Судья Карипова Ю.Ш.
дело № 2-481/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-13943/2019
11 ноября 2019 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,
судей Андрусенко И.Д., Уфимцевой Т.Д.
при секретаре Гумировой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области, ФИО1 на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 31 июля 2019 года по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, объяснения ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО2, поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, возражавших относительно жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области (далее – УПФР в Кунашакском районе, пенсионный орган) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательно полученных сумм в размере 106072,19 руб., расходов на уплату государственной пошлины в размере 3321,44 руб.
В обоснование иска указано, что в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона № 175-ФЗ от 26 ноября 1995 года, п. 6 ст. 27.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года ФИО1 в связи с постоянным проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, была назначена ежемесячная денежная выплата с 01 января 2005 года. Письмом Управление социальной защиты населения администрации Кунашакского района № 634 от 2 июня 2017 года в пенсионный орган представлен список лиц, в отношении которых прекращены меры социальной поддержки категории граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение. В данном письме указано, что ФИО1 снят с учета как воспользовавшийся правом на отселение с 1 августа 2008 года. Однако ФИО1 не сообщил об утрате права на получение выплат в пенсионный орган, что повлекло переплату ежемесячных денежных выплат в сумме 106072,19 руб. При назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО3 знал об обязанности незамедлительно сообщать органу, выплачивающему пенсию, об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления ежемесячной денежной выплаты, что подтверждено его заявлением от 04 апреля 2016 года. Виновными действиями ФИО1 бюджету ПФР причинен ущерб в общем размере 106072,19 руб.
Определением судьи от 11 июня 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации Кунашакского района Челябинской области (л.д. 3).
Представитель истца УПФР в Кунашакском районе по доверенности ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции настаивал на удовлетворении иска.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, заявили ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Кунашакского района по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, взыскал с ФИО1 в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации неосновательно полученные суммы повышенной пенсии и ежемесячной денежной выплаты в размере 13547,41 руб. за период с июня 2016 года по апрель 2017 года и судебные расходы по уплате госпошлины в размере 541,89 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца УПФР в Кунашакском районе просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска. Указывает на то, что ФИО1 должным образом был поставлен в известность об обязанности незамедлительно сообщать органу, выплачивающему пенсию, об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления ежемесячной денежных выплат, виновными действиями ФИО1 бюджету ПФР причинен ущерб в общем размере 106072,75 руб. Полагает необоснованным вывод суда о том, что переселение жителей села Муслюмово Кунашакского района, произведенное в 2007-2009 годах, являлось общеизвестным фактом в пределах Кунашакского района и УПФР в Кунашакском районе, поскольку Пенсионный Фонд при назначении или отмене выплат не может основываться на общеизвестные факты, все основания должны быть подтверждены соответствующими документами; судом не принято во внимание, что срок исковой давности в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации должен исчисляться с момента, когда УПФР узнало о снятии с ФИО1 статуса проживающего на территории зоны проживания с правом на отселение, то есть с момента получения пенсионным органом письма Управления социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района от 02 июня 2017 года, других источников получения информации о статусе получателей денежных выплат не имеется.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить решение суда в части, в которой иск удовлетворен. В обоснование доводов жалобы указывает, что он никогда не выезжал с матерью на другое место жительства из ст. Муслюмово ж.д.ст., так как в связи с <данные изъяты> он плохо ориентируется на местности, проживание в пределах села и станции Муслюмово для него комфортно; суд не учел, что обязательства об изменении обстоятельств, дающих право на дополнительные выплаты, подписаны ФИО6, когда ему было 10 лет, а по исполнении им 18 лет истец его не вызывал, обязательства не получал; 04 апреля 2016 года он подавал заявление в УПФР в Кунашакском районе о доставке пенсии на <данные изъяты> пос. Муслюмово ж.д.ст. и сотрудники пенсионного органа могли проверить его данные; кроме того, переселение жителей села проходило в 2007-2008 годах, поэтому дополнительное заявление от него не требовалось, даже, если бы он отселился в другой район; судом не учтено, что изменение адреса с села Муслюмово на поселок Муслюмово ж.д.ст. также не влечет прекращение выплат, так как он имеет статус «проживающего в н.п. Муслюмово», подвергнувшемся загрязнению вследствие аварии в 1957 года на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, удостоверение Серии «У» №021800. Судом не принято во внимание, что договор на добровольное отселение из села Муслюмово он не подписывал, на момент подписания договора 05 апреля 2007 года он в квартире по ул. Гагарина с. Муслюмово не был зарегистрирован и не проживал.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Кунашакском районе ответчик ФИО1 просит оставить ее без удовлетворения.
Истец Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области, третье лицо Управление социальной защиты населения администрации Кунашакского района о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении, в суд апелляционной инстанции представители не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Названный Закон направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Статья 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Пункт 6 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане, указанные в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона.
В силу части 5 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим вследствие аварии на ПО "Маяк" в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, регулируются Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространить действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
Согласно ст. 7 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постоянно проживающих (работающих) с 26 апреля 1986 года в зоне проживания с правом на отселение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года № 430-р к населенным пунктам, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв, отнесены село и станция Муслюмово Кунашакского района Челябинской области.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года № 294 был утверждён Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (действовал на момент назначения ФИО1 ежемесячной денежной выплаты; утратил силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 25н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 22н от 23 января 2013 года «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»).
Пунктом 6 Порядка от 30 ноября 2004 года № 294 предусмотрено, что при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; даёт оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчёте её размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчёте) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учётом обстоятельств, влияющих на её размер; производит зачёт излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счётной ошибки.
Согласно пункту 14 Порядка от 30 ноября 2004 года № 294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами (абзацы первый и второй пункта 14).
Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Порядка от 30 ноября 2004 года № 294).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 29 Порядка от 30 ноября 2004 года № 294 ежемесячная денежная выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.
Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (пункт 38 Порядка от 30 ноября 2004 года № 294).
Аналогичные положения о моменте прекращения начисления ежемесячной денежной выплаты, об обязанности граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение этой выплаты, о зачёте излишне начисленных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина предусмотрены действующим в настоящее время Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года № 35н (подпункт 2 пункта 17 и пункты 25, 26 названного порядка).
Из приведённых нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года № 1244-1 имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и даёт оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчёте её размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчёте) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, <данные изъяты> года рождения, является <данные изъяты> (л.д. 65), в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2007 года значился в похозяйственных книгах села Муслюмово, с 01 января 2008 года по настоящее время в пос. Муслюмово ж-д.ст. (л.д. 36, 54).
Согласно выданному Правительством Челябинской области 14 марта 2005 года удостоверению серии У № 021800 ФИО1 являлся проживающим в населенном пункте Муслюмово Кунашакского района и имел право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 7 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 64).
Как следует из договора купли-продажи жилого помещения на снос от 5 апреля 2007 года <данные изъяты> произвела отчуждение жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, по адресу с.Муслюмово <данные изъяты>, Фонду содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района, воспользовавшись программой отселения жителей села Муслюмово Кунашакского района, производившейся на основании Соглашения между Федеральным агентством по атомной энергии и Правительством Челябинской области о финансировании мероприятий по решению экологических проблем реки Теча и социальных проблем села и станции Муслюмово от 14 ноября 2006 года. Исходя из п. 2 договора купли-продажи жилого помещения на снос жилое помещение в с. Муслюмово <данные изъяты>, оценено в 1 млн. рублей, из них 720 000 руб. оплачивается продавцу путем участия Покупателя (Фонда) в трехстороннем договоре купли-продажи жилого помещения, в котором Продавец по настоящему договору выступает покупателем, а Покупатель по настоящему договору – Плательщиком, в оставшейся части – 280 000 руб. оплачивается продавцу путем перечисления денежных средств на расчетный счет <данные изъяты> В последующем <данные изъяты> заключен трехсторонний договор купли -продажи по приобретению ею жилого помещения по адресу г. Копейск, <данные изъяты> (л.д. 40-42).
По данным Управления социальной защиты населения администрации Кунашакского района № 742 от 27 июня 2019 года, ФИО1 снят со статуса «проживающего в селе Муслюмово» с 01 августа 2008 года в связи с заключением членом его семьи <данные изъяты> с Фондом содействия отселению жителей села Муслюмово договора купли-продажи на снос дома по адресу с. Муслюмово, <данные изъяты> (л.д. 37).
Письмом № 634 от 2 июня 2017 года Управление социальной защиты населения администрации Кунашакского района Челябинской области в адрес Управления Пенсионного фонда в Кунашакском районе была предоставлена информация о причинах прекращения мер социальной поддержки категорий граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, в табличной форме перечисленных лиц под № 32 значится ФИО1 с указанием об отселении и снятии с учета с 01 августа 2008 год (л.д. 93).
На основании указанной информации УПФР в Кунашакском районе приняты решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере ФИО1 с 01 мая 2017 года, протоколом № 134 от 19 июня 2017 года при рассмотрении вопроса о непредоставлении сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение её выплаты, установлено, что у ФИО1 образовалась переплата за период с 01 сентября 2008 года по 30 апреля 2017 года ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере (в размере 65 743,34 руб.) в связи с несообщением об изменении места жительства ФИО1, в заявлении от 18 декабря 1991 года законный представитель <данные изъяты> была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать ПФР об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты (л.д. 16).
Решением УПФР № 99 от 19 июня 2017 года переплата повышения к пенсии в сумме 65743,34 руб. за период с 01 сентября 2008 года по 30 апреля 2017 года, образовавшаяся у ФИО1 в результате несообщения об изменении места жительства, поставлена на учет (л.д. 14).
Протоколом комиссии УПФР в Кунашакском районе Челябинской области № 131 от 19 июня 2017 года установлено, что ФИО1 не имеет права на ЕДВ как проживающий в зоне радиоактивного загрязнения, переплата за период с 01 сентября 2008 года по 30 апреля 2017 года в сумме 40328,85 руб. образовалась в результате несообщения об изменении места жительства (л.д. 20).
Решением УПФР в Кунашакском районе Челябинской области № 98 от 19 июня 2017 года переплата ЕДВ в сумме 40328,85 руб., образовавшаяся у ФИО1 в результате несообщения об изменении места жительства, поставлена на учет (л.д. 18).
Согласно расчету переплаты пенсии у ФИО1 за период с 01 сентября 2008 года по апрель 2017 года фактически ему выплачено 65743,34 руб., из расчета переплаты ЕДВ (за проживание) фактически за период 01 сентября 2008 года по апрель 2017 года выплачено 40328,85 руб. (л.д. 15).
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 необоснованно получал ЕДВ и повышенную пенсию неработающего пенсионера с 2008 года, в период, когда он утратил статус проживающего в населенном пункте, подвергшегося радиоактивному загрязнению.
При этом разрешая ходатайство ответчика ФИО1 о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что с иском УПФР в Кунашакском районе обратилось в суд 06 июня 2019 года, переселение жителей села Муслюмово Кунашакского района, произведенное в 2007-2009 годах, являлось общеизвестным фактом в пределах Кунашакского района, УПФР в Кунашакском районе как орган, осуществляющий выплаты проживающим в населенном пункте с.Муслюмово Кунашакского района, должен был знать об утрате лицами вышеуказанного статуса, вправе был (и обязан) проверять данные обстоятельства при осуществлении дальнейших выплат жителям села Муслюмово после их переселения, поэтому требования истца подлежат ограничению трехгодичным сроком до обращения с иском в суд, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для применения срока исковой давности и взыскания с ответчика неосновательно полученных сумм за период с июня 2016 года по апрель 2017 года, когда истцом были прекращены выплаты ФИО1
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что Пенсионный Фонд при назначении или отмене выплат не может основываться на общеизвестные факты, все основания должны быть подтверждены соответствующими документами; срок исковой давности должен исчисляться с момента получения УПФР в Кунашакском районе письма Управления социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района от 02 июня 2017 года, других источников получения информации о статусе получателей денежных выплат не имеется, отклоняются в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 данного Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца -физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определённости и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Из пункта 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации следует, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются, в том числе за счёт ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Таким образом, на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе за счёт ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Исходя из наличия у органа Пенсионного фонда полномочий по контролю за расходованием средств при применении срока исковой давности в данном споре необходимо учитывать момент, когда орган Пенсионного фонда не только узнал, но и должен был узнать об утрате ФИО1 статуса, дающего право на социальные выплаты по Закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с проживанием в с. Муслюмово Кунашакского района Челябинской области.
Кроме того, из справки от 10 июля 2019 года и пояснений представителя УСЗН администрации Кунашакского района ФИО5 в суде первой инстанции установлено, что списки переселенных жителей с. Муслюмово предоставлялись в УПФР в Кунашакском районе с 2007 года ежеквартально, в том числе и в отношении ФИО1 (л.д. 83).
Между тем истец, исходя из имеющихся у него полномочий по контролю за расходованием его средств, о возможной утрате гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты никаких действий (по получению дополнительной информации по факту снятия ФИО1 с учета по статусу проживающего в с. Муслюмово, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций), по его информированию о необходимости предоставить документы, послужившие основанием для снятия его с учета и возвратить излишне выплаченные ежемесячные денежные выплаты не предпринимал с 01 сентября 2008 года, а обратился в суд 06 июня 2019 года, то есть с пропуском срока исковой давности, о применении последствий пропуска которого заявил ФИО1 в суде первой инстанции, за период до июня 2016 года.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что он никогда не выезжал с матерью на другое место жительства со ст. Муслюмово ж.д.ст., так как в связи с инвалидностью 2 группы по зрению он плохо ориентируется на местности, проживание в пределах села и станции Муслюмово для него комфортно, договор на добровольное отселение из села Муслюмово он не подписывал, на момент подписания договора 05 апреля 2007 года он в квартире по ул. Гагарина с. Муслюмово не был зарегистрирован и не проживал, изменение адреса с села Муслюмово на пос. Муслюмово ж.д.ст. также не влечет прекращение выплат, так как он имеет удостоверение серии «У» № 021800 и статус «проживающего в н.п. Муслюмово», подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 года на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, отклоняются судебной коллегией.
В рамках реализации соглашения между Федеральным агентством по атомной энергии и Правительством Челябинской области о финансировании мероприятий по решению экологических проблем реки Теча и социальных проблем села и станции Муслюмово жилое помещение по адресу: с.Муслюмово, <данные изъяты>, где был зарегистрирован ФИО1, передано в собственность Фонду содействия отселения жителей с. Муслюмово под снос на основании договора купли-продажи жилого помещения от 07 апреля 2007 года, заключенного с собственником <данные изъяты>., являющейся матерью ответчика. Согласно данной программе за каждое домовладение, подлежащее сносу, была предусмотрена денежная компенсация в размере 1 000 000 руб. без учета количества жильцов, зарегистрированных в жилом помещении. Граждане по своему усмотрению выбирали дальнейшее место проживания, тем самым использовали право проживания в здоровой окружающей среде. На выделенные денежные средства было приобретено жилое помещение по адресу: г. Копейск, <данные изъяты>. На момент подачи заявления об участии в программе отселения жителей села Муслюмово ФИО1 был зарегистрирован собственником жилого дома в отчуждаемом под снос по программе доме (по сведениям в паспорте и домовых книгах, с регистрационного учета ответчик снят 04 апреля 2007 года и зарегистрирован 16 апреля 2007 года по адресу: пос. Муслюмово <данные изъяты>), следовательно, вместе с другими членами семьи после заключения договора купли-продажи воспользовался правом на проживание в благоприятной окружающей среде.
Распоряжением УСЗН Кунашакского района Челябинской области № 181 от 01 августа 2008 года ФИО1 снят с учета по статусу «проживающий в н.п. Муслюмово» (л.д. 85).
В ответ на обращение от 10 мая 2017 года по восстановлению статуса ФИО1 было разъяснено, что он как член семьи матери <данные изъяты> реализовал право на проживание в благоприятной окружающей среде в связи с приобретением матерью жилого помещения в г. Копейске, в связи с чем он снят с учета по статусу «проживающего» с 01 августа 2008 года.
Распоряжение УСЗН Кунашакского района Челябинской области №181 от 01 августа 2008 года ФИО1 не оспорено, в связи с чем у УПФР в Кунашакском районе Челябинской области не имелось оснований для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, с 01 августа 2008 года.
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" добровольное повторное переселение в зону радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки.
Ввиду вышеизложенного не имеет правового значения наличие у ФИО1 удостоверения проживающего в населенном пункте Муслюмово.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязательства об изменении обстоятельств, дающих право на дополнительные выплаты, подписаны <данные изъяты>., когда ему было 10 лет, а по исполнении 18 лет истец его не вызывал, обязательства от него не получал, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, опровергающиеся материалами дела.
Так, из материалов дела следует, что 04 апреля 2016 года ФИО7 при обращении в УПФР в Кунашакском районе с заявлением о доставке пенсии был предупрежден о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты (л.д. 21-23).
При вынесении решения нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области, ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: