ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-550/2021 от 18.08.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Власова Л.И.

№33-2148/2021

УИД 51RS0008-01-2021-000720-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

18 августа 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

Муравьевой Е.А.

при помощнике

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 550/2021 по иску прокурора Кольского района Мурманской области, действующего в интересах муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, к ФИО4 о взыскании полученных премиальных выплат, признании муниципальных правовых актов недействительными

по апелляционным жалобам ФИО4, Совета депутатов муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 4 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснения представителя ФИО4 – ФИО5, представителя Совета депутатов муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района ФИО6, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения относительно доводов жалоб прокурора прокуратуры Мурманской области Павловой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор прокуратуры Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском к ФИО4 как к главе муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области о взыскании незаконно начисленной и выплаченной премии и надбавки за работу с документами, составляющими государственную тайну.

В обоснование заявленных требований указано, что вопросы, связанные принятием бюджета муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района, контролем за его исполнением, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции Совета депутатов, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования.

Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района от *** г. № *** утверждено Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района, которым размер премии по результатам работы за месяц, квартал и год устанавливается пропорционально отработанному времени в процентном отношении к его месячному денежному содержанию. Решение о выплате премии по результатам работы за месяц, квартал и год принимается главой муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района и оформляется распоряжением.

Принятие решения о поощрении главы муниципального образования премией относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района путем объективной оценки деятельности и результатов работы главы муниципального образования в силу положений части 6 статьи 26 Устава муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района.

Кроме того, из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также Федеральный закон № 273-ФЗ) следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение главы муниципального образования Мурмаши Кольского района полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы за месяц, квартал и год прямо противоречит его полномочиями и выходит за их пределы.

Вместе с тем в период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г. ФИО4, являясь главой муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района, в отсутствие решения представительного органа о выплате премий и наличии неурегулированного конфликта интересов незаконно издавала распоряжения о выплате себе премий в максимально возможном размере, общий размер которых с учетом начисления на них районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям был выплачен из бюджета муниципального образования Мурмаши Кольского района.

Полагал, что, принимая решение о выплате себе премии, ФИО4 тем самым оценила свою деятельность как главы муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района, чем нарушила права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Уточнив исковые требования, прокурор просил взыскать с ответчика полученные премиальные выплаты в размере 341 148 рублей 90 копеек за период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г., а также признать недействительными распоряжения главы муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района от *** 2019 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***.

Протокольным определением от 30 марта 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены депутаты Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Г.И.Ю.. и П.А.А..

Судом принято решение, которым признаны недействительными распоряжения главы муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области «О выплате главе городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области» от *** 2019 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № 10***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № *** от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***; с ФИО4 в бюджет Кольского района Мурманской области взысканы полученные премиальные выплаты в общей сумме 342 148 рублей 90 копеек, а также государственная пошлина в размере 6621 рубль 49 копеек.

В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении иска.

Настаивает на том, что при выплате премии она руководствовалась действующим Положением о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования Главы муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района от 28 января 2010 г. № 5 с последующими изменениями.

Указывает, что премия главе муниципального образования учитывалась при утверждении бюджета на 2019-2021 годы, который не был оспорен.

Контрольно-счетной палатой при проведении проверки эффективности и результативности использования бюджетных средств в 2018 г. и 2019 г., проведенной в 2019 г., каких-либо нарушений не выявлено, в связи с чем она имела основания для выплаты премий в рамках утвержденного в бюджете фонда оплаты труда.

Подчеркивает, что годовые отчеты о ее деятельности в должности главы муниципального образования приняты единогласно, без замечаний. Доказательств недобросовестности ответчика не представлено.

Обращает внимание на то, что у Совета депутатов отсутствуют нарекания к работе ответчика, оснований для снижения ей премии не имелось.

Выплата премии при изложенных выше обстоятельствах не повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею своих должностных обязанностей.

Обращает внимание на то, что Советом депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района от 2 июня 2021 г. № *** принято решение «Об одобрении выплат премии главе городского поселения Мурмаши Кольского района», что в свою очередь свидетельствует об отсутствии оснований для лишения главы муниципального образования премии за добросовестный труд и взыскании денежных средств, а также об отсутствие коррупции.

По мнению подателя жалобы, суд самостоятельно применил нормы гражданского права о неосновательном обогащении, в связи с чем вышел за рамки своих полномочий.

Кроме того, суд необоснованно допустил к участию в судебном процессе от имени Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Г.И.Ю.. и П.А.А.. в отсутствие у них доверенностей, а затем привлек их к участию в дело в качестве третьих лиц.

В апелляционной жалобе депутаты Совета депутатов муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области, подписанной депутатами Г.С,П.., Ф.Н.Н.., Ф.Н.Н.., Ф.Н.Н.., Ф.Н.Н.., К.А.Ю.. просят решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора Кольского района отказать.

Ссылаясь на пункты 2, 4 Положения о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района, утвержденного решение Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района от 28 января 2010 г. № 5, указывают, что решения о выплате ФИО4 премий по результатам работы за месяц, квартал и год соответствовали закону.

Обращают внимание на то, что глава муниципального образования представляла муниципальному органу образования ежегодный отчет о проведенной работе, соответственно Совет депутатов давал объективною оценку деятельности главы и результатам ее работы, что подтверждается решениями Совета депутатов от 30 ноября 2020 г. № *** и от 22 апреля 2021 г. № ***.

Решением Совета депутатов 2 июня 2021 г. № *** «Об одобрении выплат премии главе городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области» признаны обоснованными и одобрены выплаты поощрения в виде премий, выплаченные в соответствии оспариваемыми распоряжениями, в связи с безупречной работой главы городского поселения Мурмаши Кольского района ФИО4, добросовестным исполнением своих обязанностей.

По мнению подателей жалобы, к возникшим правоотношениям подлежали применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации в части возмещения работником ущерба, причиненного работодателю.

В этом случае годичный срок на обращение в суд истцом в пределах, установленных статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, истцом, которому известно о Положении о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района, утвержденного решение Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района с 28 января 2010 г. № ***, пропущен.

Ссылка суда на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую не указывал прокурор в обоснование иска, свидетельствует о том, что суд вышел за пределы своих полномочий, нарушил принцип равноправия сторон.

Кроме того, указывают, что суд по своей инициативе допустил к участию в судебном процессе от имени Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Г.И.Ю.. и Г.И.Ю. не имеющих соответствующих полномочий, заслушал их объяснения как объяснения третьих лиц, чем нарушил процессуальные права других 12 депутатов.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО4 прокурор прокуратуры Кольского района Гусаров А.Н., а также третье лицо депутат Совета депутатов муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района П.А.А.., полагая доводы жалобы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ФИО4, депутаты Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Г.И.Ю.., Г.И.Ю.., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) установлено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Уставе муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области 3 мая 2011 г. № *** а также в Регламенте Совета депутатов г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, утвержденном решением Совета депутатов Кольский район Мурманской области от 21 декабря 2006 г. № ***.

В структуру органов местного самоуправления муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области включены: представительный орган муниципального образования - глава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района; Совет депутатов; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация г.п. Мурмаши Кольского района (часть 1 статьи 23 Устава).

К исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, в том числе отнесено: утверждение местного бюджета г.п. Мурмаши и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития г.п. Мурмаши, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления г.п. Мурмаши; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 8, 9 части 1 статьи 26 Устава).

Совет депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района (часть 4 статьи 26 Устава).

Глава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 30 Устава).

Глава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов (часть 4 статьи 30 Устава).

В части 1 статьи 31 Устава закреплены полномочия главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района.

Глава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, в том числе представляет городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; организует выполнение нормативных правовых актов Совета депутатов в рамках своих полномочий: (пункты 1, 3, 5 части 1 статьи 31 Устава).

Аналогичные положения содержались в Уставе муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, действовавшего на дату принятия Положения от 28 января 2010 г. № 5.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Регламенте Совета депутатов г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, утвержденном решением Совета депутатов Кольский район Мурманской области от 21 декабря 2006 г. № 120, глава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района подотчетен Совету депутатов.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно частей 3, 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что решением Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района от 26 сентября 2019 г. № *** главой муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района шестого созыва избрана ФИО4

Распоряжением главы муниципального образования г.п. Мурмаши от *** 2019 г. № *** ФИО4 вступила в должность и приступила к исполнению полномочий главы муниципального образования г.п. Мурмаши с 27 сентября 2019 г.

Решением Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района от 28 января 2010 г. № 5 утверждено Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городское поселение Мурмаши (далее - Положение от 28 января 2010 г. № 5), которым в целях стимулирования профессиональной деятельности главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, в том числе определены порядок, размер и условия его премирования.

Объем средств, направленных на оплату труда главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района (фонд оплаты труда), определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного содержания, ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере фактически установленных надбавок, а также 1,5 месячного денежного содержания в год на осуществление премирования с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера (пункт 2 Положения от 28 января 2010 г. № 5). Недоиспользованные в течение финансового года средства оплаты труда могут быть направлены на компенсационные выплаты и (или) поощрительные выплаты, установленные настоящим решением в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на оказание материальной помощи.

Пунктом 4 Положения от 28 января 2010 г. № 5 в целях стимулирования профессиональной деятельности главы муниципального образования г.п. Мурмаши может устанавливаться премирование по результатам работы за месяц, квартал и год. Размер премии по результатам работы за месяц, квартал и год устанавливается пропорционально отработанному времени в процентном отношении к его месячному денежному содержанию.

Решение о выплате премий по результатам работы за месяц, квартал и год принимается главой муниципального образования г.п. Мурмаши и оформляется распоряжением. Решение о выплате премии принимается не позже окончания месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом для выплаты премии по результатам работы является месяц, квартал и год. За 4 квартал выплата премии может осуществляться в декабре текущего года при наличии экономии средств фонда оплаты труда, образовавшейся в текущем году.

Из материалов дела следует, что распоряжениями главы муниципального образования г.п. Мурмаши ФИО7 от *** 2019 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № ***, от *** 2020 г. № *** приняты решения о выплате главе муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района ФИО4 премии в общей сумме 393 274, 60 рублей, за вычетом НДФЛ - 342 148, 90 рублей.

9 декабря 2020 г. заместителем прокурора прокуратуры Кольского района Мурманской области в адрес Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района направлен протест с требованием привести в соответствии с действующим федеральным законодательством Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городское поселение Мурмаши от 28 января 2010 г. № 5 (в редакции от 21 октября 2020 г. № 13/3).

Решением Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района от 25 февраля 2021 г. № 17/2 утверждено новое Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, в связи, с чем Положение от 28 января 2010 г. № 5 (с учетом последней редакции) признано утратившим силу.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь нормами гражданского законодательства, положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 30 Устава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, Регламента Совета депутатов г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, утвержденном решением Совета депутатов Кольский район Мурманской области от 21 декабря 2006 г. № 120, исходил из того, что по смыслу действующего законодательства глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования - Совету депутатов, который полномочен, принимать решения о премировании главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района.

Судом правомерно указано на то, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, части 11 статьи 29 Устава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района входит в компетенцию Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района.

Вместе с тем ФИО4, являясь главой муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района и председателем Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, не выносила на заседание Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района вопросы о выплате ей премиальных выплат по итогам ее деятельности и результатов работы.

Установив, что Советом депутатов решения о премировании главы муниципального образования за 2019 - 2020 г.г. не издавались, суд пришел к выводу о том, что распоряжения главы муниципального образования о премировании изданы неуполномоченным лицом, в связи с чем признал их недействительными.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что в действиях ФИО4 при получении ею премий имеет место недобросовестность, поскольку она вопросы о своем премировании на разрешение Совета не выносила, единолично издавала соответствующие распоряжения за рамками полномочий, определенных законом и Уставом муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, в связи чем пришел к выводу о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере полученных выплат на сумму 342 148, 90 рублей, которая подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При разрешении спора судом к сложившимся правоотношениям правильно применены нормы права о неосновательном обогащении, а не трудовое законодательство в части взыскания ущерба, причиненного работником работодателю, как на том настаивает податель апелляционной жалобы.

Трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем (представителем нанимателя) и работником (муниципальным служащим), который разрешается судом на основании Трудового кодекса Российской Федерации.

Между тем основанием подачи иска прокурором послужили неправомерные действия ответчика, в результате которых на ее стороне возникло неосновательное обогащение, подлежащее возврату в местный бюджет, в связи с чем судом обоснованно применены нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выводы суда основаны на правильном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 г. № 114-О-О, от 16 июля 2013 г. № 1241-О и от 27 октября 2015 г. № 2437-О, согласно которой глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа.

Судом проверены и обоснованно отклонены доводы о том, что глава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района ФИО4 была вправе принимать решения о выплате самой себе премий в пределах и на условиях, установленных действующим Положением от 28 января 2010 г. № 5, учитывая, что разрешение вопроса о поощрении не относится к компетенции самого главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района.

Поскольку ФИО4 в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств возврата денежных средств, оценив имеющиеся в деле доказательства с соблюдением требований статьей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно взыскал с ФИО4 в бюджет Кольского района Мурманской области, полученные ею премиальные выплаты в общей сумме 342 148 рублей 90 копеек.

Утверждение в апелляционной жалобе относительно того, что при издании распоряжений о премировании глава муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района ФИО4 руководствовалась действующими нормативными правовыми актами, в частности Положением о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района от 28 января 2010 г. № 5, не влечет отмену решения суда, поскольку указанный акт содержал в себе коррупциогенные факторы, приводил к конфликту интересов главы муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района ФИО4 при принятии ею самой распоряжений о своем поощрении.

При этом ФИО4 как на глава муниципального образования должна была руководствоваться не только Федеральным законом № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и Уставом муниципального образования Кольского района (часть 1.1 статьи 30 Устава), из которых следует, что глава муниципального образования должна соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем в силу предоставленных ей законом и Уставом полномочий по созыву Совета депутатов, имела возможность инициировать вопрос о приведении решений Совета депутатов в соответствии с требованиями законодательства.

Вместе с тем указанные обязанности главой муниципального образования не соблюдались, что привело к изданию незаконных распоряжений о своем премировании и, соответственно, к возникновению конфликта интересов, что правомерно расценено судом как действия, свидетельствующие о недобросовестности ответчика.

Доводы ответчика в апелляционной жалобе относительно наделения главы муниципального образования полномочиями по изданию актов о своем премировании, что в свою очередь является выражением воли представительного органа при реализации полномочий, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку наделяя главу муниципального образования полномочиями по премированию самого себя, Совет депутатов вышел за пределы предоставленных полномочий и самоустранился от решения данного вопроса, прямо отнесенного к его компетенции Уставом муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района и статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом Совет депутатов согласился с данной позицией закона, удовлетворил протест прокурора, по результатам рассмотрения которого порядок выплаты премии главе муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района был приведен в соответствие с требованиями закона.

Довод жалобы ответчика о том, что при проведении проверки контрольно-счетным органом за использованием бюджетных средств в 2018 г. и 2019 г. не было выявлено нарушений, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку контрольно-счетным органом проверялась лишь обоснованность выхода за пределы установленных бюджетом лимитов и правильности расчетов выплачиваемых сумм, а не давалась оценка законности самому нормативному акту, регулирующему денежное содержание главы.

Указание в апелляционной жалобе на то, что решения Совета депутатов о внесении изменений в Положение от 28 января 2010 г. № 5 в части денежного содержания главы муниципального образования принимались в присутствии представителей прокуратуры, а в дальнейшем размещались на официальном сайте органов местного самоуправления в сети Интернет, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку данные обстоятельства не исключают возможность приведения указанного Положения в соответствие с требованиями закона по инициативе представительного органа Кольского района, его членов и непосредственно главы муниципального образования, так как вытекает из их полномочий и не снимает с них обязанности и ответственности за соблюдение требований законодательства.

Принятие 2 июня 2021 г. № 20/5 депутатами Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района единогласного решения «Об одобрении выплат премии главе городского поселения Мурмаши Кольского района» не может быть принят во внимание как свидетельство отсутствия оснований для лишения главы муниципального образования премии за добросовестный труд и взыскания денежных средств, а также отсутствия коррупциогенных факторов, так как указанное решение принято уже после принятия судом первой инстанции решения по настоящему спору.

Рассматривая заявление о пропуске истцом срока для обращения в суд, суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано указал на то, что иск по требованию о взыскании неосновательного обогащения подан прокурором в пределах установленного общего трехгодичного срока исковой давности.

Довод апелляционной жалобы ФИО4 относительно необоснованного приведения судом первой инстанции позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 февраля 2021 г. № 203-О, отклоняется судебной коллегией с учетом того, что статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех властных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации носят общий характер, то есть распространяются не только на конкретный случай, ставший предметом рассмотрения в Конституционном Суде, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике, и, кроме того, они имеют официальный, обязательный характер.

Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации вследствие признания со стороны государства их общеобязательности и использования государственного принуждения для их исполнения имеют принципиальное значение и применяются как действующее право.

Выбор правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, их толкование, установление фактических обстоятельств дела является прерогативой суда. Применение правовой нормы по конкретному делу всегда связано не только с ее толкованием, но и анализом юридического действия нормы закона, а также правовых последствий распространения соответствующей нормы на спорные правоотношения.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.

Правоприменительная деятельность суда, прежде всего, связана с правильной квалификацией предмета спора, заключающейся в выборе правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле на основе установленных фактических обстоятельств по делу, даже если истец при предъявлении иска на нормы права, подлежащие применению при разрешении конкретного правового конфликта, не ссылался.

Доводы апелляционных жалоб о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции проявил необъективность и предвзятость в отношении ответчика, нарушил принципы состязательности и равноправия сторон, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они объективными доказательствами не подтверждены.

Вопреки доводам апелляционных жалоб о необоснованном допуске к участию в судебном процессе от имени Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района ФИО8 и ФИО9, судебная коллегия отмечает, что привлечение третьих лиц к участию в деле не свидетельствует о нарушении процессуальных прав других депутатов Совета депутатов муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района.

Согласно статье 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

В настоящем деле возможность выразить свое несогласие с заявленными исковыми требованиями реализована через участие в деле Совета депутатов, привлеченного в качестве третьего лица.

Решение суда об удовлетворении иска основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправомерной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Само по себе несогласие подателей жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований суду апелляционной инстанции считать решение неправильным.

Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 4 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО4, Совета депутатов муниципального образования городского поселения ... – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: