Судья Бадулина Ю.С. 49RS0003-01-2021-000253-73 Дело № 2-580/2021
№ 33-673/2021
27 июля 2021 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Бирючковой О.А., Кречетова А.А.,
при секретаре Андреевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Омсукчанского городского округа, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа о возложении на администрацию Омсукчанского городского округа обязанности провести лесоустройство, возложении на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа обязанности осуществить постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них
по апелляционной жалобе комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 17 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения участвующего в деле прокурора Игнатенко А.В., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Омсукчанский районный суд Магаданской области с иском в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Омсукчанского городского округа обязанности провести лесоустройство, возложении на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (далее – КУМИ Омсукчанского городского округа, Комитет) обязанности осуществить постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.
В обоснование требований истец указал, что в 2005 году в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» осуществлена фактическая передача земель лесного фонда площадью 574 га в состав земель населенных пунктов Омсукчанского городского округа, что подтверждается актами натурных технических обследований участков лесного фонда и актами передачи земель лесного фонда в земли поселений, с указанием площадей передаваемых лесных участков и их местоположения.
Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Ссылаясь на положения статей 67, 70, 84, 87, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункт 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природы Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122, отмечает, что неисполнение органами местного самоуправления обязанностей в отношении городских лесов, расположенных на территории и в границах населенных пунктов, входящих в состав Омсукчанского городского округа, исключает возможность надлежащей организации по охране лесов. Отсутствие материалов лесоустройства препятствует осуществлению постановки лесных участков на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них, что является препятствием для надлежащего использования и охраны лесов. Неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, нарушает основные принципы в области лесных насаждений, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности, привлечения виновных лиц к ответственности. Отсутствие кадастрового учета может повлечь уменьшение площади городских лесов вследствие незаконной рубки деревьев, незаконного выделения земельных участков, их несанкционированной застройки, а их сохранение затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Указывает, что в соответствии со статьями 21, 49 Устава муниципального образования «Омсукчанский городской округ» обязанности по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента должны быть исполнены администрацией Омсукчанского округа. А в силу пунктов 1.2, 2.1.2, 3.2.35 и 3.2.44 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа обязанность по постановке городских лесов, расположенных на территории Омсукчанского городского округа, на государственный кадастровый учет и регистрации муниципальной собственности на них должны быть исполнены КУМИ администрации Омсукчанского городского округа.
С учетом приведенных обстоятельств просил суд возложить на администрацию Омсукчанского городского округа обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных в землях населенных пунктов Омсукчанского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца в деле участвует министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Определением Магаданского областного суда от 19 апреля 2021 года настоящее гражданское дело передано на рассмотрение в Хасынский районный суд Магаданской области.
Решением Хасынского районного суда от 17 мая 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 124, статью 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что регистрация права собственности не является обязанностью органа местного самоуправления, срок, в течение которого лицо должно зарегистрировать право собственности, законодательством не установлен.
Отмечает, что в оспариваемом решении суд сослался на пункт 4 части 11 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ, который в настоящее время утратил силу.
Обращает внимание, что действующее законодательство, а также утвержденные решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 30 сентября 2019 года № 32 Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Омсукчанский городской округ» не определяют понятие «городские леса».
Не согласен с выводом суда о том, что признание поселков Купка и Буксунда фактически не существующими, а поселка Верхний Балыгычан закрывающимся не освобождает муниципальное образование от выполнения указанных в иске прокурора требований. Считает, что поскольку в данных населенных пунктах не осуществляется производственная и хозяйственная деятельность, не проживает население, то исключена вероятность загрязнения окружающей среды, потери леса, и, как следствие, не могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Полагает не основанным на законе вывод суда о наличии оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по проведению лесоустройства, поскольку оно выполняется только в отношении лесничеств, при этом установление количества лесничеств, лесопарков и их границ, проектирование лесничеств, лесопарков и закрепление на местности их границ отнесено к государственным полномочиям, осуществляемым федеральным органом исполнительной власти.
Указывает, что выполнение лесоустроительных работ возможно только посредством размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, объем субвенций, выделяемых из областного бюджета, не позволяет муниципальному образованию проводить мероприятия по лесоустройству, администрация Омсукчанского городского округа не является исполнителем лесоустроительных работ и не имеет в введении специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению таких работ.
Ссылаясь на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 21 июня 2007 года № МГ-06-54/4459 «О проведении лесоустроительных работ», утверждает, что проектирование лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов следует относить к работам и услугам, выполняемым для федеральных нужд, так как они необходимы для осуществления агенством соответствующих полномочий, предусмотренных статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации. Другие виды работ и услуг по лесоустройству (таксация лесов, проектирование лесохозяйственных мероприятий и т.д.) могут выполняться для нужд органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пользователей лесными участками, необходимых для осуществления ими полномочий, предоставленных Лесным кодексом Российской Федерации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Магаданский межрайонный природоохранный прокурор считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Ответчики, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, сведений о причинах неявки не представили. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителей, об отложении судебного разбирательства не поступало. На основании частей 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Лесничества создаются на землях: лесного фонда; обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (часть 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесоустройство в силу части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции определено, что проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 10 Лесоустроительной инструкции лесничества являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества располагаются, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее – Приказ № 72) утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, срок их действия и порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений.
Согласно пункту 10 Приказа № 72 разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления по истечении срока на ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента (не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте), в течение 30 дней организует при наличии замечаний доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение (пункт 13 Приказа № 72).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте на весь срок действия лесохозяйственного регламента с указанием даты утверждения (пункт 13 Приказа № 72).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 29 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Омсукчанский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 14 декабря 2020 года № 21, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Таким образом, в силу приведенных положений полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования «Омсукчанский городской округ», является орган местного самоуправления городского округа.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на нормах материального права и не могут быть признаны состоятельными.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 2005 году на основании положений Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в соответствии с постановлениями главы муниципального образования «Омсукчанский район Магаданской области» от 14 марта 2005 года № 69 произведена передача земель лесного фонда (Омсукчанского лесхоза) в состав земель поселений Омсукчанского района в границах существующих населенных пунктов: поселок Дукат – 12,00 га, поселок Верхний Балыгычан – 307,00 га, поселок Буксунда – 12,00 га, поселок Купка – 243,00 га (л.д. 15-53).
Фактическая передача земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов осуществлена на основании актов комиссии по выбору земельного участка под земли поселений, актов натурных технических обследований земельных участков лесного фонда, акта на передачу участков лесного фонда с указанием площадей передаваемых лесных участков, их местоположения. В соответствии с заключениями Омсукчанского лесхоза участки лесного фонда, расположенные в границах поселений, переданы в ведение муниципального образования «Омсукчанский район Магаданской области». Общая площадь названных земель составила 574 га и отражена в пункте 1.4.2 Лесного плана Магаданской области, утвержденного указом губернатора Магаданской области от 1 февраля 2019 года № 27-у (таблица 3 – Распределение площади лесов на землях населенных пунктов).
Эта же площадь указана в форме государственного лесного реестра № 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса», согласно которой из 574 га лесов, расположенных на землях населенных пунктов Омсукчанского городского округа по состоянию на 1 января 2020 года, 335 га составляют защитные леса, 239 га – эксплуатационные леса. На территории земель населенных пунктов Омсукчанского городского округа имеются лесные земли – 459 га, из которых непосредственно заняты лесными насаждениями (покрыты лесной растительностью) – 282 га (л.д. 54).
В силу требований пункта 5 части 2 статьи 111, части 1 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях населенных пунктов, являются городскими лесами и относятся к категории защитных лесов.
Таким образом, материалами дела подтвержден и ответчиками не опровергнут относимыми и допустимыми доказательствами факт нахождения на землях населенных пунктов Омсукчанского городского округа Магаданской области городских лесов.
При этом проведенной Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено и не оспорено ответчиками, что лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории и в границах населенных пунктов, входящих в состав Омсукчанского городского округа, не проведено, лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов не разработаны и не утверждены. Отсутствие материалов лесоустройства препятствует постановке лесных участков на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.
Таким образом, орган местного самоуправления не располагает в отношении лесов, расположенных на территории населенных пунктов Омсукчанского городского округа, сведениями о координатах характерных точек границ земельных (лесных) участков городских лесов, которые могут быть определены только при проведении лесоустроительных работ.
При таких обстоятельствах, учитывая положения Устава муниципального образования «Омсукчанский городской округ», принятого решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 14 декабря 2020 года № 21, руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции пришел к законному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора и возложения на администрацию Омсукчанского городского округа обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкции.
Отсутствие в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Омсукчанский городской округ, утвержденных решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 30 сентября 2019 года № 32, определения понятия «городские леса», на что указывает ответчик в апелляционной жалобе, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанности по организации проведения лесоустройства.
Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 21 июня 2007 года № МГ-06-54/4459 «О проведении лесоустроительных работ», на которое Комитет ссылается в обоснование доводов жалобы, вопреки его доводам, также не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по проведению лесоустройства. В данном письме дано разъяснение относительно источников финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в отношении не существующих поселков Купка, Буксунда и закрывающегося поселка Верхний Балыгычан, а также ввиду того, что лесоустройство осуществляется только в отношении лесничеств, что отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, повторяют позицию ответчиков в суде первой инстанции. Данным доводам судом дана оценка, которая подробно изложена в оспариваемом решении. Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Суд верно указал, что из представленных в дело доказательств следует, что земли, ранее включенные в черту населенных пунктов из земель лесного фонда на общей площади 574 га, в том числе: поселок Дукат -12 га, поселок Верхний Балыгычан – 307 га, поселок Купка -243 га, поселок Буксунда -12 га, отнесены к категории земель поселений без изменения их функциональных значений и целевого использования (л.д. 72, 73-74).
В соответствии с пунктом 4 части 1, частью 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
При этом лесным участком признается земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации); лесничеством признается основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, которое создается, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (часть 1, пункт 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчиков о том, что лесоустройство осуществляется только в отношении лесничеств.
Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, определяющим основные положения по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72, лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 4 Приказа № 72).
Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 10 Приказа № 72).
Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункт 11 Приказа № 72).
Судом первой инстанции установлено, что в силу подпункта 4 пункта 2.1 Правил благоустройства и содержания территории поселений муниципального образования «Омсукчанский городской округ», утвержденных решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 6 мая 2016 года № 34 (в редакции от 30 октября 2020 года), воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и лицами, на которых лесным законодательством возложена обязанность по лесовосстановлению
Проверкой прокуратуры установлено, что на территории Омсукчанского городского округа Магаданской области по состоянию на 1 января 2020 года имеются земли населенных пунктов, на которых расположены леса. Однако лесничества на этих территориях не созданы, лесохозяйственный регламент лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов (городских лесов), не разработан.
При таком положении суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора о возложении на администрацию Омсукчанского городского округа обязанности разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных в землях населенных пунктов Омсукчанского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, возложив соответствующую обязанность на данного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бюджетных средств для осуществления мероприятий по лесоустройству, по разработке лесохозяйственных регламентов, необходимость размещения заказа для их выполнения, привлечение специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению таких работ отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные обстоятельства не освобождает орган местного самоуправления от исполнения установленной законом обязанности по лесоустройству и обеспечению разработки лесохозяйственного регламента.
Правильным судебная коллегия находит и вывод суда о наличии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по кадастровому учету земельных участков, покрытых городскими лесами, расположенных в землях населенных пунктах Омсукчанского городского округа и регистрации права муниципальной собственности на них.
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных данным Федеральным законом случаях, в том числе органы местного самоуправления.
Согласно пункту 13 части 8 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 120-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.2, 3.2.35, 3.2.44 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа, утвержденного решением собрания представителей Омсукчанского городского округа от 12 января 2015 года № 6, Комитет входит в структуру администрации Омсукчанского городского округа, является отраслевым (функциональным) органом администрации, осуществляющим от имени муниципального образования полномочия владения, пользования и распоряжения в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности Омсукчанского городского округа, а также земельными участками, находящимися в государственной собственности, распоряжение которых до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления Омсукчанского городского округа; регистрацию права собственности Омсукчанского городского округа на муниципальное имущество в установленном порядке, а также полномочия собственника при государственной регистрации права муниципальной собственности Омсукчанского городского округа на объекты недвижимости и земельные участки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Омсукчанского городского округа по состоянию на 1 января 2020 года имеются земли населенных пунктов, на которых расположены леса, в том числе 282 га непосредственно занятые лесными насаждениями (форма № 3-ГЛР), которые до настоящего времени не поставлены на кадастровый учет.
Материалами дела подтверждается, что при передаче земель из категории земель лесного фонда в земли поселений в актах натурного технического обследования участка лесного фонда указаны, в том числе передаваемые лесные участки, участки, покрытые и не покрытые лесной растительностью. Однако, кадастровый учет и регистрация права собственности в отношении указанных земельных участков не проводился, в муниципальную собственность они не оформлены, в реестре муниципальной собственности Омсукчанского городского округа лесные участки не значатся. Кадастровый учет в отношении земельных участков под городскими лесами не проводился; земельные участки, на которых расположены городские леса на территории городского округа, не индивидуализированы (не сформированы).
При таком положении суд правомерно возложил на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку указанных городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.
Оформление права собственности Омсукчанского городского округа на лесные участки, находящиеся в границах городского округа, необходимо в целях реализации органом местного самоуправления прав собственника в отношении данных территорий, в том числе по охране, защите, воспроизводству лесов. Невыполнение возложенных законом обязанностей нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, привлечения виновных лиц к ответственности, а также может повлечь уменьшение площади городских лесов вследствие незаконной рубки, застройки, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ссылка суда первой инстанции в оспариваемом решении на пункт 4 части 11 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ, который утратил силу с 30 апреля 2021 года, не влияет на правильность выводов суда по существу спора. Кроме того, положения указанного пункта аналогичны по содержанию пункту 13 части 8 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ в новой редакции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Сроки, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиками, установлены судом первой инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом временных затрат, необходимых на устранение выявленных нарушений.
Доводов в части несогласия с определенными судом сроками апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании ответчиком норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, они не влияют на законность принятого судом решения, не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа – без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи