Дело № 2-47/2022
УИД 32RS0033-01-2021-002079-26 председательствующий-судья Михалева О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2700/2022
гор. Брянск 6 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.
судей областного суда Алейниковой С.А., Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Шалатоновой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Фокинского районного суда города Брянска от 26 мая 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Бобылевой Л.Н., объяснения представителя истца ФИО7, подержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчиков ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 24 мая 2021 года по 25 июня 2021 года по инициативе ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: .
В повестку дня общего собрания включены следующие вопросы:
1) в связи с жалобой совладелицы произвести перерасчет начислений по статье «содержание и ремонт жилого помещения» в сторону увеличения по тарифу 19,50 руб./кв.м, вместо действующего тарифа в размере 18,17 руб./кв.м за период с 01 января 2019 года: по 31 мая 2021 года включительно;
2) в связи с жалобой совладелицы приобрести за счет ТСЖ и произвести замену неисправных батарей, смонтированных 06 февраля 2021 года после аварии в подъездах № 1 и № 2;
3) разрешить собственникам подключение к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме через ответвление металлопластиковой трубы от общедомового стояка горячего водоснабжения на техническом этаже над квартирой № 55;
4) освободить собственников помещений, расположенных на первых этажах и в подъездах № 5 и № 6 дома от расходов на содержание лифтового оборудования с перераспределением этих расходов на остальных собственников помещений дома;
5) во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Брянской области № 46/02 от 14 апреля 2021 года по жалобе совладелицы , считать устав ТСЖ « действующим в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации;
6) по предписанию Государственной жилищной инспекции Брянской области от 19 марта 2021 года № 20, на основании жалобы собственника , произвести утепление стен указанной квартиры за счет средств фонда капитального ремонта;
7) произвести замену оконных рам в подъездах дома на пластиковые за счет средств фонда капитального ремонта;
8) утвердить секретарем собрания ФИО4 ();
9) утвердить счетную комиссию в составе трех человек: ФИО2 (), ФИО5 (), ФИО3 (), наделить правом подсчета голосов и подписания протокола общего собрания;
10) определить местом хранения протокола общего собрания, решений собственников и иных материалов проведенного собрания в правлении ТСЖ.
Согласно объявлению о результатах проведенного собрания, в нем приняли участие собственники помещений многоквартирного дома общей площадью 6 785,95 кв.м, что составило 52% голосов от общей площади помещений в многоквартирном доме 13 044,70 кв.м, собрание проведено в заочной форме.
По мнению истца, инициаторами собрания нарушен порядок его созыва, подготовки и проведения, а, именно: очное собрание по вопросам повестки дня не проводилось, уведомления о проведении собраний в многоквартирном доме не размещались, заказными письмами собственникам не направлялись, кворум по седьмому вопросу повестки дня (совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете) отсутствует.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 181.3, 181.4, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 44, 45, 46, 47 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагая, что указанные нарушения являются основанием для признания принятых на собрании решений незаконными, истец просила суд признать недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного , проведенного в заочной форме в период с 24 мая 2021 года по 25 июня 2021 года.
Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 26 мая 2022 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, мотивируя тем, что решение собрания в части изменения структуры платы за содержание жилого помещения не относится к полномочиям общего собрания собственников жилья и не соответствует требованиям Жилищного законодательства. Кроме того, принято решение «считать Устав ТСЖ » действующим в части не противоречащей законодательству РФ», однако внесение изменений в Устав товарищества или его утверждение в новой редакции относится к исключительной компетенции общего собрания ТСЖ. При этом формулировка вопросов должна исключать возможность их неоднозначного толкования, что в данном случае не соблюдено. В нарушение требований п.3 ст. 181.2 ГК РФ протокол не подписан председателем собрания, что является существенным нарушением правил составления протокола.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца ФИО7 поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, представитель ответчиков ФИО8 просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего кодекса); очно-заочного голосования.
Частью 2 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Согласно части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3.1, 4.3 части 2 статьи 44 названного кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 109 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО11 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (общая совместная собственность с ФИО10).
Управление многоквартирным осуществляет ».
Инициативной группой собственников помещений многоквартирного дома на 01 мая 2021 года в 16 часов 00 минут было назначено проведение внеочередного общего собрания в очной форме, в повестку дня которого включены вышеуказанные 10 вопросов, решения по которым не приняты из-за отсутствия кворума.
Извещением от 13 мая 2021 года собственники помещений многоквартирного извещены о проведении в период с 24 мая 2021 года по 25 июня 2021 года внеочередного общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования, указан перечень вопросов, которые аналогичны вопросам повестки дня общего собрания собственников от 01 мая 2021 года.
19 мая 2021 года в адрес собственников помещений многоквартирного дома направлены заказные письма с уведомлением о проведении собрания. Для заочного голосования собственникам помещений многоквартирного дома вручены бюллетени.
Решения общего собрания собственников помещений многоквартирного , проведенного в форме заочного голосования в период с 24 мая 2021 года по 25 июня 2021 года, оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№, в протоколе приведен расчет количества голосов, собрание признано состоявшимся, кворум имеется.
По итогам голосования приняты решения: по 4 вопросу – об освобождении собственников помещений, расположенных на первых этажах и в подъездах № и № дома от расходов на содержание лифтового оборудования с перераспределением этих расходов на остальных собственников помещений дома; по 5 вопросу – во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ по жалобе совладелицы считать устав ТСЖ действующим в части, не противоречащей закону; по 6 вопросу – произвести замену оконных рам в подъездах дома за счет средств фонда капитального ремонта. По вопросам 1, 2, 3, 6 проголосовали против.
Протокол подписан секретарем собрания и членами счетной комиссии.
К протоколу представлен реестр собственников многоквартирного дома, бюллетени по вопросам повестки дня общего собрания, реестр подсчета голосов, уведомление о проведении собрания, реестр почтовых отправлений.
На основании письма Государственной жилищной инспекции Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ инициаторами собрания изготовлен уточненный протокол внеочередного общего собрания от 14 июля 2021 года, в котором повестка дня и результаты голосования не изменены, указано на отсутствие кворума по вопросам №, № – произвести утепление стен , замену оконных рам в подъездах дома на пластиковые за счет средств фонда капитального ремонта.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными законодательными нормами и с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела, пришел к выводу о соблюдении процедуры проведения собрания, наличии кворума при принятии решений. Решение суда в данной части не обжалуется в связи с чем, в силу принципа диспозитивности не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Апеллянтом оспариваются принятые общим собранием решения по 4 и 5 вопросам. Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Из положений ст. 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, ст. 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом.
Таким образом, принятое общим собранием собственников помещений многоквартирного решение в части освобождения одних собственников от расходов на содержание лифтового оборудования с перераспределением этих расходов на других собственников помещений дома не соответствует требованиям закона и влечет нарушение прав истца.
Что касается оспариваемого решения общего собрания по 5 вопросу «считать устав действующим в части не противоречащей законодательству РФ», судебная коллегия также находит его не соответствующим требованиям закона.
Устав ТСЖ является учредительным документом, и требования к нему регламентированы ч.ч. 2, 2.1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, Устав ТСЖ обладает меньшей юридической силой и не может противоречить Жилищному кодексу РФ.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 названного Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 135).
Материалами дела установлено, что 5 вопрос повестки дня общего собрания был вынесен во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Брянской области от 14. 04.2021 №, из которого следует, что в Инспекцию не представлен протокол общего собрания от 18.09.2012, на котором был утвержден Устав ТСЖ.
Вместе с тем принятое решение «считать устав действующим в части не противоречащей законодательству РФ» вызывает неопределенность в правовом регулировании положений Устава в целом.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы в указанной части обоснованными и подлежащими признанию недействительными принятые общим собранием решения по 4 и 5 вопросам.
При этом оснований для признания недействительными решений общего собрания в целом не имеется. Довод апелляционной жалобы об отсутствии председателя собрания и его подписи в протоколе, не является безусловным основанием для отмены, поскольку протокол собрания подписан секретарем и членами счетной комиссии, являющимися одновременно инициаторами собрания, в связи с чем данное обстоятельство не относится к существенному нарушению, повлекшему неблагоприятные последствия для истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 26 мая 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного в г. Брянске, проведенного в заочной форме в период с 24 мая 2021 года по 25 июня 2021, отменить в части.
Признать недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: , оформленные протоколом от 02.07.2021, по вопросам №№ 4, 5 повестки дня: «Освободить собственников помещений, расположенных на первых этажа и в подъездах № 5 и № 6 дом от расходов на содержание лифтового оборудования с перераспределением этих расходов на остальных собственников помещений дома», «Во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Брянской области № по жалобе совладелицы квартиры № № считать устав действующим в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Фокинский районный суд в срок, не превышающий трех месяцев, со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий Е.В.Сидоренкова
Судьи С.А.Алейникова
Л.Н.Бобылева
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2022 года.