ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-514/20 от 20.01.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-406/2021 (№ 2-514/2020)

Судья Молостова М.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Мехоношиной Д.В., Смирновой М.А. при секретаре Климовских Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 20 января 2021 года дело по апелляционному представлению прокуратуры Дзержинского района города Перми и апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 21 октября 2020 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к АО «Газпром газораспределение Пермь» о возложении обязанностей по принятию на обслуживание путем выполнения комплекса мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, ремонт сетей, проведение технического диагностирования газопровода среднего и низкого давления по ул.ФИО3, 2-й Черемуховый переулок, ул.Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м.

Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя прокуратуры Королевой М.В., представителя ответчика АО «Газпром газораспределение Пермь» ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Орджоникидзевского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с иском к АО «Газпром газораспределение Пермь» о возложении обязанности принять на обслуживание путем выполнения комплекса мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, ремонт сетей, проведение технического диагностирования газопровода среднего и низкого давления по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о газоснабжении при эксплуатации газопровода среднего и низкого давления, расположенных по пер. 2-й Черемуховый, ул. ФИО3, ул. Верхоянская г. Перми, а именно газопровод среднего и низкого давления по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м. и газопровода среднего и низкого давления по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый ориентировочной протяженностью 852,82 п.м., в ходе которой установлено, что указанные газопроводы обеспечивают газоснабжением жилые дома в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Домостроительный» в Орджоникидзевском районе города Перми. 01.12.2005 года Пермским филиалом ЗАО «Фирма Уралгазсервис» для газоснабжения 55 частных домов, расположенных по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/н Домостроительный, кв. 2271, 2272 (ул. Домостроительная, ФИО2, ФИО3, Лоцманская) инициативной группе застройщиков микрорайона индивидуальной жилой застройки «Домостроительный» выдавались технические условия на проектирование и строительство газопроводов. 15.09.2008 года Пермским филиалом ЗАО «Фирма Уралгазсервис» инициативной группе застройщиков микрорайона индивидуальной жилой застройки «Домостроительный» выданы технические условия присоединения к газораспределительным сетям от 15.09.2008 года в целях подключения построенных газопроводов среднего и низкого давления к газопроводу среднего давления, расположенного по ул. ФИО3. До 31.12.2014 года газопроводы находились на техническом обслуживании ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» в рамках заключенного с застройщиком газопровода ИП Г. договора от 02.12.2013 года № 335/22. В настоящее время указанные выше газопроводы специализированной организацией не обслуживаются, владелец (собственник) газопроводов отсутствует. В силу положений технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2020 № 870, дано понятие газораспределения – это единый производственный комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий). В силу п. 14 Технического регламента сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации. Разделом VI Технического регламента в целях обеспечения безопасности определены требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущие ремонты).

На основании пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17.05.2002 № 317, «газораспределительная организация» - специализированная организация и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация – собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности сетей газораспределения и газопотребления, из которых следует, что эксплуатационной (эксплуатирующей) организацией в сфере газоснабжения является организация, которая непосредственно осуществляет транспортировку газа по газопроводу и (или) техническое обслуживание последнего, т.е. газоснабжающая (газотранспортная, газораспределительная) организация. В силу требований действующего законодательства в сфере газоснабжения газораспределительная организация обязана обеспечить безопасную эксплуатацию газопроводов.

В настоящее время газораспределительной организацией является АО «Газпром газораспределение Пермь». Газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрывоопасными и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, что делает невозможным поставку газа без соблюдения вышеизложенных правил. Следовательно, АО «Газпром газораспределение Пермь» обязано осуществлять эксплуатацию газораспределительной сети, включающей наружные газопроводы, в соответствии с требованиями законодательства. Спорные газопроводы представляют угрозу безопасности граждан, а также угрозу устойчивых поставок газа населению – жителям Орджоникидзевского района города Перми.

Кроме того установлено, что газопровод среднего и низкого давления по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м., а также газопровод среднего и низкого давления по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый ориентировочной протяженностью 852,82 п.м., являются единой сетью общей протяженностью 1923,0 п.м.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить по мотиву нарушения норм материального и процессуального права, неправильной оценки установленных по делу обстоятельств. По мнению апеллянта, обязанность обслуживать спорный газопровод возникла у ответчика в связи с тем, что спорный участок газопровода является единой, неотъемлимой частью газораспределительной сети, ему принадлежащей. 15.09.2008 года Пермский филиал ЗАЛ «Фирма Уралгазсервис» выдал технические условия присоединения к газораспределительным сетям, находящимся на балансе фирмы, в целях подключения построенного газопровода и подписания акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Спорный газопровод фактически используется ответчиком для поставки газа жителям микрорайона. Поскольку подключение объектов осуществлялось после ввода в эксплуатацию газопровода, то ответчиком фактически реализованы полномочия собственника спорного участка газораспределительной сети. Спорный газопровод не является частью имущества, принадлежащего собственникам частных домовладений. АО «Газпром газораспределение Пермь» и ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» входят в холдинг «Газпром», который обеспечивает надлежащее и эффективное обеспечение потребителей природным газом. Постановка спорного газопровода на баланс ответчика, включение затрат в тариф на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям ответчика является следствием решения вопроса по обслуживанию газопровода. Данная возможность предусмотрена действующим законодательством, что не повлечет нарушение имущественных прав и законных интересов эксплуатирующей организации. Апеллянт не согласен с выводами суда в части возможности включения спорного имущества в состав муниципальной собственности как бесхозяйного имущества. Судом не учтено, что в рамках выданных технических условий для подключения объектов граждане фактически выполняли обязанности не органов местного самоуправления, а собственника газораспределительной сети по строительству (реконструкции) участка газораспределительной сети. Строительство участка газопровода указанным способом не исключает возможность принять на баланс спорного участка сетей с выплатой гражданам расходов на строительство. Обязанность принятия на обслуживание бесхозяйных газопроводов газораспределительной организацией, оформление прав на нее определена Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 903 от 10.09.2016г.

В апелляционной жалобе третье лицо администрация г. Перми с решением суда не согласна, просит его отменить. Указывает, что решение суда противоречит цели судебного производства, неопределенная ситуация со спорным газопроводом сохраняется, судом не разрешена. Ответчик на территории г. Перми является исполнителем услуг по подключению к сетям газораспределения. Технические условия на проектирование и строительство газопровода для газоснабжения 55 частных домов в мкр. «Домостроительный», кв. 2271,2272, выданные ЗАО «Фирма Уралгазсервис» в 2005 году, законодательством не предусмотрены. В 2008 году выданы технические условий присоединения к газораспределительным сетям в целях подключения построенных газопроводов среднего и низкого давления к газопроводу среднего давления, расположенного по ул. ФИО3. Следовательно, именно ответчиком организовано строительство спорного газопровода, на которое он не оформил право собственности. Выдавая технические условия на проектирование и строительство газопровода, ответчик потребовал организовать размещение газопровода на территории общего пользования и не мог не знать, что данный газопровод будет обеспечивать газом несколько домов. Ссылаясь на положения постановления Правительства РФ № 410 от 14.05.2013 года, апеллянт указывает, что поскольку поставка газа по газопроводу, построенному в рамках технических условий, осуществляется для многих домов микрорайона, данный газопровод функционально является газораспределительной сетью. В силу ст. 7 Закона № 69-ФЗ у газораспределительной сети в силу закона есть собственник, который представляет собой специализированную организацию, осуществляющую, эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Материалами дела подтвержден статус ответчика как эксплуатационной организации, однако данные обстоятельства судом не учтены. Действия ответчика по выдаче в 2008 году технических условий не соответствуют положениям п. 88 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013г. В силу Закона № 69-ФЗ технологическое управление объектами, присоединенными к Единой системе газоснабжения независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией – собственником Единой системы газоснабжения. Потребитель – физическое лицо не может быть собственником объектов газоснабжения, присоединенного е Единой системе газоснабжения. Довод ответчика о том, что он не являлся застройщиком спорных сетей, не должен был приниматься судом во внимание. В нарушение ст. 13 Закона № 69-ФЗ ответчик уклонился от обязанности строительства газопровода в микрорайоне для потребителей, а также от обязанности содержать уже построенный газопровод. Данные действия осуществлены ответчиком в обход закона и искусственно создали ситуацию, когда учет опасного объекта на балансе ответчика не возможен. Спорный газопровод является сооружением, опасным объектом и должен технически обслуживаться. Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 01.10.2010 года подписан представителем ответчика как эксплуатирующей организации, в данной части решение суда противоречит Градостроительному кодексу РФ. Апеллянт не согласен с выводами суда в части невозможности включения в состав тарифа расходов по содержанию спорной сети. Решение суда относится к иным законным основаниям, в соответствии с которыми в состав тарифа могут быть включены указанные расходы.

В суде апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах апелляционного представления, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе третьего лица, просил решение суда отменить.

Представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Пермь» полагает решение суда законным, просит апелляционную жалобу и апелляционное представление оставить без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статьей 130, 225 Гражданского кодекса РФ, ст.51 Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не является собственником спорного газопровода. Спорный газопровод построен по заказу физических лиц на собственные средства, по своему целевому назначению предназначен исключительно для газоснабжения группы жилых домов, ответчик не является ресурсоснабжающей организацией, не осуществляет реализацию газа населению с заключением соответствующих договоров поставки газа. Обязанность газораспределительной организации по содержанию бесхозяйных газовых сетей действующим законодательством не предусмотрена. Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления, которые должны осуществлять мероприятия по выявлению, постановке на учет как бесхозяйных недвижимых вещей и заключению договоров на обслуживание газовых сетей. Выдача технических условий не влечет для газораспределительной организации возникновение вещных прав на присоединяемый участок газопровода. Ответчик не является единственной специализированной организацией, которая может осуществлять техническое облуживание газопроводов. Порядок регистрации газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, в настоящее время не разработан.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах. Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Указанные в апелляционном представлении и апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, фактически повторяют доводы, приведенные истцом и третьим лицом в суде первой инстанции, и по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении иска, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что строительство спорного газопровода среднего и низкого давления ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м. выполнено собственниками зданий, расположенных по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская г. Перми, а также за счет собственных средств ИП Г. Строительство газопровода осуществлялось в период с 05 марта 2010 по 16 июня 2010 года на основании проектной организации, разработанной ООО «Антал», генеральным подрядчиком являлся ООО «СМУ-104». Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются истцом и третьими лицами.

Для газоснабжения 55 частных домов, расположенных по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/н Домостроительный, кв. 2271, 2272 (ул. Домостроительная, ФИО2, ФИО3, Лоцманская) ЗАО «Фирма Уралгазсервис» были выданы технические условия на проектирование и строительство газопровода № 05/1279 от 01.12.2005 года. По заявлению представителя инициативной группы застройщиков микрорайона «Домостроительный» о продлении технических условий ЗАО «Фирма Уралгазсервис» были выданы технические условия присоединения к газораспределительным сетям № 05/00546 от 15.09.2008 года в целях подключения построенных газопроводов среднего и низкого давления к газопроводу среднего давления, расположенного по ул. ФИО3.

05.02.2010 года между ИП Г. (Заказчик) и ООО «Строительно-монтажное управление-104» (Подрядчик) заключен договор № 1/1 по выполнению работ по строительству газопровода среднего, ГРПШ, и низкого давления к жилым домам в кварталах № 2271, № 2272 Орджоникидзевского района г. Перми, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы согласно проекта № 1278П-2009 в соответствии с действующими НТД и СНиП: монтаж газопровода среднего давления, монтаж ГРПШ с ограждением и молниеотводом (без телеметрии), монтаж газопровода низкого давления, провести необходимые испытания и предоставить необходимую исполнительную документацию.

30.08.2010 года ТСЖ «Домостроительный» поручило ИП Г. строительство газопровода на землях принадлежащих ТСЖ в кварталах 2271 и 2272 Орджоникидзевского района г. Перми, по завершении строительства газопровода в указанных кварталах ТСЖ «Домостроительный» поручило ИП Г. оформить указанный газопровод в собственность, а также дало поручение на оформление соглашений на выдачу технических условий, заключения договоров на врезки, техническое обслуживание и эксплуатацию ШРП, газопровода среднего и никого давления.

03.09.2010 года между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» (Исполнитель) и ИП Г. (Заказчик) заключен договор на техническое и аварийное обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования, по условиям которого исполнитель оказывает услуги по проведению технического обслуживания газопроводов, сооружений на них (в т.ч. ШРП, ЭХЗ), газового оборудования на объекте по адресу: комплекс индивидуальных жилых домов в кварталах 2271 и 2271 в Орджоникидзевском районе, в объемах согласно Приложения № 1-3, которое является неотъемлемой частью договора.

Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, на балансе ИП Г. находятся газопровод среднего давления от точки врезки до ГРПШ, ГРПШ, газопровод низкого давления от ГРПШ до кранов на вводах в жилые дома комплекса индивидуальных жилых домов в кварталах №№ 2271, 2272: ул.Домостроительная, 110, 112; ул. ФИО2, 82, 82а, 86, 90, 92, 94а, 96; пер. 2-й Черемуховый 26, 26а, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 42. Все внутреннее газовое оборудование, включая арматуру, газопотребляющие агрегаты и газопроводы, также находится на балансе ИП Г.. Ответственность за техническое состояние газопроводов и газового оборудования в границах, установленных данным актом, несет ИП Г. Эксплуатационное управление № 5 ЗАО «Фирма Уралгазсервис» осуществляет точки врезки до кранов на вводах в жилые дома комплекса индивидуальных жилых домов в кварталах №№ 2271, 2272: ул. Домостроительная, 110, 112; ул. ФИО2, 82, 82а, 86, 90, 92, 94а, 96; пер. 2-й Черемуховый 26, 26а, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 42. К акту представлена схема № 1, отображающая границы ответственности между эксплуатационным управлением № 5 Пермского филиала ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ИП Г. На основании соглашения о расторжении договора от 22.12.2014г. договор № 335/22, заключенный между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и застройщиком газопровода ИП Г. расторгнут с 01.01.2015 года.

Потребители газа в жилых кварталах 2271 и 2272 в Орджоникидзевском районе проинформированы о необходимости технического обслуживания газопроводов, ГРПШ и др. оборудования, заключения соответствующего договора на техническое обслуживание и несении соответствующих расходов.

05.02.2018 года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства принято решение о нецелесообразности принятия объектов в муниципальную собственность города Перми газопроводов среднего и низкого давления по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская (ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м. <...>, 110, 219, 63, 90, 160, 225).

Газопроводы среднего и низкого давления по ул. ФИО3, переулку 2-й Черемуховый, ул. Верхоянская в Орджоникидзевском районе г. Перми не числятся в реестрах государственной собственности Пермского края и муниципального имущества города Перми, сведения о них в ЕГРН отсутствуют.

18.12.2017 года между АО «Газпром газораспределение Пермь» и ООО «Управляющая компания Аренда Сервис» заключен договор № 570/22 на техническое обслуживание газопроводов и сооружений на них, предметом которого является оказание услуг по проведению технического обслуживания газопроводов, сооружений на них (средства ЭХЗ) на объекте Заказчика по адресу: ул. ФИО2, 78, 78А, 80, 82, 82А, ул. Верхоянская, 13, 15, пер. 2-й Черемуховый, 24, 26, 26А, в объемах согласно Приложению № 1 к настоящему договору, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги. В течение 2018-2019г.г. между АО «Газпром газораспределение Пермь» и жителями домов по адресам: 2-й Черемуховый, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 38, 39, 41, 44, 45, ул. Домостроительная, 84, ул. Лоцманская, 8, 10, ул. Александра ФИО2, 84а, 90, 92, 94а, 96, также были заключены договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ВДГО) домовладения.

Из акта обследования бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры от 25.04.2018 года в составе комиссии представителей администрации Орджоникидзевского района и ПФ АО «Газпром газораспределение Пермь» следует, что комиссия произвела осмотр газопроводов среднего и высокого давления по ул. Ленинский переулок, переулок 2-й Черемуховый. По результатам осмотра определено, что бесхозяйный объект в начальной точке имеет непосредственное присоединение к инженерной сети и (или) объекту, находящемуся во владении ПФ АО «Газпром газораспределение Пермь», точка врезки по ул. Ленинский переулок в конечной точке имеет непосредственное присоединение к инженерной чести и (или) объекту, находящемуся во владении: точка врезки у жилого дома по ул. Верхоянская, 13. Объект имеет технические характеристики: газопровод среднего давления – трубопровод диаметром 110 мм, протяженностью 43,53 м.п, материал – ПЭ, год ввода в эксплуатацию- 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 160, протяженностью 782,74 м.п, материал – ПЭ, год ввода в эксплуатацию – 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 225, протяженностью 21,01 п.м., материал – ПЭ, год ввода в эксплуатацию – 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 219, протяженностью 2,29 п.м., материал – сталь, год воды в эксплуатацию – 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 108, протяженностью 2, 25 м.п., материал – сталь, год ввода в эксплуатацию – 2010. Оборудование и устройства (наименование и количество) установленные на инженерной сети (объекте) – ГРПШ, расположен на перекрестке ул. Ленинский переулок и Домостроительная, в районе дома № 114 по ул. Домостроительная. Техническое состояние хорошее.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены судебного решения.

Вводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права. Исходя из системного толкования требований Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, не противоречащий фактическим обстоятельствам дела, об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке на АО «Газпром газораспределение Пермь» обязанности по обслуживанию спорного участка газопровода путем выполнения проведения мероприятий по мониторингу, техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению, ремонту, проведению технического диагностирования данного газопровода.

Доводы заявителей жалоб о том, что строительство спорного газопровода относилось исключительно к полномочиям газораспределительной организации, выдача технических условий на проектирование и строительство газопровода противоречит требованиям действующего законодательства, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Строительство спорного объекта силами и за счет средств физических лиц и подключение его к газораспределительной сети произведено в соответствии с требованиями действующего на тот период времени законодательства, а именно Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83. В настоящее время порядок выдачи технических условий регламентируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314.

В силу указанных нормативных актов с заявлением о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения могло обратиться любое лицо. При наличии технической возможности подключения газораспределительная организация обязана была выдать данному лицу технические условия, в последующем в соответствии с порядком, установленным п. 97,98, 100 Правил подключений, осуществить мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения. Однако данная обязанность не корреспондируется законодателем с возникновением права у газораспределительной организации прав и обязанностей в отношении присоединяемого участка газопровода. Деятельность по проектированию и строительству газопровода является одним из этапов подготовки процедуры подключения присоединяемого участка газопровода к газораспределительным сетям, в данном случае к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Пермь». В рассматриваемом деле строительство присоединяемого участок газопровода к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Пермь» осуществлено за счет средств физических лиц по индивидуальному проекту, заказчиком данных работ выступал ИП Г., подрядчиком ООО «СМУ-104». Проведение строительных работ газопровода среднего и низкого давления таким способом кем-либо незаконным не признано. Достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих обязанность проведения данного комплекса работ по газифицированию жилого района «Домостроительный» г. Перми, истцом и третьими лицами суду не представлено.

Законность и правомерность выданных технических условий № 05/00546 от 15.09.2008 года также никем не оспорены, они являются действующими. Кроме того, приемка спорного газопровода осуществлено с участием представителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта. Указание в нем ЗАО «Фирма Уралгазсервис» в статусе эксплуатирующей организации не является безусловным основанием возложения на ответчика обязанности по эксплуатации данного газопровода после его ввода без правовых оснований, в том числе в отсутствие договора на техническое обслуживание газопровода с собственником данного сооружения.

Доводы жалобы о том, что спорный газопровод является газораспределительной сетью, вследствие чего единственным собственником сети является газораспределительная организация, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании положений Федерального закона «О газоснабжении в РФ» и Гражданского кодекса РФ и установленным по делу обстоятельствам.

Как указывалось ранее, спорный объект как объект гражданского оборота ответчиком не создавался. У ответчика отсутствуют иные основания возникновения вещных прав на спорный объект, АО «Газпром газораспределение Пермь» не использует спорный газопровод в коммерческих целях. В силу положений ст.ст. 129, 213 ГК РФ распределительные газопроводы низкого и среднего давления не относятся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота или ограничено оборотоспособным объектам.

Согласно п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317, "газотранспортная система" - это система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.

Таким образом, действующее законодательство РФ не содержит ограничений относительно нахождения в собственности граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления распределительных газопроводов.

В силу ст. 7 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.

Доказательств, подтверждающих возникновение права собственности или иное вещное право у АО «Газпром газораспределение Пермь» на спорный газопровод по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", истцом и третьими лицами суду не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что между АО «Газпром газораспределение Пермь» и ООО «Управляющая компания Аренда Сервис», некоторыми жителями домов микрорайона «Домостроительный» заключены договоры на техническое обслуживание газопроводов и сооружений на них. Следовательно, указанные лица в отношениях с ответчиком определяют себя как законные владельцы газовых сетей и несут расходы по содержанию данного имущества.

Доводы апеллянтов о том, что АО «Газпром газораспределение Пермь» является эксплуатационной организацией спорного газопровода на постоянной основе, поскольку на момент его приемки эксплуатацию данная организация в акте от 01.10.2010 года ЗАО «Фирма Уралгазсервис» участвовала в качестве эксплуатационной организации, судебной коллегией отклоняются, поскольку противоречат материалам дела.

Согласно технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, "эксплуатация сети газораспределения и сети газопотребления" - использование сети газораспределения и сети газопотребления по назначению, определенному в проектной документации; "эксплуатационная организация" - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

Из материалов дела следует, что на момент подписания акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 01.10.2010 года техническое обслуживание спорного газопровода ЗАО «Фирма Уралгазсервис», в последующем АО «Газпром газораспределение Пермь», участвовала в гражданских правоотношениях с заказчиком работ по строительству газовых сетей ИП Г. в качестве эксплуатационной организации на основании договора от 03.09.2010 года. Предметом данного договора являлось техническое и аварийное обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования. Следовательно, указание статуса ЗАО «Фирма Уралгазсервис» при приемке объекта в эксплуатацию в качестве эксплуатационной организации не противоречило указанным Правилам и было определено исходя из факта договорных отношений между владельцем спорных сетей и лицом, оказывающим услуги по техническому обслуживанию и ремонту данных сетей. Однако с 01.01.2015 года действие договора от 03.09.2010 года сторонами прекращено, иные договорные отношения отсутствуют, самостоятельно спорный газопровод ответчиком в коммерческой деятельности не эксплуатируется, в связи с чем обязательства АО «Газпром газораспределение Пермь» по техническому обслуживанию спорного газопровода в настоящее время отсутствуют.

Заключение с М. договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к спорному газопроводу после введения его в эксплуатацию не может являться основанием возложения обязанности на АО «Газпром газораспределение Пермь» по эксплуатации данных сетей, поскольку данное подключение обусловлено исполнением обязанности ответчика по выдаче технических условий и подключению в отношении всех заявителей при наличии технической возможности. Запрет на подключение к бесхозяйным сетям законодательством не установлен.

