ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-606/2022 от 07.09.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Зеленская Т.Г. Дело № 2-606/2022

УИД 35RS0006-01-2022-000782-51

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 сентября 2022 года № 33-3795/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Белозеровой Л.В.,

судей Образцова О.В., Махиной Е.С.,

при секретаре Рябининой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 20.06.2022 по иску ФИО1 к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее - КУ ВО «Центр соцвыплат»).

В обоснование исковых требований указал, что в конце апреля он получил решение КУ ВО «Центр соцвыплат» об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства. Полагает, что данная позиция не соответствует нормам действующего законодательства. При подаче заявления ответчику о предоставлении субсидии им были представлены документы, подтверждающие факт проживания в указанной квартире и состав его семьи. Проживая в указанной квартире, он пользуется коммунальными услугами, в полном объеме производит их оплату. Ранее ему неоднократно предоставлялась указанная субсидия. Полагает, что предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического жительства гражданина без регистрации не противоречит действующему законодательству, отсутствие регистрации по месту жительства не может ограничивать его право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Просил признать недействительным решение филиала по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» №... от 14.04.2022 об отказе в назначении (предоставлении) МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; возложить на ответчика обязанность предоставить ему субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу его фактического проживания (<адрес>), на основании поданного им заявления.

Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 20.06.2022 признано незаконным решение филиала по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» №... от 14.04.2022 об отказе в назначении (предоставлении) МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» ФИО1

На КУ ВО «Центр соцвыплат» возложена обязанность принять решение о предоставлении ФИО1 МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу его фактического проживания: <адрес>, на основании поданного 11.04.2022 заявления.

В апелляционной жалобе КУ ВО «Центр соцвыплат» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. В обоснование ссылается, что ФИО1 при обращении с заявлением о предоставлении субсидии не представил решение об установлении юридического факта его места жительства, а КУ ВО «Центр соцвыплат» не правомочен устанавливаться фактическое место жительство по документам, не исходящим от органа регистрационного учета. Кроме того, при подаче заявления ФИО1 не сообщил соответствующие действительности сведения о совокупном доходе семьи, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Кроме прочего, ФИО1 не имеет правовых оснований для предоставления субсидии по причине того, что его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее по тексту – Правила), для получения субсидии заявитель должен предоставить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, исчерпывающий перечень которых перечислен в пунктах 8 и 9 настоящих правил.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2010 № 401 (ред. от 17.12.2018) «О реализации закона области от 05.02.2009 № 1956-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» утвержден Порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидам, детям, являющимся ВИЧ-инфицированными, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и определения размеров указанных компенсаций.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка ежемесячные денежные компенсации и ежегодные денежные компенсации предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, проживающим на территории Вологодской области, по одному жилому помещению по месту жительства либо по месту пребывания.

Согласно пунктам 2.2.6., 3.2.5. заявитель вправе представить в КУ ВО «Центр социальных выплат» (многофункциональный центр) среди прочих документов копию документа (копии страниц документа), подтверждающего регистрацию (учет) по месту жительства (месту пребывания).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом второй группы бессрочно и имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением муниципального образования «Город Великий Устюг» Вологодской области №... от 28.12.2009 «О предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилого фонда» ФИО1 предоставлена квартира №..., расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно акту ОСП по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области от 26.04.2013 ФИО1 вселен по указанному адресу 26.04.2013. С указанного времени производит оплату этого жилого помещения (в том числе плату за найм), задолженности по оплате жилья не имеет. Договор найма ФИО1 с муниципальным образование «Город Великий Устюг» не заключен. Регистрации по указанному адресу ФИО1 не имеет.

При обращении ФИО1 11.04.2022 в Филиал по Великоустюгскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» с заявлением по вопросу предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, решением №... от 14.04.2022 истцу было в этом отказано, в связи с отсутствием регистрационного учета по месту постоянного жительства.

Суд первой инстанции, проанализировав часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункт 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 и оценив доказательства проживания истца по адресу: <адрес>, пришел к выводу о том, что квартира, в которой проживает ФИО1, находится в муниципальной собственности, была предоставлена истцу на законных основаниях, является для него постоянным местом жительства, отсутствие у истца регистрации в данном жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение не является местом его постоянного проживания.

Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставление субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по месту фактического жительства гражданина без регистрации по месту жительства не противоречит действующему законодательству, отсутствие регистрации по месту жительства не может ограничивать право ФИО1 на получение субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как пользователя помещения муниципального жилищного фонда, имеющего, в силу статей 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие регистрации по месту жительства и договора социального найма не может являться препятствием для получения истцом субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, разрешая спор о признании незаконными решения казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» №... от 14.04.2022 об отказе в назначении (предоставлении) МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» ФИО1, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на КУ ВО «Центр соцвыплат» обязанности принять решение о предоставлении ФИО1 МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу его фактического проживания: <адрес>, на основании поданного 11.04.2022 заявления, поскольку принятие решений о предоставлении МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, которым является КУ ВО «Центр соцвыплат».

Из отзыва КУ ВО «Центр соцвыплат» на исковое заявление следует, что при обращении с заявлением ФИО1 не были представлены в полном объеме документы о его доходах, в связи с чем были направлены запросы в порядке межведомственного взаимодействия. В связи с тем, что сведения об отсутствии регистрации по месту жительства пришли раньше, истцу было отказано в предоставлении субсидии только по этому основанию. На момент вынесения решения сведения о доходах не рассматривались.

В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.

Из пункта 42(1) этих же Правил следует, что уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах. Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.

Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, Конституции Российской Федерации).

Суд, в соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а следовательно, не может принять решение по вопросу предоставления МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», вместо КУ ВО «Центр соцвыплат».

Учитывая, что на момент вынесения решения об отказе в предоставлении субсидии в КУ ВО «Центр соцвыплат» отсутствовали в полном объеме документы о доходах ФИО1, поступившие позднее документы о совокупном доходе истца не рассматривались, судебная коллегия полагает необходимым возложить на КУ ВО «Центр соцвыплат» обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 11.04.2022 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу его фактического проживания: <адрес>.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с положениями статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению в части возложения на КУ ВО «Центр соцвыплат» обязанности по принятию решения о предоставлении ФИО1 МСП «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу его фактического проживания: <адрес>, на основании поданного 11.04.2022 заявления, с принятием в данной части нового решения о возложении на КУ ВО «Центр соцвыплат» обязанности рассмотреть заявление ФИО1 от 11.04.2022 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу его фактического проживания: <адрес>.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 20.06.2022 изменить.

Возложить на казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 11.04.2022 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу его фактического проживания: <адрес>.

В остальном решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 20.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.В. Белозерова

Судьи: О.В. Образцов

Е.С. Махина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.09.2022.