ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-666/2020 № 33-9888/2020 | председательствующий в суде первой инстанции судья – докладчик в суде апелляционной инстанции | ФИО1 Галимов А.И. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Галимова А.И.,
судей Пономаренко А.В., Сокол В.С.,
при секретаре Марковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» в лице Феодосийского филиала к ФИО2 о взыскании задолженности за самовольное подключение и пользование централизованной системой водоотведения, судебных расходов, третьи лица - Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма», ФИО3, ФИО4, ФИО5,
по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 августа 2020 года,
установила:
ГУП РК «Вода Крыма» в лице Феодосийского филиала обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за самовольное подключение и пользование централизованной системой водоотведения, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что 30 сентября 2019 года ГУП РК «Вода Крыма» при комиссионном обследовании водопроводных и канализационных сетей объекта, расположенных по адресу: <адрес>, установлен факт самовольного присоединения и пользования централизованной системой водоотведения, о чем 30 сентября 2019 года был составлен акт обследования № 30-09/1, который был подписан ответчицей и в установленный законом порядке не обжалован.
В связи с выявленными нарушениями, истцом, согласно пункту 24 Правил коммерческого расчета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением правительства № 776 от 04 сентября 2013 года, произведен расчет задолженности за период времени, с которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование на сумму 673 737,11 рублей, который был направлен ответчику с предложением произвести полное погашение задолженности в 30-дневный срок с момента направления уведомления. Однако данное уведомление не было получено ответчиком, конверт возвратился истцу с отметкой «истек срок хранения». Поскольку задолженность добровольно ответчиком не погашена, истец просил взыскать с ФИО2 в пользу истца задолженность за самовольное присоединение и пользование централизованной системой водоотведения в размере 673 737,11 рублей, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 9 937 рублей.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 августа 2020 года исковое заявление ГУП РК «Вода Крыма» оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ГУП РК «Вода Крыма» просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального права.
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, конверты возвратились с отметкой «истек срок хранения».
Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 63 - 68 постановления от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» ФИО6 апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам в полном объеме и просил ее удовлетворить. Дополнительно пояснил, что заявляя данные требования ГУП «Вода Крыма» исходит из самого факта выявленного самовольного подключения и пользования централизованной системой водоотведения в отсутствие оформления надлежащего договора, полагая, что в данном случае следует рассматривать требования как меру ответственности «штрафную санкцию».
Представитель ФИО2 – ФИО7 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на её необоснованность, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на жильё от 19 августа 2008 года и свидетельством о праве на наследство по закону от 24 апреля 2017 года.
29 марта 2019 года между ГУП «Вода Крыма» и ФИО2 был заключен договор на холодное водоснабжение №1-111 (л.д. 94 том 1), согласно которому ФИО2 является потребителем услуг по водоснабжению по указанному адресу, предоставляемых истцом, расчет которых производится на основании прибора учета.
30 сентября 2019 года работниками Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» при комиссионной проверке абонента ФИО2 по адресу: <адрес>, произведено обследование водопроводных и канализационных сетей абонента и установлен факт самовольного присоединения и пользования централизованной системой водоотведения. Установлено, что подключение осуществлено к системе водоотведения <адрес> при наличии водомера марки СГВ-15, установленного в колодце с показаниями «13», пломба №АА387417. Подключение к централизованной системе водоотведения осуществлено в канализационном колодце по <адрес> в <адрес>. Диаметр трубы присоединения 100 мм. Оплата за пользование централизованной услугой водоотведения не осуществляется.
В связи с выявленными нарушениями, истцом 08 октября 2019 года произведен коммерческий учет сточных вод расчетным способом для самотечной канализации при отсутствии исполнительной документации и достоверных сведений, произведенный, согласно пункту 24 Правил коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением правительства № 776 от 04 сентября 2013 года, за период времени, с которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование на сумму 673 737,11 рублей.
21 октября 2019 года ФИО2 направлен расчет начислений от 14 октября 2019 года и коммерческий учет сточных вод расчетным способом от 08 октября 2019 года на образовавшуюся задолженность в размере 673 737,11 рублей.
10 декабря 2019 года ответчику направлено досудебное уведомление от 10 декабря 2019 года с предложением произвести полное погашение задолженности в 30-дневный срок с момента направления уведомления.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, что не оспаривалось представителем истца, было установлено, что в 2018 году жильцами домовладений № по <адрес> в <адрес> было принято решение об организованном подключении указанных домов к центральной канализации. Старшим по оформлению документов и последующему проведению необходимых строительных, земельных и монтажных работ был назначен собственник <адрес>ФИО18 В ходе предварительных работ были собраны средства на проведение канализации, что подтверждается Актом сбора средств от 17 сентября 2018 года, составлена проектная документация, выданы технические условия на подключение к централизованной системе водоотведения, заключены договоры о подключении, сделана топографическая съемка территории, на которой запланировано проведение канализационных сетей, проведены необходимые согласования и определены точки подключения к существующей канализационной сети. Кроме того, проведены необходимые земляные работы и выполнены необходимые мероприятия по подготовке внутриплощадочных и внутридомовых сетей объектов, приобретены необходимые строительные материалы и комплектующие для прокладки канализационных сетей.
18 июня 2018 года между ФИО16 и ФИО17 заключен Договор №99-18 на выполнение проектных работ по водоотведению по <адрес>, а фактически проектная документация по водоотведению всего многоквартирного жилого дома.
26 июня 2018 года по заказу ФИО15 получена проектная документация на подключение к системе водоотведения жилого дома по <адрес>, подготовлено задание на проектирование, произведено соответствующее согласование.
21 июня 2018 года СРО АСП Союз «Проекты Сибири» выдано разрешение №353-002-2018 на разработку определенного вида или видов проектных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с Приложением №1 к Договору № 181-ВО, ответственность за техническое состояние и обслуживание сетей водоотведения устанавливается между Феодосийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» и заказчиком по колодцам в точках подключения (технологического присоединения). Колодцы находятся в собственности заказчика. Заказчик обязан обеспечить беспрепятственный доступ Феодосийскому филиалу ГУП РК «Вода Крыма» к данным колодцам.
10 октября 2018 года получен ордер на производство земляных работ №178 для подключения к системе водоотведения жилого дома.
Согласно Акту сбора средств на проведение канализации по <адрес> от 17 сентября 2018 года, ФИО2 оплачено 30 000 рублей.
Фактически жильцами <адрес> за свой счет выстроен и оборудован канализационный колодец, а также выведены в него канализационные трубы, для подсоединения квартир к существующей канализационной сети в точке определенной ГУП РК «Вода Крыма».
Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании в суде первой инстанции допрошенный в качестве свидетеля ФИО13
Истец принадлежность канализационного колодца, а также части водоотводных сетей не оспаривал.
В сентябре 2019 года ФИО2 Феодосийским филиалом ГУП РК «Вода Крым», выданы технические условия на подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения № 4855/01-18/11 от 25 сентября 2019 года.
В 2019 году между Феодосийским филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» и ФИО2 заключен Договор № 227-ВО о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась выполнить действия по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия подключения объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения объекта заказчика осуществляет следующие мероприятия: проверку выполнения заказчиком условий подключения (технологического присоединения) в порядке, предусмотренном настоящим договором; работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения.
Пунктом 3 Договора установлено, что подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, указанной в приложении № 1.
В пункте 7 Договора указано, что размер объекта нагрузки, который обязана обеспечить организация водопроводно-канализационного хозяйства в точках подключения (технологического присоединения), составляет 0,94 куб.м/сутки (mах-0,039куб.м/час).
В пункте 12 договора перечислены обязанности заказчика, в том числе обязанность обеспечить доступ организации водопроводно- канализационного хозяйства для проверки выполнения условий подключения (технологического присоединения) и установления пломб на приборах(узлах) учета сточных вод (при наличии), а также, обязанность внести плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в размере и сроки, которые установлены настоящим договором.
Согласно пункту 14 указанного Договора плата за подключение (технологическое присоединение) определяется по форме согласно приложению №3 и составляет 6 621,36 рублей, в том числе НДС (20%)- 1 103,56 рублей.
В силу пункта 19 Договора, организация водопроводно- канализационного хозяйства осуществляет фактическое подключение объекта к централизованной системе водоотведения при условии выполнения заказчиком условий подключения (технологического присоединения) и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) в размерах и сроки, установленные разделом V настоящего договора.
Согласно квитанции № 1893 от 10 декабря 2019 года заказчиком ФИО2 произведена оплата за подключение (технологическое присоединение) в размере, определенном пунктом 14 Договора, в сумме 6 621,36 рублей на расчетный счет ГУП РК «Вода Крыма»
В Приложении № 2 к Договору № 227-ВО указан перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе водоотведения, из которых следует, что Заказчик в том числе должен выполнить строительство сетей и сооружений водоотведения. В состав указанного мероприятия включено выполнение строительства сетей и сооружений в соответствии с согласованной с Феодосийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» проектной документацией. Срок выполнения до 15 февраля 2021 года.
ФИО2, являясь собственником <адрес> получила в Феодосийском филиале ГУП РК «Вода Крыма» технические условия №4855/01-18/11 от 25 сентября 2019 года на проектирование и строительство канализации по земельному участку, находящемуся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, к принадлежащей ей квартире по вышеуказанному адресу, которыми предусматривалось водоотведение с величиной нагрузки в точке подключения 0,940 кубических метров в сутки.
Из Акта о подключении (технологическом присоединении) объекта (к Договору № 227-ВО от 10 декабря 2019 года), подписанного сторонами 31 января 2020 года, следует, что организация водопроводно- канализационного хозяйства выполнив необходимые мероприятия, осуществила фактическое подключение объекта заказчика, расположенного по адресу: <адрес>, к централизованной системе водоотведения организации водопроводно - канализационного хозяйства. Точка подключения объекта - существующая канализационная сеть Д= 150мм во дворе жилого дома по <адрес>№.
07 февраля 2020 года составлен и подписан Акт о подключении (технологическом присоединении) объекта (Приложение № 4 к Договору), из которого следует, что мероприятия по подготовке внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования вышеуказанного объекта к подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоотведения выполнены в полном объеме в порядке и сроки, которые предусмотрены договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 10 декабря 2019 года №227-ВО. Организация водопроводно-канализационного хозяйства выполнила мероприятия, предусмотренные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и Договором о подключении (технологическом присоединении), включая осуществление фактического подключения объекта к централизованной системе водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства. Точка подключения объекта - существующая канализационная сеть Д= 150мм во дворе жилого дома по <адрес>№.
В третьем и четвертом пунктах Акта от 07 февраля 2020 года указано, что в связи с отсутствием в данном районе сетей водоотведения Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма», границы раздела балансовой и эксплуатационной принадлежности сетей централизованной системы водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и канализационных сетей заказчика отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием централизованных систем водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливая их права и обязанности, порядок заключения договора, контроля качества предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги и ее перерасчета, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года, в настоящих Правилах используются понятия, определенные в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», а также следующие понятия: «самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения» – пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета; «самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения» – присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий.
Согласно пункту 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения оборудования потребителя к инженерным сетям исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Если дату осуществления несанкционированного подключения установить невозможно, то доначисление должно быть произведено, начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более, чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Согласно пункта 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства №644 от 29 июля 2013 года определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В соответствии с пунктом 22 Правил коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства № 776 от 04 сентября 2013 года, коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.
При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 23 Правил).
Пунктом 16 раздела III Правил коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением правительства № 776 от 04 сентября 2013 года, установлено, что применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.
Согласно Положению о Феодосийском филиале Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» основной функцией филиала является обеспечение качественного и бесперебойного предоставления услуг централизованного водоснабжения и водоотведения на следующих территориях и в населенных пунктах: г. Феодосия, пгт. Приморский, пгт. Орджоникидзе, пгт. Коктебель, с. Береговое, с. Солнечное, с. Абрикосовка, с. Подгорное, с. Садовое, с. Насыпное, с. Ближнее, с. Наниково, с. Приветное, с. Аджиголь, г. Судак (по требованию).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Установив обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 ГПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Соглашаясь с выводами суда об отказе в удовлетворении иска, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что заявленная к взысканию сумма представляет собой не задолженность за предоставленные ГУП «Вода Крыма» услуги по водоотведению, а представляет собой штрафную санкцию за самовольное присоединение и пользование системой водоотведения, о чем в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции пояснил представитель истца.
Однако, в данном рассматриваемом случае исходя из фактических обстоятельств дела, что не оспаривается представителем истца, за счет личных денежных средств владельцев всех собственников многоквартирного жилого дома, в том числе и за счет ФИО2, спроектирована и обустроена система водоотведения данного многоквартирного жилого дома.
Фактически, истец, не затратив на систему водоотведения собственные денежные средства, в отсутствие допустимых доказательств, считает систему водоотведения принятой на свой баланс, вопреки действующим нормам имеет намерение расходы по проектированию и ее обустройству переложить на потребителя, допуская злоупотребление правом в виде начисления соответствующей спорной санкции.
Судебная коллегия полагает, что составленный акт комиссионной проверки от 30 сентября 2019 года является недопустимым доказательством в части начисления штрафных санкций ФИО2
Отклоняя доводы апеллянта, полагающего необходимым начисление платы за водоотведение в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 года №776, судебная коллегия считает, что ответчик, использует опломбированный в установленном порядке прибор учета водоснабжения, то есть, пользуется системой водоснабжения с согласия истца и в рамках заключенного 29 марта 2019 года договора, что не оспаривалось истцом (установлено актом обследования от 30 сентября 2019 года), соответственно, должен оплачивать услуги исходя из показаний прибора учета, а не пропускной способности устройств и сооружений.
Кроме того, поскольку ФИО2 осуществляла водопотребление от источника диаметром трубы 20 мм и иных источников водопотребления не имеет (обратного комиссией не установлено), при показаниях водомера – 13 куб., следовательно, отвести воды больше чем приняла, независимо от диаметра канализационной трубы, не могла.
Наличие водоотведения при отсутствии доказательств иного водоснабжения, не может свидетельствовать об использовании ответчиком собственных сточных вод, которые подлежали коммерческому учету, а заявленный истцом размер задолженности свидетельствует о непрекращающемся в течение длительного времени изливе воды в канализацию под очень сильным напором, что говорит не только о технической невозможности данного мероприятия, но и отсутствия необходимости в произведении данного действия со стороны ответчика.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия также учитывает, что ФИО2 является пенсионером, размер пенсии составляет 9 331,85 рублей, соответственно удовлетворение исковых требований в заявленном истцом размере поставит ответчика в затруднительное материальное положение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к повторному изложению фактических обстоятельств дела и позиции, выраженной в суде первой инстанции, которые надлежащим образом исследовались и оценивались судом и правильно признаны несостоятельными, выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат и не влияют на правильность принятого судом решения. Оснований к переоценке вышеуказанных выводов судов не имеется.
Несогласие истца с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Установленные по данному гражданскому делу обстоятельства не препятствуют истцу ставить на разрешение вопрос о взыскании задолженности по водоотведению, исходя из показаний прибора учета водоснабжения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения.
Вышеизложенные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые могут служить поводом для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: