Судья – Трофимов С.Н. 28 октября 2015 года Дело № 2-655/15-33а-2313
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Комаровской Е.И.,
судей Алещенковой И.А., Макаровой Л.В.,
при секретаре Антонове И.А.,
с участием представителя Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области Александровой А.В.,
представителя прокуратуры Новгородской области Степановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2015 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 19 августа 2015 года, которым постановлено:
обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 6 УФСИН России по Новгородской области» в срок до 01.07.2016 года:
- организовать обучение лица, ответственного за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей по пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства;
- обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации людей при пожаре лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
- обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации;
- в зданиях жилых отрядов, административном, столовой, клуба обеспечить эвакуационное освещение (из помещения первого, второго этажей, в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения и чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения планов эвакуации);
- в здании отряда № 3 на первом этаже в помещении тамбура карантинного отделения прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников;
- в здании отряда № 3 в фойе первого этажа прекратить эксплуатацию электровыключателя с повреждениями;
- в комнатах № 4 и № 5 прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников;
- в здании столярной мастерской прекратить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников;
- в здании столярной мастерской произвести уборку горючего мусора в помещении эллинга; территории промышленной зоны убрать от горючего мусора;
- в здании гостиницы обеспечить исправное состояние системы автоматической установки пожарной сигнализации;
- в здании фермы (коровника) обеспечить групповой способ привязи животных;
взыскать с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение №6 УФСИН России по Новгородской области» госпошлину в доход Окуловского муниципального района в размере 300 рублей,
у с т а н о в и л а:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области» (далее Учреждение) об обязании совершить в срок до 01 июля 2016 года нижеследующие действия по устранению нарушений Правил противопожарного режима: организовать обучение лица, ответственного за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, по пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства; обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации людей при пожаре лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте; обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; разработать и утвердить годовой план-график, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией; в зданиях жилых отрядов, административном, столовой, клуба обеспечить эвакуационное освещение (из помещений первого, второго этажей, в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения планов эвакуации); обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; двери запасных входов оборудовать замками, конструкция которых обеспечивает возможность их открывания изнутри без ключа; в административном здании в кабинетах отдела кадров, производственной бухгалтерии прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями (защитной решеткой), предусмотренными конструкциями светильников; в здании отряда № 1 в тамбуре первого этажа (слева у входа) прекратить хранение хозяйственного инвентаря; на лестничной площадке второго этажа в здании отряда № 1 прекратить эксплуатацию светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; в здании отряда № 2 в помещении библиотеки прекратить эксплуатацию светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; в здании отряда № 2 пожарные извещатели очистить от слоя побелки; в здании отряда № 3 на первом этаже в помещении тамбура карантинного отделения прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в здании отряда № 3 в фойе первого этажа прекратить эксплуатацию электровыключателя с повреждениями; в здании отряда № 3 в комнатах № 4 и № 5 прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в здании отряда № 3 в холле второго этажа очистить потолок от плитки из пенопласта; в здании отряда № 3 в левом крыле оборудовать двери эвакуационных выходов запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа; в здании № 3 провести эксплуатационные испытания пожарной лестницы со второго этажа здания; в здании бани дымоход печи прохождения через крышу, конструкции которой выполнены горючими материалами, оборудовать противопожарной разделкой от горючих конструкций; в здании бани на кабель-канале шлейфа пожарной сигнализации (на потолке у жарочного шкафа) оборудовать крышкой; в здании столярной мастерской на дверях производственного помещения нанести обозначение по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона № 123-ФЗ; в здании столярной мастерской прекратить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; в здании столярной мастерской произвести уборку горючего мусора в помещении эллинга; территории промышленной зоны убрать от горючего мусора; в здании фермы (коровника) обеспечить групповой способ привязи животных; в здании свинарника обеспечить расстояние от наружной стенки дымохода печи до деревянной обрешетки кровли в свету более 130 мм; обеспечить очистку прилегающей к зданию гостиницы территории от мусора; в здании гостиницы в помещении кухни электророзетку у холодильника привести в исправное состояние; в здании гостиницы газовый баллон для бытовой плиты установить на улице; в здании гостиницы обеспечить исправное состояние системы автоматической установки пожарной сигнализации.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области и Отделом надзорной деятельности по Маловишерскому и Окуловскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, раздела 3, пункта 36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности», пунктов 4.3.1, 5.29, 5.32, 5.38 СП 1.13130.2009, СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», пункта 7.105 СП 52.13330.2011 в Учреждении лицо, ответственное за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, не прошло обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства; не обеспечено проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации людей при пожаре лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте; не обеспечено дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; отсутствует годовой план-график, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией; в зданиях жилых отрядов, административном, столовой, клуба не обеспечено эвакуационное освещение; не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; двери запасных входов закрыты на замок, конструкция которого исключает возможность его открывания изнутри без ключа; в административном здании в кабинетах отдела кадров, производственной бухгалтерии эксплуатируются светильники со снятыми рассеивателями (защитной решеткой), предусмотренными конструкциями светильников; в здании отряда № 1 в тамбуре первого этажа (слева у входа) осуществляется хранение хозяйственного инвентаря; на лестничной площадке второго этажа в здании отряда № 1 эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; в здании отряда № 2 в помещении библиотеки эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; в здании отряда № 2 пожарные извещатели покрыты слоем побелки; в здании отряда №3 на первом этаже в помещении тамбура карантинного отделения эксплуатируются светильники со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в фойе первого этажа эксплуатируется электровыключатель с повреждениями; в здании отряда № 3 в комнатах № 4 и № 5 эксплуатируются светильники со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в здании отряда № 3 в холле второго этажа отделка потолка выполнена плиткой из пенопласта; в здании отряда № 3 в левом крыле здания двери запасного выхода заколочены; в здании № 3 не проводятся эксплуатационные испытания пожарной лестницы со второго этажа здания; в здании бани дымоход печи в месте прохождения через крышу, конструкции которой выполнены горючими материалами, выполнен металлической трубой, противопожарная разделка от горючих конструкций отсутствует; в здании бани на кабель-канале шлейфа пожарной сигнализации (на потолке у жарочного шкафа) отсутствует крышка, имеющаяся часть кабель-канала оплавлена; в здании столярной мастерской на дверях производственного помещения отсутствует обозначение по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона № 123-ФЗ; в здании столярной мастерской часть светильников эксплуатируется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; в здании столярной мастерской не осуществляется своевременная уборка от горючего мусора помещения эллинга; территория промышленной зоны завалена горючим мусором; в здании фермы (коровника) при наличии 22 голов крупного рогатого скота отсутствует групповой способ привязи животных; в здании свинарника расстояние от наружной стенки дымохода печи до деревянной обрешетки кровли составляет в свету менее 130 мм; не обеспечена очистка прилегающей к зданию гостиницы территории от мусора; в здании гостиницы в помещении кухни электророзетка у холодильника находится в неисправном состоянии; в здании гостиницы газовый баллон для бытовой плиты установлен в помещении кухни, отсутствует предупреждающая надпись «Огнеопасно.Газ»; не обеспечено исправное состояние системы автоматической установки пожарной сигнализации.
Впоследствии прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области уточнил исковые требования и просил обязать Учреждение в срок до 01 июля 2016 года организовать обучение лица, ответственного за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей по пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства; обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации людей при пожаре лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте; обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; в здании жилых отрядов, административном, столовой, клуба обеспечить эвакуационное освещение (из помещения первого, второго этажей, в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения планов эвакуации); в здании отряда № 3 на первом этаже в помещении тамбура карантинного отделения прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в здании отряда № 3 в фойе первого этажа прекратить эксплуатацию электровыключателя с повреждениями; в комнатах № 4 и № 5 прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в здании столярной мастерской часть светильников прекратить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; в здании столярной мастерской произвести уборку горючего мусора в помещении эллинга; территории промышленной зоны убрать от горючего мусора; в здании гостиницы обеспечить исправное состояние системы автоматической установки пожарной сигнализации; в здании фермы (коровника) обеспечить групповой способ привязи животных; от исковых требований в остальной части отказался в связи с добровольным исполнением ответчиком требований и устранением выявленных нарушений.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Учреждение выражает несогласие с принятым по делу решением суда, просит его отменить по основаниям нарушения судом норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы Учреждение указывает, что судом первой инстанции не были учтены представленные доказательства устранения ряда выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно, Учреждением было представлено удостоверение № 347 от 30 июля 2015 года, подтверждающее прохождение лицом, ответственным за пожарную безопасность на объекте и проведение противопожарных инструктажей, обучения по противопожарно-техническому минимуму с отрывом от производства. Представленным актом комиссионной проверки устранения нарушений требований пожарной безопасности на объектах Учреждения № 1 от 31 июля 2015 года также подтверждается устранение следующих нарушений: в здании отряда № 3 на первом этаже в помещении тамбура карантинного отделения, в комнатах № 4 и № 5 и в здании столярной мастерской повешены на светильники рассеиватели, предусмотренные конструкцией светильников; в фойе первого этажа устранены повреждения электровыключателя; в здании столярной мастерской (эллинг) убран горючий мусор; в здании гостиницы заменена перегоревшая сирена автоматической установки пожарной сигнализации. Вывод суда о понуждении Учреждения обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации противоречит положениям Федерального закона № 123-ФЗ, поскольку Учреждение не относится к учреждениям, в которых необходимо обеспечение дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, в связи с чем такая обязанность у него не возникла. Является не основанным на законе и вывод суда об обязании обеспечить эвакуационное освещение, так как нормы СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», на которых прокурор основывал заявленные требования, распространяются на проектирование и освещение помещений вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, и не распространяются на Учреждение, административное здание которого построено и введено в эксплуатацию до их принятия.
В представленных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области полагал решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области, прокурор, участвующий в деле, представитель Отдела надзорной деятельности по Маловишерскому и Окуловскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 28 октября 2015 года в связи с принятием отказа прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области от административного иска к Учреждению об обязании совершить определенные действия в части требований об обязании организовать обучение лица, ответственного за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей по пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства; обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации людей при пожаре лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте; в здании отряда № 3 на первом этаже в помещении тамбура карантинного отделения прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в здании отряда № 3 в фойе первого этажа прекратить эксплуатацию электровыключателя с повреждениями; в комнатах № 4 и № 5 прекратить эксплуатацию светильников со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников; в здании столярной мастерской прекратить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; в здании столярной мастерской произвести уборку горючего мусора в помещении эллинга; территории промышленной зоны убрать от горючего мусора; в здании гостиницы обеспечить исправное состояние системы автоматической установки пожарной сигнализации; в здании фермы (коровника) обеспечить групповой способ привязи животных решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований в этой части отменено, производство по административному делу по административному иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области к Учреждению об обязании совершить определенные действия в этой части прекращено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно них, заслушав объяснения представителя Учреждения Александровой А.В., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя прокуратуры Новгородской области Степановой Е.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда не находит.
С 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), за исключением положений, для которых Федеральным законом от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» установлены иные сроки введения их в действие.
Частью 2 статьи 3 этого Федерального закона предусмотрено, что не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, части 1 статьи 39 КАС РФ, действующей на момент рассмотрения апелляционной жалобы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу положений статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как предусмотрено пунктом 7 статьи 83 Технического регламента, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Пунктами 33, 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Частью 1 статьи 89 Технического регламента предусмотрено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Как предписано в пункте 4.3.1 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 171, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями [1].
В пункте 7.105 СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 года № 783, предписано, что освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области и Отделом надзорной деятельности по Маловишерскому и Окуловскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, достоверно установлено, что в Учреждении не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно в нарушение вышеизложенных требований в здании Учреждения не обеспечено дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; в зданиях жилых отрядов, административном, столовой, клуба не обеспечено эвакуационное освещение (из помещения первого, второго этажей, в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения и чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения планов эвакуации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие в здании Учреждения системы дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, а также необеспечение в зданиях жилых отрядов, административном, столовой, клуба Учреждения эвакуационного освещения нарушает права и законные интересы осужденных, персонала Учреждения, а также иных лиц, посещающих данное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения о том, что у него отсутствует обязанность обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации ввиду того, что оно не относится к учреждениям, в которых необходимо обеспечение такой системы, тождественны доводам возражений относительно заявления прокурора, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они правомерно были судом отвергнуты, как основанные на ошибочном толковании положений статьи 32 и пункта 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ, поскольку Учреждение относится к числу объектов с массовым пребыванием людей (у Учреждения имеются здания, предназначенные для проживания осужденных и временного пребывания людей (гостиница), отсутствие в котором указанной системы отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, и выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Доводы Учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что на Учреждение нормы СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» не распространяются ввиду того, что административное здание Учреждения построено и введено в эксплуатацию до их принятия, также судебной коллегией отклоняются, поскольку Учреждением не представлено доказательств в подтверждение того, что здание соответствует действовавшим ранее строительным нормам и правилам, связанным с требованиями пожарной безопасности, в том числе и эвакуационного освещения.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не установила.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 19 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.И. Комаровская
Судьи: И.А. Алещенкова
Л.В. Макарова