ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-628/20 от 28.09.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья И.Ф. Нуриахметов УИД 16RS0041-01-2020-000808-16

№ 2-628/2020

№ 33-13616/2020

Учёт № 146 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 сентября 2020 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Р.Э. Курмашевой,

судей Р.М. Миннегалиевой, Л.Ф. Митрофановой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.Б. Галеевой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи КурмашевойР.Э.гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 5 июня 2020 года, которым постановлено:

исковые требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ФИО1 освободить самовольно используемый участок лесного фонда, расположенный в <адрес>, общей используемой площадью 1,3086 га, от кирпичного дома, двух беседок, двух хозяйственных будок, омшальника и забора.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 300 (триста) руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к ФИО1 с иском об обязании освободить самовольно занимаемый участок лесного фонда.

В обоснование указал, что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в Государственном казенном учреждении Республики Татарстан «Лениногорское лесничество», по результатам которой установлено, что ФИО1 самовольно использует участок лесного фонда, расположенный в <адрес>, площадью 0,3556 га и в <адрес>, площадью 0,953 га, путем размещения для собственных нужд построек: кирпичного дома на ленточном бетонном фундаменте размером 9,0 х 10,0 м, беседки размером 3,0 х 8,0 м, беседки размером 6,0 х 20,0 м, хозяйственной будки размером 2,5 х 10,0 м, хозяйственной будки 2,5 х 10,0 м, омшаника размером 8,0 х 20,0 м, металлического забора высотой 1,2 м и длиной 80 м. На указанный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, присвоен кадастровый номер ..... Право пользования обозначенным участком Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан не предоставлялось.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил обязать ФИО1 освободить самовольно используемый участок лесного фонда, расположенный в <адрес>, общей используемой площадью 1,3086 га, от кирпичного дома, двух беседок, двух хозяйственных будок, омшальника и забора.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца – старший помощник Лениногорского городского прокурора Л.Н. Сулейманова исковые требования поддержала.

Представитель ФИО1 – ФИО2 иск не признала.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, представлены отзыв и ходатайство представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Настаивает на своих доводах о том, что спорные строения расположены в границах лесного участка, предоставленного ему по договору аренды от 10 августа 2008 года.

При этом актом обследования лесного участка от 3 декабря 2018 года и проектной документацией от 20 марта 2020 года уточнено местоположение арендованного участка, которому присвоен новый кадастровый номер как вновь образованному объекту недвижимости.

Кадастровый номер лесного участка №.... является неактуальным на момент вынесения решения суда.

С учетом изложенного, полагает, что судом на него возложена обязанность по освобождению лесного участка, к которому он не имеет отношения.

В отзыве на апелляционную жалобу министр лесного хозяйства Республики Татарстан ФИО3 выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в обжалованной части, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из материалов дела следует, что ФИО1 использует участок лесного фонда, расположенный в <адрес>, площадью 0,3556 га и в <адрес>, площадью 0,953 га путем размещения построек: кирпичного дома на ленточном бетонном фундаменте размером 9,0 х10,0 м, беседки размером 3,0 х 8,0 м, беседки размером 6,0 х 20,0 м, хозяйственной будки размером 2,5 х 10,0 м, хозяйственной будки 2,5 х 10,0 м, омшаника размером 8,0 х 20,0 м, металлического забора высотой 1,2 м и длиной 80 м.

В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ «Лениногорское лесничество» земельный участок, расположенный в <адрес>, является землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации, о чем сделана запись в ЕГРН № .... от 12 февраля 2010 года и присвоен кадастровый номер .....

На основании протокола аукциона № .... от 07 августа 2008 года по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, между ГБУ «Лениногорское лесничество» и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка № .... от 10 августа 2008 года, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,5 га для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) сроком на 49 лет.

Лесной участок был предоставлен в аренду без проведения кадастрового учета, номер учетной записи в государственном лесном реестре .....

ФИО1 на основании договора купли-продажи от 12 апреля 2006 года, заключенным с <данные изъяты> было приобретено имущество: вагон-дом на колесах, омшаник на 100 мест, дом для пасеки (незавершенное строительство), обогреватель ОЭВ, печь железная, емкость для воды, пчелосемьи, ульи, КТПН с трансформатором 25 кВА. Однако в договоре купли-продажи от 12 апреля 2006 года, приложении №...., в счет- фактуре № .... от 11 апреля 2006 года, накладной №.... от 11 апреля 2006 года отсутствует информация о земельном участке, на котором находится имущество, невозможно идентифицировать их местонахождение.

В связи с заменой арендодателя на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан данный договор был приведен в соответствие путем заключения дополнительного соглашения от 15 февраля 2010 года.

Срок разработанного ФИО1 проекта освоения лесов, получивший положительное заключение, истек 19 марта 2019 года, новый проект освоения лесов не предоставлен.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходил из того, что законных оснований для использования лесного участка, расположенного в <адрес>, с кадастровым номером .... у ФИО1 не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Договор аренды на лесной участок, расположенный в <адрес>, с кадастровым номером .... (образован из земельного участка с кадастровым номером ....) между Министерством и ФИО1 не заключен.

Государственным казенным учреждением «Лениногорское лесничество» по факту самовольного размещения объектов на спорном лесном участке составлен акт о лесонарушении.

Доводы стороны ответчика о том, что в акте обследования от 3 декабря 2018 года о произошедшей ошибке при определении местоположения лесного участка с применением «ГНСС-оборудования» несостоятелен, поскольку согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона по продаже права аренды лесного участка) до 1 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в редакции, на момент проведения аукциона по продаже права аренды лесного участка).

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (части 2, 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в редакции, на момент проведения аукциона по продаже права аренды лесного участка).

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 21 января 2020 года № .... утверждена проектная документация о местоположении, границах, площади и иных количественных и качественных характеристиках лесного участка, расположенного в <адрес>, площадью 0,4509 га, образуемого из земельного участка с кадастровым номером ..... Вид разрешенного использования лесов: ведение сельского хозяйства (пчеловодство).

Дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка в части уточнения местоположения лесного участка между ответчиком и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан не заключалось.

Довод апеллянта о том, что актом обследования лесного участка от 3 декабря 2018 года и проектной документацией от 20 марта 2020 года уточнено местоположение арендованного участка, которому присвоен новый кадастровый номер как вновь образованному объекту недвижимости, несостоятелен ввиду того, что акт, составленный в присутствии лиц, которые не являются экспертами, не может свидетельствовать о точном местонахождении арендуемого участка. Лица, входящие в состав комиссии, указанной в акте обследования лесного участка с целью определения точного местоположения лесного участка от 3 декабря 2018 года, не являются органом, на который в силу закона возложена функция осуществления государственного кадастрового учета.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, а сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.

Юридически значимые обстоятельства по настоящему делу установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допустил, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 5июня 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий Р.Э. Курмашева

Судьи Р.М. Миннегалиева

Л.Ф. Митрофанова