Данная сумма закрывает начисление апреля 2019 г. На 30.04.2019 г. по адресу <адрес> числится переплата 65,41 руб.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что авансовые платежи, оплаченные ФИО1 в апреле 2019 г., были учтены ресурсоснабжающими организациями, и соответствующие сведения переданы в Социальное управление г. Пензы для расчета ежемесячной денежной компенсации.

При этом, отсутствие начислений за коммунальные услуги за период с мая по сентябрь 2019 г. и, как следствие, уменьшение размера соответствующей ежемесячной компенсации, связано с временным отсутствием ФИО1

Расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, произведенный Социальным управлением г. Пензы, соответствует требованиям Закона Пензенской области от 30.11.2018 №3270-ЗПО, Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 28.05.2019 №317-пП.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление от 24 мая 2001 г. №8-П).

Судебная коллегия учитывает, что вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 28.05.2020 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 г. №3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области».

В указанном решении Пензенского областного суда дан анализ установленному региональным законодательством Пензенской области назначению и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области; сделан вывод о том, что установленный федеральным законодателем объем мер социальной поддержки статья 2 оспариваемого закона не изменяет, право на получение компенсации не прекращает и фактически направлена на реализацию определенных федеральным законодателем условий.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции фактически определил иной порядок расчета соответствующей компенсации, отличный от Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 28.05.2019 №317-пП, что является недопустимым; не учел, что внесенные истцом авансовые платежи учтены при определении размера компенсации, что права ФИО1 не нарушает.

Судебная коллегия также считает необходимым указать на допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального права.

В силу требований ч.1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу положений ст. ст. 67, 71, 327, 327.1, 329 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.

Между тем, в нарушение приведенных норм процессуального права, судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не было достоверно установлено, просила ли ФИО1 взыскать с ответчика в свою пользу сумму в счет выплаты компенсации по оплате ЖКХ с июня по сентябрь 2019 г. в размере 342,54 руб., а также учесть при начислении льготы по оплате ЖКХ авансовый платеж при оплате услуг с октября по декабрь 2019 г. в сумме 42,46 руб.

Суждение суда первой инстанции о том, что в качестве уточнения исковых требований были приняты объяснения истца ФИО1, данные в устной форме в судебном заседании, согласно которым истец просила суд обязать Социальное управление города Пензы выплатить ей компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес> с учетом авансовых платежей за период с апреля по май 2019 г. в Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение г. Пензы», в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, в ООО «ТНС энерго Пенза», в ПАО «Т Плюс» филиал «Мордовский», не основаны на нормах процессуального права.

Заявление ФИО1 об уточнении исковых требований сделано в устной форме, что не соответствует требованиям ч.1 ст. 131 ГПК РФ; соответствующее определение суда о принятии к производству суда исковых требований с учетом изменения предмета иска в порядке ст. 39 ГПК РФ судом первой инстанции вынесено не было; соответственно, правовых оснований для рассмотрения указанных требований ФИО1 у суда первой инстанции не имелось.

На основании изложенного, обжалуемое решение суда, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, существенном нарушении норм процессуального права подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 11 марта 2020 г. - отменить, принять по делу новое решение, которым иск ФИО1 к Социальному управлению города Пензы и Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о понуждении произвести выплату компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения; апелляционную жалобу Социального управления г. Пензы – удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: