ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-493/20 от 19.08.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

59RS0017-01-2020-000658-81

Судья Троцко Д.Н.

Дело №2-493/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-7330/2020

19 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Ворониной Е.И.

судей Заривчацкой Т.А., Казанцевой Е.С.,

при секретаре Косогоровой К.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на решение Губахинского городского суда Пермского края от 03 июня 2020 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ответчика ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России ФИО1, представителя ответчика ФСИН России ФИО2, судебная коллегия представитель ответчика

установила:

Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю» о возложении обязанности в двенадцатимесячный срок организовать выдачу осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю», трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственном участке дополнительного бюджетного финансирования в должности машиниста (кочегара) котельной, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и другими средствами индивидуальной защиты в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н; возложении на ФСИН России в течение шести месяцев обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на организацию выдачи осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должности повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной в апреле 2020 года проверкой Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пермского края были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в действиях ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю», расположенного по адресу: ****, были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства и трудового законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ часть трудоустроенных осужденных не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий.

Несмотря на внесенное 21.10.2019 в адрес начальника ФКЛПУ КТБ-** представление № 4-11-2350-2019 об устранении нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ, указанные нарушения не устранены.

В судебном заседании прокурор Сырвачев В.Ю. на иске настаивал по доводам искового заявления.

Представитель ответчиков ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю», ФСИН России, ФИО1 в судебном заседании иск не признал по доводам письменных возражений по следующим основаниям.

Согласно приказу от 27.05.2020 обновлена штатная численность работников хозяйственно-лечебного обслуживания учреждения. Должности повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря – являются должностями работников, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В 2013 году проведена аттестация рабочих мест, разработаны карты аттестации рабочих мест. Согласно информационным картам рабочих мест повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря, установлено требование по укомплектованию специальной одеждой. ФКЛПУ КТБ-** на протяжении длительного времени направляло заявки в 2018, 2019, 2020 г.г. на выделение денежных средств из бюджета в целях приобретения необходимого имущества или распределения имеющегося. Карты аттестации рабочих мест устарели. Должность машинист (кочегар) котельной до настоящего времени не была включена в штатное расписание хозяйственно-лечебного обслуживания. Котельная, распложенная на территории жилой зоны учреждения, принадлежит ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, с которым у ФКЛПУ КТБ-** на определенные периоды времени заключаются договора о подборе рабочей силы из числа осужденных с целью осуществления работ машинистами (кочегарами) в котельной. В указанных договорах предусмотрено, что «Организация» обеспечивает осужденных средствами труда и обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю просит решение суда отменить в связи с нарушением процессуальных прав ответчика и третьих лиц, приводя доводы о вмешательстве в право учреждения осуществлять лишь свойственные ему функции. Вменяемые решением обязанности не относятся к видам деятельности учреждения, они могут быть выполнены только за счет выделенных бюджетных средств. При этом суд, определяя срок исполнения решения, не установил формат способов и методов исполнения бюджетных обязательств, не обходимых для определения конкретного срока исполнения решения суда.

ФСИН России в апелляционной жалобе приводит доводы о незаконности и необоснованности решения в части возложения на ФСИН России обязанности осуществить финансирование мероприятий, поскольку такое решение является вмешательством в деятельность главного распорядителя бюджетных средств.

Возражений на апелляционные жалобы не поступило.

На заседании судебной коллегии представители ответчиков доводы апелляционных жалоба поддержали.

Истец не явился, извещен надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает его подлежащим отмене в части возложения обязанностей на ФСИН России. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю не имеется.

В соответствие со статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно части 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила, приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н).

В пункте 2 Межотраслевых правил указано, что требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно пункту 4 Межотраслевых правил, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки (п.13 Межотраслевых правил).

Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в том числе для электрогазосварщика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машиниста (кочегара) котельной, рабочего по комплексному обслуживанию зданий (далее - приложение к Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н).

Как следует из материалов дела, В ходе прокурорской проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и трудового законодательства, проведенной в апреле 2020 года Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на территории ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю», было установлено, что осужденные, отбывающие наказание в ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю», трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственном участке дополнительного бюджетного финансирования в должности машиниста (кочегара) котельной, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря не обеспечены прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Указанные выводы подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: докладной запиской помощника прокурора Сырвачева В.Ю. от 29.04.2020; копией устава ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю»; листом записи ЕГРЮЛ от 20.01.2017; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю»; представлением И.о. прокурора от 21.10.2019; письмом от 20.12.2019 о рассмотрении представления И.о. прокурора; списком трудоустроенных осужденных от 29.04.2020; письмами ФКЛПУ «КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю» от 09.09.2019, 13.03.2020, 24.05.2019 в адрес ГУФСИН России о выделении СИЗ; копиями личных карточек учета выдачи СИЗ осужденных С1., А., С2., Т., О., Ш1., Н1.,Э., Н2., Р1., Ф., Ш2., М., Л1., Р2., Л2., Л3., Б.

Установив данные обстоятельства, которые ответчиками не оспариваются, суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами права пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на учреждение обязанности по принятию указанных мер по охране труда. Поскольку учреждения помимо функций оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, осуществляет также функции исправительного учреждения в отношении находящихся в учреждении осужденных, что следует из положений раздела II Устава Учреждения (л.д. 23-27), суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по обеспечению средствами безопасности привлекаемых к труду осужденных. Доводы апелляционной жалобы учреждения о непринятии судом во внимание основной функции учреждения судебной коллегией отклонены, как находящиеся в противоречии с положениями части 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

При этом заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о неправомерности возложения на ФСИН России обязанности по осуществлению финансирования соответствующих мероприятий в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию колонии дополнительными комнатами является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Данному обстоятельству судом не была дана надлежащая оценка, несмотря на наличие соответствующих доводов в возражениях сторон, что привело к принятию необоснованного решения в этой части, которое не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании положений части 1 статьи 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, с вынесением решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Губахинского городского суда Пермского края от 03 июня 2020 года отменить в части возложения обязанностей на ФСИН России в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов на организацию выдачи осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должности повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В удовлетворении исковых требований в данной части отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКЛПУ КТБ-** ГУФСИН России по Пермскому краю без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: