ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-473/2022 от 28.09.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Александрова Е.В. дело №2-473/2022 (33-3227/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 28 сентября 2022г.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

Председательствующего: Поляковой К.В.,

судей областного суда: Алтаяковой А.М., Вилисовой Л.А.,

при помощнике судьи Федоровой Е.А.,

заслушав в открытом судебном заседании в апелляционном порядке по докладу судьи Поляковой К.В. дело по апелляционной жалобе представителя Бичуевой М.А. по доверенности ФИО7 на решение Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по делу по иску Бичуевой ФИО18 к Федеральному дорожному агентству, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства», администрации МО «<адрес>» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

УСТАНОВИЛА:

Бичуева М.А. в лице представителя по доверенности ФИО7 обратилась в суд с иском, указав, что ей на праве собственности принадлежит 1/18 доли земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, МО «Сергиевский сельсовет», южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок расположен в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером , принадлежащим ФИО8, который имеет общие границы с полосой отвода автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей–Кизляр-Махачкала, по договоренности с ФИО8 истцу было разрешено пользоваться данным земельным участком для проезда. Земельные участки окружены водой, единственный съезд был расположен через участок с кадастровым номером , расположенный непосредственно у автомобильной дороги. В сентябре 2018г. ФКУ Упрдор «Каспий» в результате реконструкции автодороги Р-215 установлены металлические барьерные ограждения - отбойники, которые полностью перекрыли доступ к земельным участкам, на которых ведется хозяйство по выпасу скота и сенокоса, в связи с чем она лишена возможности фактически использовать принадлежащий ей земельный участок по целевому назначению. Считает, что установка металлических барьерных ограждений -отбойников была незаконной, произведенной без учета интереса собственников смежных автодороге земельных участков. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 по проведению работ по обследованию земельных участков последние образованы в . путем выдела из земельного участка с кадастровым номером колхоза «Волга». По результатам межевания участки сформированы в границах, существующих на местности. При выезде на место в 2020г. произведена топографо-геодезическая сьемка контрольных поворотных точек границ участков по периметру и установлено, что земельные участки используются в границах, установленных при межевании, фактически земельный участок расположен на острове, омывается <адрес> на земельный участок возможно осуществить со стороны автодороги, который перекрыли "отбойником" - металлическим ограждением барьерного типа высотой 0,75 м. При указанных обстоятельствах с учетом уточненных исковых требований просила обязать ответчиков устранить препятствие в пользовании земельным участком с кадастровым номером путем демонтажа металлического барьерного ограждения, установленного вдоль автомобильной дороги общего федерального значения Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» на 71 км. (70 км. 560 м), обязать ответчиков обустроить съезд с автодороги «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» на 71 км. (70 км. 560 м) на земельном участке с кадастровым номером , шириной не менее 6 м., согласно представленным координатам точек.

Определением Икрянинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГг. администрация МО «Икрянинский район» исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, к участию в деле привлечена в качестве специалиста кадастровый инженер ИП Харитонова А.Е.

В судебное заседание истец Бичуева М.А. не явилась, её представитель адвокат Метенова М.Д. иск поддержала.

Представители ФКУ Упрдор «Каспий», ФДА (Росавтодор), администрации МО «<адрес>», администрации МО «Сергиевский сельсовет», Управления Росреестра по <адрес>, Абдулкеримов М.С., Четверухина Т.А., кадастровый инженер ИП Харитонова А.Е., Четверухин С.А. в судебном заседании участия не принимали.

Решением Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. иск Бичуевой М.А. оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Бичуевой М.А. по доверенности Метенова М.Д ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, которым исковые требования удовлетворить, в обоснование ссылается на доводы, аналогичные доводам, приведенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ Упрдор «Каспий» Мамцев Д.В. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.

На заседание судебной коллегии Бичуева М.А., её представитель адвокат Метенова М.Д., Абдулкеримов М.С., Четверухина Т.А., кадастровый инженер ИП Харитонова А.Е., Четверухин С.А., представители администрации МО «<адрес>», администрации МО «Сергиевский сельсовет», Управления Росреестра по <адрес>, будучи надлежаще извещенными, не явились, причину неявки не сообщили. От представителя истца Метеновой М.Д. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца. При указанных обстоятельствах в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя ФКУ Упрдор «Каспий», ФДА (Росавтодор) Мамцева Д.В., считавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционный жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пп.4 п.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, МО «Сергиевский сельсовет», южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала, площадью 91.006+/-2.640 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, сведения имеют статус актуальные, на праве общей долевой собственности принадлежит: 1/18 доли ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГг. (т.1 л.д.43) (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг.), 4/9 доли ФИО10 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГг. (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг.), 1/2 доли Четверухиной Т.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГг. (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг.) (т.1 л.д.9-10, 59-60). По сведениям ЕГРН в графе «особые отметки» внесены сведения об ограничениях прав на земельные участки, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГг., на основании решения о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства от ДД.ММ.ГГГГг. выданного Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору Нижне-Волжского управления по <адрес>; предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГг., на основании уставленного порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон от ДД.ММ.ГГГГг. Правительством Российской Федерации (т.1 л.д.57-59).

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, МО «Сергиевский сельсовет», южнее <адрес> 1,8 км., правая сторона автодороги Астрахань-Махачкала, южнее ерика Бирючий, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, с актуальными сведениями, на праве собственности принадлежит Абдулкеримову М.С. с ДД.ММ.ГГГГг. 1/2 доля и 1/2 доля с ДД.ММ.ГГГГг. По сведениям ЕГРН в графе «особые отметки» внесения сведения об ограничениях прав на земельные участки, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГг., на основании распоряжения «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГг. -р, выданного ФДА (Росавтодор); предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГг., на основании порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон от ДД.ММ.ГГГГг. , выданного Правительством Российской Федерации.

Земельный участок разделен на две части: площадью 97.643,0 кв.м. в графе «особые отметки» внесения сведения об ограничениях прав на земельные участки, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия: с ДД.ММ.ГГГГг. на основании распоряжения «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГг. -р, выданного ФДА (Росавтодор); ограничения в использовании - согласно Приказу «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГг., строительство, реконструкция в границах придорожных полос объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса допускаются при наличии согласия, выданного владельцем автомобильной дороги. Строительство и реконструкция объектов в пределах придорожных полос осуществляется в соответствии с документацией по планировке. Размещение объектов дорожного сервиса должно осуществляться с учетом имеющегося размещения таких объектов в пределах полосы отвода автомобильной дороги. Выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением, соответствующих условий. Строительство, реконструкция, ремонт объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, при наличии согласия владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. За оказание услуг присоединения к автомобильной дороге объектов дорожного сервиса взимается плата на основании заключаемого с владельцем автомобильной дороги договора о присоединении объекта дорожного сервиса к такой автомобильной дороге. При присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец информирует собственников присоединяемых объектов о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления таких реконструкций, капитального ремонта. В случае реконструкции автомобильной дороги переустройство объектов дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов, примыкании к указанным объектам осуществляется владельцами таких объектов при наличии согласия, выдаваемого владельцами автомобильных дорог, на выполнение указанных работ, содержащего технические требования и условия. Размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос автомобильных дорог допускается при наличии согласия, выдаваемого в письменной форме владельцем автомобильной дороги, и на основании разрешения на строительство. В случае, если прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии: соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком; недопущения нанесения вреда автомобильной дороге и входящим в ее состав дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения; и площадью 21.157,0 кв.м., в графе «особые отметки» внесены сведения об ограничениях прав на земельные участки, предусмотренные ст.ст.56, 56.1 ЗК РФ, срок действия: с ДД.ММ.ГГГГг. на основании распоряжения о порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, от ДД.ММ.ГГГГг. , выданного Правительством Российской Федерации; содержание ограничения (обременения): пункты 8, 9, 0 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (т.1 л.д.144-158).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и находится в собственности РФ на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

ДД.ММ.ГГГГг. между ФКУ Упрдор «Каспий» и ООО «Капитал-Инвест» заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения /КРАД. Согласно условиям государственного контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ на объекте: Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Махачкала км 69+000-км-75+000 в <адрес> (1 этап) (ремонт), в соответствии с утвержденной проектной документацией, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта (т.1 л.д.106-133).

В соответствии по заказу ООО «Капитал-Инвест» ООО «Дорпроект сервис» была разработана проектная документация по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Махачкала км 69+000-км-75+000 в <адрес> (т.1 л.д.100-105).

ДД.ММ.ГГГГг. ФАУ «Главгосэкспертиза России» Ростовским филиалом утверждено положительное заключение государственной экспертизы /РГЭ-3354/02 на основании представленной проектной документации (т.1 л.д.90-99).

В рамках исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГг. /КРАД на участке 69+000 км 75+000 км автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кизляр-Махачкала в 2018г. ООО «Капитал-Инвест» выполнен капитальный ремонт дороги.

В соответствие с актом обследования кадастрового инженера Харитоновой А.Е. от ДД.ММ.ГГГГг. на основании обращения Метеновой М.Д. были проведены работы по обследованию земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, МО «Сергиевский сельсовет», южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала. Определено, что земельный участок образован путем выдела из земельного участка колхоза «Волга» с кадастровым номером По результатам межевания участок был сформирован в границах, существующих на местности. В настоящее время находится в общей долевой собственности у ФИО1 (1/18 доля), ФИО10 (4/10 доля), ФИО9 (1/2). По публичной кадастровой карте Росреестра определено местоположение участков и земель общего пользования. С северной и южной стороны границей земельного участка является река Бушма, с западной стороны земельный участок с кадастровым номером с юга - неотмежеванная территория, входящая в состав земельного участка с кадастровым номером с восточной стороны - земельный участок с кадастровым номером При выезде на место в феврале 2022г. для визуального осмотра было установлено, что участок расположен на острове, омываемом рекой Бушма, попасть на территорию участка можно только со стороны федеральной трассы Астрахань-Махачкала, через земельный участок с кадастровым номером а также через участок с кадастровым номером , но сделать это фактически не удалось, так как проезд в настоящее время перекрыт. С трассы можно проехать только на противоположную сторону острова, вместо перекрестка с равноценными съездами с трассы проектировщиками автодороги сделан только один съезд. Для того, чтобы попасть на территорию обследуемого участка, необходимо каким-то способом преодолеть «отбойник» - металлическое ограждение барьерного типа высотой 0,75 м., остановившись на трассе, что опасно. За многолетнее существование сельскохозяйственных земель в данном массиве сложился определенный порядок пользования: как проездами, то есть землями общего пользования, так и территориями, выделенными из колхозных земель в частную собственность. Обследуемый участок используется в соответствии с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В настоящее время собственники столкнулись с проблемами, связанными с невозможностью проезжать свободно на свои земельные участки. На автотранспорте невозможно заехать на территорию, даже если съехать на противоположную сторону острова, и вернуться вдоль дороги в сторону моста, там тоже не предусмотрено организованного проезда под мостом. Можно этот путь пройти пешком, что составит приблизительно 1 км, это несколько дольше, чем напрямую (расстояние от трассы до участка до установления ограждения составляло примерно 350 м.), но некоторые работы на участках просто невозможно осуществить без применения транспортных средств. А также в сезон паводка проход невозможен и под мостом. Собственниками участка соблюдаются все меры пожарной безопасности. По итогам обследования земельного участка было установлено, что в настоящее время на земельный участок с кадастровым номером нет доступа с земель общего пользования, со всех других сторон осуществление доступа невозможно, так как участок расположен на острове. Для обеспечения прохода и проезда, обеспечения проезда для ремонта инженерных сетей, расположенных на обследуемой территории, для полноценного использования сельскохозяйственных земель, а также принятия мер противопожарной безопасности относительно земельного участка с кадастровым номером а также других смежных земельных участков с кадастровыми номерами необходимо произвести демонтаж части металлического ограждения проходящего вдоль трассы Астрахань-Махачкала на 71 км (70 км 560 м), согласно представленной схеме напротив съезда с противоположной стороны дороги на схеме от точки 1 до точки 2, протяженностью 6 м. (т.1 л.д.11-20).

В соответствие с заключением кадастрового инженера ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГг. на основании обращения ФИО8 были проведены работы по обследованию земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, район Икрянинский, южнее <адрес> 1,8 км., правая сторона автодороги «Астрахань-Махачкала», южнее ерика Бирючий. Согласно представленным документам определено, что земельный участок в 2010г. образован путем выдела из земельного участка колхоза «Волга» с кадастровым номером По результатам межевания участок был сформирован в границах, существующих на местности. При выезде на место в 2020г. произведена топографо-геодезическая съемка контрольных поворотных точек границ участка и установлено, что земельный участок используется в границах, определенных при межевании. С северной и южной стороны границей земельного участка является река Бушма, с западной стороны земельный участок с кадастровым номером и неотмежеванная территория, входящая в состав земельного участка с кадастровым номером с восточной стороны – автодорога. Границы участков, возможно, так и формировались естественным образом по границам объектов природного происхождения - русла реки, огибающего земельный участок. Фактически на земельный участок попасть можно только со стороны автодороги. Дорога относительно прямая, нет крутых поворотов, слева по направлению от Астрахани имеется съезд. Расстояние примыкания земельного участка дороги с кадастровым номером к обследуемому земельному участку с кадастровым номером 1.004,0 м. Проход и проезд на земельный участок фактически возможно осуществлять только со стороны автомобильной дороги, которые с недавнего времени перекрыли «отбойником» - металлическим ограждением барьерного типа выс. 0,75 м. В настоящее время доступ на земельный участок отсутствует, чтобы попасть на земельный участок приходится каким-то образом преодолевать ограждение, которое установлено только с одной стороны дороги, собственники таких же земельных участков для сельскохозяйственного использования, находящихся через дорогу, могут беспрепятственно проезжать на свои земельные участки, так как имеется съезд. Необходимость оборудования «отбойниками» участков дорог, находящихся в эксплуатации, устанавливается на основе анализа аварийности, оценки тяжести последствий ДТП, наличия участков концентрации ДТП, в данном случае данная необходимость возникла почему-то только с правой стороны дороги. На момент проведения межевания с 2009г. по 2010г. в силу ч. 2.1 cт. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок мог быть образован и поставлен на кадастровый учет, пройти регистрацию прав в регистрационной палате только с условием обеспечения доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к данному земельному участку. То есть при образовании участка доступ обеспечивался с земель общего пользования, каковыми является автодорога с кадастровым номером данная дорога входит в состав трассы Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , и находится в собственности Российской Федерации. За многолетнее существование сельскохозяйственных земель в данном массиве сложился определенный порядок пользования: как проездами, то есть землями общего пользования, так и территориями, выделенными из колхозных земель в частную собственность. Земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования: под сенокос, выпас скота, производство сельскохозяйственной продукции, с использованием специальной сельхозтехники. Собственником участка Абдулкеримовым М.С. соблюдаются по меры пожарной безопасности. По итогам обследования участка установлено, что в настоящее время на земельный участок с кадастровым номером нет доступа с земель общего пользования, так как он перекрыт «отбойником», со всех других сторон территория, на которой расположен обследуемый участок и смежные с ним участки, примыкает к берегам реки, соответственно доступа нет. Для обеспечения прохода и проезда на земельный участок, находящийся в собственности у Абдулкеримова М.С., предлагается демонтировать небольшую часть (6 м) металлического ограждения, проходящего вдоль трассы Астрахань-Махачкала на 71 км (70 км 560 м) (т.1 л.д.21-34).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. администрация МО ««<адрес>» на обращение Метеновой М.Д., действующей в интересах Бичуевой М.А., сообщила, что обращение от ДД.ММ.ГГГГг. перенаправлено для рассмотрения в отдел земельно-имущественных отношений Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» (т.1 л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГг. ФКУ Упрдор «Каспий» в ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГг. об устранении препятствияй для пользования земельным участком с кадастровым номером путем демонтажа части барьерного ограждения на участке км. дороги общего пользования федерального значения Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» Бичуевой М.А. указало, что организация и (или) строительство съездов от автомобильной дороги федерального значения в целях организации подъезда к отдельным населенным пунктам и (или) земельным участкам не относится к компетенции Учреждения. В соответствии с положениями ст.ст. 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения, также как и утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, позволяющие обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников объектов недвижимости и возможность доступа к указанным объектам аварийно- спасательных служб. Формирование земельных участков выполняется в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГг. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлено, что при формировании земельных участков, которые не имеют путей доступа с улиц и дорог местного значения, пути доступа к таким земельным участкам необходимо согласовывать с владельцами автомобильных дорог, с которых планируется осуществлять доступ. В графической части межевого плана указываются сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установление сервитута. Доступ к земельным участкам (проезд, заезд, выезд, проход), образуемым (формируемым) органом местного самоуправления, предусматривается органом местного самоуправления. Согласно данным, полученным с публичной кадастровой карты, участок с кадастровым номером 30:04:150301:12 не имеет общих границ с полосой автомобильной дорогой общего пользования федерального значения Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала». Таким образом, ФКУ Упрдор «Каспий» не имеет законной и обоснованной возможности организации проезда через территорию земельных участков, принадлежащих третьи лицам. На основании чего у ФКУ Упрдор «Каспий» отсутствуют основания для удовлетворения требований, изложенных в претензии от ДД.ММ.ГГГГг. (т.1 л.д.37-40).

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> дорожное агентство (Росавтодор) в ответ на обращение Бичуевой М.А. об устранении препятствий для пользования земельным участком с кадастровым номером путем демонтажа части барьерного ограждения на участке км.70+000-км.71+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, сообщило, что по информации ФКУ на участке км 69+000 - км 75+000 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала в 2018г. ООО «Капитал-Инвест» в ходе реализации государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГг. /КРАД выполнен капитальный ремонт на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы Ростовского филиала ФАУ «ГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» по технической части от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> организацией реализованы технические решения, предусмотренные проектной документацией, в полном объеме. Согласно данным, полученным с публичной кадастровой карты, участок с кадастровым номером не имеет общих границ с полосой отвода автомобильной дороги Р-215. Таким образом, отсутствует возможность организации проезда через территорию земельных участков, принадлежащих третьим лицам. Также разъяснено, что деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения (т.1 л.д.36).

Письмом МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. Бичуевой М.А. сообщалось, что её обращение по факту пожара рассмотрено (л.д.42).

Согласно материалам проверки прокуратуры <адрес>ж-2021 обращение Бичуевой М.А. о нарушении законодательства о пожарной безопасности рассмотрено. В рамках проверки прокуратурой <адрес> запрошены из ГУ МЧС ФИО3 по <адрес>, ОНД и ПР по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес>, МКУ «ЕДДС» <адрес>, ФКУ Упрдор «Каспий» сведения, составлен акт проверки.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. прокуратурой <адрес> на обращение Бичуевой М.А. по вопросу нарушения законодательства о пожарной безопасности, в частности возгорания ДД.ММ.ГГГГг. сухой растительности на участке местности, расположенном вне границ населенного пункта, по адресным ориентирам: <адрес>, МО «Сергеевский сельсовет» южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автомобильной дороги «Астрахань-Махачкала», разъяснено, что вопреки требованиям земельного законодательства должностными лицами администрации МО «<адрес>» не приняты меры к надлежащему содержанию земельного участка, в том числе ликвидации сухой растительности, которая явилась причиной возгорания. Пожарно-спасательным отрядом ДД.ММ.ГГГГг. был осуществлен выезд к месту возгорания, на которое проследовать не представилось возможным ввиду обустройства на автомобильной дороге федерального значения Р-215 «Астрахань-Махачкала» металлического барьерного ограждения. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 «Астрахань-Махачкала» выполняются ФКУ Упрдор «Каспий». Установлено, что ФКУ Упрдор «Каспий» в рамах реализации программы безопасности дорожного движения заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-215 «Астрахань-Махачкала», разработана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, предусматривающая обустройство металлических барьерных ограждений на участке км.72+000-73+000 указанной автомобильной дороги. Для согласования работ по строительству подъездов, съездов и примыканий в автомобильной дороге федерального значения разъяснено право обратиться с соответствующим заявлением в ФКУ Упрдор «Каспий» (т.1 л.д.170-171).

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> дорожное агентство (Росавтодор) в ответ на повторное обращение ФИО1 о демонтаже барьерного ограждения на участке км 70+000- км 71+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала для пользования земельным участком с кадастровым номером 30:04:150301:12 сообщило, что исчерпывающий ответ дан письмом от ДД.ММ.ГГГГг. (т.2 л.д.95).

ДД.ММ.ГГГГг. в адрес главы администрации МО «<адрес>» ФИО12 внесено представление об устранении нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, о водоснабжении и водоотведении, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о бюджетных учреждениях, об энергосбережении (т.1 л.д.172-181).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. ФКУ Упрдор «Каспий» на письмо от ДД.ММ.ГГГГг. об организации доступа к земельному участку, расположенному по адресным ориентирам: <адрес>, МО «Сергеевский сельсовет» южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автомобильной дороги Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» сообщило, что металлическое барьерное ограждение на участке автомобильной дороги общего пользования, федерального значения Р-215 «Астрахань-Махачкала» км 72+000 - км 73+000 установлено в соответствии с требованиями по безопасности дорожного движения, а также на основании положений «ФИО16 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Пунктом 1 ст.20 Закона №257-ФЗ указывается, что строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий. Возложение на ФКУ Упрдор «Каспий» обязанности организовать пожарный проезд незаконно и в силу норм действующего федерального законодательства, регулирующего отношения в области пожарной безопасности, поскольку обязанность по организации пожарного проезда к строящимся, реконструируемым, эксплуатируемым зданиям лежит на застройщике либо собственнике здания. Таким образом, у ФКУ Упрдор «Каспий» отсутствует возможность организации съезда к земельному участку, расположенному по адресным ориентирам: <адрес>, МО «Сергиевский сельсовет» южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автомобильной дороги Р-215 «Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала» (т.1 л.д.182-185).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. ФКУ Упрдор «Каспий» разъяснено ФИО1, что металлическое барьерное ограждение, перекрывшее несогласованные (незаконные) съезды с автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» на участке км 70+000 - км 71+000, установлено в обеспечение соблюдения требований по безопасности дорожного движения в рамках реализации государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГг. /КРАД, заключенного с ООО «Капитала Инвест», выполнен капитальный ремонт с межремонтным сроком на 12 лет. Капитальный ремонт осуществлялся на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы Ростовского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза ФИО3» по технической части /РГЭ-3354/02 от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> организацией реализованы технические решения, предусмотренные проектной документацией, в полном объеме. Согласно данным, полученным с публичной кадастровой карты, участок с кадастровым номером 30:04:150301:12 не имеет общих границ с полосой автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала». Таким образом, ФКУ Упрдор «Каспий» не имеет законной и обоснованной возможности организации проезда через территорию земельных участков, принадлежащих третьи лицам. На основании чего у ФКУ Упрдор «Каспий» отсутствуют основания для удовлетворения требований (т.2 л.д.89-94).

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца об устранении препятствий в пользовании земельным участком, исходя из того, что возможность организации съездов с федеральной автомобильной дороги к каждому земельному участку и (или) объекту, не являющемуся объектом дорожного сервиса и расположенным в границах полосы отвода автомобильной дороги, не предусмотрена законодательством РФ. В рамках рассмотрения гражданского дела судом проведено выездное судебное заседание на участке автодороги Р-215 «Астрахань-Кочубей–Кизляр-Махачкала» 71 км. (70 км+560 м) с участием сторон. В ходе проведения обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельхозпродукции, принадлежащий Абдулкеримову М.С., является смежным с полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала». Согласно проектной документации не предусмотрена организация съезда (подъезда) к земельным участка Абдулкеримова М.С., Бичуевой М.А. Съезд организован с противоположной стороны дороги. До ремонта автомобильной дороги к участку истца подъезд не был организован.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции. Доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции в части либо полностью, в материалах дела отсутствуют, стороной истца не представлено, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии с п.1 ст.90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

В силу ст.3 названного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Распоряжением Правительства РФ от 04 ноября 2017г. №2438-р был утвержден Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2017г. №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 08 ноября 2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении частных автомобильных дорог допускаются при наличии согласия в письменной форме собственников таких автомобильных дорог. При этом с собственниками таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.

Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.

При согласовании строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий владельцы автомобильных дорог обязаны информировать лиц, которые планируют осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт таких пересечений и примыканий, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог и о сроках их реконструкции, капитального ремонта.

Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного частями 1, 4 или 5 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации построенных пересечений или примыканий с последующей компенсацией затрат за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к повторному изложению заявленных требований и к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на неверном толковании норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения.

Судебная коллегия отмечает, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих существование до реконструкции федеральной автомобильной дороги организованного в соответствии с действующим законодательством съезда с дороги в заявленном месте либо наличие проекта планировки территории с организацией разрешенных съездов с автомобильной дороги к земельному участку как истца, так и третьего лица Абдулкеримова М.С.

Доводы апелляционной жалобы о том, что существующее барьерное ограждение установлено необоснованно и не соответствует требованиям законодательства, основаны на предположениях, материалами дела не подтверждены, подлежат отклонению как необоснованные.

Довод апелляционной жалобы о том, что истец не имеет иного доступа к своему земельному участку, кроме как с использованием ранее существующих съездов, является несостоятельным. Судебная коллегия полагает, что истец не лишен права обеспечивать доступ к своему земельному участку посредством использования иных способов защиты права, в том числе путем установления сервитута (ст. 274 ГК РФ, ст.ст. 23, 39.23 ЗК РФ).

Также, как следует из материалов дела, истцу разъяснялся установленный действующим законодательством порядок получения технических условий для организации съезда с автомобильной дороги к участку, однако в адрес ФКУ Упрдор «Каспий» соответствующих, надлежаще оформленных обращений от Бичуевой М.А. либо от Абдулкеримова М.С. не поступало. Истцом был выбран иной способ защиты своих прав, который, по мнению судебной коллегии, не соответствует требованиям действующего законодательства, которым не предусмотрена организация съезда с федеральной автомобильной дороги лишь путем демонтажа имеющегося ограждения. Доказательств обратному в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом представлено не было как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене правильного по существу решения суда, считая его законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Бичуевой М.А. по доверенности Метеновой М.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись Полякова К.В.

Судьи областного суда: подпись Алтаякова А.М.

подпись Вилисова Л.А.