ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-651/2023 от 01.02.2024 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Чайка О.Н.

№ 33-460-2024 (№ 33-5194-2023)

УИД 51RS0016-01-2023-000643-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

1 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Брандиной Н.В.

судей

ФИО1

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-651/2023 по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский север» в интересах Российской Федерации к ФИО4 о возмещении ущерба

по частной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский север» на определение Кировского городского суда Мурманской области от 30 октября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав с использованием систем видеоконференц-связи объяснения представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский север» ФИО5, поддержавшей доводы частной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

федеральное государственное бюджетное учреждение (далее - ФГБУ) «Национальный парк «Русский север» в интересах Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФИО4 о возмещении ущерба.

В обоснование заявленных требований указано, что _ _ 2020 г. на ..., на территории национального парка «Русский Север», ФИО4, управляя автомобилем ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер *, допустил наезд на дикое животное (лося), вследствие чего животное погибло.

В результате указанного дорожно-транспортного происшествия учреждению причинен ущерб в размере 80000 рублей, который истец просил суд взыскать в свою пользу с ФИО4

Судом вынесено определение, которым исковое заявление ФГБУ «Национальный парк «Русский север» в интересах Российской Федерации к ФИО4 о возмещении ущерба оставлено без рассмотрения.

В частной жалобе представитель ФГБУ «Национальный парк «Русский север» ФИО6 просит определение суда отменить.

В обоснование жалобы провидит доводы о том, что учреждение создано постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 182 «О создании национального парка «Русский Север» Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Вологодской области» в целях сохранения уникальных природных комплексов Вологодского Поозерья.

Указывает, что положения пункта 13 устава ФГБУ «Национальный парк «Русский север», согласно которому, в том числе животный мир, находящийся на территории национального парка, предоставляется учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами, аналогичны положениям статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», нормами которой предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минприроды России, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2056-р от 31 декабря 2008 г.

С учетом изложенного, а также ссылаясь на пункт 6 статьи 23.25 КоАП РФ, настаивает на том, что учреждение в лице директора, являющегося главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды и действующего на основании устава, имеет полномочия на предъявление иска от имени Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного животному миру.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ФИО4 просит оставить частную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик ФИО4 и его представитель ФИО7, представители третьих лиц ОГИБДД ОМВД России по Кирилловскому району Вологодской области и Северного межрегионального управления Росприроднадзора, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 333, частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда законным и обоснованным.

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1).

Согласно части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

Как следует из материалов дела, ФГБУ «Национальный парк «Русский север» обратилось в суд с иском в интересах Российской Федерации к ФИО4 о возмещении ущерба, причиненного в результате гибели объекта животного мира (лося).

Оставляя исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции, установив, что предъявленное в суд исковое заявление, поданное в интересах Российской Федерации, подписано директором ФГБУ «Национальный парк «Русский север» ФИО6, имеющим, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, право действовать от имени юридического лица без доверенности, при этом, в соответствии с пунктом 3 устава учредителем учреждения является Правительство Российской Федерации, а полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Минприроды России, пришел к выводу о том, что исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда, который соответствует установленным по делу обстоятельствам и согласуется с нормами материального и процессуального права.

Так, национальный парк "Русский Север" Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации создан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 182 на территории Кирилловского района Вологодской области. В его состав, помимо переданных парку в пользование 75900 гектаров земель государственного лесного фонда, включены без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90500 гектаров земель сельскохозяйственного и другого назначения в целях сохранения уникальных природных комплексов Вологодского Поозерья, использования их в рекреационных, эколого-просветительских и научных целях.

13 мая 2008 г. в результате реорганизации в форме преобразования создано Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Приказом Минприроды России от 12 июля 2022 г. № 471 утверждено Положение о национальном парке "Русский Север", согласно которому управление национальным парком осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Русский Север" (далее - Учреждение) (пункт 8); национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2055-р к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5).

Согласно пунктам 2, 3 устава ФГБУ "Национальный парк "Русский Север" (далее - Учреждение), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 мая 2011 г. № 357, Учреждение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2055-р находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России); учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации; полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Минприроды России.

Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация (пункт 4 Устава).

Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка "Русский Север", предоставляются Учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами (пункт 13 устава).

Целями деятельности Учреждения, как следует из пунктов 20, 21 устава, является сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. В соответствии с целями, для достижения которых Учреждение создано, Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе выявление и пресечение нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка и его охраняемой зоны, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности (включая мероприятия, связанные с обеспечением и ведением производства по делам об административных правонарушениях).Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения осуществляет Минприроды России и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 27 Устава Учреждения).

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (пункт 1).

В соответствии с пунктом 5.33 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Минприроды России осуществляет, в том числе функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия учредителя ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» от имени Российской Федерации, и в чьем ведении находится национальный парк «Русский Север» и осуществляющее управление парком - ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», является уполномоченным органом на обращения в суды с исками от имени и в интересах Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, в рассматриваемом случае по вопросу возмещения вреда, причиненного объекту животного мира.

Довод в частной жалобе о праве Учреждения на предъявление настоящего иска в суд со ссылкой на пункт 6 статьи 23.25 КоАП Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку в данном случае имеет место гражданско-правовой спор.

Доводы о том, что учреждение в лице директора, являющегося главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды и действующего на основании устава, имеет полномочия действовать от имени Российской Федерации, также подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно подпункту «в» пункта 4 статьи 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в пределах установленной компетенции имеют право, в том числе предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.

В соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1090 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, определяющее порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный надзор).

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право, в том числе предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.

Пунктами 5 и 6 Положения предусмотрено, что должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов), уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель (его заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, руководитель (его заместитель) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; должностным лицом федеральных государственных бюджетных учреждений, управляющих особо охраняемыми природными территориями федерального значения, уполномоченным принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель учреждения (его заместитель), от имени учреждений государственный надзор вправе осуществлять руководитель (его заместитель) учреждения, должностные лица учреждений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно Методическим рекомендациям по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 14 июня 2007 г. № 165, директора заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих заповедников и национальных парков.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены права, в том числе предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") (пункт 3.15 Методических рекомендаций).

Вместе с тем, указанным должностным лицам федеральных государственных бюджетных учреждений – руководителям учреждения (директорам национальных парков), являющимся главными государственными инспекторами, в пределах установленной компетенции предоставлено право предъявления исков о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков, к которым согласно положениям статей 25, 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесены памятники природы федерального и регионального значения, которые определяются как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Тогда как право на предъявление исков о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного объектам животного мира, что имеет место в рассматриваемом случае, указанным должностным лицам, исходя из их компетенции, не предоставлено.

В этой связи, как верно указано судом первой инстанции, в интересах Российской Федерации такое исковое заявление может быть предъявлено прокурором либо федеральным органом исполнительной власти – Минприроды России.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об оставлении искового заявления ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», предъявленного в суд директором Учреждения в интересах Российской Федерации, без рассмотрения в соответствии со статьей 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление.

Приведенные в жалобе доводы основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права, в связи с чем не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

С учетом изложенного определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не усматривается, нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену судебного постановления, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

определение Кировского городского суда Мурманской области от 30 октября 2023 г. оставить без изменения, частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский север» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: