ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-600/2022 от 10.10.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья: Зубаирова С.С. Дело № 33-17344/2022

(№ 2-600/2022)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2022 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Галлямова М.З.

судей Набиева Р.Р., Мугиновой Р.Х.,

при секретаре Галикеевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернышова О. В. к ООО «ЖЭУ» о возложении обязанности предоставить акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным уклонения от оформления результатов оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным несоблюдения формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ,

по апелляционной жалобе Чернышева О.В. на решение Дёмского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2022 года,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Галлямова М.З.,

УСТАНОВИЛА:

Чернышов О.В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ЖЭУ» с требованиями с учетом уточнений:

- Обязать ООО «ЖЭУ» предоставить истцу надлежащим образом заверенные копии актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, расположенном по адресу: адрес за январь-декабрь 2016г., январь-декабрь 2017г., январь-декабрь 2018г., январь-декабрь 2019г., январь-декабрь 2020 г., январь-декабрь 2021 г. путем их направления по месту регистрации истца: адрес.

- Признать незаконным действие (бездействие) ООО «ЖЭУ» (ОГРН 1130280016800), выразившееся в уклонении от документального оформления результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес за январь-декабрь 2016г., январь-декабрь 2017 г., январь-декабрь 2018г., что ограничило право истца на получение информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию общего имущества в МКД.

- Признать незаконным действие (бездействие) ООО «ЖЭУ», выразившееся в нарушении требований части 1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 9 Правил №№..., Приказа №№.../пр, в несоблюдении формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ за 2019 – 2021 годы.

В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом адрес. Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляет ООО "ЖЭУ". На доступных интернет-сайтах информация о ежемесячных сметах на выполнение работ, графиках выполнения, актах выполненных работ, подписанных собственниками, отсутствуют. 17.12.2021 истец обратился в управляющую компанию с требованием предоставить акты выполненных работ, подписанные собственниками МКД, которое ООО "ЖЭУ" проигнорировало, предоставив с почтового адреса формальную отписку. Истец указывает, что нарушены права на доступ к информации о выполненных работах, оказанных услугах ООО "ЖЭУ" в рамках осуществления деятельности по адресу: адрес. Ответчик в нарушение требований истца не представил доказательств размещения на официальном интернет сайте запрашиваемых документов, не сообщил истцу официального сайта в сети интернет, на котором размещена соответствующая информация. На официальном сайте ГИС ЖКХ отсутствуют копии ежемесячных актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Кроме того, условиями договора управления предусмотрена обязанность управляющей организации по запросу собственников представлять документы, связанные с выполнением обязательств по договору управления.Уклонение Ответчика 000 «ЖЭУ» от предоставления информации Истцу, а именно актов выполненных работ, оказанных услуг нарушает права последнего, создает препятствие на получение документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о выполненном объеме и качестве предоставляемой услуги, работы. Поскольку Ответчик заявление истца проигнорировал, требуемые документы не предоставил, Истец считает необходимым его исковые требования удовлетворить, возложив на Ответчика обязанность предоставить надлежаще заверенные копии актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Истец указывает, что отсутствие в период с 2016 г. по 2018 г. лица, уполномоченного подписывать акты выполненных работ от имени собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, не освобождает управляющую организацию от составления данных актов, и, ответчик, не был лишен возможности подписать указанные акты с участием любых собственников помещений МКД.

Также истец указывает, что подписанные акты выполненных работ за 2019-2021 годы не соответствуют форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290.

Решением Дёмского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2022 года постановлено:

«Исковые требования Чернышова О. В. к ООО «ЖЭУ» о возложении обязанности предоставить акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в мкд, признании незаконным уклонения от оформления результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным несоблюдения формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ оставить без удовлетворения.».

Не согласившись с решением суда, Чернышов О.В. подал апелляционную жалобу, мотивируя тем, что истец не указывал на то, что нарушение его права заключается в уклонении ответчика от подписания актов приемки оказанных услуг и (или) выполненным работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества за 2016-2019гг. Он указывал на то, что ответчик отказался от предоставления истцу указанных актов и просил суд устранить нарушения прав истца, а именно: обязать ответчика направить истцу надлежащим образом заверенные копии акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за 2016-2021 года; предоставить истцу надлежащим образом заверенные копии актов приемки оказанных уст выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имуществе н МКД за 2016-2021 года. Таким образом, из изложенного видно, что свое нарушенное право истец просил суд восстановить конкретно изложенными способами. Согласно выводу судебной инстанции, в ходе судебного разбирательства акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за 2019 -2021 годы истцу вручены. Однако, в нарушение требований части 4 статьи 198 ГПК РФ вывод суда не мотивирован и не основан на соответствующих доказательствах в материалах дела отсутствует акт передачи истцу актов приемки оказанных услуг и выполненных работ, доказательств обратного ответчиком не представлено. Между тем, если какие-либо работы по содержанию МКД выполнялись, например, подрядчиками, с такими подрядчиками в обязательном порядке необходимо подписывать акты приемки-передачи выполненных работ (ст.720 ГК РФ). Приемка работ по текущему ремонту также осуществляется по актам и регулируется в т.ч. ст. 753 ГК РФ (сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами). При этом подписание акта выполненных работ с подрядчиками не снимает обязанности подписания актов выполненных работе собственниками помещений МКД. Вывод судебной инстанции, что доводы истца о возможности подписания актов выполненных работ с любыми собственниками помещений в МКД не основаны на законе», в нарушение требований части 4 статьи 198 ГПК РФ не мотивирован, не основан на соответствующих доказательствах, противоречит текущему законодательству Российской Федерации и позиции Верховного Суда РФ (определение от 12.12.2019 N 310-ЭС19-24505 по делу N А83-9973/2018). Согласно выводу судебной инстанции, в ходе судебного разбирательства акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за 2019 -2021 годы истцу вручены. Однако в материалах дела отсутствует акт передачи истцу актов приемки оказанных услуг и выполненных работ, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.

Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что Совет МКД и Председатель Совета МКД были избраны 01.04.2019, в связи с чем, акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД в период с 2016 по 2018 года не составлялись и не подписывались, поскольку лицо, обладающее полномочиям подписывать указанные акты от имени собственников жилых помещений в многоквартирном доме, отсутствовало, что создало ответчику, препятствия для подписания вышеуказанных актов. Подписанный только ответчиком акт от 25.03.2022 приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества за 2019 год был направлен председателю многоквартирного дома 29.04.2022. Суд отказал в удовлетворении части требований истца о предоставлении актов за 2016-2019 года, сославшись на то, что истцом не представлено доказательства уклонении ответчика от подписания актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества за 2016-2019 года.

Судебная коллегия не может в полной мере согласится с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что истец Чернышов (Башлыков) О. В. является собственником адрес, расположенной в многоквартирном жилом адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дата.

Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляет ООО "ЖЭУ".

17.12.2021 Чернышов О.В. направил на адрес электронной почты ООО «ЖЭУ» запрос о предоставлении заверенных копий актов выполненных работ, оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном адрес за период с 01.01.2016 г. по 17.12.2021 г.

Письмом (исх. №... от 29.12.2021) ООО ЖЭУ сообщило истцу о том, что акты выполненных работ, оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества размещены в соответствии с законодательством РФ на официальном сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства РФ (ГИС ЖКХ) в виде сканированных образов, где заявитель может с ними ознакомиться и распечатать. Разъяснено право обратиться в ООО «ЖЭУ» для заверения распечатанных заявителем копий.

Возражая против удовлетворения заявленных требований представитель ответчика указал, что Совет многоквартирного адрес и Председатель Совета МКД были избраны дата (протокол внеочередного общего собрания от дата), в связи с чем, акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, расположенном по адресу: адрес, в период с 2016 по 2018 годы не составлялись и не подписывались, поскольку лицо, обладающее полномочиями подписывать указанные акты от имени собственников жилых помещений в многоквартирном доме, отсутствовало.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше закона, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

Указанная правовая позиция изложена в пункте 11 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018).

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).

Согласно подпункту «б» пункта 6 Правила N 290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с пунктом 9 названных Правил сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.

Форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр (далее - Приказ N 761/пр).

В акте, помимо прочего указываются наименование вида работ (услуг), периодичность/количественный показатель выполненной работы (оказанной услуги), единица измерения работы (услуги), стоимость/сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, цена выполненной работы (оказанной услуги).

При этом согласно примечанию к форме акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме графа "Наименование вида работы (услуги)" подлежит заполнению в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; в графе "Стоимость" следует отражать стоимость за единицу выполненной работы (оказанной услуги) по договору управления многоквартирным домом или договору оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме; графа "Сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу" должна включать сметную стоимость за единицу выполненной работы по договору подряда по выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпункту «б» пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, (далее – Правила N 491) техническая документация на многоквартирный дом включает в себядокументы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерахоплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" предусмотрен порядок раскрытия информации управляющей компании и перечень информации, подлежащей раскрытию.

В соответствии с пунктом 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме:

в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил N 416 (в том числе информацию, содержащую сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение). В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 Правил N 416, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 Правил N 416 каналам связи;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354);

иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом "к" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Приведенными нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность управляющей организации по ведению и хранению технической документации на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в состав которой входят акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению информации по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.

ООО «ЖЭУ», являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: адрес, не исполнило свою обязанность по составлению актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: адрес за январь-декабрь 2016 года, за январь-декабрь 2017 года, за январь-декабрь 2018 года, что ограничило право истца, являющегося собственником жилого помещения в указанном многоквартирном доме, на доступ к информации об оказанных услугах и выполненных работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Довод ответчика об отсутствии на указанный период избранного общим собранием собственников многоквартирного дома председателя совета многоквартирного дома не освобождает управляющую организацию по составлению актов приемки, которые могли быть подписаны в одностороннем порядке.

В связи с изложенным требования истца в части признания незаконным бездействия ООО «ЖЭУ», выразившегося в уклонении от документального оформления результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес за январь-декабрь 2016г., январь-декабрь 2017 г., январь-декабрь 2018г. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласится с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении ООО «ЖЭУ» предоставить Чернышову О.В. надлежащим образом заверенные копии актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, январь-декабрь 2019г., январь-декабрь 2020 г., январь-декабрь 2021 г. по мотиву того, что они были вручены истцу в ходе судебного разбирательства, поскольку доказательств вручения Чернышову О.В. указанных документов материалы дела не содержат.

Более того, вручение актов после предъявления соответствующего иска в суд не может свидетельствовать о необоснованности заявленного иска в указанной части, поскольку право истца на своевременное получение запрашиваемой информации от управляющей организации было нарушено, запрос о представлении документов не исполнен, на ГИС ЖКЖ копии актов не были размещены. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Следует отметить, что наличие судебного спора об обязании предоставить документы указывает на несоблюдение управляющей организацией добровольного порядка удовлетворения требований собственника жилого помещения в многоквартирном доме, в связи с чем удовлетворение его требований в период рассмотрения спора в суде при условии, что истец не отказался от иска, само по себе не является основанием для отказа в иске.

Поскольку доказательств тому, что запрашиваемая истцом информация была предоставлена ответчиком, в материалах дела не имеется, а также отсутствуют доказательства, что запрашиваемая информация находится в свободном доступе, размещена в объеме, требуемом Стандартом на официальном сайте в сети Интернет управляющей организации, в ГИС ЖКХ, судебная коллегия приходит к выводу, что управляющая организация не представила доказательства, подтверждающие, надлежащее выполнения обязанности по предоставлению информации по письменному запросу истца.

Запрашиваемая истцом информация находится в пределах прав собственника, при таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в указанной части, в отмененной части по делу вынести новое решение, которым исковые требования истца удовлетворить, возложить на ответчика обязанность по предоставлению истцу надлежащим образом заверенные копии актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, январь-декабрь 2019г., январь-декабрь 2020 г., январь-декабрь 2021 г. путем их направления по месту регистрации истца: адрес.

Поскольку акты за январь-декабрь 2016г., январь-декабрь 2017г., январь-декабрь 2018г. Управляющей организацией не составлялись, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований об обязании их предоставить истцу.

Как следует из материалов дела акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном январь-декабрь 2019г., январь-декабрь 2020 г., январь-декабрь 2021 г., составленные ООО «ЖЭУ» не соответствуют форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр.

Составление актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в произвольной форме действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым признать незаконным бездействие ООО «ЖЭУ», выразившееся в нарушении требований части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., Приказа Минстроя России от дата N №..., в части несоблюдения формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ за 2019 – 2021 годы.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дёмского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности предоставить акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за 2019 – 2021 годы, признании незаконным уклонения от оформления результатов оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным несоблюдения формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ, принять по делу в отмененной части новое решение.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ» (ОГРН 1130280016800) предоставить Чернышову О. В. (паспорт №...) надлежащим образом заверенные копии актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, январь-декабрь 2019 г., январь-декабрь 2020 г., январь-декабрь 2021 г. путем их направления по месту регистрации истца: адрес

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ» (ОГРН 1130280016800), выразившееся в уклонении от документального оформления результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес за январь-декабрь 2016 г., январь-декабрь 2017 г., январь-декабрь 2018 г.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ» (ОГРН 1130280016800), выразившееся в нарушении требований части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., Приказа Минстроя России от дата N №..., в части несоблюдения формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ за 2019 – 2021 годы.

В остальной части решение Дёмского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышева О.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

судьи

Судебное постановление в окончательной форме изготовлено 14 октября 2022 года.