Председательствующий по делу Дело № 33-3621/2019
судья Цыбенова Д.Б. (номер дела в суде первой инстанции 2-5729/2018)
УИД 75RS0001-01-2017-005676-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жилинского А.Г.
судей Щаповой И.А., Комковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабадашевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 7 ноября 2019 года гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании субсидии
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Читы от 17 октября 2018 года, которым постановлено:
требования Администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить.
Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края и за счет казны Забайкальского края в пользу Администрации городского округа «Город Чита» задолженность по невыплаченной в 2016 году части субсидии в размере 13 000 708,81 руб.
Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия
установила:
15 июня 2017 года Администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд с требованиями (с учетом последующего уточнения) о взыскании с Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, при недостаточности денежных средств – с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу Администрации городского округа «Город Чита» 13 000 708 руб. В обоснование указала, что статьей 3 Закона Забайкальского края от 4.05.2010 № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» предусмотрена поддержка Забайкальским краем городского округа «Город Чита» в виде субсидии на софинансирование установленных законом расходных обязательств городского округа. Статьей 9 Закона Забайкальского края от 29.12.2015 № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» Забайкальский край запланировал на указанные цели 40 777 000 руб. 12.01.2016 справкой-уведомлением № 6 соответствующие лимиты доведены Министерством территориального развития Забайкальского края до городского округа «Город Чита». 20.12.2016 справкой-уведомлением № 862 бюджетные ассигнования уменьшены на 18 777 000 руб. и составили 22 000 000 руб. Фактически из краевого бюджета в 2016 году поступило 22 000 000 руб. Указанная сумма израсходована на кредиторскую задолженность 2015 года и текущие расходы 2016 года. Неисполненными по 2016 году остаются обязательства на общую сумму 13 000 708,81 руб. по муниципальным контрактам от 21.07.2016 с МП «ДМРСУ» - задолженность 7 476 983,50 руб. и от 3.09.2015 с ООО «Энерготехстрой» - задолженность 5 523 725,31 руб. (т. 1 л.д. 2-4, т. 2 179-180).
Решением Центрального районного суда г. Читы от 15 августа 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 октября 2017 года, в иске отказано (т. 2 л.д. 69-80, 115-127).
Определением Центрального районного суда г. Читы от 30 августа 2018 года удовлетворено заявление Администрации городского округа «Город Чита» о пересмотре решения Центрального районного суда г. Читы от 15 августа 2017 года по новым обстоятельствам, решение суда отменено (т. 2 л.д. 176-177).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 2 л.д. 186-193).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 января 2019 года решение оставлено без изменения (т. 2 л.д. 219-226).
Постановлением Президиума Забайкальского краевого суда от 8 августа 2019 года апелляционное определение от 29 января 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т. 2 л.д. 243-249).
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края ФИО1 просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Ссылаясь на порядок предоставления и расходования субсидий, предоставляемых бюджету Забайкальского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, указывает, что на реализацию Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» бюджету городского округа «Город Чита» утверждены субсидии на 2016 год в сумме 22 000 000 руб. Согласно отчету об исполнении бюджета Забайкальского края на 2016 год Министерством территориального развития Забайкальского края направлено субсидий на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края в размере 22 000 000 руб., из чего следует, что задолженность ответчика перед бюджетом городского округа «Город Чита» отсутствует, доказательств обратному материалы дела не содержат. Доказательствами по делу подтвержден факт получения бюджетом городского округа «Город Чита» причитающихся ему денежных средств в указанном объеме. Со ссылкой на ведомственную структуру расходов бюджета края указывает, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края является Министерство территориального развития Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края, исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета Забайкальского края. Министерство финансов главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в отношении средств на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края не является, правоотношениями с истцом не связано, действий, приведших к нарушению его прав, не совершало, соответственно не является оно и надлежащим ответчиком (т. 2 л.д. 195-199).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Администрации городского округа «Город Чита» ФИО2 полагает решение суда законным и обоснованным (т. 2 л.д. 210).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 сентября 2019 года произведена замена ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края на его правопреемников - Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (т. 2 л.д. 275-276).
В представленных пояснениях по делу представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края ФИО3 полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат (т. 3 л.д. 78-84).
Ответчики Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, третье лицо Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении рассмотрения не просили.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Забайкальского краевого суда. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Администрации городского округа «Город Чита» ФИО2, полагавшего возможным взыскать задолженность с Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 4.05.2010 № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» (далее – Закон) административным центром (столицей) Забайкальского края является город Чита.
Статьей 2 Закона определено, что органы местного самоуправления городского округа «Город Чита» в пределах полномочий, определенных в соответствии с федеральными законами и законами Забайкальского края, реализуют мероприятия, направленные на сохранение исторического облика города Читы, достижение высокого уровня благоустройства и содержания улиц, площадей, парков, скверов, зданий, развитие инфраструктуры города Читы, а также иные мероприятия, связанные со статусом города Читы (ч. 1). Органы государственной власти Забайкальского края содействуют в реализации мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе: обеспечивают участие органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» в разработке и реализации государственных программ Забайкальского края, мероприятия которых направлены на развитие интересов городского округа «Город Чита»; содействуют в развитии города Читы как административного центра Забайкальского края, в том числе его культурного и экономического потенциала (ч. 2).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа «Город Чита» из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия, которая может направляться на софинансирование расходных обязательств городского округа «Город Чита» по решению, помимо прочего, следующих вопросов местного значения: организация благоустройства и озеленения территории городского округа «Город Чита»; обеспечение условий для развития на территории городского округа «Город Чита» физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкция спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края.
Цели и условия расходования субсидии, указанной в части 1 настоящей статьи, ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Забайкальского края (ч. 3 ст. 3 Закона).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июля 2016 года № 321 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2016 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края (далее – Положение).
Положением установлено, что для получения субсидии Администрация городского округа «Город Чита» представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края заявку на финансирование, оформленную в произвольной форме, а также следующие документы по решению отдельных вопросов местного значения, указанных в пункте 2 настоящего Положения: выписка из закона о бюджете городского округа «Город Чита» на 2016 год, подтверждающая наличие в бюджете городского округа «Город Чита» средств; копии муниципальных контрактов и документов, подтверждающих выполнение и финансирование работ в 2016 году за счет средств бюджета городского округа «Город Чита»; копии документов, подтверждающих выполнение работ на сумму запрошенной субсидии (п. 4 Положения).
Субсидия предоставляется бюджету городского округа «Город Чита» в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Забайкальского края в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 5 Положения).
В случае наличия кредиторской задолженности, возникшей в 2015 году при предоставлении субсидии бюджету городского округа «Город Чита» из бюджета Забайкальского края в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края, ее погашение осуществляется в первоочередном порядке в 2016 году в рамках настоящего Положения за счет лимитов бюджетных обязательств на 2016 год (п. 6 Положения).
Подпункт «а» пункта 3 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края от 29.12.2015 № 1289 «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» в первоначальной редакции предусматривал на 2016 год объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета края бюджету городского округа «Город Чита» на реализацию Закона, в сумме 40 777,0 тыс. рублей.
Однако в дальнейшем Законом Забайкальского края от 26.12.2016 № 1430-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» цифры «40 777,0» были заменены цифрами «22 000,0».
12 января 2016 года справкой-уведомлением № 6 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Министерством территориального развития Забайкальского края до городского округа «Город Чита» (т. 1 л.д. 10).
20 декабря 2016 года справкой-уведомлением № бюджетные ассигнования были уменьшены на 18 777 тыс. руб. и составили 22 000 тыс. руб. (т. 1 л.д. 9).
В порядке реализации полномочий, предоставленных Законом Забайкальского края от 4.05.2010 № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края», Комитетом ЖКХ администрации городского округа «Город Чита» были заключены следующие муниципальные контракты:
3.09.2015 муниципальный контракт № с ООО «Энерготехстрой» на общую сумму 22 556 126,70 руб., из которых 5 777 000 руб. подлежали оплате в 2016 году из средств бюджета Забайкальского края (т. 1 л.д. 92-95, л.д. 98). Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13.04.2017 № А78-1953/2017 с городского округа «Город Чита» взыскана задолженность в размере 5 523 725,31 руб. (т. 4 л.д. 61-62). Забайкальским краем задолженность по субсидии перед городским округом «Город Чита» в размере 5 523 725,31 руб. не погашена.
<Дата> муниципальный контракт № с МП ДМРСУ на общую сумму 29 433 997,74 руб. (т. 1 л.д. 33). Соглашением к контракту от 30.12.2016 цена уменьшена до 22 138 053,10 руб., из них средства краевого бюджета – 11 453 666,30 руб. (т. 3 л.д. 140). Из средств бюджета Забайкальского края по контракту перечислено 3 976 682,80 руб. Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 19.05.2017 № А78-5279/2017 утверждено мировое соглашение, согласно которого ответчик городской округ «Город Чита» признал задолженность в размере 7 476 983,50 руб. (т. 3 л.д. 182-183). Забайкальским краем задолженность по субсидии перед городским округом «Город Чита» в размере 7 476 983,50 руб. (11 453 666,30 руб. - 3 976 682,80 руб.) не погашена.
Таким образом, поименованные выше муниципальные контракты были заключены в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанный период времени.
Истцом соблюдены условия расходования в 2016 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края.
Администрацией городского округа «Город Чита» денежные средства по исполнительному листу и мировому соглашению (дела № А78-5279/2017, № А78-1953/2017) в полном объеме перечислены взыскателям (т. 3 л.д. 184, т. 4 л.д. 66).
Во исполнение п.п. «а» п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Забайкальского края от <Дата>№-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» (в редакции Закона Забайкальского края от <Дата>№-ЗЗК) Министерством территориального развития Забайкальского края перечислены 22 000 000 руб. Комитету по финансам администрации городского округа «Город Чита» платежными поручениями от <Дата>№ на сумму 10 000 000 руб., от <Дата>№ на сумму 5 777 000 руб., от <Дата>№ на сумму 1 223 000 руб., от <Дата>№ на сумму 5 000 000 руб. (т. 1 л.д. 12-15).
Из поступивших 22 000 000 руб. по муниципальному контракту № от <Дата> МП «ДМРСУ» за счет средств краевого бюджета погашено 10 456 598,58 руб. платежными поручениями №, 77362, 77279, 77383, 77385, 77387, 77389, 77395, 77397 от <Дата>, № от <Дата>; по муниципальному контракту № от <Дата> ООО «Читаэлектромонтаж» за счет средств краевого бюджета погашено 5 717 396,80 руб. платежным поручением № от <Дата>; по муниципальному контракту № от <Дата> ООО «Энерготехстрой» за счет средств краевого бюджета погашено 59 603,20 руб. платежным поручением № от <Дата>; на текущие расходы - по муниципальному контракту № от <Дата> МП «ДМРСУ» за счет средств краевого бюджета погашено 766 401,42 руб. платежным поручением № от <Дата>; по муниципальному контракту № от <Дата> МП «ДМРСУ» за счет средств краевого бюджета погашено 3 976 682,80 руб. платежным поручением № от <Дата>; по муниципальному контракту № от <Дата> МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 1 023 317,20 руб. платежным поручением № от <Дата>.
Не исполненными, за счет средств бюджета Забайкальского края на 2016 года, остаются обязательства по указанным муниципальным контрактам № от <Дата> и № от <Дата> на общую сумму 13 000 708,81 руб.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из факта наличия задолженности бюджета Забайкальского края перед бюджетом городского округа «Город Чита» по предоставлению субсидии за 2016 год в размере 13 000 708,81 руб.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Удовлетворяя иск к Министерству финансов Забайкальского края, руководствуясь, в том числе ст. 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что именно Министерство финансов Забайкальского края является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, в связи со следующим.
В статье 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Под финансовыми органами в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснил, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ). Суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде. При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Ранее схожие разъяснения содержались в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Ведомственной структурой расходов краевого бюджета (ежегодное приложение к закону края о бюджете) определен перечень главных распорядителей средств бюджета Забайкальского края, каждому главному распорядителю средств краевого бюджета присвоен персональный номер кода.
Согласно Приложению 10 к закону края о бюджете на 2016 год (Ведомственная структура расходов бюджета края на 2016 год) Министерству территориального развития Забайкальского края (код ведомства ГРБС 027) предусмотрены субсидии на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края по ведомственной принадлежности являлось Министерство территориального развития Забайкальского края (далее также - министерство).
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанной статьи распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Положении о целях и условиях расходования в 2016 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края Министерство территориального развития Забайкальского края определено в качестве органа обеспечивающего взаимодействие между Забайкальским краем и органом местного самоуправления, является распорядителем средств краевого бюджета и лицом, ответственным за реализацию и исполнение софинансирования расходных обязательств городского округа «Город Чита» по отдельным вопросам местного значения.
Так, министерству (далее - уполномоченный орган) поручено принимать заявки Администрации городского округа «Город Чита», на основании принятых заявок на финансирование министерство направляет предложения в кассовый план на очередной месяц, в установленном для исполнения бюджета порядке получает на свой счет от Министерства финансов Забайкальского края субсидии, которые перечисляются органам местного самоуправления. Контроль за целевым использованием субсидии возложен на министерство. Отчет о расходовании субсидии предоставляется Администрацией городского округа «Город Чита» также в министерство.
Таким образом, Министерство территориального развития Забайкальского края в период рассматриваемых событий было непосредственно связано с Администрацией городского округа «Город Чита» по вопросам выделения субсидии на указанные выше цели и являлось главным распорядителем средств краевого бюджета подведомственной принадлежности. Обязанность по распределению бюджетных средств была возложена Положением на Министерство территориального развития Забайкальского края.
Согласно пунктам 5 - 7 ч. 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета; главный распорядитель бюджетных средств вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
Из приведенной нормы следует, что главный распорядитель средств краевого бюджета на указанные цели в сфере благоустройства столицы Забайкальского края, в рассматриваемом случае – Министерство территориального развития Забайкальского края, вправе было вносить предложения по изменению лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему иску в настоящее время является правопреемник ликвидированного Министерства территориального развития Забайкальского края – Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (код ведомства ГРБС 098, т. 3 л.д. 128).
Судебная коллегия, установив, что главным распорядителем средств краевого бюджета не в полном объеме исполнена обязанность по выплате субсидии, приходит к выводу о взыскании с Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в лице Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в пользу Администрации городского округа «Город Чита» задолженности по предоставлению субсидии на 2016 год в размере 13 000 708,81 руб. (5 523 725,31 руб. – по муниципальному контракту № от <Дата>; 7 476 983,50 руб. – по муниципальному контракту № от <Дата>).
При указанных обстоятельствах доводы жалобы ответчика об отсутствии задолженности являются несостоятельными.
При этом ссылка в апелляционной жалобе на обстоятельства отсутствия указанной задолженности, установленные решением Центрального суда г. Читы от 1.12.2016 года, не может быть принята во внимание, поскольку названное решение пересмотрено в порядке, предусмотренном главой 42 Гражданского процессуального кодекса РФ, и имевшиеся в нем выводы не имеют правового значения.
Довод апелляционной жалобы Министерства финансов Забайкальского края о том, что денежные средства в объеме, установленном законом края на конец 2016 финансового года, выплачены полностью, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку принятие обязательств по муниципальным контрактам и договорам осуществлено истцом в пределах бюджетных ассигнований в размере 40 777 000 руб., предусмотренных на 21.07.2016 - дату заключения последнего контракта.
Конституционный Суд РФ в пункте 4.1 Постановления от 18.07.2018 №33-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» указал, что в основе исполнения бюджета, утвержденного законом о бюджете на конкретный финансовый год, лежит необходимость сбалансированного обеспечения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, обусловленных, как следует из статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В частности, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных данным Кодексом, включая предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 85, статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Закон о бюджете на конкретный финансовый год, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, лишь создает надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более - лишать их юридической силы (Постановление от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 3 марта 2015 года № 421-О).
Это не означает, однако, что субъект Российской Федерации лишен возможности - в исключительных случаях, в частности при нехватке бюджетных средств, - пересмотреть в течение конкретного финансового года в сторону снижения ранее определенный им в законе о бюджете объем бюджетных средств, предназначенных для покрытия органами местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, расходов, объективно обусловленных наличием у него данного публичного статуса. Вместе с тем сокращение софинансирования осуществления органами местного самоуправления функций административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации - особенно с учетом того, что расходование предназначенных для обеспечения муниципальных нужд бюджетных средств происходит в том числе через закупку в надлежащей процедуре товаров, работ, услуг у третьих лиц, - может повлечь неблагоприятные последствия для исполнения ими принятых на себя как стороной в соответствующих контрактах обязательств и определенным образом осложнить сбалансированное решение иных вопросов местного значения.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации, снижая объем выделенных муниципальному образованию бюджетных средств, должен иметь для этого финансово-экономическое обоснование и, исходя из недопустимости произвольного отказа от принятых на себя обязательств, предпринимать все усилия к тому, чтобы при соблюдении баланса конституционно значимых ценностей, региональных и местных интересов минимизировать возможные негативные последствия своего решения для осуществления прав местного самоуправления. В свою очередь, муниципальное образование, на которое возложены функции административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, во всяком случае не может быть лишено возможности получения причитающихся ему в связи с осуществлением этих функций денежных средств в объеме, который определен законом субъекта Российской Федерации на конец финансового года. При этом фактическое неисполнение субъектом Российской Федерации обязанности предоставить эти денежные средства в указанном объеме не исключает применение мер публично-правового реагирования в связи с нарушением финансово-правовой дисциплины.
Таким образом, завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Иное означало бы, по существу, невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту Российской Федерации на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению, и тем самым создавало бы - вопреки требованиям статей 8 (часть 2), 12, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 130 - 133 Конституции Российской Федерации - предпосылки для произвольного, путем затягивания перечисления бюджетных средств, уклонения субъекта Российской Федерации от своих функций и обессмысливало бы судебную защиту по такого рода вопросам.
Судебная коллегия полагает, что уменьшение размера межбюджетных трансфертов законом края от 26 декабря 2016 года, то есть за четыре дня до окончания 2016 финансового года, повлекло неблагоприятные последствия для исполнения городским округом «Город Чита» принятых на себя как стороной в соответствующих контрактах обязательств, поскольку по решениям арбитражного суда из бюджета городского округа погашена задолженность по заключенным контрактам, что осложнило сбалансированное решение иных вопросов местного значения. Фактическое неисполнение Забайкальским краем обязанности предоставить денежные средства в объеме, установленном законом края о бюджете в размере 40 777 000 руб. на дату заключения последнего контракта 21.07.2016, не исключает применение мер публично-правового реагирования в связи с нарушением финансово-правовой дисциплины.
Доводы стороны ответчика о том, что Закон Забайкальского края от 29.12.2015 «О бюджете Забайкальского края на 2016 год», после внесения изменений Законом Забайкальского края от 26.12.2016 № 1430-ЗЗК в части уменьшения межбюджетных трансфертов не оспорен городским округом «Город Чита», не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в нарушение порядка установленного п. 4-8 Положения о целях и условиях расходования в 2016 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края после направления соответствующих заявок администрации городского округа субсидия была предоставлена лишь частично. Городским округом был выбран иной способ защиты (путем взыскания задолженности по неисполненным обязательствам с исполнительных органов Забайкальского края) в силу норм ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой выбор способа защиты прав принадлежит субъекту права.
Таким образом, решение районного суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о взыскании задолженности по предоставлению субсидии на 2016 год. В удовлетворении иска к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 17 октября 2018 года отменить полностью и принять по делу новое решение.
Исковые требования Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о взыскании задолженности по невыплаченной субсидии удовлетворить частично.
Взыскать с Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в лице Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в пользу Администрации городского округа «Город Чита» задолженность по предоставлению субсидии на 2016 год в размере 13 000 708,81 руб.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Председательствующий
Судьи
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Жилинский А.Г.