Ссылка апеллянтов на положения постановления Правительства РФ № 410 от 14.05.2013 года судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку апеллянтом дано субъективное толкование Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные данным постановлением, из которых не следует, что с учетом установленных по делу обстоятельств, спорный газопровод является газораспределительной сетью, принадлежащей ответчику, для жилых домов микрорайона.

Доводы заявителей отсутствии нарушения имущественных прав и законных интересов ответчика при постановке спорного газопровода на баланс общества и включения затрат на его обслуживание в тариф на транспортировку газа, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Согласно Приказа ФАС России № 1258/19 от 27.09.2019 года "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Пермь" на территории Пермского края" включены затраты общества только на осуществление деятельности на газораспределительных сетях, находящихся у него в собственности или иных законных основаниях. Данные обстоятельства в рассматриваемом деле судом не установлены, истцом не доказаны.

Согласно ответа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 19.08.2020 года включение расходов по содержанию бесхозяйных сетей в тариф на транспортировку газа невозможно. Иной правой способ, определяющим возможность возложения обязанности на газораспределительную организацию, являющуюся коммерческой организацией, по содержанию бесхозяйной сети, законодательством не предусмотрен.

Судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что организация газоснабжения, предупреждение аварийных ситуаций относится к вопросам местного значения, которые подлежат разрешению органами местного самоуправления.

В соответствии с п.п.1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения. Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований. Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Спорный газопровод относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, граждане, построившие газопровод за собственный счет, фактически добровольно приняли на себя исполнение части полномочий местного самоуправления, самостоятельно обеспечив себя газом, что не освобождает органы местного самоуправления от обязанности решать вопросы газоснабжения населения. Отсутствие собственника газопровода влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества и создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления, при этом постановка спорного газопровода на учет как бесхозяйного имущества, влечет его передачу в муниципальную собственность в установленном порядке. Наличие спора о праве в отношении газопровода и оставление заявления без рассмотрения не может являться препятствием для разрешения вопроса в порядке искового производства.

Постановлением Правительства Пермского края № 943-п от 25.11.2017 года утверждена Региональная программа газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Пермского края на 2017-2021 годы, которая предусматривает взаимодействие региональных органов власти, органов местного самоуправления, газораспределительной организации по вопросу газификации Пермского края. Данная Программа предусматривает строительство газопроводов, перевод котельных на природный газ, реконструкция объектов транспорта природного газа.

Ссылка апеллянтов на Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 (ред. от 16.05.2020), не может быть принята во внимание, поскольку содержит указание на необходимость разработки плана мероприятий программы газификации с указанием объектов, планируемых к строительству, реконструкции и подключению, а также мероприятий, связанных с регистрацией в установленном порядке газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, источников их финансирования, сроков их реализации и ожидаемых результатов, в том числе на территориях опережающего социально-экономического развития. Поскольку спорный объект, несмотря на то, что является бесхозяйным, возведен до введения в действие нормативного регулирования, вне рамок программы газификации и без установления источника финансирования, приведенные положения не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

При таких обстоятельствах возложение на ответчика обязанности по мониторингу, техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению, ремонту сетей, проведению технического диагностирования газопровода среднего и низкого давления по ул. ФИО3, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м. без соответствующего финансирования и поэтапного регулирования уполномоченными органами мероприятий, связанных с регистрацией в установленном порядке газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, приведет к нарушению имущественных прав и законных интересов АО «Газпром газораспределение Пермь».

При установленных по делу обстоятельствах доводы апелляционного представления истца и апелляционной жалобы третьего лица по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не проверил и не учел суд первой инстанции при рассмотрении дела. Изложенные апеллянтами доводы повторяют правовую позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, обоснованно признанную судом не состоятельной и основанной на ином применении норм материального права, с чем соглашается судебная коллегия. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Дзержинского района города Перми и апелляционную жалобу администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: