ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-678/2021 от 11.01.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш В.Б. Дело № 2-678/2021

(33-145/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 11 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Соскал О.М.,

судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,

при секретаре Куулар А.Ф., переводчике Папий-оол М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску заместителя прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры в интересах Ондара А.Д. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Кызылская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Тыва, Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва об установлении факта осуществления работы, возложении обязанности выплатить стимулирующие выплаты

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Тыва по доверенности Сам А.А. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 9 сентября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры в интересах Ондара А.Д. обратился в суд к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Кызылская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ»), указав, что в результате прокурорской проверки установлено, что в Положении об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждённого приказом главного врача ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» от 02.05.2020 г. № 107/а (далее - Положение № 107/а), получение водителями скорой медицинской помощи выплаты стимулирующего характера не предусмотрено ввиду отсутствия в учреждении службы скорой помощи. Ондар А.Д. в качестве водителя в составе врачебных бригад по оказанию медицинской помощи больным с коронавирусной инфекцией выезжал вместе с медицинскими работниками по вызовам на дом, осуществлял забор анализов у больных, возил больных на обследование компьютерной томографии грудной клетки в ГБУЗ РТ «Ресбольницу №1» г. Кызыл. Однако в 2020 году ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» стимулирующие выплаты Ондару А.Д. не выплачены, чем нарушены его трудовые права на получение дополнительных стимулирующих выплат. Поскольку ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» установленные законодательством выплаты водителям не начислялись и не выплачивались, в адрес главного врача 11.01.2021 г. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое оставлено без удовлетворения по причине отсутствия оснований для выплат. Просил установить факт осуществления водителем автомобиля ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» Ондаром А.Д. в период с мая по октябрь 2020 года работы водителя скорой медицинской помощи в составе врачебной бригады по оказанию медицинской помощи больным с коронавирусной инфекцией, обязать ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ», произвести Ондару А.Д. выплату суммы, подлежащей начислению в качестве стимулирующей части заработной платы за дополнительную нагрузку по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, с мая по октябрь 2020 года в размере 181 033 руб. 29 коп. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Кызылского районного суда от 11 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство здравоохранения Республики Тыва, Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ГУ - РО ФСС РФ по РТ).

Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 9 сентября 2021 года иск удовлетворён частично. Установлен факт осуществления Ондаром А.Д. в период с мая по октябрь 2020 года работы водителя скорой медицинской помощи в составе врачебной бригады по оказанию медицинской помощи больным с коронавирусной инфекцией. Постановлено обязать Министерство здравоохранения Республики Тыва и ГБУЗ РТ «Кызылская центральная районная больница» произвести Ондару А.Д. выплату суммы, подлежащей начислению в качестве стимулирующей части заработной платы за дополнительную нагрузку по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией с мая по октябрь 2020 года в размере 181 033, 29 руб. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части иска, в том числе требования к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва, отказано.

