ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-488/2022 от 13.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2-488/2022

Дело № 33а-5491/2022

УИД 27RS0002-01-2022-000244-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 сентября 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Хасановой Н.В.,

судей: Савченко Е.А., Зыковой М.В.

при секретаре: Пациоре Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 9 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №27 Федеральной службы исполнения наказаний» о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, апелляционному представлению Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 21 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения представителей административного истца прокурора отдела Прокуратуры Хабаровского края Коноватниковой К.А., административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю Титовой Е.К., заинтересованного лица ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю Жеребцовой В.П., судебная коллегия

установила:

Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее по тексту - Прокурор) обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в Кировский районный суд г.Хабаровска с требованиями к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №27 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России,) о возложении обязанностей провести мероприятия по устранению выявленных по результатам проверки нарушений, а именно: организовать в составе комплекса помещений Дома ребенка, расположенных по ул. Петра Черкасова, д.31 в с. Заозерное Хабаровского края и используемых для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье холодный и мясо-рыбный цеха, цех вторичной обработки овощей; установить в помещении Дома ребенка для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств поддон с холодной и горячей водой, подающийся через смеситель с системой водоотведения; установить на окна помещений Дома ребенка (за исключением 1 старшей группы) регулируемые солнцезащитные устройства; произвести ремонт стыков потолка и стен помещения склада хранения пищевой продукции Дома ребенка; оборудовать прогулочную площадку заднего двора Дома ребенка видеонаблюдением. Просил также возложить обязанность на ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю на указанные цели в размере, достаточном для их (нарушений) устранения.

В обоснование указанных требований указал, что согласно положению об организации деятельности филиала «Дом ребенка» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России (далее – филиал «Дом ребенка», Дом ребенка), утвержденного 19 сентября 2015 года начальником ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, филиал «Дом ребенка» предназначен для содержания детей осужденных матерей от рождения до достижения ими трехлетнего возраста. Хабаровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - Прокуратура) 21 октября 2021 года проведена проверка соблюдения должностными лицами «Дома ребенка» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России требований действующего уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, представленного нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28 сентября 2020 года № 28 (далее – Правила, СП 2.4.3648-20), которые выражаются в следующем: 1) в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье отсутствуют холодный и мясо-рыбный цеха, цех вторичной обработки овощей (организованы соответствующие функциональные зоны) (п.2.4.6.1 Правил); 2) в помещении для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств поддон с холодной и горячей водой, подающийся через смеситель с системой водоотведения отсутствует (п.2.4.12 Правил); 3) окна помещений (за исключением 1 старшей группы) регулируемыми солнцезащитными устройствами не оборудованы (п.2.4.13 Правил); 4) на стыках потолка и стен помещения склада хранения пищевой продукции выявлены повреждения лакокрасочного покрытия с трещинами, исключающими возможность надлежащей санитарной обработки (п.2.5.3 Правил). Прокурором 25 октября 2021 года начальнику ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-гигиенического законодательства РФ, причин и условий им способствующих. Из ответа начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 22 ноября 2021 года следует, что средств на устранение выявленных прокуратурой нарушений не имеется. Кроме того, в ходе проведения названной проверки при оценке полноты обзора системы видео наблюдения Дома ребенка установлено, что прогулочная площадка заднего двора видеонаблюдением (контртеррористическим контролем) не охватывается, тем самым, исключая условие раннего предупреждения проявлений (угроз) террористического характера, что в свою очередь не отвечает требованиям основополагающих принципов противодействия террористическим проявлениям. Таким образом, здания Филиала, не отвечающие всем санитарно-эпидемиологическим и антитеррористическим требованиям, переданные по согласованию с собственником в безвозмездное пользование от ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России нуждаются в ремонте и улучшениях (антитеррористическом видеоконтроле). Непринятие должностными лицами уголовно-исполнительной системы мер, направленных на устранение выявленных Прокуратурой нарушений влечет отступление от санитарных норм, определенных РФ как степень гарантий прав и законных интересов детей, содержащихся в Доме ребенка.

Определением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 28 февраля 2022 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФКУ «ИК-12» УФСИН России по Хабаровскому краю.

Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 21 апреля 2022 года требования Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены частично. Постановлено возложить обязанность на ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт стыков потолка и стен помещения склада хранения пищевой продукции филиала "Дом ребенка" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, а также оборудовать видеонаблюдением прогулочную площадку заднего двора филиала "Дом ребенка" МСЧ-27 по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район с. Заозерное ул. Петра Черкасова, 31. На ФСИН России возложена обязанность организовать финансовое обеспечение расходов ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю на указанные цели в размере, достаточном для их (нарушений) устранения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административные ответчики ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю с постановленным по делу решением не согласились, считают его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что суд, возлагая на ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность организовать видеонаблюдение заднего прогулочного двора, не указал какими нормами права принцип противодействия террористическим проявлениям, принцип обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина должен быть реализован исключительно путем оборудования системы видеонаблюдения. При вынесении решения суд не учел, что указанные принципы обеспечиваются иными способами: наличие сторожа, сопровождение детей во время прогулки воспитателем (медицинским работником).

В апелляционном представлении прокурора также указано на несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании организовать в составе комплекса помещений Дома ребенка, используемых для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье холодный и мясо-рыбный цеха, цех вторичной обработки овощей. Сделанные судом выводы об отсутствие возможности проведения мероприятий по реконструкции здания Дома ребенка не основаны на представленных суду соответствующих объективных данных, сделаны на основании предположений и дате постройки здания Дома ребенка. Указывает, что ссылка суда на СанПин 2.3/2.4.3590-20 несостоятельна и применена необоснованно, поскольку указанные нормы являются общими по отношению к специальными правилам, устанавливающим порядок организации питания детей.

Определением судьи Хабаровского краевого суда от 29 июля 2022 года настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в порядке административного судопроизводства.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, апелляционного представления надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явился, своих представителей не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, уважительность причин неявки в судебное заседание не представил.

Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела, а их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Коноватникова К.А. просила удовлетворить апелляционное представление.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Титова Е.К. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, полагала апелляционное представление не подлежащим удовлетворению. Просила решение суда первой инстанции отменить в части возложения обязанности обеспечить видеонаблюдение, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «ИК-12» УФСИН России по Хабаровскому краю Жеребцова В.П. поддержала позицию представителя административных ответчиков.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой проведена проверка соблюдения в филиале «Дом ребенка» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России законодательства при осуществлении воспитательной работы с малолетними и уходе за ними. Актом прокурорской проверки от 21 октября 2021 года установлено следующее: 1. В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье отсутствуют холодный и мясо-рыбный цеха, цех вторичной обработки овощей (организованы соответствующие функциональные зоны); 2. В помещении для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств поддон с холодной и горячей водой, подающийся через смеситель с системой водоотведения отсутствует; 3. Окна помещений (за исключением 1 старшей группы) регулируемыми солнцезащитными устройствами не оборудованы; 4. На стыках потолка и стен помещения склада хранения пищевой продукции выявлены повреждения лакокрасочного покрытия с трещинами, исключающими возможность надлежащей санитарной обработки; оценкой полноты обзора системы видеонаблюдения Дома ребенка установлено, что прогулочная площадка заднего двора видеонаблюдением (контртеррористическим контролей) не охватывается.

В связи с выявленными нарушениями, прокурором 25 октября 2021 года начальнику ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-гигиенического законодательства РФ, причин и условий им способствующих.

Из ответа начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 22 ноября 2021 года следует, что здание Дома ребенка находится в безвозмездном пользовании ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и передано собственником Российской Федерацией в лице ФСИН России ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю на праве оперативного управления. Денежные средства на проведение ремонта здания распределяются главным распорядителе бюджетных денежных средств ФСИН России в УФСИН России по Хабаровскому краю, а затем последний выделяет по потребности в учреждения УИС Хабаровского края, в том числе ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю, которое самостоятельно осуществляет заключение договоров на проведение текущего ремонта зданий, переданных в безвозмездное пользование.

Удовлетворяя требования прокурора частично, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пришел к выводу, что поскольку ремонт стыков потолка и стен помещения склада хранения пищевой продукции Дома ребенка и оборудование прогулочной площадки заднего двора Дома ребенка видеонаблюдением не исполнены, указанное создает негативные условия, при которых возникает реальная угроза причинения вреда здоровью детей, снижению безопасных условий проживания детей, образовательной и воспитательной деятельности с ними.

Отказывая в удовлетворении требования об установлении в помещении Дома ребенка для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств поддон с холодной и горячей водой, подающейся через смеситель с системой водоотведения, судом первой инстанции было установлено, что данное требование ответчиками исполнено путем переноса указанного помещения в другое место Дома ребенка. Также суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований об установлении на окнах помещений Дома ребенка (за исключением 1 старшей группы) регулируемых солнцезащитных устройств, поскольку в силу положений п.2.4.13 СП 2.4.3648-20, окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, тогда как окна помещений Дома ребенка оборудованы тканевыми шторами, что не противоречит указанным Правилам. Отказывая в удовлетворении требований прокурора об организации в составе комплекса помещений Дома ребенка, используемых для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье холодного и мясо-рыбного цехов, цеха вторичной обработки овощей, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии технической возможности создания отдельных цехов в здании Дома ребенка, указав, что данное требование заявлено прокурором без учета конструктивных особенностей здания Дома ребенка, введенного в эксплуатацию в 1979 году по действовавшим ранее нормативным документам до введение в действие Правил (СанПиН 2.4.3648-20), вступивших в законную силу 1 января 2021 года. Сославшись на п.3.3 санитарных правил СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», суд первой инстанции указал, что обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе допускается при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарем. В связи с тем, что раздельные зоны – функциональные зоны для обработки разного вида продуктов на пищеблоке Дома ребёнка выделены, пришел к выводу об отказе в удовлетворении данной части требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда по существу возложения обязанности, мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее – Закон N 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу ч.1 ст.3 и ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно ч. 1 ст. 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми.

Судом установлено и следует из материалов дела, что при ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю создан Дом ребенка.

Как следует из Положения об организации деятельности филиала «Дом ребенка» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, утвержденного начальником МСЧ-27 19 июля 2015 года, филиал «Дом ребенка» является структурным подразделением ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, предназначен для содержания детей осужденных матерей от рождения до достижения или 3-х летнего возраста.

В число основных задач Дома ребенка среди прочего относится организация воспитательной работы среди воспитанников Дома ребенка, охрана прав и интересов детей, участие в реализации программ в области охраны жизни и здоровья.

Таким образом, Дом ребенка, созданный при медицинском учреждении ФСИН России, преимущественно осуществляет образовательную функцию, направленную на осуществление присмотра и ухода за детьми.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма. При разрешении спора судом установлено, что Дом ребенка, расположенный при ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю является объектом с массовым пребыванием детей, то есть является одним из важных объектов жизнеобеспечения. При таких обстоятельствах, с учетом особенности расположения и предназначения Дома ребенка, являющегося структурным подразделением органа ФСИН России для детей, чьи матери имеют особый статус лиц, осужденных к лишению свободы, для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес указанного структурного подразделения наличие видеонаблюдения всей территории необходимо. Наличие сторожа и сопровождение детей во время прогулки воспитателем (медицинским работником) не является достаточными мерами по предупреждению терроризма.

Поскольку исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью учреждений, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности по оборудованию здания Дома ребенка видеонаблюдением прогулочной площадки заднего двора.

Как следует из п. 2.5.1, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 при отделке объектов должны соблюдаться следующие требования: применяемые строительные и отделочные материалы используют при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, подтверждающие их безопасность, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Установлено, что в помещении склада хранения пищевой продукции Дома ребенка имеются дефекты стыков стен и потолка, а именно частичное нарушение лакокрасочного покрытия, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности привести помещение склада хранения пищевой продукции здания Дома ребенка в надлежащее состояние, поскольку доказательств принятия действительных мер к восстановлению покрытия не представлено, чем нарушаются права несовершеннолетних на благоприятную среду.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно круга обязанных лиц в силу следующего.

Соглашением №1 от 15 января 2014 года об основных направлениях взаимодействия, заключенным между ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, в обязанности УФСИН России по Хабаровскому краю включено осуществление необходимых коммунальных и иных эксплуатационных расходов на содержание зданий, сооружений и помещений, используемых подразделениями медико-санитарной части, своевременное проведение текущего и капитального ремонта; оборудование помещений, занимаемых ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, санитарно-техническим, коммунально-бытовым имуществом, средствами охранной, пожарной сигнализации, системами видеонаблюдения, контроля доступа и иными техническими средствами согласно потребности и их эксплуатации, в соответствие с требованиями обязательных норм (п.п. 3.1, 3.5). В силу п. 3.6 Соглашения обеспечение поддержания санитарного состояния в жилых и производственных помещениях, а также прилегающих территориях в соответствие с требованиями санитарного законодательства и рекомендаций медицинских работников также отнесено к обязанностям УФСИН России по Хабаровскому краю.

Кроме того, распоряжением ФСИН России № 44-р от 2 апреля 2015 года установлено, что филиалы МСЧ ФСИН России в вопросах обеспечения условий функционирования, соблюдения режима работы, правил внутреннего распорядка находятся в оперативном подчинении начальника территориального органа ФСИН России и (или) учреждения УИС по месту их дислокации; начальникам территориальных органов ФСИН России указано не допускать возложения на МСЧ ФСИН России задач и функций, не связанных с целями и предметом их деятельности.

Уставом ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, утвержденным приказом ФСИН России №295 от 1 апреля 2015 года, определено, что основным видом деятельности МСЧ-27 является в том числе медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и иных граждан, прикрепленных в установленном порядке, федеральный государственных санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, в силу разграничения обязанностей между ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, установленного заключенным Соглашением, уставных целей деятельности, лицом, на которое надлежит возложить обязанность по оборудованию видеонаблюдением заднего двора прогулочной площадки помещения, занятого филиалом «Дом ребенка» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, а также по ремонту стыков потолка и стен помещения склада хранения пищевой продукции, судебная коллегия признает УФСИН России по Хабаровскому краю. Оснований для возложения на ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России обязанности по осуществлению указанных действий в отношении спорного имущества не имеется.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, прокурором не представлено.

Довод апелляционной жалобы о нарушении обжалуемым судебным актом бюджетного законодательства судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения УФСИН России по Хабаровскому краю от исполнения обязанности, возложенной на него законом. Указание подателя жалобы на то, что финансирование хозяйственной деятельности УФСИН России по Хабаровскому краю осуществляется по утвержденному плану, который не предусматривает соответствующие расходы, не является основанием для отмены или изменения судебного решения по указанным выше основаниям.

Относительно выводов суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении требований об установлении в помещении Дома ребенка для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств поддона с холодной и горячей водой, подающейся через смеситель с системой водоотведения, судебная коллегия также не находит оснований для признания таких выводов незаконными, поскольку представленными материалами дела подтверждается факт того, что силами ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю в Доме ребенка выбрано другое помещение для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, в котором имеется поддон с холодной и горячей водой, подающихся через смеситель, и имеет систему водоотведения. Указанные обстоятельства не оспариваются прокурором и подтверждаются актом проверки от 20 апреля 2022 года.

Согласно п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20 окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, - москитными сетками. Из доводов административных ответчиков, с которыми согласился прокурор, следует, что окна помещений Дома ребенка оборудованы тканевыми шторами, что не противоречит нормам вышеуказанных Правил, в связи с чем суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в части требований об установлении на окнах помещений Дома ребенка (за исключением 1 старшей группы) регулируемых солнцезащитных устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований об организации в составе комплекса помещений Дома Ребенка, используемых для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, холодного и мясо-рыбного цехов, цеха вторичной обработки овощей, в силу следующего.

Пунктом 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 действительно предусмотрено, что при организации питания хозяйствующими субъектами должны соблюдаться следующие требования. В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.

Однако следует иметь в виду, что данное требование является обязательным при разработке проектной документации в отношении зданий детских учреждений (то есть при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте). Объекты, уже введенные в эксплуатацию до 1 января 2021 года, а также объекты, которые находились на стадии строительства или реконструкции до 1 января 2021 года, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены. Обязательно для всех только обеспечение доступности услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 1.3 СП 2.4.3648-20).

Таким образом, требование об установке раздельных цехов холодного и мясо-рыбного цехов, цеха вторичной обработки овощей, обязательно для проектируемых зданий расположения детских учреждений, а также реконструируемых. В остальных случаях здания могут оборудоваться такими цехами по возможности.

При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2021 года питание детей должно соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Согласно п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента (ст. 10 и 14 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011). В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.

Допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарем (п. 3.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Таким образом, довод апелляционного представления о том, что ссылка суда первой инстанции на СанПин 2.3/2.4.3590-20 при разрешении указанного требования несостоятельна и применена необоснованно, поскольку указанные нормы являются общими по отношению к специальными Правилам, устанавливающим порядок организации питания именно детей, основана на неверном понимании норм материального права. Нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (п. 1.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

При этом, разделом VIII СанПиН 2.3/2.4.3590-20 регулируются особенности организации общественного питания детей.

По смыслу положений ст. 100 УИК РФ, норма о создании домов ребенка в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, не носит императивного характера и допускает возможность организации в указанных учреждениях таких домов, являющихся лечебно-профилактическими учреждениями охраны материнства и детства. В случае же создания в исправительном учреждении дома ребенка, осужденные женщины, опять-таки, могут помещать в него своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения, им может быть разрешено совместное проживание с детьми. При этом, дома ребенка организуются при женских исправительных колониях.

Таким образом, исходя из специфики условий отбывания лишения свободы женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а именно возможность проживания со своим ребенком в жилом помещении Дома ребенка, расположенного на территории исправительной колонии, организация питания детей может осуществляться в соответствие с нормами п. 8.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на ФСИН России обязанности произвести финансирование указанных работ, обеспечив их выполнение к установленному сроку, в силу следующего.

Согласно п. 2 приказа ФСИН России от 14 августа 2020 года N 555 "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России самостоятельна в осуществлении своих полномочий.

ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний").

В соответствия со статьей 6, частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансирование казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

Согласно части 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (часть 7 статьи 161 БК РФ).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний").

Пункт 4.3 Устава ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России устанавливает, что УФСИН России по Хабаровскому краю в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, и внесение в них изменений.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю на указанные цели в размере, достаточном для их (нарушений) устранения, поскольку в силу п. 5 ст. 242.3 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

При таком положении принятое по настоящему делу решение в части является незаконным и на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения отказе в удовлетворении требований к ФКУЗ «МСЧ-27» ФСИН России, ФСИН России. В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционное представление Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России удовлетворить частично.

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 21 апреля 2022 года отменить в части возложения обязанности на ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт стыков потолка и стен помещения склада хранения пищевой продукции филиала "Дом ребенка" Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 27 Федеральной службы исполнения наказаний" по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район с. Заозерное ул. Петра Черкасова, 31, а также оборудовать видеонаблюдением прогулочную площадку заднего двора филиала "Дом ребенка" Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 27 Федеральной службы исполнения наказаний" по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район с. Заозерное ул. Петра Черкасова, 31; возложения обязанности на ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю на указанные цели в размере, достаточном для их (нарушений) устранения.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №27 Федеральной службы исполнения наказаний», ФСИН России отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи