ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-445/20 от 15.12.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Лукьянов А.П.

дело № 2-445/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-12578/2020

15 декабря 2020 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Андрусенко И.Д., Шушкевич О.В.,

при секретаре Татаринцевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Саратовской Лидии Сергеевны на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 августа 2020 года по иску Саратовской Лидии Сергеевны к Управлению социальной защиты населения администрации города Трехгорного о защите права на компенсацию расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, объяснения представителей ответчика Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного по доверенности Сафоновой С.В., Шнайдер Д.В., возражавших относительно жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Саратовская Лидия Сергеевна обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> (далее - УСЗН администрации <адрес>, орган социальной защиты населения) о признании права на предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере 100 процентов, выплате компенсации расходов по уплате взноса за капитальный ремонт в размере 100 процентов от выплаченной суммы в размере 24 221,60 руб.

В обоснование иска указала, что является инвали<адрес> группы, проживает в <адрес>. В июле 2019 года выплатила задолженность за капитальный ремонт 24 221,60 руб., однако ответчик выплатил ей компенсацию в размере 7 164,74 руб. Считает, что решение ответчика о выплате компенсации в размере 50 процентов является незаконным, поскольку в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» она как гражданин старше 80 лет, проживающий одиноко, имеет право на компенсацию расходов за капитальный ремонт в размере 100 процентов.

Истец Саратовская Л.С. при надлежащем извещении о времени и месте в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимала.

Представитель истца по доверенности Саратовский А.Ю. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика УСЗН администрации г. Трехгорного в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, о времени и месте был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска.

Решением суда в удовлетворении иска Саратовской Л.С. отказано.

В апелляционной жалобе истец Саратовская Л.С. просит отменить решение суда, мотивируя тем, что суд проигнорировал Федеральный закон, которым она освобождена от оплаты взносов на капитальный ремонт, так как достигла возраста 89 лет, является инвалидом 1 группы.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УСЗН администрации г. Трехгорного просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Саратовской Л.С. – без удовлетворения.

Истец Саратовская Л.С. в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителей ответчика, исследовав приобщенные в суде апелляционной инстанции дополнительные (новые) доказательства – копию выплатного дела Саратовской Л.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Частью 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (введенной Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2016 года) установлено, что инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капительный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Правоотношения по вопросу предоставления гражданам мер дополнительной социальной поддержки в виде компенсации расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года № 16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области».

Пунктом 8 статьи 3 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года № 16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области» предусмотрено, что настоящий Закон распространяется на постоянно проживающих на территории Челябинской области граждан, относящихся к одиноко проживающим неработающим гражданам, достигшим возраста восьмидесяти лет.

В соответствии с частью 1 статьи 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года № 16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области» гражданам, указанным в пунктах 6 - 9 статьи 3 настоящего Закона, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее в настоящей статье - компенсация расходов). Компенсация расходов осуществляется в отношении жилого помещения, используемого гражданином в качестве места постоянного проживания.

В силу части 2 статьи 7-1 названного Закона Челябинской области компенсация расходов, рассчитанная исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, установленного Правительством Челябинской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, предоставляется: 1) гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 статьи 3 настоящего закона, - в размере пятидесяти процентов; 2) гражданам, указанным в пунктах 8 и 9 статьи 3 настоящего Закона, - в размере ста процентов.

Порядок и условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящей статьей, определяются Правительством Челябинской области (часть 4 статьи 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года № 16-ОЗ).

Гражданам, имеющим на 1 января 2016 года право на получение меры социальной поддержки, установленной настоящей статьей, и обратившимся за ее получением в срок до 1 ноября 2016 года, компенсация расходов предоставляется с 1 января 2016 года (часть 5 статьи 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года № 16-ОЗ).

Пунктом 2 Порядка и условий предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 16 февраля 2016 года № 59-П, предусмотрено, что компенсация расходов предоставляется гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, используемых в качестве места постоянного проживания, из числа: одиноко проживающих неработающих граждан, достигших возраста семидесяти лет; неработающих граждан, достигших возраста семидесяти лет, проживающих в семьях, состоящих из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, которые достигли возраста семидесяти лет, и (или) инвалидов; одиноко проживающих неработающих граждан, достигших возраста восьмидесяти лет; неработающих граждан, достигших возраста восьмидесяти лет, проживающих в семьях, состоящих из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, которые достигли возраста семидесяти лет и (или) инвалидов.

Назначение и выплата компенсации расходов, гражданам, указанным в пункте 2 данного Порядка, осуществляются органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области по месту постоянного проживания (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 8 Порядка гражданам пожилого возраста, впервые приобретшим право на меры социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, компенсация расходов назначается с первого числа месяца подачи заявления после получения органами социальной защиты населения всех необходимых документов. Гражданам пожилого возраста, имеющим на 1 января 2016 года право на получение компенсации расходов и обратившимся за ее получением в срок до 1 ноября 2016 года, компенсация расходов предоставляется с 1 января 2016 года.

Согласно пункту 10 Порядка гражданам пожилого возраста, имеющим задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выплата компенсации расходов приостанавливается, за исключением случаев заключения и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению. Выплата приостановленных сумм предоставляется с месяца, следующего за месяцем погашения гражданами пожилого возраста задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более чем за три года.

Пунктом 13 Порядка и условий предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан предусмотрено, что в случае изменения основания для получения компенсации расходов по заявлению гражданина пожилого возраста назначение компенсации расходов по новому основанию осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин пожилого возраста подал в орган социальной защиты населения соответствующее заявление с необходимыми документами.

Как следует из материалов выплатного дела, Саратовская Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения администрации <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органом социальной защиты населения меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг предоставлялись истцу Саратовской Л.С. в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как инвалиду <данные изъяты> в размере <данные изъяты> процентов.

В связи с внесением Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №399-ФЗ изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01 января 2016 года органом социальной защиты населения истцу в автоматическом режиме был добавлен расчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт как инвалиду в размере 50 процентов от фактических начислений взноса на капитальный ремонт на площадь жилого помещения, приходящуюся на долю инвалида, но не более 50 процентов взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ Саратовская Л.С. обратилась в УСЗН с заявлением о назначении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» как вдове участника Великой Отечественной войны.

С 1 сентября 2018 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт предоставлялись истцу Саратовской Л.С. как вдове участника Великой Отечественной войны на основании статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно счету-извещению за май 2019 год по лицевому счету, открытому по адресу: <адрес>, имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт в <данные изъяты> руб.; за <данные изъяты> руб. (л.д. 28).

ДД.ММ.ГГГГ задолженность в размере 24 221,60 руб. была погашена (л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> произведен перерасчет доплаты за капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведена выплата истцу Саратовской Л.С. компенсации в размере 7 164,74 руб. (л.д. 5-10, 30).

ДД.ММ.ГГГГ Саратовская Л.С. обратилась в УСЗН администрации <адрес> с заявлением о назначении ей компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» (л.д. 26).

Распоряжением начальника УСЗН Саратовской Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ назначена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт как одиноко проживающему неработающему гражданину, достигшему возраста восьмидесяти лет (л.д. 27).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Саратовской Л.С. о признании за ней права на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100 процентов, выплате компенсации в размере 100 процентов от выплаченной суммы в размере <данные изъяты> руб., суд первой инстанции исходил из того, что истец как одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере 100 процентов только с ДД.ММ.ГГГГ, компенсация за период до указанной даты в заявленном размере ей не может быть назначена и выплачена, так как с заявлением о назначении такой компенсации она обратилась в орган социальной защиты населения только ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия находит правильными данные выводы суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы истца Саратовской Л.С. о том, что суд проигнорировал Федеральный закон об освобождении ее от оплаты за капитальный ремонт, тогда как она достигла возраста 89 лет, не влекут отмену судебного акта, поскольку основаны на неправильном понимании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Действительно, как было указано выше, истец Саратовская Л.С. в соответствии со статьей 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года № 16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области» с 01 января 2016 года, при жизни мужа ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, имела право на получение дополнительной меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов как неработающий гражданин, достигший возраста восьмидесяти лет, проживающий в семье, состоящей из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, которые достигли возраста семидесяти лет, и (или) инвалидов, а после смерти мужа имеет право на получение указанной меры социальной поддержки как одиноко проживающий неработающий гражданин, достигший возраста восьмидесяти лет, являющийся собственником жилого помещения в многоквартирном доме.

Принимая во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме Саратовской Л.С., как инвалиду, начислялась в размере <данные изъяты> процентов без заявления, по документам, имеющимся в распоряжении органа социальной защиты населения, на основании статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, а с ДД.ММ.ГГГГ – на основании заявления истца как вдове участника Великой Отечественной войны на основании статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», то подача заявления с приложением необходимых документов о назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов в соответствии с Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области», в силу требований пункта 13 Порядка и условий предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П, являлась обязательной.

Однако с заявлением о назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Законом Челябинской области от 14 февраля 1996 года №16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области» с предоставлением необходимых документов, в том числе подтверждающих право собственности на жилое помещение, в котором постоянно проживает, истец Саратовская Л.С. обратилась в орган социальной защиты населения только ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем после погашения ДД.ММ.ГГГГ задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме компенсация ей была выплачена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 процентов.

Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы истца повторяют позицию в суде первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, не исследованных судом, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саратовской Лидии Сергеевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: