ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-59/2022 от 14.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-8494/2022 (№2-59/2022)

59RS0042-01-2021-001713-69

Судья – Клепилина Е.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Варовой Л.Н.,

судей Братчиковой М.П., Смирновой М.А.,

при секретаре Калмыковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 14 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 24 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края винтересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, ФИО1 о признании незаконным образование земельных участков, недействительными договоры аренды земельных участков, отсутствующим и прекращении права муниципальной собственности у администрации Чернушинского городского округа на земельные участки, аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записей о государственной регистрации права собственности, аренды на земельные участки и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости удовлетворить.

Признать незаконным образование земельных участков с кадастровыми номерами **869, **870, местоположение: ****, площадью соответственно 17561 +/-1160 кв.м и 38087 +/-1708 кв.м.

Признать недействительными договоры аренды земельных участков, заключенных между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и ФИО1 от 07.08.2020 года №79-08/2020 и от 26.08.2020 года №88-08/2020.

Признать отсутствующим и прекратить право собственности муниципального образования Чернушинский городской округ на земельные участки с кадастровыми номерами **869, **870.

Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации права собственности муниципального образования Чернушинский городской округ, права аренды ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами **869, **870 и исключении сведений об указанных участках из государственного кадастра недвижимости.

Настоящее решение по вступлении в законную силу является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости».

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя ответчика ФИО1 – ФИО2, представителя истца ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с иском к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, ФИО1 о признании незаконным образование земельных участков, недействительными договоров аренды земельных участков, отсутствующим права и прекращении права муниципальной собственности на земельные участки, аннулировании записей о государственной регистрации права собственности и аренды на земельные участки, исключении сведений из государственного кадастра недвижимости.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки установлено, что на территории Чернушинского городского округа имеются два сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участка, находящихся в муниципальной собственности, расположенных вблизи с. Слудка Чернушинского городского округа, с кадастровыми номерами **869, **870, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для рыбоводства, площадью 17561 кв.м и 38087 кв.м. Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа по результатам торгов 07.08.2020 и 26.08.2020 заключены договоры аренды с ФИО1 Фактически в границах вышеуказанных земельных участков расположены поверхностные водные объекты – пруды, в отношении которых установлены водоохранные зоны, водные объекты имеют гидравлическую связь с другими водными объектами - р. Гвоздовка, которая впадает в р. Слудка. Образование водных объектов произошло до передачи земельных участков в аренду, таким образом органом местного самоуправления ФИО1 переданы объекты федеральной собственности, что является недопустимым, в связи с чем прокурор обратился с иском в защиту Российской Федерации в связи с распоряжением объектами, подпадающими под категорию федеральной собственности и интересов неопределенного круга лиц, обладающих правом пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель возражал против заявленных требований. Представитель ответчика Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа и третьего лица Администрации Чернушинского городского округа просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Третьи лица Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное управление Росимущества в Пермском крае в судебное заседание представителей не направили.

Судом постановлено приведенное выше решение, в обоснование которого положен вывод о том, что на спорных земельных участках находятся водные объекты, относящиеся к федеральной собственности.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано о необоснованности отклонения ходатайства об истечении срока исковой давности. Полагает, что в связи с тем, что в Государственном водном реестре отсутствуют сведения о расположении на спорных земельных участка каких-либо водных объектов, находящихся в федеральной собственности, препятствий к передаче в аренду земельных участков не имелось. В материалы дела не представлено доказательств того, что на спорных земельных участках находятся водные объекты, такие как пруды или река, находящиеся в федеральной собственности, которые изменяют во времени уровень расхода объема воды. Судом неверно сделан вывод о том, что водный поток, который поступает в пруды и уходит из них является рекой М. Кигинка, поскольку такого водного объекта не зарегистрировано. Стороной истца не представлено доказательств того, что ответчиками нарушены права Российской Федерации, а также нарушаются права неопределенного круга лиц. Заявитель жалобы полагает, что истцом необоснованно подано исковое заявление, поскольку со стороны ответчиков не ограничивается доступ граждан на спорные земельные участки.

В возражениях на апелляционную жалобу истцом указано на отсутствие оснований для отмены постановленного судом решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 настаивал на доводах апелляционной жалобы. Представитель истца просил решение суда оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что постановлением главы Чернушинского муниципального района № 744 от 31.05.2012 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане из земель сельскохозяйственного назначения: земельный участок №1 – площадью 38087 кв.м, земельный участок №2 – площадью 17561 кв.м, расположенные **** (т. 1 л.д. 103-104).

Согласно межевому плану ООО «***» от 25.06.2012, из земельного участка с кадастровым номером **223 путем раздела, образованы земельные участки - **ЗУ1 и **ЗУ2, площадью соответственно 38087 +/-1708 кв.м и 17561 +/-1160 кв.м. Из схемы расположения земельных участков, следует, что в границах образуемых земельных участков расположены пруды. (т. 1 л.д. 95-102).

01.07.2012 на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами **869, **870, расположенные по адресу: ****.

Согласно ответу Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края от 24.09.2012 земельные участки с кадастровыми номерами **870, **869 в реестре государственной собственности Пермского края не числятся (т. 1 л.д. 236).

Согласно ответу Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 15.10.2012 земельные участки под пруды с кадастровыми номерами **870, **869 по состоянию на 08.10.2012 в реестре федерального имущества не учтены, отсутствие в реестре федерального имущества земельного участка не является основанием отсутствия на него права собственности Российской Федерации (т.1 л.д. 237).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 04.12.2012 на основании п. 4 ст. 7 ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» от 03.06.2006 №73-ФЗ за муниципальным образованием Слудовское сельское поселение Чернушинского района Пермского края зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами **870 и **869 (т. 1 л.д. 232, 233).

11.07.2013 между администрацией Слудовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края и ФИО1 заключен договор №1 аренды земельного участка, с кадастровыми номерами **870, **869. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Пермскому краю 24.07.2013 года. Соглашением от 22.05.2020 года договор расторгнут (т. 1 л.д. 179-197) 07.08.2020 и 26.08.2020 между Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа и ФИО1 заключены договоры аренды земельных участков соответственно с кадастровыми номерами **870 и **869 (т. 1 л.д. 34-37,52-54).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок местоположение: ****, площадью 17561 +/-1160 кв.м 01.07.2012 поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера **869. Предыдущий номер **223. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: для рыбоводства. 08.09.2020 зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ФИО1, основание – договор аренды от 26.08.2020. 23.06.2021 зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием Чернушинский городской округ Пермского края. В особых отметках имеются сведения об ограничениях прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 07.12.2018, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 №17 выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: ГД РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, вид ограничения (обремения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 12.04.2019, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 №17 выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Тип зоны: водоохранная зона (т. 1 л.д. 90-91, 203-204, т. 2 л.д. 47-58, 153-164).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок местоположение: ****, площадью 38087 +/-1708 кв.м 01.07.2012 поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера **870. Предыдущий номер **223. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: для рыбоводства. 14.09.2020 зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ФИО1, основание – договор аренды от 07.08.2020. 23.06.2021 зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием Чернушинский городской округ. В особых отметках имеются сведения об ограничениях прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 07.12.2018, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 №17 выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: ГД РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, вид ограничения (обремения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 12.04.2019, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 №17 выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Тип зоны: водоохранная зона (т. 1 л.д. 92-93, 211-212, 165-177).

Согласно выписке из правил землепользования и застройки Слудовского сельского поселения, земельные участки с кадастровыми номерами **869, **870 находятся в территориальной зоне Сх-5 «Зона прудового хозяйства и отдыха» (т. 1 л.д. 124-126).

Из акта обследования ГТС прудов №№11,17,31,25,28,54,82 на территории Чернушинского муниципального района от 18.09.2017 следует, что ГТС пруда № 82 на реке Кигинка в селе Слудка, водоем образовался в результате подпора насыпью переезда через водоток сельскохозяйственной техники к полям и высокого заложения горизонтально уложенной водопропускной трубы. В настоящее время переездом не пользуются. Водоем спущен, водоток протекает в безнапорном режиме через промоину в насыпи у правого берега. Для нужд населения и как пожарный водоем не используется (т. 2 л.д. 193-194).

Согласно запросу и ответу Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 21.03.2022 Управлением внесены изменения в имеющиеся учетные документы. Объекты, содержащиеся в вышеуказанном акте, исключены из перечня гидротехнических сооружений, подпадающих под действие ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ.

В ходе обследования, проведенного 18.11.2021 главным специалистом-экспертом Чернушинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю, установлено, что земельные участки ограждений на местности не имеют, на земельных участках расположены пруды, образованные по течению р. Гвоздовка, которая впадает в р. Слудка. Земельные участки используются для рыбоводства. К материалам обследования приложены фототаблицы, схематические чертежи, выкопировки с планово-картографического материала, на которых изображены два пруда по течению р. Гвоздовка, впадающей в р. Слудка (т. 1 л. 74-81).

Из публичной кадастровой карты - Россия 2022 года, следует, что в границах спорных земельных участков по течению реки Малая Кигинка впадающей в р. Кигинка расположены водные объекты (т. 2 л.д. 183-186).

Из ответа Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 30.12.2021 следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами **869, **870 согласно данным публичной кадастровой карты находятся пруды на реке Малая Кигинка. В государственном водном реестре отсутствуют сведения в отношении данных прудов. Отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не свидетельствует о фактическом отсутствии такого объекта на местности. Рекомендовано обратиться в Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», который осуществляет услуги по предоставлению гидрологической информации, либо в иную организацию, имеющую лицензию в области гидрометеорологии (т. 2 л.д. 132-133).

Согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 03.02.2022 следует, что водные объекты не являются недвижимым имуществом, подлежащим учету и внесению в ЕГРН (т. 2 л.д. 111).

Из ответа Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 02.03.2022 следует, что на основании рассмотрения картографического материала, имеющегося в распоряжении Пермского ЦГМС, публичной кадастровой карты и космоснимков испрашиваемого района установлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами **869, **870 протекает р. Малая Кигинка (правобережный приток р. Кигинка), на которой расположены пруды. Для уточнения статуса необходимо проведение рекогносцировачного обследования водных объектов, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами **869, **870, специалистами Пермского ЦГМС (т. 2 л.д. 147, 148).

Согласно сведениям государственного водного реестра России в него включена река Мал. Кигинка, являющаяся притоком р. Кигинка, Камский бассейновый округ, речной бассейн: Кама.

Согласно информации предоставленной Пермским ЦГМС – филиал ФГБУ «Уральское УГМС» от 20.05.2022, на основании картографического материала, имеющегося в распоряжении Пермского ЦГМС, материалов онлайн-сервиса «Публичная кадастровая карта» и космоснимков рассматриваемого района установлено, что р. Малая Кигинка берет свое начало в 5 км к юго-западу от с. Слудка Чернушинского городского округа Пермского края, является правобережным притоком р. Кигинка и имеет длину примерно 4 км, площадь водосбора примерно 9 кв.км. На своем протяжении река М. Кигинка имеет ряд притоков. В нижнем течении реки М. Кигинка расположены два водоема (пруда) искусственного происхождения. Дамба «нижнего» пруда расположена на расстоянии примерно 0,16 км от устья, дамба «верхнего» пруда – на расстоянии примерно 0,56 км от устья. «Нижний» пруд имеет неправильную, вытянутую с ЮЗ на СВ форму, длиной примерно 0,33 км и шириной в створе дамбы примерно 0,14 км. Площадь зеркала «нижнего» пруда ориентировочно составляет 31 тыс. кв.м.

Специалистами Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» 26.04.2022 проведено рекогносцировочное обследование водных объектов и земельных участков с кадастровыми номерами **869, **870, расположенных вблизи с. Слудка Чернушинского городского округа Пермского края. Обследование проводилось начальником гидротехнического отдела К. и гидрологом гидротехнического отдела Н. при непосредственном участии представителя прокуратура Чернушинского района старшего помощника прокурора. Одновременно присутствовали представители отдела судебной защиты правового управления администрации Чернушинского ГО, Чернушинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю, отдела земельных ресурсов администрации Чернушинского ГО. По результатам обследования установлено, что река Малая Кигинка является водотоком постоянного действия. В нижнем течении реки образованы пруды в результате создания земельных дам (фото 1, 2). В дамбах предусмотрены водопропускные отверстия, позволяющие поддерживать в прудах нормальный подпорный уровень (НПУ). При достижении уровня воды в прудах выше отметки НПУ происходит перелив воды через водопропускные отверстия (фото 3, 4). На момент обследования в «верхнем» пруду отчетливо прослеживается затопленное русло реки М. Кигинка (фото 5). На нижнем «пруду» наблюдался ледостав. В ходе обследования в створе р. М. Кигинка были произведены гидрометрические работы – инструментальное измерение расхода воды. Полученные гидрологические параметры: ширина водотока 2.65 м, глубина максимальная 0,69 м, площадь водного сечения1.42 км.м, скорость течения средняя 0.38 м/с, расход воды составил 0.54 м.куб./сек. Таким образом, установлено наличие водного объекта с характерными признаками водного режима – реки Малая Кигинка, являющейся водотоком постоянного действия. Река протекает по земельным участкам с кадастровыми номерами **869, **870. Русло реки М. Кигинка до создания прудов проходило в естественных условиях. На настоящий момент в границах вышеуказанных земельных участков расположены проточные пруды искусственного происхождения в русле реки М. Кигинка. Подписано начальником Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» С. ФГБУ «Уральское УГМС» 20.02.2013 года бессрочно предоставлена лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

Из фотографий, приложенных к обследованию следует, что на р. Малая Кигинка расположен верхний и нижний пруды. В районе дамб прудов имеются водопропускные отверстия.

Допрошенный специалист К. (начальник гидротехнического отдела Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС») пояснил, что в полном объеме подтверждает приведенные в вышеуказанном акте обстоятельства, кроме того указал, что при обследовании установлено наличие водного объекта р. Малая Кигинка, на водотоке которой сооружены две земляные дамбы. В границах земельных участков с кадастровыми номерами **869, **870 находятся водные объекты – пруды, образованные на месте естественного русла р. Малая Кигинка, которая является притоком р. Кигинка. р. Малая Кигинка и пруды на спорных земельных участках являются звеньями одной гидрографической сети, гидравлическая связь водных объектов установлена.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, судебная коллегия не усматривает оснований, отраженных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда первой инстанции.

В силу ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4). Водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5).

В силу положений ст. 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (п. 2). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п. 3).

Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (п. 1). Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (п. 2).

Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», определены два вида прудов: пруд и пруд-копань. Пруд - это мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км. Пруд-копань - это небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Водохранилище - это искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.

Разрешая данный спор, суд, установив фактические обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 129, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 7, 11, 27, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4, 5, 8 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», положениями ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», пришел к правильному выводу о том, что пруды являются русловыми, поскольку расположены непосредственно на водотоке и имеют гидравлическую связь с рекой Малая Кигинка; пруды являются звеньями одной гидрографической сети река Малая Кигинка - река Кигинка, образованы гидротехническими сооружениями, не являются замкнутыми, в связи с чем данные водные объекты являются федеральной собственностью.

Поскольку орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду ответчику земельный участок земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям ст.ст. 1, 5, 8 Водного кодекса РФ, ст.ст. 102 Земельного кодекса РФ.

Данная правовая позиция также нашла подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019.

Проанализировав положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 200 Гражданского кодекса РФ и разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции обоснованно указал, что срок исковой давности начал течь с момента окончания проверки и не является пропущенным. Заключение договоров аренды в отношении имущества, находящегося в силу закона в федеральной собственности не является началом исчисления срока исковой давности, поскольку такой срок применим при защите нарушенного права. Поскольку ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не уведомлялось о заключении договоров аренды в отношении земельных участков, на которых расположены водные объекты, уполномоченный орган не мог и не должен был знать о нарушении прав Российской Федерации.

Заявляя об отсутствии у прокурора полномочий на обращение с заявленными требованиями и отсутствие нарушений прав неопределенного круга лиц, сторона ответчика оставила без внимания то обстоятельство, что предъявление иска направлено на освобождение объектов, находящихся в федеральной собственности от обременения в виде аренды, что также является ограничением прав на использование водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Вопреки доводам апеллянта установленное в результате специальных исследований наличие гидравлической связи с рекой, находящейся в федеральной собственности, указывает на вид права собственности, возникшего в силу закона.

Разрешая дело, суд первой инстанции правильно с учетом предмета и оснований поданного заявления определил и установил юридически значимые обстоятельства по делу, верно применил нормы материального права, доводам сторон и представленным по делу доказательствам дана надлежащая и полная правовая оценка с учетом положений статей 55, 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из относимости, допустимости, достаточности и достоверности представленных доказательств, выводы суда подробно мотивированы и соответствуют материалам дела.

Апелляционная жалоба не содержат ссылки на обстоятельства и доказательства, которые бы не были исследованы судом и нуждались в дополнительной проверке, влияли бы на существо принятого решения, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022