Судья: Сумкина Е.В. | дело № 33-23405/2023 Уникальный идентификатор дела50RS0009-01-2023-000055-65 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Московская область
г. Красногорск 10 июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гарновой Л.П.,
судей Миридоновой М.А., Перегудовой И.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожуховской А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-579/2023 по иску ФИО1 к администрации городского округа Егорьевск Московской области о взыскании денежных средств, штрафа и неустойки (пени),
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Егорьевского городского суда Московской области от 23 марта 2023 года,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П.,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа <данные изъяты> о взыскании денежных средств в сумме 800 000 рублей, как компенсацию за неисполнение требований закона, лишение его как гражданина РФ права на погребение; штрафа в размере 50% от причиненного ущерба в размере 400 000 рублей, неустойки (пени) в размере 720 000 рублей, всего - 1 920 000 рублей, указав, что <данные изъяты> им было написано заявление о выдаче «удостоверения» о родственном захоронении - номер сектора 17, номер ряда 21, номер места 18. Удостоверение выдано ему многофункциональным центром (далее МФЦ) <данные изъяты>. В удостоверении имеется запись - номер «умершего» 2424727711 - ФИО1, которого не существует, так как «он пока не умирал», о своем погребении ему ничего не известно, указана дата смерти <данные изъяты>. Он обращался в администрацию г.о. Егорьевск, но его обращение оставлено без рассмотрения, ответ на досудебную претензию от <данные изъяты> направлен несуществующему физическому лицу, юридическим лицом, не имеющим доверенности на необходимые действия, тогда как не рассмотрение обращений от граждан, предусматривает ответственность по ст.5.59 КоАП РФ.
Им было направлено обращение в прокуратуру, которое также не рассмотрено до настоящего времени. Несоблюдение МФЦ норм действующего законодательства причинило ему моральной вред в размере 800 000 рублей, который он просил взыскать с администрации городского округа Егорьевск Московской области; учитывая, что не рассмотрение досудебной претензии, нарушение закона продолжается до настоящего времени, просил взыскать с ответчика на основании Закона о защите прав потребителей штраф и неустойку.
Представитель администрации г.о. Егорьевск Московской области по доверенности ФИО2 иск не признал, ссылаясь на отсутствие договорных отношений с истцом.
Представитель третьего лица Муниципальное казенное учреждение «Служба в сфере погребения и похоронного дела» ФИО3 просил в удовлетворении иска отказать, поскольку нарушений при рассмотрении обращений истца не имеется.
Решением Егорьевского городского суда Московской области от 23 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации городского округа Егорьевск Московской области о взыскании денежных средств в сумме 800 000 рублей, как компенсации за неисполнение требований закона, лишение его как гражданина РФ права на погребение; штрафа в размере 50% от причиненного ему ущерба в размере 400 000 рублей и неустойки в размере 720 000 рублей отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение требований Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, нарушение ст.214 ГПК РФ, не направление ему судебного решения, п.28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года №17, не рассмотрение фактических обстоятельств, нарушение судом правовых норм материального и процессуального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей, данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.
Из материалов дела усматривается? что ФИО1 <данные изъяты> обратился в МФЦ г. Егорьевска с заявлением о выдаче ему удостоверения о родственном захоронении - номер сектора 17, номер ряда 21, номер места 18, которое ему было выдано. В данном удостоверении имеется запись: идентификационный номер умершего 2424727711 - ФИО1, дата смерти <данные изъяты>, однако, как указал истец, он не умирал, в связи с чем, обратился в администрацию городского округа Егорьевск с жалобой, в которой просил провести проверку, привлечь виновных лиц к ответственности, но должного ответа на свое обращение не получил, ввиду чего был вынужден обратиться в суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
В статье 16 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрены функции МФЦ, в том числе, прием запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов дела, истец, обратившись в МФЦ г.о. Егорьевска, получил удостоверение о родственном захоронении, в котором имелись сведения, не соответствующие действительности, в связи с чем им <данные изъяты> в администрацию городского округа Егорьевск Московской области была подана жалоба, которая зарегистрирована администрацией под <данные изъяты> от <данные изъяты> и направлена для подготовки ответа в специализированное муниципальное учреждение МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела», которая создана муниципалитетом в целях обеспечения реализации полномочий в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории городского округа Егорьевск Московской области, и учредителем которой является Муниципальное образование «Городской округ Егорьевск Московской области» в лице Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области (л.д. 75-82).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 16 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В силу положений части 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
На основании статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах 1 и 2 настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения (пункт 67).
МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, - <данные изъяты>, в адрес ФИО1 направило ответ на его обращение за <данные изъяты>, содержащий сведения о разъяснении порядка внесения сведений об умерших в удостоверение о захоронении, о том, что сведения об умерших вносятся в удостоверение на основании компьютерной базы данных и формируются автоматически; при отсутствии сведений о дате смерти на памятниках или в книге регистрации захоронений, система ставит условную дату смерти - <данные изъяты> На памятнике, установленном на захоронении истца, указаны его данные (при этом отчество ФИО1 на памятнике указано как Валерьевич) без указания даты смерти, в связи с чем, в удостоверение о захоронении была внесена системой дата смерти лица, указанного на надгробном сооружении ФИО1 - <данные изъяты> Для получения исправленного удостоверения о захоронении истец истцу было предложено обратиться в МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела». Кроме того, истцу сообщено для сведения, что в соответствии с п. 57 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших; ответ направлен истцу.
ФИО1 обратился с заявлением на имя Президента Российской Федерации, направленным из администрации Президента Российской Федерации в администрацию городского округа Егорьевск по вопросу его «незаконного погребения в 2000 году» и не рассмотрения ответчиком его заявления от <данные изъяты> в установленный законом срок.
На данное обращение, поступившее <данные изъяты>, МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» ФИО1 был дан ответ от <данные изъяты>, повторно разъясняющий порядок внесения сведений об умерших в удостоверение о захоронении, и о том, что ответ на его первое обращение был направлен почтовым отправлением <данные изъяты> по адресу, указанному в заявлении: <данные изъяты>
ФИО1 направлялась в адрес ответчика досудебная претензия, которая поступила <данные изъяты>, была рассмотрена ответчиком, и истцу дан соответствующий ответ от <данные изъяты>.
Данные ответы были истцом получены, поскольку представлены суду они были именно ФИО1, что подтверждено документально.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответчиком соблюдены, нарушений при рассмотрении обращений ФИО1 в администрацию городского округа Егорьевск не допущено, все заявления ФИО1 рассмотрены, в установленный законом срок ему даны соответствующие ответы. Кроме того, удостоверение о захоронении <данные изъяты> с внесением в него уточнений в отношении ФИО1 также выдано истцу.
С выводами суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу было выдано в МФЦ г.о. Егорьевска удостоверение о захоронении, в которое внесены не соответствующие действительности сведения о смерти истца, что нарушает его права как потребителя и служит основанием для взыскания с администрации городского округа Егорьевск в его пользу компенсации морального вреда, неустойки и штрафа, судебная коллегия находит необоснованными.
Положения Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяют различные формы погребения, реализуемые в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям (статья 3), гарантируют исполнение волеизъявления умершего (пункт 4 статьи 8), устанавливают требования к выбору земельного участка для размещения места погребения для обеспечения неопределенно долгого срока существования места погребения (пункт 1 статьи16) и предусматривают полномочия органов местного самоуправления по определению порядка деятельности общественных кладбищ (пункт 4 статьи 18). Данные нормы действуют в системе других гарантий погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, а также санитарных и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения (пункты 1 и 3 статьи 1 данного Федерального закона).
Так, на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» (пункт 1 его статьи 7).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.10, 4.11, 4.12 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, разработанных и рекомендованных НТС Госстроя России протоколом N 01-НС-22/1 от 25 декабря 2001 года, лицо, осуществляющее организацию погребения, должно выполнить весь процесс организации погребения от оформления документов до принятия на себя ответственности за место захоронения. Лицу, осуществляющему погребение, предоставляется право быть ответственным за могилу. Данное право включает в себя возможность быть в дальнейшем похороненным в этой могиле как в родственной, а также разрешать через установленный нормативными документами период времени захоронение в эту могилу родственников или близких умершего.
Пунктом 2.1.15 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года № 551-ст определено, что лицо, ответственное за место захоронения- это лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним.
Согласно примечания к пункту 2.2.4 ГОСТа, под правом дальнейшего использования места захоронения ответственным лицом за захоронение, подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т. д.
Также ГОСТом даны определения «место захоронения» (пункт 2.11.2), «родственное место захоронения» (пункт 2.11.7), «семейное место захоронения» (пункт 2.11.8) и «родовое место захоронения» (пункт 2.11.9), которыми подразумевается захоронения родственников или членов семьи (рода), объединенные в рамках границ одного общего захоронения, в том числе общей оградой (по желанию ответственного за захоронение лица или родственников умерших на «оградных» участках-кварталах), намогильное сооружение: Архитектурно-скульптурное сооружение, содержащее мемориальную информацию, предназначенное для увековечивания памяти умерших или погибших и устанавливаемое на месте захоронения (пункт 2.6.1).
Согласно п. 1 ст. 11 Закона Московской области от 17 июля 2007 года № 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области», в целях исполнения данного Закона места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, а также захоронения в стенах скорби.
Под родственными захоронениями понимаются места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника (ст. 1 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»).
Как предусмотрено п. 1 ст. 12 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области», место для родственного захоронения предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе. Регистрация заявления о предоставлении места для родственного захоронения производится в РГИС в день его подачи. Заявление о предоставлении места для родственного захоронения направляется в электронной форме посредством РПГУ либо представляется в МФЦ или уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.
На основании п. 3 ст. 12 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» удостоверение о родственном захоронении формируется в РГИС и выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, или его представителю уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на основании принятого им решения о предоставлении места для родственного захоронения, сформированного в РГИС, после осуществления захоронения, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем захоронения.
Под захоронением является погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте родственного, воинского, почетного захоронения или в нише стены скорби, на которых (в которую) ранее произведены захоронения умерших родственников, а также погребение на территории семейных (родовых) захоронений (ст. 1 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»).
Приведенными положениями действующего федерального и регионального законодательства предусмотрено, что удостоверение о захоронении выдается лицу, ответственному за захоронение, и только таким документом может быть подтвержден статус лица, ответственного за захоронение. Сведения о выдаче удостоверения о захоронении умерших отражаются в книге регистрации захоронений.
Согласно пункту 57 раздела VIII Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 г. № 1178/52 (далее Порядок) надписи на надмогильных сооружениях (надгробиях) должны соответствовать сведениям о действительно захороненных в данном месте умерших.
В соответствии с п. 60 указанного Порядка, регистрация установки или замены надмогильных сооружений (надгробий) на территории общественных кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, производится с соблюдением требований Закона Московской области № 115/2007-ОЗ. Регистрация установки или замены надмогильных сооружений (надгробий) на иных общественных кладбищах осуществляется с соблюдением требований, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся данные объекты похоронного назначения, а также требований, установленных в пунктах 55-59, 61 настоящего Порядка.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 8-ФЗ порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Земельные участки под муниципальными кладбищами городского округа Егорьевск Московской области находятся в муниципальной собственности. Полномочный орган муниципального образования (в настоящее время МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела») предоставляет участки земли, находящиеся в муниципальной собственности для различных видов захоронений в соответствии с установленными муниципальными нормами размерами участков.
Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> утверждено Положение о погребении и похоронном деле на территории городского округа Егорьевск, согласно п. 4.1. которого к ведению специализированной службы - Муниципального казенного учреждения «Служба в сфере погребения и похоронного дела» относятся, в том числе, предоставление мест для захоронений, ведение книги регистрации захоронений, вопросы оформления и выдачи удостоверений о захоронениях, регистрация установки и замены надмогильных сооружений (надгробий) с внесением соответствующих записей в книгу регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и соответствующие удостоверения.
Как следует из материалов дела, у истца имеется родственное захоронение - номер сектора 17, номер ряда 21, номер места 18, на котором установлено надгробие, содержащее сведения о захороненных ФИО4, умершей <данные изъяты>, ФИО5, умершей <данные изъяты>, ФИО6, умершего <данные изъяты>, ФИО7, умершей <данные изъяты> и ФИО1 <данные изъяты>-…/дата смерти и/или захоронения отсутствует/ (л.д. 108).
В соответствии с п. 57 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты><данные изъяты>, надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших.
Удостоверение о захоронении отражает сведения о захороненных на месте захоронений, полученные в результате проведения инвентаризации мест захоронений на основании муниципального контракта. Инвентаризация мест захоронений проводится путем внесения сведений в электронную базу данных полученных в результате визуального осмотра надписей на надмогильных сооружениях, а также полученных в ходе изучения книг регистрации захоронений при их наличии. В целях предоставления муниципальных услуг в сфере погребения база данных, полученная в результате инвентаризации, вносится в региональную: географическую информационную систему (РГИС) Московской области. В соответствии с законодательством Московской области оказание муниципальных услуг в сфере погребения производится с использованием РГИС. Программное обеспечение РГИС не позволяет не вносить сведения о дате смерти (захоронения) или вносить буквенную информацию (например, запись «сведений нет»), т.е. ячейка с датой должна содержать цифры (л.д. 106-107). По указанной причине системой вносятся сведения о дате смерти в случаях, если дата отсутствует или не читается в виде условной даты.
Как пояснил представитель МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» ФИО3, сведения об умерших вносятся в удостоверение о захоронении на основании компьютерной базы данных и формируются автоматически; при отсутствии сведений о дате смерти на памятниках или в книге регистрации захоронений, система ставит условную дату смерти. Причиной внесения неправильной записи о захороненных в удостоверение о захоронении ФИО1 явилось нанесение на памятнике надписи о захоронении истца самим истцом, что нарушает действующее законодательство, поскольку надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших. Так, на памятнике, установленном на захоронении истца, им самим были указаны его данные («ФИО1 <данные изъяты> -…») без указания даты смерти (л.д. 108), в связи с чем, в удостоверение о захоронении системой была внесена условная дата смерти ФИО1 как <данные изъяты>. Поскольку на надмогильном сооружении (надгробии) значатся данные о захороненных, в том числе, ФИО7, умершей <данные изъяты>, соответственно, данное надгробие было установлено после указанной даты, при этом ФИО1 в установленном порядке за получением разрешения на установку надмогильного сооружения, в том числе на себя, в Службу погребения не обращался.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии вины как администрации городского округа Егорьевск Московской области, так и МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» в указании в выданном МФЦ ФИО1 удостоверении о захоронении не соответствующих действительности сведений.
При этом судом принято во внимание, что истцу по его обращению выдано иное удостоверение о захоронении, в котором вышеуказанные сведения были изменены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судебное решение не содержит сведений об ответственности виновных лиц по ст. 5.59 КоАП РФ, являются необоснованными, т.к. применение положений ст. 5.59 КоАП РФ при рассмотрении данного дела в порядке гражданского судопроизводства действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не рассмотрел требования истца по Закону РФ «О защите прав потребителей» судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. суд в мотивировочной части решения суд правильно указал, что положения данного Закона к возникшим между сторонами правоотношениям применению не подлежат.
Указанные выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, с ними судебная коллегия согласна.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Егорьевского городского суда Московской области от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24.07.2023 года.