Не согласившись с решением, представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Тыва по доверенности Сам А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением прав и законных интересов Министерства здравоохранения Республики Тыва. Указывает, что письмо Минздрава России от 21.05.2020 г. № 16/И/1-6965 с разъяснениями по вопросам применения Постановлений Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415, от 12.04.2020 г. № 484, которым суд обосновал свое решение, не проходило государственную регистрацию в Минюсте РФ в установленном законом порядке, в связи с чем, не должно применяться, поскольку не содержит правовых норм и разъяснения в нём не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативным правовым актом, по своей природе носит рекомендательный характер, направленный на разъяснение положений нормативного акта. Ондар А.Д. занимает должность водителя врачебной амбулатории с дневным стационаром сельского поселения сумон Сукпакский, которая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 не входит в перечень должностей медицинских работников медицинских организаций, работа в которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера. В его должностные обязанности не входит оказание медицинской помощи пациентам, он не контактирует с пациентами с подтверждённым диагнозом Covid-19, его работа не связана с биоматериалами, заряжёнными Covid-19. Ввиду отсутствия подразделения службы скорой медицинской помощи в ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» получение водителями автомобилей выплаты стимулирующего характера не предусмотрено. Юридически значимым обстоятельством по делу является характер выполняемой медицинским работником трудовой функции. При привлечении водителей амбулатории с дневным стационаром сельского поселения сумон Сукпакский для работы в составе бригады скорой медицинской помощи руководством ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» должен был принят временный внутренний локальный нормативный акт о временном изменении занимаемой должности водителей, подпадающим в перечень должностей медицинских организаций, работа которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера, согласно приказу Минздрава Республики Тыва от 01.05.2021 г. № 527/пр/20, чего сделано не было. Приказом Минздрава Республики Тыва от 01.05.2021 г. № 527/пр/20 утверждён перечень должностей медицинских организаций, согласно которому должность «водитель скорой медицинской помощи» включена в перечень должностей, который даёт право на установление выплат стимулирующего характера. В связи с чем у Министерства здравоохранения Республики Тыва нет правовых оснований оплатить стимулирующие выплаты Ондару А.Д. Кроме того, постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 признано утратившим силу с 01.11.2020 г., в силу чего министерство не имеет полномочий производить выплаты стимулирующего характера; взыскание данных выплат в пользу Ондара А.Д. за период с апреля по октябрь 2020 г. выйдет за рамки требований законодательства.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Тыва Сам А.А., представитель ГБУЗ РТ «Кызылская центральная районная больница» Ховалыг Ч.А. поддержали апелляционную жалобу, просили её удовлетворить.

Прокурор Ооржак С.А. и истец Ондар А.Д. просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель ответчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ Монгуш Ш.С., просила принять решение на усмотрение судебной коллегии.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» и Ондар А.Д. состоят в трудовых отношениях, что подтверждается приказом от 20.05.2020 г. № 161-л/с о принятии Ондара А.Д. с 19.05.2020 г. на должность водителя во врачебную амбулаторию с дневным стационаром сельского поселения сумон Сукпакский ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» (л.д. 9), трудовым договором от 20.05.2020 г. № 84 (л.д. 10-12).

Сторонами по делу не оспаривалось, что в структуре ГБУЗ «Кызылская ЦРБ», в том числе и во врачебной амбулатории с дневным стационаром сельского поселения сумон Сукпакский отсутствует подразделение службы скорой медицинской помощи.

Также сторонами не ставилось под сомнение, что выезды на дом по вызовам граждан осуществлялись на автомашинах, принадлежащих ГБУЗ «Кызылская ЦРБ» и под управлением водителей, входящих в штат данного медицинского учреждения.

11.01.2021 г. на имя главного врача ГБУЗ «Кызылская ЦРБ» Д. заместителем межрайонного прокурора внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по результатам прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что в 2020 году водителям ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» стимулирующие выплаты в связи с обслуживанием вызовов в составе медицинских бригад лиц больных коронавирусной инфекцией или подозрением на неё в условиях распространения коронавирусной инфекции не выплачены (л.д. 13-15).

11.01.2021 г. и 09.03.2021 г. главным врачом были даны ответы, согласно которым в постановлениях Правительства РФ № 415, № 484 должность водителя хозяйственного отделения не входит в перечень должностей медицинских организаций, работа в которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера, в связи с чем, стимулирующие выплаты не выплачивались (л.д. 16). Вопрос включения водителей медицинской организации в список получателей выплат неоднократно поднимался на уровне Министерства здравоохранения Республики Тыва, дана рекомендация по переводу должности «водителя автомобиля» на «санитар-водитель автомобиля скорой медицинской помощи». В связи с отсутствием в медицинской организации структурного подразделения скорой медицинской помощи перевод водителей и переименование должности не представляется возможным. Законных условий для осуществления выплат стимулирующего характера водителям медицинской организации не имеется. При первых случаях заражения водителей направлялись заявки для осуществления дополнительных гарантий, однако Фондом социального страхования по Республике Тыва отклонялись на основании того, что наименование должности водителя не соответствует наименованию, приведенному в Указе Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 (л.д. 17).

Приказом ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» от 02.05.2020 г. № 107/а утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (л.д. 68-74).

В приложении к названному Положению приведён перечень наименований подразделений и должностей медицинских работников ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ», работа в которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера. Должность водителя в данный перечень не была включена.

Приказом ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» № 200 от 23.09.2020 г. «О создании врачебной специализированной бригады для проведения противоэпидемических мероприятий в очагах больных с COVID-19» был утверждён состав врачебно-сестринской специализированной бригады, утверждён состав водителей, обеспечивающих выезд специализированных бригад на вызов, в число которых вошёл и водитель Ондар А.Д. (л.д. 75-80). Ондар А.Д., в частности, был включён в состав специализированной врачебно-сестринской бригады терапевтическая ВА с. Сукпак (л.д. 77). В соответствии с табелями учёта рабочего времени Ондар А.Д. с 19 мая по октябрь 2020 года исполнял трудовые обязанности по 8 часов в день с понедельника по пятницу.

В судах первой (л.д. 60-62) и апелляционной инстанций представитель ответчика ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» Ховалыг Ч.А. подтвердила факт выполнения водителем Ондаром А.Д. с 19 мая по октябрь 2020 года в составе врачебной бригады работы по перевозке больных коронавирусной инфекцией, а также биоматериала, полученного от заразившихся граждан. Ондар А.Д. в судах обоих инстанций показал, что в период с мая по ноябрь 2020 года выезжал с врачами на вызовы, которые осуществляли забор биологического материала, обслуживали больных, возил заразившихся граждан в больницы (л.д. 60-62).

То есть, до вынесения приказа от 23.09.2020 г. Ондар А.Д. фактически уже выполнял трудовые функции, связанные с выездом врачебной бригады к больным коронавирусной инфекцией.

Согласно п. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации.

Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурной реорганизации производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 ТК РФ).

Из трудового договора, заключённого с Ондаром А.Д. и его должностной инструкции не следует, что он обязан выполнять работу водителя скорой медицинской помощи. Доказательств заключения дополнительного трудового договора или иного соглашения, на основании которых Ондару А.Д. вменялись бы обязанности водителя скорой медицинской помощи, суду также предоставлено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу статьи 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.

В силу части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Судебная коллегия констатирует, что стороны признали тот факт, что, несмотря на отсутствие в штатном расписании ЦРБ должности водителя скорой медицинской помощи или должности санитара-водителя скорой медицинской помощи, Ондар А.Д. в период с 19 мая по октябрь 2020 года фактически осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя скорой медицинской помощи в составе врачебной бригады по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

При изложенных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о необходимости установления факта осуществления Ондаром А.Д. указанной трудовой деятельности.

В силу абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ).

Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

С целью поддержки медицинских работников, работающих в особых условиях труда, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения, Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 N 415 (действовавшее до 01.11.2020 г.), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 названного постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

Согласно пункту 3 Правил, утверждённых постановлением № 484, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Подпунктом "а" пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, водителям скорой медицинской помощи - 25000 рублей в месяц.

Из буквального толкования пункта 11 Правил N 484 следует, что категории медицинских работников, имеющих право на получение стимулирующих выплат, ограничены врачами, средним медицинским персоналом, младшим медицинским персоналом и водителями скорой медицинской помощи.

Установив факт привлечения к трудовой деятельности Ондара А.Д. в качестве водителя скорой медицинской помощи в составе врачебной бригады для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, суд первой инстанции пришёл к выводу, что у Ондара А.Д. в связи с этим возникло право на получение выплаты стимулирующего характера за период с мая по октябрь 2020 года в размере 181 033 руб. 29 коп.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку право на получение стимулирующих выплат у Ондара А.Д. возникло в связи с осуществлением в период с 19 мая по октябрь 2020 года в составе врачебной бригады работы в качестве водителя, когда он имел постоянный непосредственный контакт с лицами, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 или существовал риск её обнаружения, что в свою очередь влекло за собой риск заболевания указанным инфекционным заболеванием и у Ондара А.Д., как лица, непосредственно контрактовавшего с пациентами во время их перевозки или в ходе транспортировки биологических материалов, полученных медицинскими работниками в ходе забора их у пациентов на дому, а значит также контактировавших с больными или потенциально больными гражданами.

Судебная коллегия также исходит из того, что Ондар А.Д., чья деятельность была непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией и который выполнял те же функции что и водители специализированных бригад скорой медицинской помощи, не может быть лишён выплат, предусмотренных п. 11 вышеуказанных Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 г. N 484.

Доводы жалобы о том, что занимаемая Ондаром А.Д. должность водителя не входит в Перечень должностей, имеющих право на стимулирующую выплату, были предметом обсуждения в суде первой инстанции, правильно признаны необоснованными ввиду установления факта работы Ондара А.Д. в должности водителя скорой медицинской помощи в составе врачебной бригады по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Судом проверен и признан обоснованным расчёт выплаты стимулирующего характера, представленный истцом, согласно которому за период с мая по октябрь 2020 года размер выплаты Ондару А.Д. составил 181 033 руб. 29 коп.: за май 2020 г. - 18 306,74 руб., с июня по октябрь 2020 г. по 32 545,31 руб. ежемесячно (л.д. 19-24). Ответчиками данный расчёт не оспаривался.

Ссылку представителя ответчика Сам А.А. в суде апелляционной инстанции на то, что в некоторых случаях выяснялось, что в расчётный период некоторые водители находились в отпусках, в связи с чем расчёты являлись неверными, судебная коллегия отклоняет как несостоятельную, поскольку в отношении истца Ондара А.Д. данных обстоятельств установлено не было.

Из представленных судебной коллегии табелей учёта рабочего времени следует, что с 19 мая по октябрь 2020 года Ондар А.Д. работал постоянно, в отпуске не находился. Доказательств того, что в какой-то из дней в этом периоде он не контактировал с больными гражданами в ходе работы, суду предоставлено не было, наоборот представитель работодателя подтвердил в суде апелляционной инстанции выполнение работы в составе выездной медицинской бригады в указанные в табеле учёта рабочего времени дни.

Между тем в силу п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит изменению в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Устанавливая в резолютивной части решения период работы истца в составе медицинской бригады «с мая по октябрь 2020 года», суд первой инстанции фактически включил данный месяц в полном объёме в трудовой стаж истца, тогда как это не соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, поскольку к исполнению обязанностей водителя в ЦРБ он приступил с 19 мая 2020 года и именно с этого времени участвовал в работе выездной медицинской бригады.

В этой связи в абзацах втором, третьем резолютивной части решения словосочетание «с мая» подлежит замене на словосочетание «за период с 19 мая».

Оценивая доводы жалобы о невозможности взыскания с ответчика Министерства здравоохранения Республики Тыва в пользу истца стимулирующих выплат, судебная коллегия исходит из следующего.

Как было отмечено ранее, пунктом 3 Правил закреплено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

В силу пункта 12 Правил локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Пунктом 10 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, также было закреплено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов РФ по организации оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованном соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 15.05.2020 г. № 528пр/20 «Об утверждении порядка осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам, из групп риска заражения новой коронивирусной инфекцией» медицинской организацией ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» вынесен локальный нормативный акт - приказ от 02.05.2020 г. № 107/а «Об утверждении Положения об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (л.д. 68-74).

В приложении к названному Положению имеется перечень наименований подразделений и должностей медицинских работников ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ», работа которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера. В числе наименований должностей, работа в которых предполагает выплату стимулирующих выплат, должность водителя не была указана ни в одном из пунктов приложения к приказу.

В утверждённом Положении предусмотрен порядок и условия осуществления дополнительных выплат стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (пункт 2.2 раздел 2).

Так, пунктами 2.3-2.7 предусмотрено, что заведующие отделениями структурных подразделений ежемесячно представляют на имя главного врача информацию о медицинских работниках, представленных к оплате стимулирующих выплат (список работников, фактические данные о выполнении работы каждого работника индивидуально). Комиссия рассматривает представленные заявки, принимает решение об оплате стимулирующих выплат в форме протокола. Отделом кадров на основании протокола комиссии составляется табель учёта рабочего времени. Исполняющий обязанности врача по экономическим вопросам на основании табеля учёта рабочего времени оформляет и направляет заявку в Министерство здравоохранения Республики Тыва до 27 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Фактическое осуществление выплаты стимулирующего характера происходит после согласования Министерством здравоохранения Республики Тыва заявки о начислении выплат стимулирующего характера.

Совокупность перечисленных норм права и содержание локальных актов, принятых ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» указывает на то, что Правительство РФ возложило непосредственно на медицинские организации обязанность по выплате стимулирующих выплат.

То есть, как верно указано апеллянтом в жалобе, Министерство здравоохранения Республики Тыва непосредственно вопросами выплат не занималось, а лишь перенаправляло в ЦРБ поступавшие в виде субвенций из федерального бюджета денежные средства.

Формирование списков работников, которым следует выплатить стимулирующие выплаты, направление заявок в Министерство здравоохранения Республики Тыва и непосредственное распределение и выдача стимулирующих выплат находились в ведении медицинского учреждения, то есть ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ». Доказательств направления заявок в Министерство ответчиком ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» суду предоставлено не было.

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Тыва положенных истцу Ондару А.Д. к выплате денежных средств является неверным, в вязи с чем решение суда в этой части также подлежит изменению.

Ссылка суда в обжалуемом решении на постановление Правительства РФ № 415 как на основание взыскания стимулирующих выплат судебная коллегия находит неверной, поскольку должность истца не даёт право на установление указанной выплаты стимулирующего характера. Такое основание предусмотрено в постановлении Правительства № 484. Между тем указанное нарушение не может, по мнению судебной коллегии, влечь отказ в удовлетворении заявленных исковых требований.

Помимо этого судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 и разъяснениями Министерства здравоохранения РФ, содержащимися в письме от 21.05.2020 N 16-3/И/1-6965, полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Временным порядком организации оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н (приложение N 2), на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе, скорую специализированную, медицинскую помощь возложена обязанность: обеспечить готовность медицинских организаций, оказывающих скорую помощь, к оперативному оказанию медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ, отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19. Определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Судебной коллегией представляется очевидным, что в современных условиях развития общества и коммуникаций комплектование выездных бригад скорой медицинской помощи без включения в их состав водителей автомашин, на которых бригады будут выезжать к больным коронавирусной инфекцией, делает практически неисполнимыми указанные в постановлениях Правительства РФ распоряжения.

В соответствии этим же Временным порядком руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций), оказывающие первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ), внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, обеспечив готовность указанных медицинских организаций к оказанию им медицинской помощи, отбору биологического материала для исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19; организовывают работу медицинских организаций с приоритетом оказания первичной медико-санитарной помощи на дому пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также пациентам из группы риска, указанных в подпункте "а" пункта 8 приложения N 12 к настоящему приказу (далее - пациенты из группы риска); организовывают оснащение медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, транспортом, в том числе немедицинским, с целью доставки медицинских работников к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа и новой коронавирусной инфекции COVID-19 для оказания им медицинской помощи и к пациентам из группы риска для осуществления диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому, а также доставки лекарственных препаратов и перевозки биологических материалов для лабораторных исследований.

Руководители медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, обеспечивают использование транспорта, в том числе немедицинского, с целью доставки медицинских работников к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, гриппа и новой коронавирусной инфекции COVID-19 для оказания им медицинской помощи и к пациентам из группы риска для осуществления диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому, а также доставки лекарственных препаратов и перевозки биологических материалов для лабораторных исследований.

В письме Министерства здравоохранения РФ от 17.05.2020 N 16-3/И/1-3061 указано, что в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, руководитель организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и при необходимости (в том числе при перепрофилировании) осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников. Таким образом, должности всех медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, подлежат включению в перечень должностей медицинских работников, имеющих право на выплаты стимулирующего характера.

Между тем, руководство ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ», заведомо зная, что в структуре вверенного медицинского учреждения не имеется подразделения скорой медицинской помощи, мер к созданию такого подразделения не предприняло, в том числе и путём перепрофилирования одного из своих структурных подразделений и не осуществило перераспредление функциональных обязанностей подчинённых работников, включая и обязанности водителей, чтобы в дальнейшем водители имели правовую возможность получить стимулирующие выплаты за выполненную работу в составе выездных медицинских бригад.

Министерство здравоохранения Республики Тыва в соответствии положением о Министерстве здравоохранения Республики Тыва (утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 228) является органом исполнительной государственной власти Республики Тыва, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, демографического развития республики.

Министерство осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении подведомственных учреждений. ( п. 1.5 Положения)

В рамках закреплённых предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями: подготавливает предложения по совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья населения, разрабатывает проекты нормативных правовых актов Республики Тыва по вопросам, находящимся в компетенции Министерства; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание Министерства, подведомственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций; формирует в установленном действующим законодательством порядке бюджетные заявки на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из республиканского и федерального бюджетов; финансирует в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение, осуществляет меры по целевому и эффективному использованию выделенных средств; оказывает организационно-методическую помощь органам исполнительной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления Республики Тыва, подведомственным организациям по вопросам, находящимся в компетенции Министерства; согласовывает штатные расписания и структуры подведомственных учреждений; организует оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Республики Тыва.

Несмотря на известный Министерству здравоохранения Республики Тыва факт отсутствия в ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» подразделения скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, в условиях массового распространения на территории республики новой коронавирусной инфекции и известного ввиду обращения ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» (письмо за исх. № 266 от 08.07.2020 г.) факта включения водителей автомобилей, не являющимися водителями скорой медицинской помощи, в состав выездных бригад по осуществлению забора биоматериалов на новую коронавирусную инфекцию у населения Кызылского района, Министерство должных конкретных мер по оказанию организационно-методической, правовой помощи подведомственному учреждению по разъяснению порядка издания приказов, перераспредлению функциональных обязанностей водителей и правильного (правомерного) указания в локальных нормативных документах наименования должностей водителей в составе выездных бригад в соответствии Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздравом России от 20.12.2012 N 1183н не предприняло.

Также не организовало предоставление организационно-методической и правовой помощи медицинскому учреждению по составлению временного (на период распространения новой коронавирусной инфекции) штатного расписания и структуры подведомственного учреждения с наименованием должностей в соответствии Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздравом России от 20.12.2012 N 1183н, в дальнейшем не согласовало их.

Между тем, по мнению судебной коллегии, непринятие ответчиком ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» временного внутреннего локального нормативного акта о временном перераспредлении функциональных обязанностей водителей, работа по выполнению которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера, правового значения не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для лишения конституционного права Ондара А.Д. на получение социальных гарантий.

Апеллянт фактически не соглашаясь с разъяснениями, приведёнными в письме Министерства здравоохранения Минздрава России от 21.05.2020 г. № 16/И/1-6965, считает, что данные разъяснения носят рекомендательный характер и необязательны для исполнения, при этом, сведений об отзыве этого письма Минздравом России не имеется, доводы апеллянта в указанной части подлежат отклонению, как не влияющие на существо рассматриваемого дела.

Судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований истца к Государственному учреждению – региональному отделению ФСС РФ по Республике Тыва исходя из того, что в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415, стимулирующие выплаты производились медицинскими организациями за счёт средств, предоставляемых Министерству здравоохранения Республики Тыва, а с 01.11.2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 г. № 1762 полномочия по выплате специальных выплат переданы территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, регламентирующих спорные отношения в исследуемый период времени.

Доводы сторон о том, что ни в распоряжении медицинского учреждения, ни в распоряжении Минздрава Республики Тыва не имеется денежных средств на выплату стимулирующих выплат, судебная коллегия считает несостоятельными в силу того, что отсутствие денежных средств не может являться самостоятельным и уважительным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований или основанием от освобождения обязанности выплатить причитающиеся денежные средства в установленном порядке. Помимо этого ответчик ГБУЗ РТ «Кызылская ЦРБ» не лишён права обратиться за стимулирующими выплатами в установленном законодательством порядке.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 9 сентября 2021 года изменить:

В абзаце втором резолютивной части решения словосочетание «с мая» заменить на словосочетание «за период с 19 мая».

Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Кызылская центральная районная больница» произвести Ондару А.Д. выплату суммы, подлежащей начислению в качестве стимулирующей части заработной платы за дополнительную нагрузку по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией за период с 19 мая по октябрь 2020 года в размере 181 033 рубля 29 копеек в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Абзац четвёртый резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «В удовлетворении остальной части исковых требований отказать»

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке через Кызылский районный суд Республики Тыва в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трёх месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 января 2022 года

Председательствующий

Судьи