Судья Селезенева И.В. № 33-3631/2023
№ 2- 600/2023
УИД 67RS0003-01-2022-006364-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2023 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Шитиковой Т.М.,
судей Дмитриевой Г.И.,Филенковой С.М.,
при секретаре, помощнике судьи Макриденкове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СОГБУ «СпецАвто», Администрации города Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании недополученной заработной платы, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с апелляционной жалобой Администрации Смоленской области на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 3 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения участвующих в деле лиц: представителей Администрации Смоленской области ФИО2, истца ФИО1,
установила:
ФИО3 обратилась к МБУ «СпецАвто» (после реорганизации СОГБУ «СпецАвто), Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области с требованием о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с возложением обязанности по финансированию ее выплаты на учредителя организации, в обосновании которого суду пояснил, что ФИО4 с 06.04.2022 является работником Муниципального бюджетного учреждения «СпецАвто», должность «заместитель главного бухгалтера», относящуюся к профессиональной квалификационной группе 4-го уровня, 3-ей квалификационной подгруппы.
С 01.01.2023 в результате осуществленной реорганизации Муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» сменило учредителя и переименовано в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СпецАвто», с внесением 23.01.2023 соответствующей записи в ЕГРН.
МБУ «СпецАвто» осуществляло деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска.
Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляла деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: уборка территорий уличной дорожной сети, включающая в себя подметание, полив, очистку ото льда и снега, а так же посыпание песком и солью улиц и автомобильных дорог муниципального образования. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н.
После осуществленной с января 2023 года реорганизации специфика деятельности СОГБУ «СпецАвто» не изменилась.
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Администрация города Смоленска в установленном законом порядке, отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализовало такую возможность и МБУ «СпецАвто», вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако, за период с 01.01.2020 года вплоть до 01.08.2022 заработная плата работникам МБУ «СпецАвто» выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производилось без учета общих принципов регулирования правоотношений по оплате труда, установлению гарантий и льгот, предусмотренных положениями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства.
Уточнив изначально заявленные исковые требования, и, представив суду соответствующий расчет, просила суд о взыскании с работодателя недополученной заработной платы за период с 06.04.2021 по 31.12.2022 в размере 355 389,94 руб. с возложением на Администрацию г. Смоленска или Администрацию Смоленской области обязанности по выделению СОГБУ «СпецАвто» соответствующих денежных средств.
Полагает, при этом, что, применяя отраслевое соглашение по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, работодатель должен был учесть факт отнесения должности истца к административно-управленческому персоналу, что предполагает необходимость установления квалификационных уровней в профессиональных квалификационных группах с применением минимальных межуровневых коэффициентов для определения должностного оклада каждого конкретного работника, должность которого отнесена к АУП.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 3 мая 2023 года постановлено:
Взыскать со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «СпецАвто» в пользу истца, недополученную заработную плату за период с 06.04.2021 по 31.12.2022 в общем размере 355 389,94 руб., исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов, а так же 10000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В случае отсутствия у СОГБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства.
Возложить на СОГБУ «СпецАвто» обязанность по применению определенной постановлением Администрации г. Смоленска от 21.12.2022 № 3749-адм. о внесении изменений в постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «Спецавто» системы оплаты труда работников АУП в соответствии с положениями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы в части исчисления окладов работникам различной квалификации с применением пошагового дифференцирующего коэффициента 0,2, как между различными квалификационными группами, так и в рамках одной квалификационной группы в зависимости от квалификационного уровня, к которому отнесена та или иная должность.
Для исполнения данного законодательного требования возложить на СОГБУ «СпецАвто» обязанность разработать, а Администрацию Смоленской области утвердить новое штатное расписание в части установления квалификационных окладов работникам АУП в соответствии с приведенной в настоящем решении таблицей квалификационных уровней в профессиональных квалификационных группах, действие которого, распространить на работников бюджетного учреждения с 01.01.2023.
В удовлетворении иных требований отказать.
В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность.
Полагает, что Отраслевое соглашение не распространяется на работников «Спецавто»; субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения является дополнительной к ответственности основного должника и наступает только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, субсидиарная ответственность публичных собственников имущества бюджетных учреждений существенно ограничена, поэтому суд необоснованно привлек Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда; не обоснован судом механизм расчета недополученной истцом заработной платы.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Смоленска от 20.12.2010 учреждено муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» с 01.01.2011 путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения «СпецАвто», функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация города Смоленска.
Исходя из положений Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 06.05.2010 № 826-адм. с изменениями, внесенными Постановлением г. Смоленска от 20.12.2010 № 838-адм.; Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм.; Постановлением г. Смоленска от 21.12.2016 № 145, МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.06.2022 основным видом экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9.), относящаяся распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р к бытовым услугам.
Вместе с тем, Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ «СпецАвто» изложен в следующей редакции:
«Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска».
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29.04.2016 № 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Муниципальными заданиями, утвержденными начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованными МБУ «СпецАвто», на Учреждение возложены обязанности по выполнению работ в части «организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе». Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
С 01.07.2022 путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Из материалов дела усматривается, что с 06.04.2022 между ФИО1 и Муниципальным бюджетным учреждением «СпецАвто» заключен трудовой договор № 16, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ № 37 л/с от указанной даты о принятии ФИО1 на работу в подразделение МБУ «Руководители, специалисты и служащие» заместителем главного бухгалтера с тарифной ставкой (окладом) в размере 34 493 руб. с установлением месячной премии в размере 50% от оклада.
Механизм оплаты труда работников МБУ «СпецАвто» установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г., принятого на общем собрании трудового коллектива 18.03.2020, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм., Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто», утвержденного Генеральным директором МБУ «СпецАвто» 01.10.2019, штатными расписаниями Учреждения.
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто» определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7)
Положениямио премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто» предусмотрено текущее и единовременное премирование (п. 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении № 1.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.
Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ «СпецАвто» с 2018 года состояла из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8845 руб., увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто». Дополнительно работникам начислялась стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом, величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто».
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства, и, руководствуясь положениями ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 15.04.2022), ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», правильно исходил из того, что МБУ «СпецАвто» фактически осуществляется деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающая содержание автомобильных дорог местного значения.
Так, согласнообщероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2), принятому и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 № 14-ст группировка 81 - деятельность по обслуживанию зданий и территорий, включающая, в том числе уборку улиц, удаление снега и льда, услуги по уходу за территорией, наряду с проектированием ландшафтного дизайна и/или строительством, установку проходов, перегородок, площадок, заборов, изгородей, водоемов и подобных объектов на территории.
Приведенный перечень работ осуществляется организациями жилищно-коммунального хозяйства, однако, перечисленные работы связаны с обслуживанием зданий и территорий, прилегающих к этим зданиям, а так же территорий, занимаемых объектами культурно-массового назначения, городскими скверами, парками, площадями и т.п., за исключением улично-дорожной сети, работы по содержанию которой, общероссийским классификатором видов экономической деятельности выделены в отдельную, самостоятельную группу.
Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе, и проводимыми мероприятиями по очистке проезжих частей от грязи, мусора, снега и наледи, формировании снежных валов, предотвращении скользкости, сгребании грунтовых наносов, планировке обочин, содержании ливневых канализаций и т. п. мероприятий, в силу чего, выполнение таковых является деятельностью по содержанию автомобильных дорог. Большинство видов деятельности МБУ «СпецАвто» субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что также указывает об отнесении Учреждения к отраслевому учреждению дорожного хозяйства.
Судом установлено также, что в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения находится земельный участок, расположенный по адресу г. Смоленск, <...>, площадью 2372 кв.м. с кадастровым номером 67:27:0031315:4, от уплаты земельного налога на который Учреждение освобождено, как занятое государственными автомобильными дорогами общего пользования, имеющее в своем хозяйственном ведении производственные объекты, предназначенные для целей ремонта и содержания федеральных и региональных автомобильных дорог (пп. 2 п. 1 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации).
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч. 1 ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 6 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч. 1 ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч. 2 ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.
Таким соглашением является 11.12.2019 подписанное, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрированное (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.
Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Сторонами Соглашения являются:
работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:
Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);
Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение Соглашения от их имени).
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно (п.п.1.2, 1.3 Отраслевого соглашения).
Оценивая положения данного Отраслевого соглашения, суд пришел к выводу об отнесении его к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.
Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.
Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».
Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами.
Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.
Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол ЛЗ 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».
Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Судом установлено также, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30.08.2019 № Э3 - 210 письмом от 09.09.2019 № ИС-407 Ассоциация «РАДОР» предложила своим членам для рассмотрения проект названного Отраслевого соглашения.
7.02.2020 письмом № ИС-73 (Л2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация «РАДОР» проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от 11.03.2020 N 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
При таком положении суд правомерно признал, что Администрация г. Смоленска, как и работодатель, надлежаще информированы о принятии Отраслевого соглашения и поскольку ими не направлен мотивированный отказ от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это Отраслевое соглашение распространяется на ответчиков и является для них обязательным.
Данный вывод достаточно обоснован в решении, подтвержден материалами дела и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.03.2023 № 32-КГПР22-9-К1, в котором, в частности, разъяснено, что исходя из приведенных положений ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений;
соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации;
если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным;
содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.
При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам;
в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении;
в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
В этой связи нельзя согласиться с утверждениями Администрации г. Смоленска о том, что она не обязана исполнять условия Отраслевого соглашения, поскольку участия в принятии и подписании его не принимала и не наделяло полномочиями Российскую ассоциацию территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» на подписание от имени МБУ «СпецАвто» данного Отраслевого соглашения.
В рассматриваемом случае Администрация г. Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
Положения Отраслевого соглашения, являющегося правовым актом и регулирующим наравне с ТК РФ трудовые отношения, равно как и положения в нем об оплате труда, распространяются на Администрацию г. Смоленска, МБУ «Спецавто» и работников данной организации, однако его условия работодателем не исполнялись, как и условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., так как минимальная тарифная ставка, ежегодно повышаемая работникам названным соглашением, начиная с 2019 года не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.
Постановлением Администрации г. Смоленска «О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений города Смоленска» с 01.10.2019 размеры базовых окладов работников МБУ «СпецАвто» были повышены в 1,043 раза.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 22.10.2020 № 2301-адм «О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений города Смоленска» с 01.10.2020 размеры базовых окладов повышены в 1,03 раза.
8 845 руб. * 1,043 * 1,03 = 9 502 руб. (расчетная величина тарифной ставки (оклада) в спорный период.
Штатным расписанием, утвержденным МБУ «Спецавто» и администрацией г. Смоленска от 01.10.2020, оклад по должности истца составил 34 493 рубля и фактически соответствовал тарифной ставке рабочего пятнадцатого разряда.
С 01.08.2022 вступило в действие новое штатное расписание, утвержденное приказом по организации от 21.12.2022 № 1250, которым оклад по должности «заместитель главного бухгалтера» установлен в размере 37184, 45 руб. на данном определении механизма оплаты труда основана позиция стороны истца.
Постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм утверждены положения об оплате труда административно-управленческого персонала и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «СпецАвто», где установлены размеры должностных окладов административно-управленческого персонала и вспомогательного персонала и тарифные ставки рабочих с 1 по 8 разряд.
Указанными в решении нормативными актами не предусмотрена оплата труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, муниципальных бюджетных учреждений с применением тарифных разрядов и межтарифных коэффициентов.
Таким образом, перерасчет заработной платы работника АУП не может быть основан на применении к окладам тарифной сетки и межразрядных тарифных коэффициентов, поскольку подобного рода перерасчет противоречит нормативным актам, регулирующим оплату труда работников бюджетных учреждений.
Однако, данный вывод не означает, что на работников административно-управленческого персонала бюджетных учреждений не распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы в части установления трудовых гарантий и льгот, в том числе, в виде повышенной оплаты труда.
Противное толкование приведет к ущемлению прав сотрудников АУП по сравнению с работниками рабочих специальностей, при том, что положениями самого отраслевого соглашения прямо предусмотрено, что оно, без каких-либо изъятий, распространяется на всех работников организаций дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Между тем Отраслевым соглашением предусмотрено:
3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
3.2. Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.
3.3. Указанный в пункте 3.1. настоящего Соглашения размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.
Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1. настоящего Соглашения.
Приложение № 1 к Отраслевому соглашению содержит тарифную сетку по оплате труда с указанием разрядов оплаты и соответствующих им тарифных коэффициентов. Данная тарифная сетка составлена с учетом минимального межтарифного коэффициента.
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения на территории Смоленской области установлена:
- в 2021 году Постановлением администрации Смоленской области от 28.01.2021 № 44, в размере 12 038,00 рублей;
- в 2022 году Постановлением администрации Смоленской области от 13.12.2021 № 794 - 13 241,00 рубль.
- с 01.06.2022 Постановлением администрации Смоленской области от 3.05. 2022 № 352 - 14 565,00 рублей.
Минимальная тарифная ставка согласно п. 3.1 Отраслевого соглашения должна составлять:
в 2021 году - 12 038,00 х 1.15 = 13 843,70 руб.;
с 01.01.2022 по 31.05.2022 - 13 241,00 х 1.15 = 15 227,15 руб.;
с 01.06.2022 - 14 565 х 1.15 = 16 749,75 руб.
Таким образом, данные величины минимальных окладов должны были быть заложены в основу исчисления заработной платы, всех работников СОГБУ «СпецАвто», в том числе, и работников АУП, к окладам которых, не могут быть применены разряды, установленные для рабочих специальностей.
Для определения конечного размера должностных окладов таких работников необходимо, определить соответствие занимаемой должности конкретного работника квалификационному уровню в профессиональной квалификационной группе.
Применительно к должностям, занимаемым истицей, такое распределение выглядит следующим образом:
должность заместитель главного бухгалтера относится к профессиональной квалификационной группе 4-го уровня, 3-ей квалификационной подгруппы.
Доказательств того, что подобного рода механизм определения оплаты труда реально применялся к работникам МБУ «СпецАвто», занимающим должности административно - управленческого аппарата вплоть до 01.08.2022, не представлено.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.08.2022 по заявлению Д., М., Ф., И. к МБУ «Спецавто», Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной палаты и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации г. Смоленска от 21.12. 2022 № 3749-адм. внесены изменения в постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «Спецавто».
Данным постановлением на работников МБУ «СпецАвто» распространены положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых, определен в Приложении № 3, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в размере 16749,75 рублей (14565 х 1.15), межразряждный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0,2.
Размер оклада истицы по должности заместитель главного бухгалтера, относящейся к профессиональной квалификационной группе 4-го уровня, 3-ей квалификационной подгруппы, с 01.08.2022, следующим образом:
16 749,75 руб. * 2,22 = 37184, 45 рубля.
При этом расчет окладной части ее заработной платы :
с 01.04.2022 по 31.05.202213 241,00 (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения)*1,15==15227,15
15,227,15*3,8=57865,17
С 01.06.2022 по 31.12.2022
Сумма недополученного заработка истца за названный период – 355389,94 руб.
Судебная коллегия соглашается с определенной судом ко взысканию суммы недополученного заработка за спорный период, поскольку он согласуется с приведенными нормами права и представленным расчетом работодателя.
Указание в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца не может быть принято во внимание, поскольку оно ничем не подтверждено и контррасчет как Администрацией Смоленской области, так и Администрацией г. Смоленска не представлен ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции.
Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку неправомерность действий работодателя СОГБУ «СпецАвто» в исчислении заработной платы истца судом установлена, чем последней, безусловно, причинены моральные и нравственные страдания, суд считает требование о взыскании компенсации морального вреда верно признаны судом обоснованным.
При определении размера компенсации морального вреда суд правильно руководствовался требованиями ст.ст.151,1101 ГК РФ и взыскал 10000 руб., поскольку неправомерными действиями ответчика истец был лишен гарантированного законом права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, в связи с чем, вынужден был обращаться в суд за защитой нарушенного права, испытывая при этом переживания, душевный дискомфорт, т.е. нравственные страдания.
Вместе с тем, сославшись на положения статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 123.21, ст. 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции ошибочно привлек к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда Администрацию Смоленской области, на которую возложил обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Ответственность бюджетного учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами статей 123.21 - 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.05.2020 № 23-П, в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований в пункте 3 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Пункт 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет собственник соответствующего имущества.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" регламентирует особенности правового статуса бюджетного учреждения, имеющего специальную правоспособность, обладающего имущественными правами для решения задач, которые ставит перед ними учредитель - публичный собственник, участвуют в гражданском обороте в очерченных законом границах и сообразно целям своей деятельности, выступая в гражданских правоотношениях от своего имени и неся, по общему правилу, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Абзацем первым ч. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 г., предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно абзацу второму ч. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Аналогичное положение содержится в п. 1.10 Устава СОГБУ «СпецАвто», утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области 29.12.2022.
Исходя из буквального толкования приведенных норм, субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.
В рассматриваемом споре правоотношения не вытекают из причинения вреда гражданину.
СОГБУ «СпецАвто», будучи правопреемником МБУ «СпецАвто» и действующим юридическим лицом, по своей организационно-правовой форме является государственным бюджетным учреждением. Поэтому нельзя согласиться с выводом суда о субсидиарном характере ответственности Администрации Смоленской области по обязательствам по выплате истцу заработной платы работодателя СОГБУ «СпецАвто», осуществляющего в настоящее время активную хозяйственную деятельность.
В соответствии с положениями ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Однако, принимая решение по исковым требованиям работника ФИО1, суд возложил на СОГБУ «СпецАвто» обязанность применить определенную систему оплаты труда работников АУП в соответствии с положениями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству, а также разработать, а на Администрацию Смоленской области утвердить новое штатное расписание в части установления квалификационных окладов работникам АУП в соответствии с приведенной в решении таблицей квалификационных уровней в профессиональных квалификационных группах, которые распространяют свое действие на всех работников бюджетного учреждения.
С учетом изложенного, решение суда в части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 3 мая 2023 года отменить в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, а также возложения обязанности на СОГБУ «СпецАвто» по применению определенной постановлением Администрации г. Смоленска от 21.12.2022 № 3749-адм. о внесении изменений в постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «Спецавто» системы оплаты труда работников АУП в соответствии с положениями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы в части исчисления окладов работникам различной квалификации с применением пошагового дифференцирующего коэффициента 0,2, как между различными квалификационными группами, так и в рамках одной квалификационной группы в зависимости от квалификационного уровня, к которому отнесена та или иная должность, а также возложения на СОГБУ «СпецАвто» обязанности разработать, а на Администрацию Смоленской области утвердить новое штатное расписание в части установления квалификационных окладов работникам АУП в соответствии с приведенной в настоящем решении таблицей квалификационных уровней в профессиональных квалификационных группах, действие которого распространить на работников бюджетного учреждения с 01.01.2023, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 3 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.12.2023 года.