ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4799/19 от 10.03.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Янькова И.А. Дело № 33-1938/2020 (№2-4799/2019)

УИД 22RS0069-01-2019-002502-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2020 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Вишняковой С.Г.,

судей Бусиной Н.В., Параскун Т.И.,

при секретаре Трифаченкове Ю.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Кречетова Н. В. на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 декабря 2019 года по делу

по иску государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» к Кречетову Н. В. о взыскании излишне выплаченных сумм.

Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу обратилось в суд с иском к Кречетову Н.В. о взыскании незаконно полученного государственного ежемесячного пособия на ребенка за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>, суммы ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик ДД.ММ.ГГ обратился в УСЗН по г.Барнаулу с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на ребенка и о назначении ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. На основании данного заявления Кречетову Н.В. назначена выплата ежемесячного пособия на детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, и ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Также Кречетову Н.В. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на ребенка ФИО3 на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГКречетов Н.В. обратился в управление с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет с необходимым пакетом документов, в том числе копией налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год.

В соответствии с п. 12 Порядка при исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета (в соответствии с законодательством Российской Федерации) налогов и обязательных страховых платежей. Доход от занятий предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, учитывается без уменьшения на величину расходов, до вычета налогов и обязательных страховых платежей.

В связи с предоставлением ответчиком декларации управлением произведено сравнение общего дохода семьи ответчика и установлено, что сведения о доходах, предоставленные ранее с заявлениями от ДД.ММ.ГГ, являются неполными. За весь период получения ответчиком ежемесячного пособия на детей предоставлены сведения о доходах только в виде самостоятельно декларируемых доходов индивидуального предпринимателя (объяснительная от ДД.ММ.ГГ). С учетом налоговой декларации за отчетный 2018 год произведен расчет дохода, из которого следует, что среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум в Алтайском крае и не соответствует условиям, указанным в пункте 2.1 Положения ист. 2 Закона №34-ЗС.

Данный факт свидетельствует о том, что при обращении за получением ежемесячного пособия на детей ответчиком предоставлены недостоверные сведения о доходе семьи, что является основанием для прекращения предоставления ежемесячного пособия на детей, а также взыскания с ответчика переплаты пособия за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> и переплаты ЕДВ <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГ на имя Кречетова Н.В. направлено досудебное уведомление о необходимости решения данного вопроса, до настоящего времени сумма долга на счет истца от ответчика не поступила.

В ходе рассмотрения дела ответчик возражал против удовлетворения требований, пояснил, что истцом при определении суммы дохода необоснованно не учитываются расходы ответчика, что привело к ее необоснованному завышению. Полагает, что его семья нуждается и имеет право на получение государственных пособий. Ему никто не разъяснял порядок определения доходов.

Решением Индустриального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, с учетом определения судьи об исправлении описки от ДД.ММ.ГГ, иск удовлетворен.

Взыскана с Кречетова Н.В. в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» сумма незаконно полученного государственного ежемесячного пособия на ребенка за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>, сумма ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>, а также взыскана в бюджет государственная пошлина в размере <данные изъяты>

В апелляционной жалобе ответчик Кречетов Н.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

В обоснование жалобы указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о предоставлении им недостоверных сведений о доходах, на момент подачи заявления у него не имелось возможности предоставить налоговую декларацию, так как она формируется в 1 квартале текущего года; в УСЗН попросили написать приблизительные сведения; по готовности декларации доходы ответчика оказались ниже указанных им. Ответчик находится на упрощенной системе налогообложения (УСН: доходы-расходы*15%), в связи с чем суд пришел к необоснованному выводу о необходимости расчета без учета расходов, по результатам чего доход оказался сверхвысоким.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда, а также указывая, что вид выбранной ответчиком системы налогообложения применим только к расчету налогов, а не для целей определения права на получение пособий на детей, в соответствии со специальными нормами все доходы лица учитываются до уплаты соответствующих налогов и сборов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Кречетов Н.В. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что занимается торговлей пиломатериалами, деятельность является сезонной, сумма дохода в декларации отражает все поступления по расчетному счету индивидуального предпринимателя, о наличии права на получение пособия узнал от своего бухгалтера; представитель истца КГКУ «УСЗН по <адрес>» Тамарян Е.А. возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.

Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является пособие на ребенка (ст. 3 указанного закона).

В соответствии со ст. 16 данного закона в редакции, действующей с 01.01.2005, размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 4 данного закона с 01.01.2005 предусматривает, что выплата пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство с 01.01.2005 отнесло выплату пособия на ребенка к ведению субъектов Российской Федерации как в части порядка назначения и выплаты, так и в части финансирования.

С учетом изменения законодательства на уровне субъекта был принят Закон Алтайского края от 15.10.2004 N 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» (далее по тексту - Закона Алтайского края №34-ЗС), в соответствии с которым правом на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) из числа лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона (постоянно проживающие на территории Алтайского края), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Алтайском крае по основным социально-демографическим группам населения.

Во исполнение Закона Алтайского края № 34-ЗС администрацией Алтайского края постановлением от 17.04.2014 № 184 утверждено Положение о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и Порядок учета и перечня видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка (далее по тесту также - Порядок).

Согласно п. 6 и пп. е) пункта 7 указанного Порядка при исчислении среднедушевого дохода семьи для определения права на получение ежемесячного пособия на ребенка учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе к доходу семьи относятся доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица.

Учет доходов и исчисление среднедушевого дохода семьи производятся органом социальной защиты населения на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия на ребенка (п. 10 Порядка).

Среднедушевой доход определяется делением общей суммы доходов всех членов семьи, входящих в ее состав, за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, на 3 и на число членов семьи (п. 11 Порядка).

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета (в соответствии с законодательством Российской Федерации) налогов и обязательных страховых платежей. Доход от занятий предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, учитывается без уменьшения на величину расходов, до вычета налогов и обязательных страховых платежей (п. 12 Порядка).

Впоследствии Указом Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 N 80 было утверждено Положение о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, которое устанавливает порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении после ДД.ММ.ГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Согласно п. 2.1 данного Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края, на каждого рожденного и совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Алтайском крае за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

При определении права на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты правила учета и перечень видов доходов семьи, правила расчета величины среднедушевого дохода устанавливаются порядком учета и перечнем видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка (п. 2.2.).

Согласно пп. ж) п. 3.2 Положения о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и пп. д) п. 3.3. Положения о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет к заявлению о назначении пособия прилагаются, в том числе документы, подтверждающие доходы (отсутствие доходов) каждого члена семьи, входящего в ее состав, за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных документов и сведений, которые в них содержатся (п. 3.7 обоих Положений).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кречетов Н.В. является отцом троих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГКречетов Н.В. обратился в КГКУ УСЗН по <адрес> с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей <данные изъяты> а также с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на ребенка Кречетова Н.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения.

Для назначения выплат ответчиком были представлены: копия паспорта, копии свидетельств о рождении на 3 детей, копия домовой книги, справка об обучении, копия трудовой книжки, свидетельство о государственной регистрации права.

При этом ответчик в письменном объяснении указал, что он является индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГ, подает один раз в год налоговую декларацию и его предполагаемый доход составит в ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>, также ответчик указал, что обязуется предоставить налоговую декларацию и несет ответственность за предоставленную информацию.

На основании поданных им заявлений Кречетову Н.В. распоряжениями КГКУ УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГ на детей <данные изъяты> назначено ежемесячное пособие на детей из многодетных семей в соответствии с Законом Алтайского края №34-ЗС (в общей сумме <данные изъяты> ежемесячно + доплата за предыдущий период с ДД.ММ.ГГ), а также на ребенка <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ, назначена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с Положением, утв. Указом Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 № 80 (в сумме <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГ и <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГ).

ДД.ММ.ГГКречетов Н.В. вновь обратился в КГКУ УСЗН по г.Барнаулу с заявлениями о назначении указанных пособий, предоставив, в том числе, копию декларации за отчетный период ДД.ММ.ГГ по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и объяснительную о своем доходе за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>

В соответствии с Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 335 величина прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГ в расчете для детей составляла <данные изъяты>, на момент подачи заявлений ответчиком в мае ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>

По результатам сравнения предоставленной ответчиком ранее информации и копии декларации за ДД.ММ.ГГ КГКУ УСЗН по <адрес> установлено, что ранее предоставленные ответчиком с заявлениями от ДД.ММ.ГГ сведения о доходах являются неполными, поскольку в соответствии с декларацией доход ответчика за ДД.ММ.ГГ составил <данные изъяты>, в том числе за первый квартал – <данные изъяты>, что превышает установленный прожиточный минимум в Алтайском края на отчетную дату.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения КГКУ УСЗН по <адрес> в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы ежемесячного пособия на детей за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> и ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - <данные изъяты>

Расчет излишне выплаченных сумм судом первой инстанции проверен, признан верным.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования КГКУ УСЗН по г.Барнаулу, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Алтайского края № 34, Постановлением администрации Алтайского края от 17.04.2014 № 184 и Положением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утв. Указом Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 N 80, а также положениями ст.ст. 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пришел к выводу, что правовых оснований для назначения и выплаты Кречетову Н.В. ежемесячных пособий на детей и ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка исходя из фактического уровня доходов его семьи не имелось, в связи с чем излишне выплаченные суммы пособий подлежат взысканию с ответчика, который при подаче заявлений подтвердил правильность предоставленной им информации и знал о размере своего дохода.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, находя их основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам по делу.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Статьей 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.9. Положения о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченные по вине получателя (представление документов с недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты), возмещаются им, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены статьей 19 Закона Алтайского края № 34 и пунктом 5.5. Положения о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Установив в данном случае, что ответчиком при подаче заявлений на получение пособий на детей предоставлена неполная и недостоверная информация о размере дохода, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания излишне выплаченного ответчику пособия.

Обращаясь за получением пособий, ответчик, учитывая их целевой характер по оказанию материальной поддержки семьи в связи с воспитанием детей, был осведомлен о критериях и основаниях их назначения исходя из сравнения среднедушевого дохода семьи с величиной прожиточного минимума в Алтайском крае

При этом судебная коллегия учитывает, что на момент подачи заявления в мае 2018 года ответчику достоверно было известно о размере его дохода от занятия предпринимательской деятельностью за предшествующие три месяца, учитывая, что в силу ст. 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации подача налоговой декларации один раз в год не освобождает предпринимателя от обязанности ведения учета доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Более того, под суммой дохода, отраженной в декларации, учтено фактическое поступление денежных средств на расчетный счет ответчика, что он и подтвердил в судебном заседании, что также свидетельствует об осведомленности ответчика о его реальных доходах за спорный период.

Ввиду изложенного, само по себе отсутствие у ответчика на момент подачи им заявлений налоговой декларации за требуемый период не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее его от ответственности за дачу недостоверных и неполных сведений относительно размера его дохода.

Довод жалобы ответчика о том, что при назначении пособия необходимо учитывать сумму его дохода за вычетом расходов исходя из выбранной им системы налогообложения, основан на ошибочном толковании норм материального права и прямо противоречит пункту 12 Порядка учета и перечня видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, утв. постановлением администрацией Алтайского края от 17.04.2014 № 184.

В данном случае действующим региональным законодательством, регулирующим спорные правоотношения и принятым субъектом в пределах предоставленных ему полномочий, прямо предусмотрено, что доходы от предпринимательской деятельности для целей определения среднедушевого дохода семьи учитываются до исключения расходов и налогов.

Тот факт, что ответчиком выбрана упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку положения Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают порядок налогообложения, определения величины прибыли и налогооблагаемой базы, и не регулируют правоотношения в связи с назначением и выплатой пособий на детей.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, не опровергают обоснованность и законность выводов суда и основанием к отмене верном постановленного судом решения не могут являться.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Кречетова Н. В. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи