УИД 34RS0012 – 01 – 2021 – 000683 – 39
Судья Скоробогатова Е.И. Дело № 33 – 10152/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград 21 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Лисовского А.М., Грымзиной Е.В.,
при секретаре Федоровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 580/2021 по иску ФИО1 к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о возмещении ущерба, причинённого затоплением,
по апелляционной жалобе администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице представителя ФИО2 на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 июня 2021 года, которым постановлено:
иск ФИО1 к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о возмещении ущерба, причиненного затоплением, удовлетворить.
Взыскать с администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области за счёт бюджета администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в пользу ФИО1 ущерб, причинённый затоплением, в размере 210 000 рублей, расходы на оплату независимой экспертизы в размере 12 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Лисовского А.М., выслушав представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о возмещении ущерба, причинённого затоплением.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 принадлежат на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес>.
28 марта 2018 года произошло затопление талыми водами в результате таяния снега принадлежащего ФИО1 домовладения.
Согласно отчёта ООО «Сити Финанс» от 31 марта 2018 года № 29/О, рыночная стоимость услуг (работ и материалов) восстановительного ремонта жилого помещения, повреждённого затоплением, расположенного по <адрес>, составила 300 000 рублей.
ФИО1 обратилась за возмещением ущерба в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области, поскольку к вопросам местного значения Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области отнесена организация и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом администрацией Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области отвод талых вод, что предусматривается СП 42.13330 и СНиП 2.06.15-85, не производился, в связи с чем произошло подтопление домовладения ФИО1
19 февраля 2021 года ФИО1 отказано в возмещении ущерба в связи с непредставлением доказательств его причинения действиями (бездействиями) администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Однако, администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области факт затопления талыми водами жилого дома ФИО1 подтверждает, указывая, что в 2018 году ГКУ «ЦСЗН Городищенского района» производились выплаты в виде материальной помощи.
В этой связи, ФИО1, уточнив в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции исковые требования, просила взыскать с администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области ущерб, причиненный затоплением, в размере 210 000 рублей, расходы на оплату независимой экспертизы в размере 12 000 рублей.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице представителя ФИО2 оспаривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает на неверное установление обстоятельств, имеющих существенное значение при разрешении возникшего спора, а также применение норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путём размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение спора в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Из представленных материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес>, о чём в ЕГРП сделаны, соответственно, записи о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> и № <...>.
30 марта 2021 года ООО «Сити Финанс» с участием ФИО1 проведён осмотр указанного домовладения в связи с затоплением, о чём составлен акт, согласно которому: кухня: <.......>.
В отчёте ООО «Сити Финанс» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>/О, представленном ФИО1, указывается, что рыночная стоимость услуг (работ и материалов) восстановительного ремонта принадлежащего последней жилого помещения, повреждённого затоплением, которое расположено по <адрес>, составляет 300 000 рублей.
04 апреля 2018 года комиссией ГКУ «Центр социальной защиты населения по Городищесткому району» составлен акт о том, что в результате обильного таяния снега 28 марта и 01 апреля 2018 года принадлежащее ФИО1 домовладение подтоплено водой на <.......> м, при этом имущество пришло в негодность.
Согласно сообщению администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 09 апреля 2018 года № 2837, направленному ГКУ «Центр социальной защиты населения по Городищенскому району», домовладения <адрес>, подтоплены талыми водами в связи с обильным таяньем снега и неблагоприятными метеорологическими и гидрологическими погодными условиями.
13 апреля 2018 года постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области № 294-п на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области введён режим чрезвычайной ситуации функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Городищенского муниципального района Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при этом рекомендовано главам городских и сельских поселений района, руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы собственности:
организовать оповещение населения городских и сельских поселений о возникшей чрезвычайной ситуации, связанной со сложной обстановкой;
направить к месту возникновения чрезвычайной ситуации подвижные пункты управления;
организовать проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации на территории района;
привлечь силы и средства звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организовать выезд оперативных групп к месту возникновения чрезвычайной ситуации;
организовать круглосуточное дежурство сотрудников органов местного самоуправления;
привести в готовность пункты временного размещения для приёма эвакуируемого населения.
В тот же день, ГКУ «Центр социальной защиты населения по Городищенскому району» получено заявление ФИО1 о выплате единовременного социального пособия в связи со стихийным бедствием.
ГКУ «Центр социальной защиты населения по Городищенскому району», рассмотрев указанное заявление, назначило ФИО4 единовременное социальное пособие в связи со стихийным бедствием в размере 4000 рублей, что подтверждается решением от 13 апреля 2018 года № 1.
23 апреля 2018 года ФИО1 обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области о выплате финансовой помощи, предусмотренной гражданам, пострадавшим в результате паводка.
Согласно сообщению Волгоградского ЦГСМ – филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 14 мая 2018 года № 53/07-59, направленному главе Городищенского муниципального района Волгоградской области, формированию высокого весеннего половодья 2018 года на реках Волгоградской области способствовала совокупность ряда неблагоприятных гидрометеорологических условий: глубокое промерзание почвы, превышающий норму в два-три раза в последней пятидневке марта запас воды в снежном покрове и притёртая к почве ледяная корка с февраля до конца марта. Многократное чередование оттепелей и морозной погоды, дождей в дневные часы и отрицательной ночной температуры в феврале-марте, привели к увеличению территорий, покрытых ледяной коркой.
Положительные дневные температуры воздуха и осадки в последних числах марта усилили снеготаяние, ледяная корка резко снизила впитывание, и это привело к увеличению стока талых вод в малые реки, балки и пруды, тем самым, усугубив паводковую обстановку.
Волгоградский ЦГСМ при обследовании районов возникновения и распространения неблагоприятного гидрометеорологического явления подтверждается, что с 28 марта 2018 года в результате таяния снега, интенсивного подъёма уровня воды в реке Мокрая Мечетка и переполнения талыми водами прилегающих балок произошло подтопление <.......> Городищенского городского поселения и <.......> Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
03 мая 2018 года постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области отменён режим чрезвычайной ситуации функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Городищенского муниципального района Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11 июля 2018 года ФИО1 включена в утверждённый администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, связанной с паводком на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области в апреле 2018 года.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области произведена ФИО1 выплата материальной помощи как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается платёжным поручением № <...>.
29 октября 2020 года администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ликвидирована решением Городищенской городской Думы Волгоградской области № 1/4.
06 августа 2020 года Городищенской районной Думой Волгоградской области внесены изменения в Устав Городищенского муниципального района Волгоградской области, в том числе в статье 22 и пункте 1 статьи 26 Устава, которые дополнены, соответственно, пунктом 15 и пунктом 8 следующего содержания: «15) осуществляет полномочия администрации поселения, являющегося административным центром района в соответствии с Уставом Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области», «8) по вопросам реализации полномочий администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, переданных администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, принимаются постановления и распоряжения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области», что подтверждается решением Городищенской районной Думы Волгоградской области № 103.
22 января 2021 года администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области получена претензия ФИО1 о ненадлежащей организации и осуществлении мероприятий, обеспечивающих защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе отвода талых вод, а также затоплении такими водами домовладения в результате обильного таяния снега, чем причинён ущерб в размере 300000 рублей.
19 февраля 2021 года администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, рассмотрев указанную претензию, направила ФИО1 ответ № 1694, которым сообщалось о произведённой ранее ГКУ «ЦСЗН Городищенского района» выплаты материальной помощи, а также отсутствии правовых оснований для возмещения ущерба, причинённого затоплением талыми водами домовладения в результате таяния снега.
25 февраля 2021 года Городищенской районной Думой Волгоградской области внесены изменения в Устав Городищенского муниципального района Волгоградской области, в том числе дополнением Устава статьей 21.1 в следующей редакции: «Статья 21.1 Исполнение администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. 3. Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области несёт ответственность перед населением Городищенского поселения Волгоградской области, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Волгоградской области. 4. Финансирование расходных обязательств, возникающих у администрации Городищенского муниципального района в связи с исполнением полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, осуществляется за счёт средств, перечисляемых в бюджет Городищенского муниципального района из бюджета Городищенского городского поселения».
Согласно п. 1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, что предусматривается ст.16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, реализуя предписания Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в ст.1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок возмещения государством вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, в том числе местного самоуправления и их должностных лиц.
Таким образом для применения ответственности, предусмотренной ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения убытков за счёт государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причинённого вреда.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий влечёт невозможность наступления данного вида ответственности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
В п. 8 ч.1 ст.14 и п. 7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, соответственно, в границах поселения и территории муниципального района.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления поселения, муниципального района, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций приведены в п. 2 ст.11 Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.
Как следует из подпунктов «а» и «е» указанного пункта, при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 30 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Характеристика чрезвычайных ситуаций определена ГОСТом 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», утверждённого постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года № 267.
Согласно п. 3.1.1 указанного ГОСТа природная чрезвычайная ситуация; природная ЧС – обстановка на определённой территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлёк за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Различают природные чрезвычайные ситуации по характеру источника и масштабам. Источник природной чрезвычайной ситуации; источник природной ЧС – опасное природное явление или процесс, в результате которого на определённой территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (п. 3.1.2 ГОСТа).
В п. 3.2 Свода правил СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» от 17 июня 2017 года (актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85), утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964/пр, закреплено, что затоплением следует считать образование свободной поверхности воды на участке территории в результате повышения уровня водотока, водоёма или подземных вод.
Инженерная защита территории, зданий и сооружений – это комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий (п. 3.5).
Подтопление – комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности и условий проживания, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных (п. 3.10).
Защита территории населённых пунктов, промышленных, общественно-деловых и коммунально-складских объектов должна обеспечивать, в том числе: бесперебойное и надёжное функционирование и развитие объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового назначения, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, зон рекреационного назначения и других территориальных зон и отдельных сооружений (п. 4.1.1).
В качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующее сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения (п. 4.9).
На основании п. 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.28 названного Закона виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, исходил из того, что подтопление принадлежащего ФИО1 домовладения произошло вследствие непринятия администрацией Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области своевременных и достаточных мер, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайной ситуации, в том числе оповещения и информирования населения с использованием соответствующих средств о возможности возникновения такой ситуации, правилах поведения, приёмах и способах защиты, а также отвода талых вод в результате обильного таяния снега посредством устройства дренажных систем и других защитных сооружений.
Установив, что осуществление мер предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, передано органу местного самоуправления муниципального района, суд первой инстанции, приняв во внимание выводы оценщика, содержащиеся в отчёте ООО «Сити Финанс», который посчитал соответствующим требованиям ст.84 – 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведёнными нормами права, взыскал с ответчика в пользу истца ущерб, причинённого подтоплением, в размере 210000 рублей.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апеллянта, содержащиеся в жалобе, о неправомерном возложении гражданско-правовой ответственности на орган местного самоуправления муниципального района, так как подтопление принадлежащего истцу домовладения произошло в границах городского поселения, судебной коллегией отклоняются, поскольку администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области в связи с ликвидацией администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области несёт ответственность перед населением Городищенского поселения Волгоградской области, что соответствует приведённым положениям п. 3 ст.21.1 Устава Городищенского муниципального района Волгоградской области, а также ст.28 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При этом режим чрезвычайной ситуации на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области вводился непосредственно соответствующим решением органа местного самоуправления муниципального района, поскольку чрезвычайная ситуация затрагивала территории двух поселений (Городищенского городского и Грачевского сельского поселений Городищенского муниципального района Волгоградской области), находящихся в пределах территории одного муниципального района.
Каких-либо доказательств, подтверждающих как осуществление надлежащего контроля за исполнением указанного решения, так и принятие в пределах территории муниципального района исчерпывающих мер, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайной ситуации, администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Следовательно, признать действия администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области соответствующими положениям законодательства о защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного характера, возможным в рассматриваемом случае не представляется.
Бездействие как администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, так и администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими для ФИО1 неблагоприятными последствиями в виде повреждения её имущества.
Вместе с тем, органы местного самоуправления как поселения, так и муниципального района, вопреки доводам апелляционной жалобы, несут солидарную ответственность (ст.1080 Гражданского кодекса Российской Федерации) за невыполнение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание условий и предпосылок к возникновению таких ситуаций, повлекших ущерб здоровью, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.
Позиция аналогично изложенной содержится в определение Верховного Суда Российской Федерации от 03 октября 2018 года по делу № 304-ЭС18-15356.
То обстоятельство, что ФИО1 произведена администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области выплата в указанном выше размере, само по себе возмещение ущерба, причинённого подтоплением, не подтверждает, поскольку выплата была обусловлена оказанием единовременной материальной помощи, предусмотренной п. 1.1 ст.24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ссылка заявителя жалобы на необоснованность применения судом первой инстанции Свода правил СП 42.13330, СНиП 2.06.15-85 ввиду его применения лишь к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, судебной коллегией признаётся несостоятельной, поскольку сооружение инженерных средств защиты территорий в соответствии с указанными правилами не противоречит организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации природного характера (подтопления территории населённого пункта) в порядке, предусмотренном п. п. «е» п. 2 ст.11 Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.
Судебная коллегия находит отчёт ООО «Сити Финанс», представленный ФИО1 в обоснование размера причинённого подтоплением ущерба, соответствующим требованиям ст.55, 59 – 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, который содержит подробное описание проведённого исследования, сделанные в результате его выводы являются обоснованными и мотивированными.
Оснований не доверять содержащимся в указанном отчёте выводам, судебная коллегия не усматривает, заинтересованности оценщика в исходе дела не установлено, при том, что доказательств, указывающих на недостоверность проведённых исследований, либо ставящих под сомнение выводы оценщика, сторона ответчика не представила, взысканный размер причинённого ущерба не оспаривает, правом заявления ходатайства, предусмотренным ч.1 ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не воспользовались.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно принял представленный истцом отчёт в качестве относимого допустимого и достаточного доказательства, подтверждающего размер причинённого ущерба.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца причинённого подтоплением ущерба и расходов на оплату независимой экспертизы за счёт средств бюджета администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, исходя из следующего.
Так, возмещение ущерба, причинённого чрезвычайными ситуациями муниципального характера, является расходным обязательством муниципального образования, что предусматривается п. 1 ст.24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Кроме того, администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ликвидирована в установленном порядке, а финансирование расходных обязательств, возникающих у администрации Городищенского муниципального района в связи с исполнением полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, осуществляется за счёт средств, перечисляемых в бюджет Городищенского муниципального района из бюджета Городищенского городского поселения (п. 4 ст.21.1 Устава Городищенского муниципального района Волгоградской области).
Таким образом, судебная коллегия, учитывая изложенное, считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, исключив из резолютивной части указание о взыскании причинённого подтоплением ущерба и расходов на оплату независимой экспертизы за счёт средств бюджета администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Указаний на обстоятельства, которые не были проверены судом первой инстанции, но имели бы существенное значение для правильного разрешения дела, а также сведений, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену постановленного решения, о чём содержится просьба в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 июня 2021 года изменить, исключив из резолютивной части указание о взыскании причинённого подтоплением ущерба и расходов на оплату независимой экспертизы за счёт средств бюджета администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
В остальной части решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице представителя ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции (г.Краснодар) через Городищенский районный суд Волгоградской области.
Председательствующий судья:
Судьи: