ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-65/20 от 06.08.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Зайнутдинова Е.Л. (дело № 2-65/2020)

Докладчик: Карболина В.А. Дело № 33-6347/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего А. Л.А.

судей Карболиной В.А., Давыдовой И.В.,

при секретаре Давиденко Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 6 августа 2020 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Новосибирской таможни на решение Обского городского суда Новосибирской области от 10 февраля 2020 г., которым постановлено:

заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области удовлетворить.

Признать бесхозяйным задержанное (безвозмездно изъятое) имущество: воздушный фильтр «Genuine parts» - 16 шт., воздушный фильтр «Wirtgen group» filterlement - 3 шт., воздушный фильтр «Wirtgen group» большой - 3 шт., фильтр топливный «Einfull-und Beiuftungsfilter» - 3 шт., металлическая полая деталь - стакан (втулка) топливной рейки - 18 шт., металлическая полая деталь -клапан топливной рейки - 15 шт., приводные ремни в ассортименте - 35 шт., уплотнительные кольца - сальник коленвала - 8 шт., уплотнительные кольца с пластиковым кольцом внутри - сальник коленвала - 8 шт., фланец карданного вала - 3 шт.

Обратить в собственность Российской Федерации и передать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области: воздушный фильтр «Genuine parts» - 16 шт., воздушный фильтр «Wirtgen group» filterlement - 3 шт., воздушный фильтр «Wirtgen group» большой - 3 шт., фильтр топливный «Einfull- und Beiuftungsfilter» - 3 шт., металлическая полая деталь - стакан (втулка) топливной рейки - 18 шт., металлическая полая деталь -клапан топливной рейки - 15 шт., приводные ремни в ассортименте - 35 шт., уплотнительные кольца - сальник коленвала - 8 шт., уплотнительные кольца с пластиковым кольцом внутри - сальник коленвала - 8 шт., фланец карданного вала - 3 шт.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества, а именно воздушный фильтр «Genuine parts» - 16 шт., воздушный фильтр «Wirtgen group» filterlement - 3 шт., воздушный фильтр «Wirtgen group» большой - 3 шт., фильтр топливный «Einfull- und Beiuftungsfilter» - 3 шт., металлическая полая деталь - стакан (втулка) топливной рейки - 18 шт., металлическая полая деталь -клапан топливной рейки - 15 шт., приводные ремни в ассортименте - 35 шт., уплотнительные кольца - сальник коленвала - 8 шт., уплотнительные кольца с пластиковым кольцом внутри - сальник коленвала - 8 шт., фланец карданного вала - 3 шт., бесхозяйным.

Свои требования обосновывает тем, что данное имущество принято ООО «Спектр» по акту приема-передачи № 27 от 21.09.2018 в соответствии с уведомлением Новосибирской таможни о наличии и месте нахождения конфискованного имущества № 27 от 23.08.2018 и поручением Территориального управления № 27/ФТС/3-54/08.18 от 31.08.2018 и фактически находится по адресу: г. Обь. ул. Строительная, д. 100.

Срок хранения задержанных товаров истек 28.12.2017.

Поскольку в отношении данной категории имущества отсутствует нормативно регламентированный порядок распоряжения, имущество передается без экспертных заключений, документов, сертификатов, позволяющих выпускать данное имущество в оборот с учетом его безопасности, данное имущество подлежит признанию бесхозяйным на основании ст. ст. 225, 226 и 290 ГК РФ.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Новосибирская таможня, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового судебного акта, которым заявление оставить без удовлетворения.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что вследствие принятия судом незаконного решения произошла подмена понятия «задержанные товары» на понятие «бесхозяйные товары», что является недопустимым.

Товары, задержанные Новосибирской таможней, обладают особым правовым статусом, влекущим необходимость распоряжения ими и последующего зачисления в Федеральный бюджет соответствующих сумм таможенных пошлин, налогов лишь в том порядке, который определен законом.

Результатом применения процедуры задержания в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, является реализация задержанных товаров и зачисление в федеральный бюджет соответствующих сумм, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, даже в том случае, если собственник задержанных товаров изначально отказался от прав на эти товары.

Иное повлечет за собой ущерб для федерального бюджета Российской Федерации в виде неполучения соответствующих денежных средств, которые могли быть выручены при реализации ТУФАУГИ в НСО задержанных товаров.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявление, суд руководствовался ст. 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ст. ст. 125, 218, 225, 236, 293, 262 ГК РФ, ст. 320 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и установил следующие обстоятельства.

28.11.2017 должностным лицом таможенного органа Новосибирской таможни в ходе проведения таможенного контроля в порядке ст. 379 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза задержаны следующие товары: воздушный фильтр «Genuine parts» - 16 шт, воздушный фильтр «Wirtgen group» filterlement - 3 шт, воздушный фильтр «Wirtgen group» большой - 3 шт, фильтр топливный «Einfiill-und Beiuftungsfilter» - 3 шт, металлическая полая деталь - стакан (втулка) топливной рейки - 18 шт, металлическая полая деталь -клапан топливной рейки - 15 шт, приводные ремни в ассортименте - 35 шт, уплотнительные кольца - сальник коленвала - 8 шт, уплотнительные кольца с пластиковым кольцом внутри - сальник коленвала - 8 шт, фланец карданного вала - 3 шт, что подтверждается протоколом задержания товаров и документов на них от 28.11.2017 № 18.

Как усматривается из акта об истечении срока хранения задержанных товаров № 20-02-09/00151 от 29.12.2017, срок хранения товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них № 18 от 28.11.2017, истек 28.12.2017.

По истечении срока хранения задержанного товара Новосибирская таможня направила в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области уведомление № 27 от 23.08.2018 о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации.

На основании поручения № 27/ФТС/3-54/08.18 от 31.08.2018 и акта приема-передачи задержанного товара № 27 от 21.09.2018 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области вышеуказанный товар передан на хранение ООО «Спектр».

Собственник товара - Ли Хайчао до настоящего времени меры к возвращению указанного товара не предпринимал, несмотря на направленное ему уведомление о предстоящем истечении срока хранения задержанных товаров № 20-02-03/5979 от 11.12.2017, в котором разъяснено, что в случае невостребования данных товаров по истечении срока хранения товаров 28.12.2017 товары подлежат реализации, уничтожению или иному использованию в соответствии со ст. 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что собственник спорных товаров устранился от владения, пользования и распоряжения ими без намерения сохранить на них какие-либо права, что позволяет сделать вывод о признании заявленных товаров бесхозяйными.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.

В соответствии со ст. ст. 212, 214 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 226 ГК РФ).

На основании ст. 236 ГК РФ, лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Согласно п. 2 Положения о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества для учета, оценки и реализации.

П. 1 ст. 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (абзац первый пункта 1 Положения).

Пунктом 6.10 Положения Росимуществу также предоставлены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.

Согласно пункту 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно ч. 2 ст. 186 Федерального закона РФ от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (аналогичные положения содержатся в ФЗ № 289 от 03.08.2018) товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность.

В соответствии с п. 1 ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в ст. 381 Кодекса Союза, в срок, предусмотренный п. 1 и п. 2 ст. 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.

Пунктами 2 и 3 ст. 320 Федерального закона установлено, что распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со ст. 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации, однако порядок распоряжения задержанными товарами Правительством РФ в настоящее время не определен.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у заявителя возможности распорядиться задержанными товарами в указанном порядке.

Доводы жалобы о неверном применении судом норм гражданского законодательства основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права и не могут являться основанием к отмене решения суда.

Вопреки доводам жалобы, согласно п. 13.1 Приказа ФТС России от 20.07.2012 № 1471 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при совершении операций с товарами, предельные сроки хранения (востребования) которых истекли» в случае, если отсутствуют основания для задержания товаров в порядке главы 51 ТК ЕАЭС, а также при выявлении товаров, обладающих признаками бесхозяйного имущества, уполномоченное должностное лицо направляет докладную записку начальнику таможенного поста, который принимает решение по передаче таких товаров на СВХ в порядке, установленном законом о таможенном регулировании.

Ч. 1 ст. 380 ТК ЕАЭС предусмотрено, что задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в п. 2 настоящей статьи, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, - в течение 24 часов. Срок хранения задержанных товаров и документов на них исчисляется со дня их задержания.

Принимая во внимание, что из материалов дела усматривается тот факт, что спорные товары в установленные законом сроки не были востребованы собственником, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что данные товары имеют признаки бесхозяйных вещей, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявления.

Право на обращение как таможенного органа, так иного уполномоченного органа, с заявлением о признании имущества бесхозяйным, предусмотрено п. 1 ст. 323 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, заявитель самостоятельно вправе избрать способ защиты своих прав.

На основании п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение.

Таким образом, что в отношении товаров, признанных бесхозяйными, и обращенными в собственность государства, осуществляется реализация, а в случае невозможности реализации в силу утраты потребительских свойств — их уничтожение.

В силу ст. 324 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» на основании распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Денежные средства, полученные от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, перечисляются в федеральный бюджет.

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы со ссылкой на возможный ущерб для федерального бюджета основаны на неверном толковании норм материального права.

Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу; влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут в силу ст. 330 ГПК РФ служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Обского городского суда Новосибирской области от 10 февраля 2020 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Новосибирской таможни – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: